ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
материал на тему

 

В современных условиях растёт потребность сельских жителей  в обновлении социокультурного пространства, в удовлетворении материальных и духовных потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_upravlenie_dou.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В современных условиях растёт потребность сельских жителей  в обновлении социокультурного пространства, в удовлетворении материальных и духовных потребностей.

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида «Яблочко»  занимает стабильное положение в сельском социокультурном пространстве. Детский сад  ведет  свою  историю  с 1975 года. На  слайдах  представлены    этапы    становления     учреждения,  которое  уже  на  протяжении 37 лет  развивается в  инновационном  режиме.

Наше учреждение является неоднократным победителем  различных  конкурсов муниципального и регионального уровней. Два года подряд дошкольное учреждение  является победителем по итогам рейтингования образовательных учреждений Старооскольского городского округа   среди МДОУ общеразвивающего вида в номинации «Здоровое поколение». В 2011 году -детский сад — победитель областного конкурса «Территория года».

В детском саду на сегодняшний день работают 5 групп общеразвивающей направленности наполняемостью 120 человек.

 Эффективное управление  развивающимся дошкольным учреждением требует разработки механизма, который  обеспечивает интеграцию его элементов в целостную систему. Сегодня для нас это является приоритетной задачей.

Путь достижения поставленных задач нам подсказала сложившаяся за последние два года в Старооскольском городском округе успешная практика применения проектного менеджмента в различных отраслях, в том числе в образовании. По инициативе управления образования для руководителей образовательных учреждений были организованы обучающие семинары по разработке проектов. Мы считаем, что в результате проектного управления  произойдет интеграция социально-образовательных ресурсов развития села, его внешней и внутренней среды. Проектный подход в управлении позволит в четко определенные сроки получить планируемый результат.  

        По итогам анализа ситуации до внедрения системы проектного управления в нашем образовательном учреждении было обнаружено противоречие между потребностью участников образовательной деятельности к обновлению её содержания и недостаточным уровнем компетентности педагогов в  условиях модернизации образования. Коллектив   пришел к выводу о необходимости создания портфеля проектов ДОУ.

         В портфель проектов  вошли  инновационные  проекты,  объединённые  общей  концепцией развития образовательного учреждения, направленные как на стабильное функционирование учреждения, так и на обновление содержания практики образовательного процесса в условиях ограниченности ресурсов сельской образовательной среды.

Таким образом, посредством формирования проектной культуры всех участников педагогического процесса будет создано единое открытое инновационное образовательное пространство.

        Функциональная структура  учреждения представлена совокупностью 4 направлений деятельности. Направления охватывают все компоненты целостного педагогического процесса (группы «Кадры», «Дети», «Семья», «Социальные партнёры»). Они способствуют  преобразованию качественных характеристик образовательной среды сельского дошкольного учреждения.

        В нашем образовательном учреждении разработана  трёхуровневая система  управления проектами.

В качестве критериев эффективности реализации данной модели управления определены: профессиональная компетентность сотрудников; уровень развития и комфортности пребывания детей в образовательной среде, степень удовлетворённости родителей оказанными услугами.

 Успешной реализации намеченных проектов способствует создание развивающей образовательной среды в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их полноценного развития в дошкольном учреждении создана материально-техническая база: оборудованы спортивный зал, спортивная площадка с необходимым количеством спортивного инвентаря, центры здоровья в группах.

  1. В дошкольном учреждении функционирует сенсорная комната с различными стимуляторами, где дети могут отдыхать, снимать эмоциональное напряжение.
  1.  Предметно-развивающая среда  детского сада по познавательно - речевому развитию представлена центрами развития в группах, кабинетом английского языка, мини-музеем русского быта, уголками духовно-нравственного воспитания.
  1. Очевидно, что прекрасные условия осуществления образовательного процесса — еще не гарантия его качества.  Решающим фактором является профессионализм педагогов, которые работают в этих условиях.
  2. Педагоги нашего учреждения стремятся  соответствовать современным требованиям.  Для решения противоречий между содержанием современного  образования и требованиями, предъявляемыми социумом к личности и уровню профессиональной компетентности педагога, мы разработали проект «Фабрика роста», который является продолжением  муниципального проекта «Модель методического сопровождения карьерного роста педагога».
  1.                  В рамках проекта разработан  индивидуальный маршрут для педагогов с целью формирования профессиональных умений, профессиональной мотивации, освоения инновационных технологий и методик.
  1.                  Реализация проекта показала, что в настоящее время в кадровом составе дошкольного учреждения происходят позитивные изменения.  Растёт число специалистов, имеющих высшее образование. В настоящее время 42% педагогов обучаются в учреждениях высшего профессионального образования. 17% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 58% - первую квалификационную категорию. За период с 2009 по 2012 год 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации. В нашем коллективе работают педагоги, получившие общественное признание за большой личный вклад в развитие образования Старооскольского городского округа: 2 имеют звание - «Отличник народного Просвещения», 1 —   звание «Гордость Оскола».
  1.         Педагоги являются активными участниками семинаров, конференций и конкурсов муниципального, регионального уровней. 42% педагогов  имеют публикации  в сборниках, изданных по итогам научно-практических конференций. (слайд)
  1.        Проведена ревизия имеющегося банка данных актуального педагогического опыта. Ведется целенаправленная работа с педагогами, опыт которых будет обобщен до 2015 года.

