Главные вкладки

    Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.
    статья по теме

    В статье описываются результаты  изучения компетености педагогов в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста и система методической работы по созданию условий обеспечивающего целенаправленность педагогического процесса по реализации задач социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_3.docx21.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система методической работы по повышению профессиональной  компетентности педагогов в социально-личностном  развитии детей дошкольного возраста.

    Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

    Проблема социально - личностного становления дошкольников изучалась в различных  направлениях. Вопросы общения и межличностного взаимодействия  детей в социуме рассматривались  под руководством Т. А. Репиной (работы Т. В. Антоновой, Р. А. Иванковой, А. А. Рояк, Р. Б. Стеркиной). Развитие потребностей и мотивов  общения представлено в трудах М.И.Лисиной и ее сотрудников (А. В. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Годовикова). В работах исследователей показаны условия возникновения социальных мотивов поведения у детей дошкольного возраста (А. В. Запорожца, Я. З. Неверович), ценностных ориентации (Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Н.И.Непомнящая, Н.Ежкова). В отечественной науке имеется достаточное число теоретических разработок, концепций, программ                            (Козлова С. А., О. Князева, Л. В. Коломийченко) социально-личностного развития дошкольника.

    Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, позволил выявить противоречия между: требованиями общества к оперативному решению вопросов защиты детства и существующим реальным уровнем подготовки педагогов к осуществлению осознанного и полноценного социально-личностного развития ребенка в период детства; наличием научных разработок по реализации социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и недостаточностью  их практической реализации; необходимостью педагогической работы по  социально-личностному развитию ребенка и недостаточной обоснованностью условий, способствующих успешности  осуществления социально-личностного развития в дошкольном образовательном учреждении.

    Обеспечить развитие необходимых для реализации задач социально-личностного развития дошкольника профессиональных знаний, умений, навыков педагогов можно в условиях организации системы методической работы, построенной на диагностической основе.

      С целью выяснения состояния проблемы в ДОУ было предпринято комплексное изучение компетентности педагогов в вопросах социально-личностного развития  дошкольника в процессе наблюдений, анкетирования, самоанализа собственной деятельности, анализа календарных планов воспитательно-образовательной работы.

    Результаты  обследования  компетентности педагогов  по проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста выявили ограниченность понимания сущности данной работы с детьми, недостаточность владения методами и приемами осуществления социально-личностного развития: приоритет отдается репродуктивным методам, способствующим наращиванию знаний детей и  не формирующим навыки использования этих знаний в ситуациях взаимодействия с социумом.  

    Личностно-ориентированный подход к взаимодействию с дошкольниками является одним  из важных условий социально-личностного развития дошкольников. Однако анализ взаимодействия педагогов с детьми свидетельствует об авторитарных подходах  некоторых  из них. Отмечаются сложности установления личностно-ориентированного взаимодействия: недостаточный учет индивидуальных особенностей, редкая возможность самостоятельного выбора детьми занятий по интересам,  ограничение детской активности и инициативы, порицания, запрещения, доминирование педагога над детьми и т.д.

    Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы показал, что ориентация на отдельные парциальные программы, технологии в процессе социально-личностного развития дошкольников (Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников  с социальной действительностью» и др.)  зачастую приводит к перегрузке содержания, к усложнению воспитательных задач. Отсутствие элементов региональной культуры в некоторых из программ приводит к  ограничению краеведческого материала,  делает содержание работы с детьми отстраненным от конкретных ценностей ближайшего окружения, нарушает принцип доступности и близости информации социальному опыту ребенка.

    Результаты комплексного изучения деятельности педагогов выявили несовершенство процедуры отслеживания результатов социально-личностного  развития. Поскольку в стандартах дошкольного образования содержание этого раздела рассредоточено по разным видам деятельности, в практике работы обнаруживается несостоятельность воспитателей в определении целей и задач, показателей, критериев оценки, уровней социально-личностного развития.

