Программа Развития ДОУ
рабочая программа на тему

Нагаева Валентина Ильинична

Практическая значимость программы состоит в активном использовании развивающих и инновационных технологий для успешного развития дошкольника, повышения уровня развития творческих способностей детей, для обеспечении организационного сопровождения процесса активизации творческого потенциала персонала МДОУ.

Цель программы: Создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства при целенаправленном использовании развивающих и инновационных технологий с учетом потребностей и индивидуальных возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya.docx284.67 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт Программы развития

 МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида

 с. Вятское Советского района Республики Марий Эл.

Ответственный исполнитель программы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида

Практическая значимость

Состоит в активном использовании развивающих и инновационных технологий для успешного развития дошкольника, повышения уровня развития творческих способностей детей, для обеспечении организационного сопровождения процесса активизации творческого потенциала персонала МДОУ.

Основания для разработки программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;      
  • Закон РФ  «Об образовании» ";
  • Закон РМЭ  «Об образовании»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010        № пр-271;
  • План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 150–р;
  • Новые СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях";
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 655 от 23.11 2009.
  • Устав  МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Вятское .
  • Приказ от 30 августа 2013г № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

Разработчики программы

Творческая группа: старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» Нагаева В.И.; учитель-логопед Ивашова И.Ю.; музыкальный руководитель Кирчанова Л.М., воспитатель Александрова Н.А., воспитатель Клюкова С.В.

Проблема

  • недостаточное использование развивающих технологий в работе с дошкольниками, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса;
  • неготовность педагогов организовать образовательный процесс на компетентностной основе, проблема обновления содержания образования в детском саду, введения в практику работы новых форм, методов и приемов дошкольного образования;
  • все чаще в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов;  
  • недостаток ресурсного обеспечения, неразвитость инфраструктуры внешнего и внутренних коммуникаций учреждений;
  • несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей.

Цель программы

Создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства при целенаправленном использовании развивающих и инновационных технологий с учетом потребностей и индивидуальных возможностей детей.

Задачи

- Совершенствование материально-технического и программного обеспечения, создание атмосферы психологического и эмоционального  комфорта, использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе;

- формирование  у воспитанников и их родителей    философии здорового образа жизни  через внедрение здоровьесберегающих  технологий и создания здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

  • повышение профессионализма педагогов через применение инновационных технологий  в работе с детьми, совершенствование содержания развития и воспитания через активное внедрение современных  развивающих технологий, направленных на обеспечение равных стартовых  возможностей для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе;
  • повышение эффективности работы с родителями через расширение и обновление форм взаимодействия и сотрудничества; диалоговый характер проектирования индивидуальных маршрутов развития для отдельных (нуждающихся в этом) дошкольников со своевременным подключением узких специалистов (логопедов, психологов, врачей) к решению проблем ребенка.
  • совершенствование работы с социумом через использование современных форм целесообразно организуемого педагогического партнерства (детский сад – социум – семья); изучение запросов родителей и социальных партнеров; совершенствование информационного обмена и распространения эффективных технологий работы.

Этапы и сроки реализации программы

Подготовительный - 2013-2014 уч. год:

  • разработка Программы развития ДОУ;
  • создание творческой инициативной группы ДОУ по внедрению творческих программ педагогов ДОУ;
  • создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
  • начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.

Внедренческий  – 2014-2017 уч. год:

 апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий;

– постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;

– периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;

– коррекция мероприятий.

Итоговый –2017-2018 уч.год:

  • мониторинг качества реализации программы развития ДОУ; анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.
  • анализ качества результатов деятельности педагогов;
  • реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов среди педагогов района;
  • Подведение итогов работы ДОУ.

Условия
реализации

  • создание образовательного предметно-развивающего, игрового пространства, обеспечивающего развитие всех видов детской деятельности;
  • подбор методического и дидактического материала;
  • мониторинг деятельности педагогов, взаимодействия с родителями и с социумом;
  • проведение теоретических и практических семинаров для педагогов;
  • совместные мероприятия с родителями;
  • разработка индивидуальных маршрутов развития ребенка

Финансовое обеспечение программы

Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетных и внебюджетных  источников финансирования.

Информационная справка

Год ввода в эксплуатацию – 1974 г.

Аттестация ДОУ: 2008 г.

Лицензия на право образовательной деятельности:  №371 от 13.07.2011г.

Свидетельство о государственной аккредитации №375 от 24.04.2003 г.

ИНН 1213003174, КПП 121301001.

Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом    органе по месту нахождения на территории Российской Федерации

  ОГРН 1021201250432 от 22.12.2000 года.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц № 2121218013211 от 22.02.2012года.  

Учредитель: Администрация муниципального образования «Советский муниципальный район» Республики Марий Эл

    Согласно Устава, зарегистрированного 28.09.2011г., его краткое наименование МДОУ «Детский сад «Колосок», общеразвивающего вида с. Вятское, Советского района, Республики Марий Эл.

Руководитель: Ефремова Лидия Ивановна

Юридический адрес: Республика Марий Эл, Советский район, с. Вятское, ул. Дружбы, 5.

телефон: 883638    9-94-27

e-mail: 

http: detsadv-kolosok.ucoz.ru

Режим работы ДОУ - 10,5 часов.

