Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».
презентация к уроку на тему
В современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующая МДОУ д/с № 20
комбинированного вида
__________ Шушакова Н. А.
«10» апреля 2014 г.
Доклад
по теме:
«Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».
Выполнила: Емельянова Т. С.
воспитатель МДОУ д/с № 20
комбинированного вида
2014 г.
- Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
В современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях образования.
Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формирования содержания тематических направлений.
Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности, является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Общими задачами выступают:
- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;
- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
В 1997 году была опубликована Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:
· Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
· Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
· Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
· Применение видеоматериалов;
· Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
“Программа воспитания и обучения в детском саду” предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе “Ознакомление с окружающим и развитие речи” от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей.
Программа “Детство”. Авторы программы предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе “Социально-нравственное воспитание” в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду” с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как “Кошкин дом”, “Пожар” С.Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
Программа “Радуга” имеет специальный раздел “Правила личной безопасности”, в котором учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и помощник, правила поведения в природе, правила пешехода, общение с незнакомыми людьми, один дома. Вся работа предусматривается для детей с 6 лет и основана на усвоении причинно-следственных связей в познавательной деятельности, на занятиях, прогулках. Содержание усложняется, интерпретируется и расширяется.
Программа “Мы” предполагает обучение детей поведению в природе и в общении с животным и растительным миром, а также правилам поведения рядом с водоемом и в воде, т.е. исключительно обучение правилам экологической безопасности.
Комплексная программа развития ребенка “Истоки” в разделе “Физическое развитие” предлагает формировать у детей чувства осторожности (детей учат избегать опасных ситуаций, правильно падать, оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными, дают знания и представления об ядовитых растениях, опасных жидкостях, учат, как вести себя с незнакомыми людьми). Авторы данной программы рассматривают вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей с раннего возраста. С младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка описать показатели развития у детей умений и навыков по теме “Безопасность” на каждом возрастном этапе.
- Безопасная среда в ДОУ
Забота о детях должна постоянно находиться и центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях одна из самых гуманных и важных задач. Дети нуждаются в особой защите, они подвергаются наибольшей опасности. В связи с этим взрослые обязаны обладать знаниями по защите детей в чрезвычайной ситуации, а также обучать детей, как вести себя при различных чрезвычайных ситуациях. Уже начиная с дошкольного возраста детей необходимо в самой простой и игровой форме обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В школах и других образовательных учреждениях эти знания и навыки из года в год наращиваются и закрепляются.
Учебно-воспитательный и обслуживающий персонал дошкольных учреждений должны твердо знать: свои обязанности на случай возникновения чрезвычайных ситуаций вблизи или непосредственно в здании дошкольного учреждения; место укрытия детей, а также маршрут следования к нему. Для этого во всех дошкольных учреждениях должны проводиться занятия, тренировки, дни защиты детей.
Взрослые, прежде всего родители, учебно-воспитательный состав, персонал детских дошкольных учреждений, обязаны уметь выполнять основные приемы и способы защиты при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.
Подготовка взрослых заключается в изучении своих обязанностей. Воспитатели и их помощники должны уметь надевать противогаз, респиратор на ребенка, изготавливать ватно-марлевые повязки, подготавливать одежду для защиты от радиоактивных и опасных веществ, квалифицированно проводить противоэпидемические меры при возникновении инфекционных заболеваний.
Знания, полученные как взрослыми, так и детьми в жизни помогут спастись в чрезвычайных ситуациях.
Как обучать детей безопасности?
- Игра как способ обучения
Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра.
Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
Учитывая эффективность игры, как метода обучения по учебной программе необходимо учебные занятия в форме игры, инсценируя сказки.
- ПРОГРАММА
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧС»
(основы безопасности детей дошкольного возраста. 8 час.)
1. Ребенок и другие люди - 2 часа
2. Ребенок и природа - 2 часа
- купание в реке
- вредные растения
- контакты с животными
3. Ребенок дома - 2 часа
- электроприборы
- пожарная ситуация
- открытые форточки, дверь балкона
4. Ребенок на улицах города - 1 час
- правила дорожного движения
- как не потеряться в городе
5. Здоровье ребенка - 1 час
- День защиты детей.
Вопросы защиты детей от последствий аварии, катастроф и стихийных бедствий должны лежать в основе тренировок, проводимых с постоянным составом и детьми дошкольных детских учреждений. Одним из основных принципов организации тренировок является определение их количества и содержания.
День защиты детей является объектовой тренировкой по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций для средних школ, но может также проводиться и для воспитателей и воспитанников детских дошкольных учреждений. Материалы, в течение года используемые для знакомства дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, с максимальной полнотой должны быть включены в итоговую тренировку.
Цели и задачи:
— формирование и развитие у детей дошкольного возраста азов экологической культуры, понятия и закрепления на практике здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, правильного поведения на улице;
— привитие дошкольникам уверенности в своих действиях и поступках после мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
— совершенствование детьми средних и старших групп теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
— воспитание у дошкольников чувства товарищества и взаимопомощи в усложненных жизненных ситуациях.
За всю свою долгую историю люди узнали много о самых разных чрезвычайных ситуациях. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Если человек вооружен знаниями, ему будет легче справится с любыми трудностями. Это особенно важно, когда человек отвечает за жизнь и здоровье людей. После родителей воспитатели являются первыми педагогами на жизненном пути детей, которые вооружают детей необходимыми знаниями. С помощью этих знаний дети в будущем будут строить свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ.
Список литературы
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
- Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005 год.
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
- Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
- Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.
- Л.И.Лукина "Безопасность дошкольного образовательного учреждения" Управление ДОУ, Москва, 2007 год.
- Погребняк Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. Управление ДОУ, № 7- 2005 год.
- Сантаева Т.С.Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3- 2004 год.
- Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"
Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"...
Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»
Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»...
Доклад "Современные требования программ по формированию основ безопасной жизнедеятельности как социальной компетентности дошкольников"
Содержит краткий анализ программ по Основам безопасности жизнедеятельности для дошкольного возраста....
Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)
ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...
Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)
ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...