Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»
методическая разработка по теме

Пискова Наталья Анатольевна

Цель:Уточнить знания педагогов о жанрах русского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_probeg_na_rmo_27.11.2013.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»

Цель: уточнить и расширить знания воспитателей о жанрах русского фольклора.

Фольклор – уникальное средство, которое учит детей радоваться красоте и силе русского языка, воспитывает, развивает и обучает.                                                                                                                   1.Назовите жанры фольклора. (Варианты ответов: потешки, прибаутки, сказки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, дразнилки, докучные сказки, колыбельные, народные песни, народные игры, былины, легенды, предания, исторические песни, балладные песни, частушки, припевки, народные приметы и др.                                                                                       2.Назовите типы русских сказок. (Варианты ответов: сказки о животных, бытовые, волшебные, докучные)                                                                                                                                                                      3 Назовите наиболее часто встречаемых персонажей (героев) русских народных сказок. (Варианты ответов: Иван, Иванушка – дурачок, Емеля, Иван – царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Лиса Патрикеевна, серый волк, заяц и др.)                                                                   4.Назовите, как обычно начинается русская сказка. (Варианты ответов: Жили – были…., В некотором царстве…., На море – океане…., Было у старика…., У одного (одной)…., Жил – поживал…. И т.д.).                                                                                                                                                             5. Назовите, как обычно заканчивается русская сказка. (Варианты ответов: Вот и сказке конец…., И теперь живут, хлеб жуют…., Стали жить – поживать да добра наживать…., Я там был, мед – пиво пил… и др.) «Волшебные сказочные предметы».                                                                       6.Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы (Варианты ответов: ковер – самолет, сапоги – скороходы, молодильные яблочки, скатерть – самобранка, меч – кладенец, гусли – самогуды, шапка – невидимка, волшебное зеркало, и др.)                                                                                     7. «Объясни словечко»                                                                                                                                                  Задача: нужно объяснить, что означает каждое старинное слово. 

Варианты старинных слов (в скобках – правильные ответы):

Дроля – … (ответ: милый, дорогой, любимый)

Живот –…. (ответ: жизнь)

Радеть –… (ответ: стараться, заботиться)

Седмица… – (ответ: неделя)

Палица… – (ответ: боевая дубина)

Сыть… – (ответ: еда, корм)

Жито… – (ответ: всякий хлеб в зерне или на корню)

Маклак… – (ответ: посредник, плут)

Пойло… – (ответ: питательное питье для скота)

Месяцеслов… – (ответ: календарь)

Вешний… – (ответ: весенний)

Хвороба… – (ответ: болезнь)

8. «Составь пословицу». Варианты пословиц (в скобках правильное продолжение пословицы):

Мал золотник,… (да дорог)

Лучше торговаться,… (нежели воровать)

Молодость без любви,… (как утро без солнца)

Не любить – горе,… (а влюбиться вдвое)

На родной сторонке,… (что на мягкой соломке)

Не давши слово, крепись,… (а давши – держись)

Речь – серебро,… (молчание – золото)

Не надобен и клад,… (коли в семье лад)

Делу время –… (потехе час)

Кончил дело –… (гуляй смело)

Хочешь есть калачи,… (не сиди на печи)

Любишь кататься –… (люби и саночки возить)

Не красна изба углами,… (а красна пирогами)

В гостях хорошо,… (а дома лучше)

Корми сына до поры –… (придет пора сын тебя покормит)

Что потопаешь,… (то и полопаешь)

Умел дитя родить –… (умей и научить)

Не тот родитель, кто родил,… (а тот, кто выкормил)

9.«Определи фольклорный жанр».

Задача: верно, определить представленные жанры фольклора.

Варианты:

(Пословицы).

Что посеешь, то и пожнешь.

Щи да каша – пища наша.

Делу время – потехе час.

(Загадки).

Хвост крючком, нос пятачком.

Стоит Антошка на одной ножке.

Железный конь скачет в огонь.

(Считалка).

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

(Скороговорка).

Дали Клаше

Каши с простоквашей.

Ела Клаша

Кашу с простоквашей.

(Потешка).

Ой, ду – ду, ду – ду, ду- ду…

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала:

- На – ка, милый пастушок,

Ты спеши – ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашку варить,

Сашу кашкой кормить. 

(Частушка).

Что же делать, маменька,

Что родилась маленька.

Что же делать, родненька,

Хоть мала, да родненька!

(Загадки).

Хвостом виляет, зубаста, а не летает.

В огне не горит, в воде не тонет.

Пятак есть, а ничего не купит.

(Колыбельная).

Баю – баю – баюшок,

Кладу Машу на пушок –

Ну пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать. 

(Закличка).

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

(Потешка).

Коза – хлопота

День – деньской занята:

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

(Скороговорка).

Дали Клаше

Каши с простоквашей.

Ела Клаша

Кашу с простоквашей.,

10. «Объясни, что означает народная примета».

Педагогам предлагается прослушать народные приметы и объяснить, что означает примета.

Варианты:

Выходить куда – либо в дождь …. (к благополучной дороге).

Локоть чешется …. (на новом месте спать).

Левая ладонь чешется… (к деньгам).

Прищемить одежду в дверях… (быть еще раз в этом доме).

Нож упал… (придет мужчина).

Давать другому булавку…. (к ссоре).

Чтобы не поссориться, подавая соль….. (нужно засмеяться).

Есть с ножа …. (быть сердитым).

Если двое зевают одновременно… (значит, им вместе водку выпивать). Кошка мордочку прячет…… (на холод).

Кукушка кукует ….( хорошая погода будет).

Пауки плетут паутину…..(будет сухая и холодная погода).

Не сметай со стола рукой …..(не будет достатка).
Поперхнулся за столом …..(гость спешит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический пробег

Играя - мы учимся сами....

Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»

Уточнить знания педагогов о жанрах русского фольклора...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ – ПУТЕШЕСТВИЕ

«Удивительные художественно-эстетические станции дошкольного учреждения»...

Деловая игра с педагогами "Педагогический пробег"

Деловая игра проводится с педагогами с целью развития профессиональной компетентности педагогов, их умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».

laquo;Изучайте фольклор, учитесь на нем.Без знания прошлого нет будущего»А.М.Горький....

Педагогический пробег: "Профессиональная культура педагога ДОУ: как избежать конфликтов с участниками образовательного процесса"

В предложенном материале рассматриваются: профессионально значимые качества педагога, взаимодействие с родителями (законными представителями), взаимодействие в коллективе....

Консультация для педагогов "Использование русского фольклора для эмоционального развития и укрепления физического и психического здоровья в работе с детьми раннего возраста"

в материале сдержится информация об использовании  русского  фольклора  для  эмоционального  развития  и  укрепления  физического  и  психическо...