Учреждение является юридическим лицом, имеет смету расходов, печать. Финансирование бюджетное осуществляется по статьям 1,2,9 частично 3. Такое финансирование позволяет с трудом поддерживать режим функционирования детского сада.

Детский сад находится в типовом отдельно стоящем здании, имеет центральное отопление, канализацию, оборудованные группы, физкультурно-музыкальный зал, проектная мощность 140 человек.

МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида, с. Вятское – шестигрупповой:

I  младшая группа

с 2 до 3 лет

II младшая группа

с 3 до 4 лет

Средняя  группа (1)

с 4 до 5 лет

Средняя группа (2)

с 4до 5 лет

Старшая группа

с 5 до 6 лет

Подготовительная группа

С 6 до 7 лет

Детский сад в социуме пользуется спросом и укомплектован полностью.

Наши достижения

2007г. – МДОУ – победитель республиканского конкурса «Детский сад года» в номинации «Детский сад года среди сельских муниципальных образований», грант президента Республики Марий Эл.

- Ивашова Ирина Юрьевна – победитель районного и  республиканского конкурса «Учитель года – 2007».

2008г. – МДОУ – победитель муниципального конкурса «Детский сад года».

2009г. – Клюкова Светлана Владимировна – победитель районного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2009», участник республиканского конкурса «Воспитатель года – 2009».

2010г. – МДОУ – победитель республиканского этапа конкурса «Детские сады – детям» в номинации «Лучший сельский детский сад», участник российского конкурса «Детские сады – детям» в номинации «Лучший сельский детский сад»;

Богданова Вера Михайловна -  победитель районного конкурса «Лучший педагог ДОУ» в номинации «Воспитатель», участник  республиканского конкурса «Лучший педагог ДОУ» в номинации «Воспитатель»;

2011г. – Александрова Наталия Ананьевна -  победитель районного конкурса «Лучший педагог ДОУ» на грант администрации МО «Советский муниципальный район».

Анализ внешней среды

МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида расположено в жилом микрорайоне, имеет прилегающую территорию, оборудованную участками для прогулок детей каждой возрастной группы, спортивной площадкой, цветником.

         Наполняемость дошкольного учреждения высока, группы укомплектованы полностью. Но в то же время наблюдается очередность детей от 1,5 до 3 лет. Рядом расположены МУЗ «Вятская участковая поликлиника», Вятский сельский дом культуры и МОУ «Вятская средняя школа», с которыми тесно сотрудничает ДОУ. Совместно со школой составлен план работы по преемственности, 100% наших выпускников поступают в эту школу.

ДОУ имеет контакты с социальными институтами, культурными центрами, с ГОУ ДПО ПК (С) «Марийский институт образования». Сотрудничество позволяет успешно ориентироваться в новых требованиях, предъявляемых к дошкольному образованию, своевременно корректировать свою деятельность в зависимости от достижений психолого-педагогической науки и требованиями социума. Обогащению эмоциональных впечатлений, эстетических переживаний дошкольников способствует посещение и участие в мероприятиях, проводимых в Доме культуры с. Вятское, в краеведческом музее п. Советский.

Анализ внутренней среды

Характеристика здоровья и физического развития детей.

Приоритетным направлением ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их социально-бытовая адаптация, формирование потребности в здоровом образе жизни. Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости и наличия хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма. Дети,  посещающие МДОУ,  не имеют серьезных патологий ни в физическом, ни  в психическом развитии.

      По результатам медосмотра дети распределены по группам здоровья.

Год

Всего

детей

Отношение к группе здоровья

I

II

III

V

сост. на «Д» учете

2010-2011

116

63

39

14

-

7

%

54,3

33,6

12,1

-

6

2011-2012

114

60

51

3

-

10

%

52,6

44,8

2,6

-

8.8

2012-2013

121

51

64

5

1

11

%

42,1

52,9

4,2

0,8

9,1

Анализируя состояние здоровья  детей, обратили внимание на то, что при поступлении в дошкольное учреждение дети все чаще приходят со II и III группами здоровья. Два ребенка пришли в детский сад с болезнью сердечно-сосудистой системы. С такими детьми проводится система оздоровительных мероприятий по двум направлениям: профилактика заболеваний  и оздоровление воспитанников. В ДОУ разработана и ежегодно корректируется программа «Здоровье». В перечень оздоровительных и медицинских услуг входят: гигиенические процедуры, витаминизация пищи, кварцевание, проведение дыхательной гимнастики, систематические осмотры детей по показателям здоровья, луко-и чеснокотерапия в эпидемический период.

        

Общая заболеваемость

 

Годы

Вид заболевания

2010-2011

2011- 2012

2012-2013

Паразитарные заболевания

13

2

2

Болезни уха

1

1

6

Болезни крови

-

-

-

Болезни эндокринной системы

-

-

-

Болезни глаз

3

1

6

Болезни нервной системы

1

5

5

Болезни органов дыхания

55

50

54

Болезни пищеварения

-

-

-

Болезни кожи

1

1

-

Болезни  костномышечной системы

9

11

13

Болезни мочеполовой системы

3

3

3

Болезни сердечнососудистой системы

1

2

4

Травмы, отравления

-

-

-

Общий показатель

87

76

93

Проблемы воспитания здорового ребенка продолжают оставаться актуальными, т.к. критериями здоровья является не только отсутствие в данный момент заболеваний, но и:

- уровень психического и физического здоровья детей,

- степень сопротивляемости детского организма,

- предрасположенность детей к различным болезням,

- характер отношения ребенка к своему здоровью.