    Диагностика социально-личностного развития детей, осуществляемая в процессе бесед, наблюдений за характером общения дошкольников со взрослыми и сверстниками  показала преобладание когнитивной сферы, т.е. знания у детей сформированы, однако в ситуациях взаимодействия с социумом дошкольники руководствуются ими не всегда. Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточности использования педагогами методов, средств, форм организации, способствующих активизации чувств, эмоций, поведения детей в различных видах деятельности и жизненных ситуациях.

    Таким образом, в результате  изучения состояния проблемы  социально-личностного развития детей дошкольного возраста в нашем ДОУ нами выявлены ряд проблем: - низкий уровень компетентности педагогов в теории и методике социально-личностного развития дошкольников; - преобладание когнитивной сферы  у детей дошкольного возраста; - отсутствие  системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по вопросам  социально-личностного развития дошкольников.

    Таким образом, необходимость разработки системы методической работы по повышению профессиональной  компетентности педагогов в социально-личностном развитии детей в нашем ДОУ, обусловлена актуальностью данной проблемы, недостаточным уровнем ориентации педагогов в вопросах теории и методики осуществления социально-личностного развития детей дошкольного возраста. 

    В результате выявленных проблем система методической работы  осуществлялась в  следующих направлениях:

    1.Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах социально-личностного развития дошкольников.

    2.Организация условий обеспечивающего целенаправленность педагогического процесса по реализации задач социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.

      Содержание методических форм работы с педагогами  с целью совершенствования знаний в области теории и методики социально-личностного развития направлялась на конкретизацию понятий «социально-личностное развитие ребенка», «социально-личностная компетентность ребенка старшего дошкольного возраста», «педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка», выделение критериев и показателей социально-личностного развития ребенка в период детства, определение оптимальных путей и условий  его реализации.

        Разработанная нами система методической работы реализовывалась  трёх взаимосвязанных блоках: мотивационный блок; когнитивный блок; практический блок, что раскрывает сущность компетентностного подхода в образовании и позволяет влиять на качество управления  воспитательно-образовательным  процессом.

     В мотивационный блок включалась  работа, направленная на осознание воспитателями  необходимости пересмотра содержания, методов, приемов воспитательно-образовательной работы с детьми по социально-личностному развитию с учетом уровня развития, личностных особенностей ребенка; анализа собственных трудностей в организации  взаимодействия с детьми и семьями воспитанников,  формирование установки на реализацию принципов личностно-ориентированного подхода. Данная цель решалась  через такие формы методической работы как самоанализ педагогами ДОУ работы по социально-личностному развитию (работа с детьми, родителями, система планирования), самоанализ взаимодействия с детьми в образовательном процессе.  

    На данном этапе с педагогами ДОУ  была проведена  лекция – диалог «Сущность социально-личностного развития ребенка в современных условиях развития общества», где рассматривалась актуальность данной проблемы, направления работы  по социально-личностному развитию в условиях ДОУ.  

    Целью когнитивного блока являлось формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике работы с детьми по социально-личностному, социально-эмоциональному развитию, специфике  взаимодействия общественного и семейного воспитания в данном  процессе.

    Данная цель  реализовывалась в ходе проблемного семинара по теме: «Современный подход к развитию социально-личностных представлений у детей дошкольного возраста», где рассматривались формы и методы, психолого-педагогические основы формирования  социально-личностных представлений у детей дошкольного возраста.

    В рамках  круглого стола педагогами осуществлялся обзор и анализ современных программ  социально-личностного развития дошкольников. В результате, педагоги ДОУ сошлись во мнении, что программа С. В. Алешиной «Ознакомление с окружающим и социальной действительностью» наиболее соответствует условиям, целям, задачам работы ДОУ. Данная технология легко интегрируется с содержанием комплексной программой «Радуга»                              Т. Дороновой, при этом не требуется  выделения в сетке  отдельного занятия по данному разделу. Все осуществляется в рамках работы по ознакомлению с окружающим.