В ближайшей перспективе проблема недостаточного соответствия кадровых ресурсов современным требованиям на уровне ДОУ будет решаться в рамках проекта «Центр мультимедийных технологий».  Главными проектными мероприятиями станут: адаптация механизмов повышения квалификации к индивидуальным профессиональным потребностям педагогов;

-  введение тьюторского сопровождения их деятельности;

- совершенствование веб-сайта ДОУ.

Созданные кадровые и материально-технические условия способствуют реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, (на слайд разработанной творческой группой педагогов на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.) Однако актуальной остается проблема формирования интегративных качеств дошкольников. Над решением этой проблемы мы работали по нескольким направлениям.

  1. В последнее время в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям,  функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья. Поэтому одной из приоритетных задач физического направления деятельности по реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» ООП является охрана и укрепление здоровья, формирование культуры здорового образа жизни детей.  
  2.  Для успешной реализации данного направления  был разработан проект «Здоровье», включающий комплекс психолого-педагогических, профилактических и оздоровительных мероприятий. В перспективе для повышения мотивации  родителей планируется реализация проекта «Олимпийцы среди нас». Результатом деятельности которого будет  создание   семейно-спортивного клуба «Папа, мама, я- спортивная семья». 
  3. В этих условиях возрастает значимость работы медицинского персонала  по  дифференциации (в зависимости от состояния здоровья) и индивидуализации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в детском саду.
  4. Стабильная положительная динамика в вопросах поддержания и укрепления здоровья воспитанников, их приобщения к здоровому образу жизни, физическая подготовленность подтверждают эффективность использования  проектных методик.
  1. Результатом деятельности  является снижение заболеваемости, подтверждаемое данными мониторинга.(слайд)
  1. Безопасность жизнедеятельности по профилактике ДДТТ среди дошкольников, особенно в сельской местности, имеет свою специфику. Педагоги ДОУ и основной общеобразовательной Каплинской школы, в условиях сетевого взаимодействия, совместно с инспекцией ОГИБДД УМВД России по городу Старый Оскол разработали проект «Добрая дорога детства».  Реализация  которого  направлена  на формирование у дошкольников дорожной грамотности, культуры здорового и безопасного образа жизни. Итогом этой работы стало отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием воспитанников  детского сада и школьников, призовые места в муниципальных конкурсах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: «Зелёный огонёк», «Дорожной грамоте учимся с детства», «Марафон безопасности», конкурсе мастер-классов по профилактике ДДТТ.  В каждой группе детьми, педагогами,  при участии  родителей собрана коллекция транспорта.

        Проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности  за  прошлый год обозначил необходимость усовершенствования работы по формированию интеллектуальных качеств дошкольников. Реализация проекта «Я хочу, я знаю, я умею» позволяет педагогам  решать задачи  по реализации областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы» через  игровые методы, создание проблемных ситуаций, коллекционирование, детское проектирование. Кроме того, участие педагогов и воспитанников ДОУ в опытно-экспериментальной деятельности по раннему обучению английскому языку позволяет удовлетворить интерес детей к общению на иностранном языке и расширить их кругозор.

        Развивая творческие способности дошкольников, преодолевая их внешнюю закомплексованность, педагоги реализовывали  детские проекты «Читалочка» и «Краски твоего мира». Результатом сотворчества детей, родителей и педагогов  в рамках  проекта «Читалочка» является сборник творческих работ детей «Проба пера». Проект «Краски твоего мира» включает  цикл мероприятий по рисованию, лепке, музыке, основам театрального искусства, хореографии, художественному конструированию и прикладному  искусству. С творческими работами воспитанников можно познакомиться в галерее рисунков на сайте дошкольного учреждения.

