Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»
учебно-методический материал по теме

       Демидова Елена Владимировна

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Педсовет

«Развитие одарённых детей  через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»

                        Составил:

                                                             Старший воспитатель МБДОУ

                                                                  «Детский сад «Сказка» 1 категории

                            Е.В. Демидова

                                                 Ст. Обливская, 2014г

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: деловая игра

План проведения педсовета:

Вступление старшего воспитателя.  Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»                

Детское экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной: «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинилзначительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» Каков же выход из положения ?Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод   детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.                        

Экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или получение нового предмета, поэтому поисковая деятельность направлена на познание окружающего. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Вот что пишет П. Лич, автор книги: «О развитии детей до 5 лет»: «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение  лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость. Опыты, эксперименты  проводятся   в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так  же элементарные опыты  включаются в  каждое занятие  «Социализация»,  опыты можно  использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1.    внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

2.    тайна, сюрприз

3.    мотив помощи

4.    познавательный мотив (почему так)

5.    ситуация выбора

           Организационный  момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать  детей.  Мотив экспериментирования должен  быть  осознанным ребенком  (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?)     Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента  (речевая или продуктивная ), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое? В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

o   Как я это делаю?

o   Почему я это делаю именно так, а не иначе?

o   Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Применение  метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать  у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи

         Мне бы хотелось, чтобы родители и педагоги следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, познакомились с возрастными особенностями детского исследования, об организации исследовательской деятельности в детском саду.

В детском саду данная работа ведется как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

В ходе тематической проверки выявлено: дети любят экспериментировать, развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету проведен смотр – конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности», которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности.

Во всех, участвовавших в конкурсе группах в мини-лабораториях выделены места для постоянной выставки: место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и бросового материалов. Во всех группах оборудовано и выделено место для проведения опытов. В подготовительной группе (воспитатель Волоконская Н.Ф.)  и во 2-й младшей группе (воспитатель Е.В. Лащёнкова, Н.С. Окунева)уголок экспериментирования нуждается в доработке. В старшей группе «Цветик – семицветик» (воспитатель Т.А. Аржановскя, Е.К. Довгань) уголок полностью соответствует возрасту детей и критериям оценки конкурса.

 Так же было организованно практическое занятие на котором педагоги: Демидова Елена Николаевна, Волоконская Наталья Фёдоровна показали ряд экспериментов которые можно провести для детей дошкольного возраста.

Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что все дети, кто хоть раз проводил опыты, тому эта деятельность, безусловно, понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на  занятии. Большинство дошкольников признались, что в центре экспериментирования им разрешают только смотреть или чуть-чуть потрогать, а деятельность экспериментирования зачастую путают с игрой.

Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей;динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака»

Анализ календарных плановпозволил сделать следующие выводы:

  1. В рамках НОД очень мало планируется детского экспериментирования. Всем педагогам дана рекомендация чаще включать исследовательскую деятельность в режимные моменты (Утро, прогулка, совместная деятельность в вечернее время)
  2. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдения, но мало прописаны простейшие опыты и эксперименты.
  3. Несмотря на то, что педагоги групп старшего дошкольного возраста планируют и применяют экспериментальную деятельность, но такой востребованный в данном возрасте метод познавательно-исследовательской деятельности, как метод проектов в планах отражения не находит.

Следует обратить внимание на систему планирования, не от случая к случаю, а систематическое планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка считаю необходимым:

При планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

Разрабатывать план проектной деятельности (ранний возраст и младшая группа 1-2 в год,  ср группы 1 раз в 3 мес, ст и подг. 1 раз в 1-2 месяца) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

Результаты смотра –конкурса ««Лучший центр исследовательской деятельности»

 1-е место – группа «Цветик –семицветик» - воспитатель Т.А. Аржановская, Е.К. Довгань.

2-е место – группа «Пчёлки» - воспитатель Е.Н. Демидова, Е.К. Довгань

3-е место – группа «Ромашка» - воспитатель В.С. Криштопина, Н.С. Сиволобова.