    Для педагогов ДОУ организовывались консультации по темам:  «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с  целями и задачами социально-личностного развития детей дошкольного возраста», «Гуманистический личностно-ориентированный подход к организации общения с ребенком». В рамках консультации по теме «Гуманистический личностно-ориентированный подход к организации общения с ребенком» осуществлялась активизация знаний педагогов по проблеме гуманизации педагогического общения, обсуждалась проблема поиска новых путей и подходов к воспитанию и обучению дошкольников. Высказывались   мысли  о том, что существующий подход  ребенку, как к объекту педагогических воздействий в настоящий момент не дает позитивных сдвигов в развитии и  только общение «на равных» способствует формированию инициативности, самостоятельности, свободы в выражении своих мыслей, что является важным условием эффективности социально-личностного развития воспитанников.

    Практический блок включал  в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками изучения особенностей и  уровня социально-личностного развития воспитанников; организации педагогически целесообразного общения с воспитанниками, овладение технологией реализации задач социально-личностного развития; навыка планирования и прогнозирования своей деятельности.

    Реализация поставленных на данном этапе задач методической работы осуществлялась в процессе практикума по теме: «Диагностика уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста», где рассматривались показатели социально-личностного развития воспитанников по возрастным группам, обсуждались методики диагностики. В результате педагогами ДОУ были разработаны  диагностические карты по социально-личностному развитию воспитанников.

    В процессе организации  взаимопосещений в рамках проблемы социально-личностного развития дошкольников педагогами ДОУ осуществлялось практическое освоение методов и приемов  работы с детьми в данном направлении.

    В ходе мастер-класса воспитатели обменялись практическими наработками по организации уголков социально-личностного развития, разработке конспектов занятий, дидактических игр по социально-личностному развитию детей. Педагогами ДОУ был представлен опыт работы по проблеме формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста,  по гражданскому воспитанию по теме «Роль сказки в формировании нравственно-патриотических представлений у детей дошкольного возраста»; разработан методический материал (перспективный план, конспекты занятий, дидактические игры) по проблеме полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста, формирования образа «Я» дошкольника.

    В рамках  проблемной  группы рассматривался вопрос                      «Оптимизация взаимодействия ДОУ с семьей по социально-личностному развитию дошкольников», обсуждалась вариативность форм организации работы с семьей, разрабатывались сценарии родительских клубов. Результатами  работы проблемной группы  явилось  издание газеты  для родителей «Ребенок в мире социальных отношений», реализация совместно с родителями проектов  «Мир моих увлечений», «История семейного альбома».

    Результатами методической работы, направленной на  повышение профессиональной  компетентности педагогов в социально-личностном  развитии детей дошкольного возраста выступают следующие показатели:

    - повышение уровня развития профессиональной компетентности педагогов по освоению способов социально-личностного развития воспитанников;

    -  создание в методическом кабинете информационной базы о методиках осуществления мониторинга деятельности педагогов по реализации социально-личностного развития дошкольников (анкеты, вопросы к самоанализу, карты наблюдений) и разработка методических рекомендаций по организации педагогической деятельности  по основным направлениям и разделам социально-личностного развития воспитанников;

    - разработка методического и диагностического материала по социально-личностному развитию воспитанников (диагностические методики, перспективные планы, конспекты занятий, дидактические игры и наглядные пособия).

    Таким образом, методическая работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к осуществлению социально-личностного развития воспитанников способствовала повышению уровня социально-личностного развития воспитанников, смещению акцентов с когнитивной сферы на поведенческую, актуализировала потребность педагогов  в профессиональном росте и саморазвитии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

    Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

    «Система работы педагога по развитию восприятия детей дошкольного возраста произведений искусств (музыкальных)»

    Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявл...

    Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "

    В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...

    Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

    Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

    Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

    В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

    «Методическая работа в ДОУ по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

    laquo;Методическая работа в ДОУ по развитию эмоционального интеллекта удетей дошкольного возраста»...