Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Руссу Наталья Закиевна

    Данный доклад с презентацией расчитан на педагогов дошкольных образовательных учреждений. В нем раскрываются основные аспекты Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_russu_avgust_2014.doc129.5 КБ
    Office presentation icon russu_-_kopiya.ppt2.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Руссу Наталья Закиевна, педагог-психолог  Муниципального автономного дошкольного

     образовательного учреждения  

    «Детский сад общеразвивающего вида

     с приоритетным осуществлением

    деятельности по физическому

     развитию детей «Снегурочка»

    Данный стандарт утвержден приказом Минобразования №1155 от 17.10.2013г. Зарегистрирован 14.11.2013г. опубликован 25.11.2013г. Вступил в силу с 01.01.2014г.

    Общие положения

    Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

     Принципы, утвержденные стандартом: (некоторые из них)

    1. Поддержка разнообразия детства;

    2. Сохранение уникальности самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

    3. Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

    4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

    5. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

    6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

    8. Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

    Цели данного Стандарта:

    1. Повышение социального статуса дошкольного образования;

    2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

    3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

    4. Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

    Стандарт решает следующие задачи:

    - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    - Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    - Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

    - Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    - Формирования общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

    - Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формированиям образовательных программ различных уровнем сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

    - Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;    

    - Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;

    - Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

    Стандарт включает в себя требования к:

    - К структуре Программы;

    - К условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

    -К результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

    Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

    Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Программа разрабатывается и  утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.

    Содержания программы охватывает следующие образовательные области:

    ·        Социально-коммуникативное развитие;

    ·        Познавательное развитие;

    -        Речевое развитие;

    ·        Художественно-эстетические развитие;

    ·        Физическое развитие;

     Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

    ·        Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

    ·        Характер взаимодействия со взрослым;

    ·        Характер взаимодействия с другими детьми;

    ·        Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

     Программа предполагает:

    - Обязательную часть  (предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырех взаимодополняющих образовательных областях); Объем 60% от общего объема Программы.

    - Часть, формируемая участниками образовательных отношений (представляет выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы) объем не более 40%

    Обе части взаимодополняющие и необходимые с точки зрения реализации требований Стандарта.

    Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом в которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.

    1.   Целевой раздел включает в себя:

     - пояснительную записку;

     - целевые ориентиры (планируемый результат освоения программы);

    2. Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы и раскрывает задачи:

     - развитие специфических видов деятельности;

     - становление первичной ценностной ориентации и социализации;

     - развитие первичных преставлений;

     - коррекции нарушения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

    3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а так же механизмы реализации положений основной образовательной программы.

    Решение задач развития детей в пяти образовательных областях должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

    ·        Двигательной;

    ·        Игровой;

    ·        Коммуникативной;

    ·        Познавательно-исследовательской;

    ·        Восприятие художественной литературы и фольклора;

    ·        Элементарной трудовой деятельности;

    ·        Конструирования из различных материалов;

    ·        Изобразительной;

    ·        Музыкальной.

     Часть, формируемая участниками образовательных отношений может быть ориентирована на:

    - Специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

    - Поддержку интересов педагогических работников организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

    - Сложившиеся традиции Организации (группы).

     Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

     Требования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Пограммы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Последняя из которых должна быть  содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    В Организации может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

    ·        Индивидуализация образования,

    ·        Оптимизации работы с группой детей.

    При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

    Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

    Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Данные ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

    Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности  и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

    Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая, в том числе оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, даже в рамках мониторинга.

    Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    Дополнительным разделом Программы является текст ее  краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

    В краткой презентации Программы должны быть указаны:

    - Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации;

    - Используемые Примерные программы;

    - Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.  


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».

    О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....

    Реализация и внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО)

    Повышение  качества, доступности и эффективности дошкольного образования. Нормативная основа функционирования и развитие системы дошкольного образования в РФ.Федеральный закон от 6 октября 1...

    Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

    Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...