  Итак, мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской. А теперь закрепим наши знания через деловую игру. Делимся на две команды – «Зелёные» и  «Синие»

Деловая игра для воспитателей  «Что такое детское экспериментирование?

 Что вы понимаете под термином «эксперимент»?

 Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт».

Современный «Словарь иностранных языков» содержит такое определение:

Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий

Вообще опыт, попытка осуществить что-либо

Назовите, что такое демонстрационные и фронтальные наблюдения и эксперименты?

Демонстрационными называют наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт

  (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие

эксперимерты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Что является объектом познания детей дошкольного возраста?

Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

Что первично, причина или следствие?

Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в  познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Назовите их.

  1. Осознание того, что хочешь узнать.
  2. Формулирование задачи исследования.
  3. Продумывание методики эксперимента.
  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  5. Прогнозирование результатов.
  6. Выполнение работы.
  7. Соблюдение правил безопасности.
  8. Наблюдение результатов.
  9. Фиксирование результатов.
  10. Анализ полученных данных.
  11. Словесный отчет об увиденном.
  12. Формулирование выводов.

Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Какие?

«Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо после окончания наблюдения вернуть его на то место, где оно было взято.

Необходимо соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.

Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей.

Задание: Объяснялки

  1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
  2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
  3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)
  4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)

Итоговый лист деловой игры

    №

вопроса

         1 команда

             2 команда

     1

     2

     3

     4

     5

     6

     7

Итого:

Баллы:

3 балла – правильный полный ответ

2 балла – правильный, но не полный ответ

1 балл   - частично неправильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

        



Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Утверждаю:

                                                                заведующий МБДОУ

                                                                  «Детский сад «Сказка»

                                                                  ______ /Н.П. Кирик/

                                                           Положение

о смотре - конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности (уголок экспериментирования)»

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение определяет порядок проведения смотра-конкурса «Уголков экспериментирования»   в соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Детский сад «Сказка» на 2013-2014 учебный год.

2. Цель и задачи Конкурса

  1. Создание условий для всестороннего развития познавательной активности детей;
  2. Активизировать творческий потенциал педагогов детского сада, воспитанников и их родителей;
  3. Совершенствовать  работу детского сада по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в практико-познавательную деятельность;
  4. Развивать  познавательную активность и любознательность дошкольников в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности, формировать у детей представления  целостной «картины мира»;
  5. Развивать взаимодействие детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.

  1. Порядок проведения смотра-конкурса

3.1. Время проведения 29.04.2014г.

3.2. Оформить результаты конкурса  30.04.2014г.

3.3.Назначить комиссию и ознакомить с приказом о проведении до 16.04.14г.

3.4.На основании протокола конкурсной комиссии руководителем МБДОУ готовятся документы о премировании победителей.

3.5. Подведение итогов конкурса состоится на педагогическом совете №4.

4.Участники Конкурса

4.1.В Конкурсе принимают участие все возрастные группы.

4.2.В смотре-конкурсе  дети и родители воспитанников -  активные помощники  педагогов

 5..Комиссия смотра-конкурса

Председатель комиссии:

заведующий МБДОУ «Детский сад «Сказка» Кирик Н.П.

Члены комиссии:
Старший воспитатель  Демидова Е.В.
Педагог-психолог  Богнюкова М.Н.
Инструктор по фк  Штольп Г.В.

Младший воспитатель  Юндина Л. А.

6.Критерии оценки

1.Открытость и доступность для детей;

2.Оформление и содержание уголков опытно-экспериментальной деятельности  должно соответствовать:

возрасту детей и требованиям организации безопасности жизнедеятельности детей;

3.Эстетическое оформление уголков опытно-экспериментальной деятельности (оригинальность названия,  художественное оформление);

4.Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);

5.Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус,  природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки;

6..Разнообразие средств, материалов и  оборудования для организации различных видов опытов  и экспериментов:

Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
  •  разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.

Дополнительное оборудование:

детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.

В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Рекомендуемые материалы по возрастным группам: 

Первая младшая группа:

1.В группе созданы условия для организации игр с водой, воздухом, песком.

2.Различные по цвету, форме, размеру ведерки, формочки, совки, лопатки (геометрические и образные)

3.Игрушки среднего размера – плавающие, резиновые, надувные (рыбы, лодки, животные).