Основой профилактики, является общая тренировка ослабленного организма, которая проходит на фоне организованного оздоровительного двигательного режима. Этому способствует отработанный комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий.

Одним ребенком пропущено д/дней по болезни –14,2.

Индекс здоровья – 15 %. Общая заболеваемость увеличилась  на 7 %

Больше внимания необходимо обращать на вновь поступающих детей, которые часто болеют в период адаптации.

Результаты организации физкультурно-оздоровительной работы

В ДОУ реализуется программа «Здоровье», а  для детей с отклонениями в здоровье   программа  «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» разработанная старшей медицинской сестрой Мусиной А.Н.,  а также разработаны: план лечебно–профилактической  и физкультурно - оздоровительной работы, план оздоровления часто болеющих детей,  план работы на летний период.

В ДОУ организован медико-педагогический контроль над проведением и качеством физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и спортивных развлечений, закаливающих мероприятий  и за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Обеспечено достаточное пребывание детей на свежем воздухе.

В каждой возрастной группе проводятся закаливающие процедуры: игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна, которая включает релаксационную и дыхательную гимнастику; полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры; воздушные ванны; хождение босиком; «дорожки здоровья».

Для повышения защитных свойств организма детям весной и осенью назначаются витамины, настойка элеутерококка. Ежегодно проводится в три курса дибазолопрофилактика,  вакцинация против гриппа. В период эпидемии используются в пищу фитонциды (лук, чеснок) и оксолиновая мазь (закладывание в нос).

Поскольку существенных показателей можно достичь только совместными действиями педагогов, медиков и родителей, необходимо чтобы оздоровительные мероприятия проводились не только в детском саду, но и в домашних условиях. Для этого в каждой группе разработан план оздоровительных мероприятий, имеются физкультурные уголки и оборудование, ведется индивидуальная беседа с родителями, консультации, советы - рецепты здоровья, что позволяет расширить знания родителей в вопросах медицины и профилактики, повысить интерес к собственному здоровью и здоровью своего ребенка.

Основными направлениями работы педагогов по укреплению

 психофизического здоровья детей, продолжают оставаться:

- обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня- проведение закаливающих мероприятий;

- организация рационального питания;

- система психологической помощи дошкольникам;

- диагностика физического развития и психоэмоционального состояния

  детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, медико – педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения физкультурных занятий, контроль над осуществлением системы закаливания  дают  эффективные  результаты при организации  физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. У большинства дошкольников наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления.

 

Организация питания в ДОУ

Питание детей стараемся осуществлять, соблюдая основные принципы:

  • Строгое соблюдение режима;
  • Выполнение натуральных норм и возрастных норм объема порции;
  • Соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды.

Согласно санитарным правилам 10-дневное меню составляется строго по технологическим картам и перечню блюд, согласованным Роспотребнадзором. Ведется подсчет ингредиентов и калорийности пищи. При составлении меню учитываются особенности питания детей с отклонениями в состоянии здоровья, (заболевание органов пищеварения, аллергические заболевания, избыточная или дефицит массы тела и т.д.) питание детей в период адаптации и летний период. Для обеспечения преемственности питания, родителей информируем об ассортименте питания в детском саду  и о питании в выходные и праздничные дни, регулярно поднимаем вопрос о питании на родительских собраниях.

    Полноценное и калорийное питание – это наиболее важный фактор укрепления здоровья детей. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и  создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.

Анализ результативности

воспитательно – образовательной деятельности

Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на основе комплексной образовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайловой.  Новизна программы определяется тем, что в программе реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, как субъекта детской деятельности и поведения. Преимущество программы в том, что при построении педагогического процесса основное образовательное содержание  педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с  детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.

 Коррекция общего  недоразвития речи осуществляется по «Программе коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В.Нищевой.

Национально-региональный компонент построен на региональных программах:  «Программа по обучению государственному марийскому языку в детском саду» под ред. З.К. Ивановой, Л.И. Кошкиной, программа «Изи памаш» («Родничок») сост. Н.В. Казакова, Т.Н. Кудрявцева.

Использование парциальных программ «Истоки» под ред.

И.А.Кузьмина, «Через прекрасное к человечному» Т.И. Софроновой помогают заниматься с детьми более углубленно по таким образовательным направлениям как духовно-нравственное воспитание и развитие художественного творчества детей.

Успешно используются  технологии:

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- технологии развивающего обучения:

  • технология ТРИЗ;
  • по изобразительной деятельности;
  • эколого – экспериментальные.

        При построении педагогического процесса педагогами преимущественно используются наглядно-практические методы и способы организации деятельности (проектно – игровые, художественно речевые, экспериментальные, музыкально – театрализованные и т. д). Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогам интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.

