" Духовно- нравственное воспитания дошкольников в современных условиях"
статья по теме

Клокова Елена Станиславовна

Я представляю работу о  путях и способах работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 10.06. – 15.06.2013г.

                                 2 сессия: 17. 06 . – 21. 06.2013 г.

Выполнила

Клокова Елена Станиславовна

Музыкальный руководитель

 МДОУ ЦРР д.с № 455

  1.         Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности:

 Наша страна переживает не простые времена , а  изменения в социально – экономических процессах, неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Для того чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономическое развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых  важное  значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и  в  документах, регламентирующих  их деятельность.

  Федеральный закон РФ об образовании предполагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение,

гражданственность, патриотизм и т. д.

ФГТ к структуре образования установило нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней определяются основные направления развития детей:  познавательно – речевое, физическое, художественно – эстетическое, социально – личностное , и образовательные области :              

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Именно работа по всем этим направлениям приведёт  к духовно- нравственному развитию.           Важнейшей целью духовно – нравственного развития и воспитания современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, определенных в федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе, является воспитание, социально – педагогическая поддержка, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.   


Анализ недостатков в   результатах:

 Но подрастающее поколение, к сожалению всё меньше интересуется отечественной культурой, забывает русский фольклор, народные игры, традиции, песни, праздники.  Можно проследить отрицательную  динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники не владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, не могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, не видят состояние других людей,  не проявлять отзывчивость. Педагоги стали чаще обращать внимание на то, что в поведении детей, по  отношению  к друзьям, родителям, воспитателям прослеживается грубость, невнимание, злость, жестокость.

Всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются не лучшие образцы морали и нравственности. Доброта и милосердие ценятся гораздо ниже, чем сила, хитрость, жестокость, наглость. Наблюдается  разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Совместные прогулки с родителями, семейные игры и даже книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и монитор компьютера, а мультфильмы, которые любят смотреть наши дети, не всегда учат нравственности, то же  самое можно сказать и о современных компьютерных играх, в которых часто имеет место насилие. Родители озабочены чаще всего подготовкой детей к школе. На второй план отходят, развитие духовности и нравственности. А ведь именно дети это   будущий «человеческий капитал», , залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растёт гражданин. Нравственное воспитание в современной семье сейчас почти отсутствует.  Первыми помощниками родителей в этом непростом деле должны стать воспитатели.

 В образовательном процессе: 

Анализ работы ДОУ по  духовно – нравственному воспитанию показал , что она недостаточна .Отсутствует программа  духовно – нравственного воспитания, в календарно - тематическом планировании мало тем посвящённых  этому направлению. Немного и специальной методической  литературы. Воспитатели не имеют необходимые теоретические  знания для работы по этой теме.   Явно не хватает разработок развлечений и  массовых мероприятий. Не достаточно информированы родители о важности нравственного развития ребёнка. Было проведено анкетирование родителей по значимости нравственного воспитания в ДОУ. Только 35% родителей считали, что это необходимо и проявили готовность к сотрудничеству с педагогическим  коллективом. Остальные родители даже затруднялись назвать  основные нравственные понятия.

В условиях:

В  детском саду. недостаточно организовано  предметно-развивающееся пространство для духовно – нравственного развития. В группах не оформлены уголки для детей с  использованы  элементов народной культуры. В уголках  мало представлено литературы нравственного содержания, педагогами подобрано  слишком мало  дидактических игр и пособий, которые помогут развивать в детях доброту, сопереживание, сочувствие. Не хватает консультативного материала для родителей.

        Нет картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок. Мало песен о дружбе, семье ,доброте .Нет видеоаппаратуры для просмотра фильмов и сюжетов , позволяющих развивать моральные качества у детей.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. 

В настоящее время в детском  саду  недостаточно сформирована система работы по проблеме духовно- нравственного воспитания .

Духовно- нравственное воспитание - это формирование духовного стержня  человека его внутреннего духовного мира,  который проявляется  в системе его эмоционально -  ценностных отношениях к окружающему миру и к самому себе. Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и  физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир. Духовный человек это тот , кто совершенствуя свой внутренний мир не забывает о нравственности, эмоциональной чуткости и отзывчивости, он способен к жалости , состраданию, любви к ближнему

Истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.

   Главной задачей детского сада  считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.

3.Описание новых образовательных результатов,  сформированных у

обучающихся.

Решение задач по духовно- нравственному воспитанию поможет дошкольнику стать:

- эмоционально отзывчивым, способным  чувствовать своё эмоциональное состояние и  эмоциональное состояние других людей

- восприимчивым  к  красоте  окружающего мира  (людей, природы),    эмоционально реагирующим  на произведения изобразительного

 искусства, музыкальные и художественные  произведения.

 - сопереживающим  персонажем сказок, историй и рассказов;

-  овладевший необходимыми умениями и навыками (проявляет интерес     к разным видам музыкальной деятельности)

- проявляющим  интерес к прошлому, настоящему, будущему своего города;

- имеющим первичные представления о себе, обществе, государстве, мире, семейных традициях, об обществе и его культурно- исторических ценностях, о государстве и своей принадлежности к нему

- способным  управлять своим поведением соблюдая общепринятые нормы и правила поведения

- понимающим разницу между добром и злом (« что такое хорошо, а что такое плохо»)

4.Характеристика  изменений в образовательном процессе   (содержании, средства обучения и воспитания, контроля).

