семинар "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье"
методическая разработка по теме

Иванова Елена Александровна

Семинар состоит из двух занятий. На одном из которых педагоги знакомятся с документами "Декларация прав ребенка", "Конвенция о правах ребенка", на другом занятии обсуждают какие формы и методы работы с детьми и родителями можно использовать по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_zashchita_prav_i_dostoinstv.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье».

Занятие 1.

Знакомство с документами «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка»

Анализ анкет, «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку»

Цель: Познакомить педагогический коллектив с документами «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», структурой построения, содержанием статей.

Занятие 2.

Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав ребенка.

1. Формы и методы работы с родителями.

2. Системный подход к работе с детьми.

3. Особенности общения воспитателя с ребенком. Анализ теста «Определение характера взаимодействия воспитателя с детьми».

Цель: Продемонстрировать воспитателям формы и методы работы по теме. Развивать аналитические умения.

Предварительная работа.

1. Обсуждение методики  и формы проведения занятия.

2. Анкетирование воспитателей «Интенсивность общения воспитателя с родителями», тест «Определение характера взаимодействия воспитателя с детьми».

3. Подготовка конспектов занятий в разных возрастных группах:  «Вместе легче жить и работать»(ср.гр.)

«Мы все разные, но мы все равны» (ст.гр.)

«Ты и твое имя» (подг.гр.)

«Право на любовь» (подг.гр.)

4. Подбор наглядного материала (литературных произведений, иллюстраций)

5. Обзор методической литературы по изучаемой проблеме.

6. Составление альбома «Ребенок имеет право».

 

Занятие 1.

Знакомство с документами «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». Анализ анкет, «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку»

Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально – экономическая ситуация современного  мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного  вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: Как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашего общества существует не ДЕНЬ и не ГОД защиты детей, а ВРЕМЯ работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого  возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс  долгосрочный.

Теперь познакомимся с документами.

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Благополучие граждан России возможно в цивилизованном правовом государстве.

Проблеме охраны детства и здорового развития на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Она рассматривается в двух направлениях: социально – правовом и психолого – педагогическом.

Психолого – педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

Социально – правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав  ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением Международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 г.- в рамках лиги Наций Женевская декларация прав  ребенка.

1948 г.- Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 г.- Декларация прав ребенка.

1989 г.- Конвенция о правах ребенка.

1990 г.- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

В основу работы с детьми дошкольного возраста легли следующие документы:

РЕЗЮМЕ прав, определенный международной конвенцией ООн о правах ребенка (ЮНИСЕФ, Великобритания) (РЕЗЮМЕ – краткий вывод из сказанного)

1. Дети имеют право на воспитание  в семейном окружении, или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.(ст.9)

2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.(ст.24)

3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.(ст.26, 27)

4. дети имеют право на медицинский  уход.(ст.24)

5. Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение (ст.23)

6. Дети имеют право на отдых (ст.31)

7. Дети имеют право на бесплатное образование (ст. 28)

8. дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению (ст.19)

9. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.(ст.30)

10. Дети не должны использоваться в качестве рабочей силы. (32)

11. дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов (ст.12, 13, 15).

Таким образом, Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и представление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции  о правах ребенка.

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы (вводной разъясняющей части международного договора, закона) и 54 статей. Детализирующих индивидуальные права каждого человека до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

- воспитание,

- развитие,

- защиту,

- активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства – участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1), ребенок имеет право свободно выражать свое мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1), государства – участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п.1)

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична. Так. Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая  сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося  о ребенке (ст.19, п.1), признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31, п.1), признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32,п.1)

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.27, п.1)

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме,

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Орг. Объед. Наций,

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой проживает ребенок, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной,

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а так же лицами из числа коренного населения,

д) воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции все государственные структуры, в том числе Учебно – воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42)

Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высокого социально – нравственного и педагогического значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье.

Информация для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1.   Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.2.   Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день....

«Правовая деятельность по защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду».

  Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в п...

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье. "Я - ребёнок, Я - имею право!"

Памятка составлена для родителей. В ней рассказано как надо себя вести с ребёнком в трудной ситуации, как помочь ему.  Можно найти ответ на вопрос "можно ли наказывать ребёнка?" , найти...