  1. По итогам прошлого учебного года наблюдаются позитивные  изменения интеллектуальной и эмоциональной составляющих процесса развития детей, их познавательных процессов, степени усвоения программных задач, готовности к школе.(слайд динамика по интегративным качествам)

Для поддержки талантливых детей мы посчитали необходимым совместно со специалистами Центра «Одарённость» разработать проект «Навстречу друг другу».  Проект будет направлен на    создание условий для индивидуального развития и успеха каждого ребенка. Ожидаемыми эффектами реализации  проекта  будут: (слайд)

  1. - усовершенствование системы психолого-педагогического сопровождения индивидуальных занятий с талантливыми детьми;
  2. - увеличение охвата детей исследовательской и проектной деятельностью.

Практика сетевого взаимодействия дает образовательным учреждениям возможность реализовывать основную общеобразовательную программу, используя  ресурсы учреждений-партнеров.

  1. С  целью  привлечения специалистов станции юных натуралистов, акционерного общества «Федосеевские сады» мы разработали  совместный проект «Экоцентр в ДОУ».   Для реализации проекта в дошкольном учреждении разработана дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас», создана экологическая лаборатория. Частью экоцентра является   зооферма на территории ДОУ, где живут  разные виды домашних животных и птиц. Сегодня фруктовый сад, огород и зооферма являются своеобразной визитной карточкой  ДОУ, подчеркивают его индивидуальность и самобытность.
  2. Кроме того, в детском саду созданы групповые «природные уголки» с различными видами растений, на территории  разбиты цветник, огород, фруктовый сад, оформлена «альпийская горка», «экологическая тропа».
  3.  (слайд Основными  эффектами проектной деятельности на данном этапе являются формирование у детей экологической грамотности и  бережного отношения к природе, повышение интереса к животному миру, воспитание трудовых навыков, создание коллекции семян)
  4. В перспективе нашей работы– организация детского проектирования по экологическому воспитанию.
  1. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что реализация педагогами проектов способствует осознанному принятию дошкольниками ценностей здорового образа жизни, обеспечивает готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, желание и умение учиться, формирует  их инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Отзывы родителей воспитанников и родителей, чьи дети  готовятся к поступлению в детский сад, свидетельствуют о высоком уровне качества образовательных услуг, оказываемых в дошкольном учреждении. Выпускники...

Изменения в деятельности ДОУ положительно оценивают более 80% опрошенных, 78% отмечают проявление творческой инициативы педагогов, 81,1% устраивает характер взаимоотношений в группе, 84% опрошенных удовлетворены условиями и качеством образовательных услуг.

Для формирования системного подхода к организации взаимодействия ДОУ и семьи был инициирован проект  «Организация работы ДОУ с семьей». На основании социальных паспортов групп и учреждения в целом  планируется разработать план повышения педагогической и валеологической культуры разных категорий родителей через участие в различных информационно-просветительских и досуговых мероприятиях как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

  1.  С целью координации деятельности всех служб детского сада, родителей воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательной услуги в 2012 -2013 учебном году планируется реализация  проекта «Работаем вместе». Внедрение которого позволит  комплексно  реализовать федеральные  государственные требования и федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, обеспечивающих единую линию развития ребенка.
  1. Уважаемые коллеги!
  2. Я согласна с тем, чтобы сделать дошкольное образование качественным и доступным есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать и естественно вводить что-то новое. Эффективность использования проектного подхода в управлении научно обоснована и практически доказана. На наш взгляд, портфель проектов дошкольного учреждения будет способствовать его развитию и укреплению престижа в Федосеевской территории и в образовательном пространстве Старооскольского городского округа. А «дети, как были так и остаются главным проектом нашей жизни, это зеркало, в котором отражается наш внутренний мир». (Олег Рой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Дошкольное воспитание, как первая ступень образования, за последнее время прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является мас...

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для педагогов ДОУ: «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»...

Особенности управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении и его правовое обеспечение

Статья раскрывает задачи  правого обеспечения управления персоналом,  регулирование трудовых отношений между работодателем и работниками,методы управления персоналом в зависимости от принято...

Консультация для педагогов на тему: «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возм...

Управление взаимодействием между дошкольным образовательным учреждением и психологическим центром: условия результативности

В статье рассматриваются условия результативной реализации воспитательной деятельности, внутренние структуры образовательных организаций, механизмы повышения эффективности систем управления, подчёркив...