Чтобы решить проблему духовно- нравственного воспитания нужно проводить работу в трёх направлениях: работе с детьми, с родителями и педагогами ДОУ. Необходимо  в тематическом планировании добавить больше тем  нравственного содержания.

Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:

- Прививать любовь к  ближнему.

- Воспитывать уважительное отношение к старшим

- Воспитывать в детях милосердие и сострадание

- Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.

- Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

- Развивать способность воспринимать и анализировать литературные и произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

- Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к  слушанию, лучших образцов классической, духовной и народной музыке

- Побуждать к проявлению творчества во всех сферах деятельности

 - Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Разрабатывая программу по духовно – нравственному воспитанию  не перегружать ребенка и следовать возрастным особенностям.

Содержание и формы работы с детьми:

Необходимо включить в календарно- тематическое планирование и  годовой план мероприятий:

  1. Ноды  по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.(«Дорогою добра», «Мир вокруг нас»)
    2. Экскурсии, целевые прогулки по городу. («Родная Самара», « Мы на Волге живём» и. т
    3. Тематические вечера досуги эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).(«Сказки  в творчестве русских поэтов», «Встреча музыки и живописи», «Звуки музыки»)
    4. Беседы с детьми о правилах поведения.(«О дружбе и друзьях», «Чистое сердце»)
    5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
    6. Этические беседы.(« Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и зло» )
    7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
    8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике. (Рассказы о животных, о дружбе, справедливости)
    9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
    10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
    11. Проведение праздников и развлечений совместно с родителями.

       (« День матери», « Богатырская сила», « Масленница»

       12. Посещение с родителями детских спектаклей  « Самарского             драматического театра» ( « Звуки музыки»)

       Работа  по направлению духовно–нравственного воспитания    дошкольников,  поможет детям понять другого человека, принять его таким, какой он есть,  научит жить в согласии с собой и совестью,

Основной проблемой в работе детского сада является недостаточная работа с   родителями, поэтому именно ей надо уделить особое внимание.

Формы работы с родителями:

-Родительские собрания на духовно-нравственные темы: ( « Семейные ценности», « Приобщение к труду в семье»)

-Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-Вечера вопросов и ответов: ( « Какой он, мой ребёнок?»)

- Проведение « Недели семьи» (обмен опытом воспитания между родителями.)

- Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);

- Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; (цикл занятий « Дерево добра»

- Индивидуальные консультации специалистов; (логопеда, психолога)

- Помощь родителей детскому саду «Сделаем наш сад красивым» (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Наглядные виды работы:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Формы работы с воспитателями:

- «Школа педагога» (изучение новых программ  и методик, изучение опыта других педагогов ДОУ города);

- семинар-практикум « Нравственное воспитание дошкольников»

-  тематические консультации («Психологические основы нравственного воспитания», «Развитие нравственной сферы  и навыков общения у детей старшего школьного возраста», « Формирование чувства прекрасного на основе лучших образцов искусства»);

- открытые мероприятия для обмена опытом;

- создание  «творческой группы»  для разработки  тематических планов

   работы с детьми и родителями;

- индивидуальные консультации со специалистами детского сада.

Детский сад может составить свою  программу по духовно- нравственному воспитанию или взять за  основу порциальные  программы:

- « Из детство в отрочество» (Г. И. Гризик, Т. Н. Дороновой,С. И. Мусиенко)- , в которой воспитание и развитие детей рассматривается в тесном контакте семьи и дошкольного учреждения.

 - «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры »( О. Л. Князевой ,М. Д. Маханёвой) теоретической основой , которой является

 « Концепция дошкольного образования» в ней выдвигаются идеи вы дающихся русских философов И. Ильина, Д. Лихачёва,  что личностная культура имеет большое значение  для духовно- нравственного и патриотического развитие человека.  Цель этой программы – приобщение детей ко всем видам национального искусства, что является основным средством  формирования патриотических чувств и развития духовности.

  Для осуществления контроля над  формированием  интегративных качеств, проводиться мониторинг. А так как большинство из них необходимо ребёнку для духовно – нравственного развитиям, то этот мониторинг является информативным.    Он проводится группой специалистов (воспитатель, физинструктор, музыкальный руководитель, педагог - психолог).

Воспитатель, физинструктор, музыкальный руководитель получают данные, полученные с помощью малоформализованых методик.

Воспитатель - в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности,

Физинструктор – измеряя и замеривая данные по освоению физических навыков,

Музыкальный руководитель – оценивая  уровень музыкального развития

по нескольким видам музыкальной деятельности,

Психолог получает данные, о личностном развитии ребёнка опираясь на специальные диагностические методики (тесты, беседы, проективные методики)

Полученные данные заносятся в сводную таблицу, и позволяет увидеть, какие интегративные качества сформированы в той или иной степени у каждого ребёнка.