На высоком профессиональном уровне проводится коррекционная работа учителем – логопедом с детьми , имеющими проблемы в речевом развитии. Ежегодно в логопункт зачисляются 25 детей, из них 50 % детей  выпускаются из детского сада. У 54% выпускаемых детей, наблюдается полная реабилитация, у 46% детей наблюдается частичная реабилитация, требующая дальнейшей коррекции. 50% детей остаются в ДОУ, из них у 12% детей наблюдается полная реабилитация, 38% детей требуют дальнейшего коррекционного обучения.

Главным и неизменным приоритетом для педагогов ДОУ,  является создание условий для развития каждого воспитанника в соответствии с его возможностями и потребностями в процессе всех видов деятельности Реализация прав ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой целью деятельности детского сада. В ДОУ организована работа по дополнительному образованию детей на основе запросов родителей, возможностями детского сада, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Разнообразная форма деятельности педагогов, системный подход к организации работы с детьми способствовало накоплению и обогащению знаний, формированию практических умений и навыков, расширению кругозора, формированию любознательности, раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Диагностика уровня освоения программы «Детство»

Необходимо обратить внимание на уровень развития по таким образовательным областям как познание (развитие математических представлений), коммуникация, художественное творчество и улучшить  организацию деятельности с детьми по данным направлениям.

Социально-психологическая готовность детей к школе

Анализ социально-психологической готовности детей к школе показывает, что основной процент детей находятся на среднем уровне готовности к обучению в школе. Но в тоже время увеличивается процент детей с высоким уровнем развития и понижается процент детей  с низким уровнем развития. Этому способствует, прежде всего, планомерная работа педагогов и специалистов, которые стараются использовать в своей работе индивидуальный подход к каждому ребенку, используют разнообразные игровые и развивающие ситуации, ведут работу в тесном контакте с родителями.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у детей любознательности, самостоятельности, произвольности творческого самовыражения и других важных для учебы качеств. Но в то же время у детей различные индивидуальные возможности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Динамика развития предпосылок общеучебных умений

По результатам мониторинга были определены образовательные потребности каждого ребенка, образовательный процесс был запланирован на основе интегрирования образовательных областей с учетом индивидуальных особенностей детей. Были определены перспективные линии развития дошкольников по возрастным группам.

Для улучшения результатов развития универсальной учебной деятельности необходимо продолжать работу, используя разные формы работы: использование дидактических и развивающих ситуаций, исследовательской деятельности.

Успеваемость выпускников

Результаты успеваемости, качество знаний  учеников показывают, что дошкольное образование является гарантом дальнейшего успешного обучения выпускников ДОУ  в школе. Основы   ЗУНов   у   обучаемых  1  класса,   необходимые   для продолжения обучения во 2 классе имеются.

Успеваемость выпускников по математике

Успеваемость выпускников по русскому языку

В целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процессе  следует акцентировать  внимание на следующих проблемах:

- развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной деятельности детей  и совместной деятельности педагога  с ребенком;

- организацию интегрированных видов деятельности;

- совершенствование методической работы и оказанию помощи педагогам и специалистам в  разработке проектов и рабочих учебных программ, направленных  на  развитие всесторонней, творческой личности каждого ребенка.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Свою педагогическую деятельность наш педагогический коллектив проводит в тесном контакте с семьей. В начале учебного года проводится анализ социально-образовательного статуса семей воспитанников МДОУ.

(данные социального паспорта)

Уделяя большое внимание сотрудничеству с семьями воспитанников, педагоги вовлекают родителей в единое образовательное пространство. Для этого используются разнообразные формы работы: анкетирование, дни открытых дверей, совместные досуги, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности, проведение мастер-классов, деловых игр, привлечение к участию в  выставках и конкурсах. Проведение работы в нетрадиционной форме заинтересовывает родителей, повышается интерес к деятельности детского сада, желание принимать участие в совместной работе по воспитанию и развитию детей.

В ДОУ создана консультационная служба с целью оказания профессиональной помощи семьям по проблемам:

  • Организации жизнедеятельности ДОУ.
  • Организации  воспитательно - образовательного процесса.
  • Оздоровление и  физическое развитие детей.
  • Речевое развитие и ранняя диагностика дефектов речи.

Разработано положение о консультационной службе, которое принято на общем родительском собрании.

Следует обратить внимание на то, что в своей работе педагоги ДОУ не всегда учитывают данные результаты планируя работу с родителями, т. е не осуществляется принцип дифференцированного подхода к родителям воспитанников.

        Анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг показал, что рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей достаточно высокий и составляет 95,5%.

                                   

Кадровый состав педагогов

Всего в ДОУ трудится 14 педагогов. Один педагог получает высшее образование в МарГУ на дошкольном факультете.

Образовательный уровень педагогических кадров

всего

образование

высшее

дошкол.

высшее педагог.

высшее непедаг.

среднее

спец. дошк.

заведующая

1

1

ст. воспитатель

1

1

муз. руководитель

1

1

учитель-логопед

1

1

воспитатели

10

5

1

1

3

всего:

14

7

2

1

4

%

100

50%

14,3%

7,1%

28,6%

Распределение педагогов по стажу работы в ДОУ

год

число педагогов

стаж

0-5

5-10

10-15

15-20

20 и более

30 и более

2012

2013

14

1

1

5

-

3

4

             

Средний возрастной показатель педагогического коллектива 44года, средний показатель стажа работы 24 года. Профессионализм педагогов - стажистов помогает молодым педагогам осваивать тонкости педагогического мастерства профессии воспитателя детского сада.

Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов.

         Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях  поставленных  задач, педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности,  и профессионализма. Все педагоги работают над повышением квалификации по темам самообразования, владеют элементарными навыками работы на компьютере. Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации при ГОУ ДПО ПК(С) «Марийский институт образования», делятся своим опытом на районном и республиканском уровнях, создают свои персональные сайты.

 85,7 педагогов имеют квалификационные категории, что ставит перед коллективом новые задачи по повышению качества образования и получения оптимальных  конечных результатов  в   образовательной деятельности с детьми.

Распределение педагогических работников

по квалификационным категориям

                                                                                                       

год

число

педагогов

категории

высшая

I

не имеют

2012-2013

14

5

35,7%

7

50%

2

14,3%

Труд педагогов отмечен

Должность

Всего человек

Награды

Зн. «Почет.

работник общего обр.РФ

Грамота Российской Федерации

Почет. грамота Прв-ва РМЭ

Почет. Грамота Минобр-я РМЭ

Почет. грамота отдела обр-я

Почет. грамота адм-и р-на

Заведующая

1

1

1

1

1

Ст.восп-ль

1

1

Муз. рук-ль

1

Уч.- логопед

1

1

1

Воспитатели

1

1

1

3

7

3

Всего

2

1

3

6

11

4

Анализ материально-технических ресурсов

Вся планировка здания ДОУ  и его оснащение организовано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Для каждой возрастной группы имеется необходимые помещения для полноценной жизнедеятельности детей в ДОУ: приемная, игровая, спальная, туалетная, умывальная комнаты. Помещения  оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарём. При оформлении помещений воспитатели исходят из требований безопасности используемого материала для здоровья детей.  

Развивающее пространство ДОУ включает следующие компоненты: 
- пространство познавательно – речевого развития;

- социального-личностного  развития;

- художественно-эстетического развития, 

- пространство физкультурно-оздровительного развития

Предметная среда групп имеет разнообразные мини-среды для игровой деятельности детей, выделено место для проведения совместной продуктивной и познавательной деятельности. Во всех группах имеются игрушки и пособия для физического развития, музыкальные игрушки и разные виды театров.    
Созданное в ДОУ предметно – развивающее образовательное пространство  способствует обогащенному развитию ребенка, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей; способствует  осуществлению комплексного подхода в воспитательно-образовательном процессе.  

Предметно-развивающая среда организована на принципах компенсирования, свободного зонирования и подвижности,  в соответствии с рекомендациями В.А.Петровского « Построение развивающей среды в дошкольном учреждении». Позиция взрослых исходит из интересов ребенка и перспектив его развития.

        Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в групповых комнатах согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания.

        Ребенок в предметной среде свободно выбирает материалы, а предметы, в свою очередь, наталкивают его на новые формы активности и стимулируют рождение новых замыслов, без навязывания учебных задач и регламентация деятельности.

        Ведется постоянная работа над модернизацией среды, поиск более совершенных форм:

- оборудование кабинетов современными средствами ТСО;

- обогащение уголков для экспериментально-исследовательской деятельности детей;

- пополнение кабинетов специалистов современным дидактическим материалом;

- изготовление подвижных и полифункциональных модулей

Наблюдается положительная динамика материально-технического состояния учреждения. За данный период были приобретены детские стульчики -25 штук;

средства ТСО - проектор, принтер; оборудование для пищеблока - столы разделочные, кастрюли, вёдра нержавейки; в прачечную приобрели  стиральную машину; в методические кабинет - методические пособия и литературу, сделали косметический ремонт. В двух группах обшили диваны, приобрели новые

шторы на лестничные площадки, скатерти на столы. Ежегодно проводится косметический ремонт

Система развивающей предметной среды в ДО

Анализ условий воспитательно -  образовательного процесса показал, что  большого внимания заслуживают такие направления в работе как:

- обогащение пространственной предметно – развивающей среды дидактическими играми и игрушками, познавательной литературой способствующей творческому развитию личности ребенка;

- приобретение дополнительного оборудования и оснащение  специализированных образовательных помещений и групп;

-вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс,  целью которого является обеспечение целостного развития личности ребенка;

- проведение методической и консультационной работы с педагогами .

Состояние управления

Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, а также на стимулирование деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера гуманного отношения, доверия, возможности личностного роста взрослых и детей, что позволяет успешнее и проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения.

Работа ДОУ осуществляется, на основании годового плана.     Высший орган управления ДОУ – педагогический совет собирается не менее 5 раз в год, на его заседания приглашаются администрация, медицинская служба, родительский комитет.

Полномочия Совета педагогов ДОУ:

- утверждает направления образовательной деятельности; отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;- обсуждает вопросы содержания, форм, методов, технологию планирования воспитательно – образовательной деятельности;

- обобщает, распространяет и внедряет педагогический опыт;

- рассматривает вопросы организации дополнительных образовательных и оздоровительных услуг, определяет, в каких специалистах нуждается ДОУ.

