ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме

Антипова Наталья Владимировна

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА  К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Антипов Александр Олегович, магистрант Р.Г.П.У. им. А.И. Герцена,

Антипова Наталья Владимировна магистрант  Р.Г.П.У. им. А.И. Герцена,

 методист ГБДОУ № 40 Центрального р-на г. Санкт-Петербург

Проблема диагностики педагогической деятельности педагога чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса в образовательной организации, повышения педагогической квалификации и наращивания потенциала.

Не все принимают нововведения, в педагогической деятельности эффективность применения и использования инноваций, прежде всего, зависит от руководителя. Он заранее должен продумать восприимчивость педагогов, их подготовленность к новшествам.

Совестная деятельность членов коллектива будет успешной, если она хорошо спланирована и организована, если педагоги знают что, когда и как они должны сделать, какие результаты получить и кому их передать, умеют и хотят сделать то, что от них требуется.

Но в данном случае возникает проблема того, что педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю дошкольного образовательной организации видеть свою проблему с позиции нарастания, то есть что сейчас, что в будущем, тем самым определить для себя цель: « Что я хочу достичь по своему направлению в работе». Это и будет являться ростом личности - ростом творческого пути. При работе с педагогическим коллективом важно научить педагогов развивать творческий потенциал или приумножать его. Педагогическая диагностика помогает правильно организовать инновационную деятельность, с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.

Одним из важных моментов инновационной деятельности педагога является осмысление и понимание собственной деятельности. За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Для этого необходимо создать условия для педагогического творчества, совершенствования методов и форм обучения, также необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального мастерства педагога создает основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные или слабые стороны педагогической деятельности, наметить оптимальные пути и способы преодоления профессиональных трудностей.

В настоящее время существуют различные определения педагогической диагностики.

И.П. Подласый рассматривает педагогическую диагностику как «исследовательскую процедуру, направленную на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.

В.И. Загвязинский дает следующее определение педагогической диагностике: «Процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов».

Н.М. Борытко под педагогической диагностикой понимает «деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса».

В.Г. Максимов рассматривает педагогическую диагностику как практику выявления качества педагогической деятельности, причин ее успехов или неудач.

Таким образом, можно определить педагогическую диагностику формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности как исследовательскую процедуру, направленную на выявление и оценку уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности.

Разрабатывая модель деятельности инновационного учреждения, нельзя не прогнозировать будущие результаты и способы выражения позитивных изменений, которые могут свидетельствовать о решении основных воспитательно-образовательных целей. Действительно, в диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения. Диагностика и оценка эффективности деятельности педагога содержит две задачи:

  1. Всестороннее изучение личности (самоанализ)
  2. Эффективность воспитательно – образовательной деятельности со стороны педагогов.

Хочется отметить, что в самооценке педагога проявляется осознание своего образовательного учреждения как инновационного, его сильных и слабых сторон по всем основным параметрам. У каждого педагога, как известно, есть свой идеал учреждения, то есть представление о том, каким оно должно быть для детей, педагогов, родителей, и о том, в какой мере деятельность данного дошкольного образовательного учреждения соответствует этому идеалу. Важно знать, как сам педагог видит свое место в данном учреждении, удовлетворен ли он взаимоотношениями с коллегами, руководством и т.п., в чем видит причины и трудности.

Самооценка каждого педагога входит в общую самооценку педагогического коллектива, является его органичной частью и показателем степени продвижения.

Однако самооценка может быть не всегда адекватна, поэтому для установления объективной картины необходимо иметь экспертную оценку. В качестве экспертов, в данном случае, могут выступать руководитель учреждения, методисты, опытные педагоги и т.д. Экспертная оценка связана с теми же самыми аспектами, на которые направлено внимание педагога в процессе самооценивания.

Педагогическая диагностика деятельности же, позволяет установить соответствие самооценки реальному положению в каждом из направлений деятельности учреждения.

Такое распределение процесса педагогической диагностики является наиболее практичным, так как раскрывает способы и порядок действий при организации проведения, которая включает несколько этапов (в соответствии с классификацией Л.Денякиной):

  1. Подготовительный – подготовка анкет, вопросников, схем, показателей и т.д.
  2. Организационный – определение и обсуждение механизма проведения диагностики.
  3. Самооценка педагога – индивидуально с каждым педагогом проведение работы по определению его уровня в соответствии с подобранными параметрами (критериями).
  4. Оценка со стороны экспертов (руководитель учреждения, методисты, опытные педагоги и т.д.)
  5. Обработка данных и анализ.
  6. Подготовка рекомендации.
  7. Выстраивание «диаграммы» проблемных вопросов в соответствии с результатами диагностики, которые должны быть учтены при определении целей и задач учреждения.

Как показывает практика многие педагоги, постоянно работая над собой, сокращая разрыв между достигнутым и идеалом, проходя в этом процессе от усовершенствования уже известных средств обучения и воспитания до новаторства.

В результате проведения диагностики может быть сформулирована обобщенная характеристика педагога и его деятельности, что дает возможность сопоставить профессиональные достижения всех членов коллектива, руководитель может сделать вывод о педагогическом коллективе образовательного учреждения в целом.

На основании полученных результатов с педагогами разрабатываются индивидуальные программы по саморазвитию (поэтапоно-творческие перспективные планы). Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять ответственное решение о переводе себя в режим саморазвития.

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие образования зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

Педагогическая диагностика требует специального осмысления деятельности педагога по профессиональному и личностному совершенствованию работы над собой, что позволяет педагогу войти в новое качественное состояние, обогащает его творческий потенциал и готовность к инновации.

Литература:

  1.       Денякина Л. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения  // Минск  2000. – С.5-10.

  1.        Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства //Санкт – Петербург «Детство – пресс» - 2005.- С. 57-63.

  1. Разина, Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Современные наукоемкие технологии. – 2008. – №1. – С. 14.

  1. Сластенин, В.А. Л.С. Подымова Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №1. – С. 42-49.

  1. Хабибудина Р.Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя ДОУ// Дошкольная педагогика – 2006 - № 12.-С. 45-48

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие аффилиации. Аффилиация как один из показателей готовности педагога к инновационной деятельности

У каждого педагога и воспитателя должен быть сформирован высокий уровень аффилиации, умение создать атмосферу психологически-комфортную для каждого ребенка, атмосферу дружбы, взаимопомощи, сопереживан...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения психологической готовности педагогов к тнновационной деятельности....

Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Консультация на тему: " Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ" в  помощь педагогам - психологам ДОУ....

Анализ результатов диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности.

В документе проанализирована готовность педагогов к инновациям...

Педагогическая диагностика, как метод изучения индивидуального развития дошкольников

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развит...

Изучение методов педагогической диагностики

Изучение методов педагогической диагностики...