Если с данные соответствуют  с теми качествами, которыми обладает ребёнок, по мнению специалистов, то на этом диагностика заканчивается, если нет, то проводятся дополнительные исследования.

Чтобы проверить уровень нравственного воспитания также  можно использовать другие методики.

Методику « Закончи историю», а чтобы  проследить за эмоциональным отношением к нравственным нормам методика «Сюжетные картинки».

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

        Согласно требованиям ФГТ к условиям реализации основной        программы,

для  того чтобы работа над развитием духовно- нравственного воспитания была успешной и плодотворной в работе  ДОУ должны произойти существенные изменения:

Кадровые:

-  необходимо,_ чтобы в ДОУ работали более квалифицированные  педагоги и администрация вовремя обеспечивала

 их профессиональное и своевременное обучение, проводила работу над повышением духовно- нравственных устоев т. е педагоги  должны внутренне приобщаться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии, т.к только духовный человек может развивать духовность и нравственность в детях;

Научно – методические: 

- приобрести  в методический кабинет программы и новинки по нравственному воспитанию дошкольников;

 - Апробировать новые методики программ по духовно – нравственному воспитанию; (« Детство «)

  Материально – технические:

- для проведения занятий на более высоком уровне нужно обеспечить

репродукции и наглядный  материал хорошего качества;

- пополнить фонотеку классической и народной музыки, музыкально – дидактическими  играми,  для развития нравственных качеств ;

- приобрести видеоаппаратуру, для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических электронных  игр;

- иметь полный комплект музыкальных инструментов, в том числе и   народных;

- комплекты для творчества народно - прикладного характера

- помещения детского сада должны соответствовать  всем требованиям САНПИНА, и оформлены со вкусом и эстетикой

 - интерактивную доску, помогающую стимулировать ребёнка к большей активности на занятиях;

-приобрести различные костюмы для проведения театрализованной деятельности и народных праздников;

Нормативно – правовые:

- документы регламентирующие деятельность кружков и факультативов;

- письменные разрешения родителей, для посещения музеев, экскурсий

- для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующей

Информационные:

 - Компьютер для проведения мониторинга, электронно – дидактических игр, дистанционного общения с коллегами  с целью обмена опыта и информацией

-

  1. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

- Тема пособия:  Духовно-нравственное воспитание

- Возраст целевой группы:  5 -7 лет

- Цель пособия: Научить детей действовать самостоятельно, опираясь на свои представления о доброте. .

- Задачи пособия:  Развивать в детях чувства милосердия, чуткости,

внимательного отношения к взрослым и сверстникам.

- Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога.

№1

 

№ 2 …

Дорогие, ребята, посмотрите кто сегодня пришёл к нам в гости.

Правильно это солнышко, но только почему оно такое грустное?

Оно услышало, что дети стали злыми и перестали совершать хорошие поступки. Дети разве это так? Давайте успокоим солнышко. Посмотрите, на эти картинки.

№3

Ситуация первая: Дети около песочницы играют в мяч. Рядом на коляске сидит мальчик у него на коленях тоже мячик. Возможные вопросы( Как вы думаете, он хочет поиграть? Посмотрите, ему грустно или весело? Что бы вы сделали на месте мальчиков?) Педагог комментирует каждый ответ и вместе с детьми находит правильный.

№4

Ситуация вторая: Дети под деревом нашли птенчика. Рядом кружит испуганная птица.(Почему птица так напугана? Кто она птенчику? Что должны сделать дети?)

№5

Ситуация третья: Папа пришёл с работы , а девочка держит в руках тапочки.( Что она хочет сделать? Почему она  так поступает? А вы тоже так делаете?)

№6

Ситуация четвёртая: Около окна стоит  девочка  с платочком около лица, а рядом  мальчик и девочка играют вместе. К девочке подходит мальчик и протягивает ей игрушку.( Как вы думаете , что произошло в группе? Почему у девочки платочек около глаз? Как поступает мальчик? А у вас в группе бывают такие случаи?)

№7

Ситуация пятая: Бабушка с внучкой лепят вместе  пирожки .(Посмотрите какое у них настроение? А вы тоже помогаете своим  бабушкам? Что вы  любите делать вместе? )

№8

Ситуация шестая: На прогулке два мальчика .Один спрятал за спиной откусанное мороженое, а другой протягивает ему конфету.   Они друзья?   А как бы вы назвали мальчика спрятавшего мороженое? Хорошо он поступает? Как ведут себя друзья?)

№9

Посмотрите ребята , солнышко у нас развеселилось. Наверно ему понравились ваши ответы и теперь оно точно  знает , что доброта никуда не делась , а живёт у вас  в сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире

Проект коллектива МДОУ детского сада № 17 был создан в процессе изучения учебного пособия Л.Л.Шевченко "Основы православной культуры"  и программы духовно-патриотического воспитания детей В.Н. Ви...

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на современном этапе

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является не...

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников в современном мире».

Формирование духовно-нравственной культуры ребёнка на основе отечественных и православных традиций...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и современные требования к нему.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и современные требования к нему. Духовно-нравственное воспитание детей обусловлено объективной заинтересованностью общества этим процессом, стремлением пер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном обществе.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная сис...

Проект на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»

Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»...