Оздоровительно- методическая служба ДОУ осуществляется медицинской сестрой Вятской участковой больницы и способствует:

- создание условий для оздоровления и физического развития детей;

- профилактике,  диагностике, реабилитации нарушений в физическом  развитии детей;

- формированию у детей представлений о здоровом образе жизни; пополнение знаний  по экологии человека (диетологии, гигиене, санитарии);

- внедрение нетрадиционных методов оздоровления и лечения;

- адекватной помощи детям по результатам  медико - педагогических комиссий;

- консультированию педагогов и родителей.      

Работа родительского комитета включает:

- изучение интересов и потребностей родителей;

- поиск и распространение эффективных форм совместной работы детского сада с родителями;

- перевод родителей из активных наблюдателей в участников педагогического процесса, организация диалога со всеми родителями об успехах и проблемах в воспитании детей;

- участие во всех мероприятиях (праздниках, собраниях, выставках и тд.)

- привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью детского сада.                                                                                                           Заведующая ДОУ координирует работу всех служб и объединяет все структурные компоненты.

Схема структуры управления

Анализ условий деятельности МДОУ позволяет выделить ряд проблем, решение которых, на наш взгляд повысит эффективность педагогического процесса:

1. Укрепление материально-технической базы МДОУ обогащение  пространственной предметно – развивающей среды оснащение оборудованием, инвентарем, методико-педагогическим пособиям и разработками, комплектацию информационно-техническим оборудованием педпроцесса.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их самореализации через использование новых инновационных технологий, информационно – коммуникационных технологий, проектной деятельности  в организации воспитательно -  образовательного процесса; развивать дифференцированный подход к педагогам с учетом их профессиональных потребностей и возможностей.

3. Совершенствование системы управленческой деятельности, через использование новых методов управления, оптимизацию внутренних и внешних связей и отношений.

4.Осуществление дифференцированного подхода в работе с родителями, вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс, целью которого является обеспечение целостного развития личности ребенка;

5. Осуществление взаимодействия с социумом совершенствование информационного обмена и распространения эффективных технологий работы.

Концепция развития ДОУ

В современной системе дошкольного и школьного воспитания – начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации, для обеспечения должного качества дошкольного образования важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Сегодня дошкольная образовательная услуга должна быть направлена на разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования.

Актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости сохранения, развития и удовлетворения социального заказа исходя из сложившихся условий. Сознание этого привело нас к необходимости создания Программы развития ОУ, представляющей собой стройную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного выполнения поставленных целей.

Одним из главных задач является здоровьесбережение детей. В работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности детей, применение эффективных здоровьеформирующих технологий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни и безопасного поведения. Развитие и саморазвитие  детей возможно только тогда, когда усилия взрослых направлены на создание условий для ребенка свободы выбора познания и деятельности. Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы дети стали активными участниками образовательного процесса, в основе которого лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Главным для развития ребенка является механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности, результатом которых является возникновение осознания ребенком своего «Я» и своих творческих способностей, умение проявить самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа развития детского сада на 2013–2018 гг. – нормативно-управленческий документ, определяющий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса и управления МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида (далее – МДОУ) . Подготовке Программы развития предшествовали: анализ выполнения Программы развития МДОУ (2007–2012 гг.), анализ современной отечественной педагогической науки и практики дошкольного образования возможностей общества и окружающего социума.

Дошкольное детство – это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления индивидуальности. Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Дошкольник – это практик, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. Именно сочетание возможности выбора с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения. Характерной особенностью системы дошкольного образования является:

- целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер;

- наличие в учреждениях дошкольного образования эмоционально-комфортной для ребенка развивающей образовательной среды. В таком образовательном  пространстве  ведущие  в  дошкольном  возрасте  процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга;

- создание условий для развития личности ребенка, поддержки здоровья каждого ребенка, развития его способностей, интересов, ключевых компетентностей, творческого самовыражения в разнообразных видах деятельности.

Создание творческой команды единомышленников в лице профессиональных педагогов, сотрудников, родителей, использование новых методов будет плодотворно влиять на всестороннее развитие творческой личности современного дошкольника.

Принципы реализации концепции

- гуманистической направленности, выраженной в признании индивидуальных особенностей ребенка и безусловном принятии его во всех проявлениях;

- развивающего обучения, опирающегося на «зону ближайшего развития» воспитанников и предполагающего применение форм и методов развития творческой мыслительной и практической деятельности; использование развивающих технологий образования и развития  детей;

ориентации на личностные интересы, потребности, способности детей, предполагающей всесторонний учет уровня развития и способностей  каждого  ребенка,  формирование  на  этой  основе  личных  планов, программ обучения и воспитания с целью повышения познавательной мотивации и активности детей, развитие творческого потенциала личности;

ориентации на успешность ребенка, при котором любое достижение воспитанника рассматривается как значимый для него результат;

эффективности, активности и равности социального партнерства, признание ценности совместной деятельности МАДОУ и социальных партнеров, интеграции деятельности с преемственными учреждениями, обеспечивающейся системой договоров детского сада с учреждениями и службами разной ведомственной принадлежности;

- интеграции, целостность и единство всех систем образовательной деятельности, укрепление психологического и физического развития детей.

- индивидуализации – развитие индивидуальности всех участников образовательного процесса, раскрытие их природных способностей, творческого потенциала.

- инновационности , перевод ДОУ в поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых технологий образовательного процесса.