Вторая младшая группа:

Имеются условия для игры-экспериментирования с разными материалами (частично развернуты, а частично свернуты и разворачиваются только для совместной игры воспитателя с детьми).

Для игр с песком

«Лепим колбаски», «Делаем фигурки»

(разные формочки, влажный и сухой песок, емкость для песка)

«Делаем пирожки и узоры из песка»

(сухой песок, цветная бумага, малая лейка без наконечника, ведерко с дырочкой в дне, кулечек с небольшим отверстием)

«Разные ножки бегут по дорожке» (полоса влажного песка, игрушки с колесами и полозьями)

Для игр с водой и мыльной пеной:

«Веселые путешественники», «Веселые кораблики» (таз с водой и разные предметы: лодочки, щепочки, кораблики, прочие мелкие игрушки)

«Нырки» (таз или ванночки с водой, маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга)

«Вот какая пена!» (тазики, мыло, кисточки)

«Ловкие пальчики» (поролоновые губки разного цвета и формы, два тазика)

«Бульбочки» (таз с водой, резиновые игрушки, разные бутылочки)

бумага, ножницы, лист плотной бумаги или веер)

Для игр с тенью: источник света, разные игрушки, предметы  

Для игр с бумагой:

«Снежки» (скомканная бумага), «Блестящие комочки» (скомканная фольга)

«Бумажный вихрь» (тонкая цветная бумага)

Старший  дошкольный возраст:

Игра-экспериментирование с разными материалами:

С водой:

Фильтры из бумаги, марли, сетки;

краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды

Насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках

Разные формочки для замораживания воды

Мягкие флаконы из-под шампуни для брызгалок

Средства для выдувания мыльных пузырей

Разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, пипетки, мензурки, трубочки, шприцы, Резиновая трубочка, на одном конце которой воронка, а на другом – наконечник для «фонтанов»

Разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек

 Со светом:

Зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика

Свеча, бумага, краски

С магнитом, стеклом, резиной:

Магнит, металлические предметы, пружинки, фигурки

«попрыгунчики»: колечки, мячики, фигурки на резинке

Увеличительные стекла, микроскоп, цветные стекла 

С бумагой:

Самоделки-оригами, вертушки

Самодельные штампы-печатки из пробок, картофеля

Силуэты и краски для набрызга

Копировальная бумага

Средства для осушения капель воды: бумага, марля, ткань

Пособия и учебные приборы для определения:

Веса: разнообразные весы, набор гирь или разновесов

Протяженность: метр, линейки

Объем: мерные кружки

Времени: песочные часы, секундомер, часы - конструктор

Количества: разнообразные счеты

Направления: компас

Возможные условные мерки (весы, протяженности, объема).

5.Методическое и наглядное сопровождение опытно-экспериментальной деятельности: методические рекомендации по проведению опытов, таблицы, схемы и  алгоритмы проведения опытов и экспериментов, дневники опытов, альбомы.

6. «Огород на окне»

 

  1. Награждение победителей

 Воспитатели, принимавшие участие в оформлении уголков и                 занявшие призовые места, награждаются Почётными грамотами, за участие, Дипломами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- экспериментальная деятельность дошкольников.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру....

Проект в подготовительной группе по познавательно-экспериментальной деятельности "загадки вокруг нас"

Работа представляет собой проект по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "загадки вокруг нас", целью которого является:-расширение представлений об окружающем...

Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Тайны шоколада»

Данный вид НОД позволяет детям не только узнать новое  и сделать самостоятельно выводы, к которым они приходят в результате экспериментов и практической деятельности....

Педсовет "Развитие творческих способностей через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников"

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность...

Опыт работы «Развитие детской одарённости через познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Фестиваль «Хочу все знать» исследовательских работ дошкольников стал программой развития детского творческого потенциала, познавательных способностей, умений и навыков исследовательской де...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздухоискатели»

Развитие познавательной активности в процессе эксперементирования, расширение знаний о воздухе. Закрепление представления детей о воздухе и его свойствах. Закепление навыков проведения опытов. умение ...