Цели и задачи Программы развития

Цель: Создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства при целенаправленном использовании развивающих и инновационных технологий с учетом потребностей и индивидуальных возможностей детей.

Заданная цель определяющим образом влияет на содержание деятельности. Содержание по решению задач и достижению стратегической цели следующее:

Задачи:

1. Совершенствование материально-технического и программного обеспечения, создание атмосферы психологического и эмоционального  комфорта, использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе;

 2.                 Формирование  у воспитанников и их родителей философии здорового образа жизни  через внедрение здоровьесберегающих  технологий и создания здоровьесберегающего пространства в ДОУ;

    3. Повышение профессионализма педагогов через применение инновационных технологий  в работе с детьми, совершенствование содержания развития и воспитания через активное внедрение современных  развивающих технологий, направленных на обеспечение равных стартовых  возможностей для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе;

4.         Повышение эффективности работы с родителями через расширение и обновление форм взаимодействия и сотрудничества; диалоговый характер проектирования индивидуальных маршрутов для отдельных (нуждающихся в этом) дошкольников со своевременным подключением

узких специалистов (логопедов, психологов, врачей) к решению проблем ребенка.

5. Совершенствование работы с социумом через использование современных форм целесообразно организуемого педагогического партнерства (детский сад – социум – семья); изучение запросов родителей и социальных партнеров; совершенствование информационного обмена и распространения эффективных технологий работы.

Содержание и организация инновационных процессов

Существенные (коренные) изменения, носящие инновационный характер, основаны на сформулированных задачах и приоритетных направлениях деятельности МАДОУ:

В области содержания: переосмысление содержания образовательного процесса с точки зрения гуманизации, дифференциации, интеграции, перенесение акцента на воспитательные аспекты работы (личностный и деятельностно-игровой подходы); реализация компетентностного подхода к организации развивающего образовательного пространства.

В области технологий: поиск и апробация новых развивающих  технологий, превращающих воспитанников в субъектов собственной деятельности; реализация компетентностного подхода к организации игрового образовательного пространства; использование гибкой тактики руководства детской игровой деятельностью.

В области методической работы: организация системной работы с родителями и педагогами по вопросам успешного развития ребенка; повышение у педагогов уровня понимания требований современного дошкольного образования.

В области организации и управления: создание системы оценки качества образования дошкольников на основе компетентностного подхода (компетентностный, оптимизационный, синергетический подходы).

Внутреннее взаимодействие представляет взаимную обусловленность деятельности участников развивающей среды.

Модель развивающей среды

Для формирования успешного дошкольника в рамках социальной среды существует развивающая среда МДОУ. В составе развивающей среды разработан модуль развивающего игрового пространства, который представлен в качестве основы игровой деятельности для успешного обучения и развития детей.

В структуру модели развивающей среды успешного дошколенка входят четыре блока: диагностико-аналитический, содержательно-целевой, процессуальный и результативный.

Все выделенные блоки модели находятся в прямой зависимости и связи. Достижение цели Программы развития возможно при последовательной, преемственной, планомерной, системной реализации всех составляющих блоков модели.

Ожидаемые результаты

Первая группа результатов связана с развитием ребенка. Содержательные:

– сохранение и укрепление здоровья детей; достаточный уровень сформированности у детей основ культуры здоровья; повышение коэффициента здоровья детей, приобщение детей к здоровому образу жизни (здоровый ребенок);

– сформированность у детей навыков самостоятельного обслуживания, первоначальных трудовых действий (деятельный ребенок);

– успешное освоение образовательной программы МДОУ (умный ребенок).

Социально-психологические:

– достаточный уровень самостоятельности, инициативы и активности (социально активный ребенок);

– психолого-педагогическая готовность (мотивация) детей к успешному обучению в школе (умный, социально активный ребенок);

– улучшение эмоционально-психологического состояния детей (здоровый ребенок, добрый ребенок);

– позитивное отношение к миру, сверстникам, взрослым (добрый ребенок);

развитое воображение, способность находить оригинальное решение проблем (творческий ребенок);

– включение детей в творческое самовыражение (творческий ребенок);

– готовность детей к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия (социально активный ребенок).

Вторая группа результатов связана с деятельностью самого образовательного учреждения: содержанием образовательного процесса, повышением квалификации педагогов, системой управления.

Организационные:

– реализация модели развивающей среды и интегрированного развивающего пространства;

– повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках овладения игровыми технологиями и оценки на основе компетентностного подхода;

– повышение уровня педагогической грамотности родителей в области организации разнообразной деятельности;

– создание информационного банка (фонда) полного спектра современных развивающих  и игровых технологий;

– совершенствование функционирования общественно-государственных органов управления.

Образовательные:

– соответствие  качества  образовательных  услуг  базовым  требованиям;

– дальнейшее расширение сферы дополнительных образовательных услуг для дошкольников;

– мониторинг сформированности у детей начальных ключевых компетенций, универсальных учебных действий и уровня мотивации к успешности обучения в школе и дальнейшей жизни.

Ожидаемым результатом является функционирование МДОУ как современного учреждения дошкольного образования, обеспечивающего формирование успешного дошкольника.

Мероприятия по реализации Программы

задачи

Совершенствование материально-технического и программного обеспечения, создание атмосферы психологического и эмоционального  комфорта, использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе;

мероприятия

- Создание сайта;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса в рамках реализации интегративной модели развивающего пространства;

- проведение анализа предметно-развивающей среды ДОУ;

- постоянное отслеживание состояния предметно-развивающей среды, ее модернизация и развитие.

- создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие всех видов детской деятельности;

- совершенствование методического обеспечения образовательной деятельности.

задачи

Формирование  у воспитанников и их родителей философии здорового образа жизни  через внедрение здоровьесберегающих  технологий и создания здоровьесберегающего пространства в ДОУ;

мероприятия

- мониторинг состояния здоровья и физического развития детей, составление паспорта здоровья группы, разработка планов индивидуальной работы с детьми с учетом их состояния;

- внедрение здоровьесберегающих мероприятий и технологий по оздоровлению и воспитанию здорового образа жизни «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита», «Уроки Знайки»;

- разработка плана мероприятий медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;

- оптимизация двигательно-развивающей среды  (пополнение спортивного инвентаря, изготовление и использование нетрадиционного физкультурного оборудования);

- проведение методической работы по вопросам физического развития детей;

- создание банка методических рекомендаций по воспитанию здорового образа жизни дошкольников;

- разработка программы «Здоровье»

задачи

Повышение профессионализма педагогов через применение инновационных технологий  в работе с детьми, совершенствование содержания развития и воспитания через активное внедрение современных  развивающих технологий, направленных на обеспечение равных стартовых  возможностей для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе;

мероприятия

- повышение компетентности педагогов через прохождение курсов повышения квалификации по использованию в образовательном процессе современных инновационных технологий;

- совершенствовать работу педагогов по самообразованию и повышению ИКТ компетентности;

- проведение методических мероприятий с педагогическим коллективом по изучению и методическому обеспечению основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- разработка перспективных и календарных планов на основе интеграции образовательных областей для всех возрастных групп; планов по дополнительному образованию;

- оптимизировать внедрение в образовательный процесс парциальных программ «Раз ступенька, два ступенька», «Я-человек»;

- изучение инновационных форм, методов, приемов работы с детьми, современных технологий обучения, воспитания и развития и использование их в образовательной деятельности;

- участие детей в проектной деятельности;

- продолжать работу по взаимодействию воспитателей и специалистов;

- создание электронной базы данных о деятельности педагогов МДОУ;

- разработать систему мониторинга развития детей по направлениям: - состояние здоровья детей;

                         - развитие интегративных качеств;

                         - готовность детей к школе;

                         - выполнение программы;

- организация и проведение творческих отчетов по методической теме и теме самообразования.

задачи

Повышение эффективности работы с родителями через расширение и обновление форм взаимодействия и сотрудничества; диалоговый характер проектирования индивидуальных маршрутов для отдельных (нуждающихся в этом) дошкольников со своевременным подключением

узких специалистов (логопедов, психологов, врачей) к решению проблем ребенка.

мероприятия

- организация центров совместной деятельности «дети-педагоги-родители»;

- проведение совместных мероприятий, направленных успешное личностное развитие ребенка;

- проведения анкетирования по изучению запросов родителей;

- обеспечение участия родительской общественности в независимой оценке качества образовательных услуг детского сада;

- расширение оказания дополнительных услуг по запросам родителей;

- оформление  методического материала по работе с родителями;

- организация цикла семинаров-практикумов для родителей по оздоровлению и развитию дошкольников;

- совершенствование наглядных информационных форм работы с семьей.

задачи

Совершенствование работы с социумом через использование современных форм целесообразно организуемого педагогического партнерства (детский сад – социум – семья); изучение запросов родителей и социальных партнеров; совершенствование информационного обмена и распространения эффективных технологий работы.

мероприятия

- заключение договоров  о сотрудничестве по вопросам сетевого взаимодействия МДОУ с различными (образовательными) организациями для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена;

- разработка проектов (программы) взаимодействия ДОУ со школой;

- использование ресурсов социокультурной среды для обогащения образовательного процесса;

- участие в выставках и конкурсах на муниципальном  региональном уровнях;

- формирование положительного имиджа МДОУ через СМИ, дни открытых дверей, публичный доклад, сайт МДОУ

Организация и контроль за выполнением программы

Координация и контроль за выполнением Программы, администрация ДОУ оставляет за собой, Советом родительского комитета:

  • анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
  • осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью педагогов и детей.

Администрация ДОУ ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа средняя группа программа"Развитие"

Данная программа разработана с учетом современных требований ФГТ. Программа предназначенна для среднегодошкольного  возраста....

"Играй - ка" программа развития и фото к программе

"Играй - ка" программа развития интеллектуальных спосбностей через использовние развивающих игр...

Программа действий воспитателя МБДОУ №2. По реализации Программы развития ДОУ на 2012-2014 года.

Программа разработана на основе Программы развития ДОУ на 2012-2014 года в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов,определяющих приорететные направления развития качества образован...

Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы "Развитие" Л.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста 4-5 лет

Цель программы: создание условий для становления познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физически развитой личности, через создание единого образовательного простран...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией В.А. Венгера

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие»  под редакцией В.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей старшего возраста 5-7 лет (II год обу...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...