Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».
презентация к уроку на тему

Емельянова Татьяна Сергеевна

        В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной,     природной    и    техногенной    сферах    организация образовательного  процесса  в  общеобразовательных  учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета "Основы  безопасности  жизнедеятельности" и его освоения обучающимися, что  может  быть  достигнуто  непрерывностью обучения на всех ступенях  образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МДОУ д/с № 20

комбинированного вида

__________ Шушакова Н. А.

«10» апреля 2014 г.

Доклад

по теме:

«Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».

Выполнила: Емельянова Т. С.

воспитатель МДОУ д/с № 20

комбинированного вида

2014 г.


  1. Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

        В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной,     природной    и    техногенной    сферах    организация образовательного  процесса  в  общеобразовательных  учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета "Основы  безопасности  жизнедеятельности" и его освоения обучающимися, что  может  быть  достигнуто  непрерывностью обучения на всех ступенях  образования.

    Формирование  у  обучающихся  системных  знаний, умений и навыков обеспечивать   здоровье  и  безопасность,  оценивать  и  строить  свою жизнедеятельность  с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно   за   счет   вариативного  подхода  к  образованию  по  ОБЖ, адаптированного  к    специфике   образовательной   деятельности   и формирования содержания тематических направлений.

     Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности, является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

     - вооружение  будущих  граждан психологическими и педагогическими знаниями  в  объеме,  обеспечивающем  понимание  ими  проблем  личной, общественной  и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

   - развитие  бдительности, осмотрительности, разумной осторожности  и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во   внимание   различных  негативных  факторов  при  оценке  угроз  и опасностей и преодолении их трудностей;

     - повышение   уровня   своих   знаний  и  навыков  в  обеспечении безопасности  жизнедеятельности,  уверенности  в  успешном преодолении трудностей,  веры  в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

    - формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия  при  решении  вопросов  личной  и общественной безопасности, умение    систематизировать    знания    по    вопросам   безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

 - формирование  установок  на  совместные, согласованные действия при  попадании  в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование   правового,   нравственного,  эстетического, экономического   и   экологического   понимания   задач   безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции,  согласующихся  с  Декларацией  прав  человека  и  Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

     В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

В 1997 году была опубликована Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.

Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:

·   Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

·   Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

·   Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

·   Применение видеоматериалов;

·   Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

“Программа воспитания и обучения в детском саду” предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе “Ознакомление с окружающим и развитие речи” от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей.

Программа “Детство”. Авторы программы предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе “Социально-нравственное воспитание” в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду” с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как “Кошкин дом”, “Пожар” С.Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.

Программа “Радуга” имеет специальный раздел “Правила личной безопасности”, в котором учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и помощник, правила поведения в природе, правила пешехода, общение с незнакомыми людьми, один дома. Вся работа предусматривается для детей с 6 лет и основана на усвоении причинно-следственных связей в познавательной деятельности, на занятиях, прогулках. Содержание усложняется, интерпретируется и расширяется.

Программа “Мы” предполагает обучение детей поведению в природе и в общении с животным и растительным миром, а также правилам поведения рядом с водоемом и в воде, т.е. исключительно обучение правилам экологической безопасности.

Комплексная программа развития ребенка “Истоки” в разделе “Физическое развитие” предлагает формировать у детей чувства осторожности (детей учат избегать опасных ситуаций, правильно падать, оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными, дают знания и представления об ядовитых растениях, опасных жидкостях, учат, как вести себя с незнакомыми людьми). Авторы данной программы рассматривают вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей с раннего возраста. С младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка описать показатели развития у детей умений и навыков по теме “Безопасность” на каждом возрастном этапе.


  1. Безопасная среда в ДОУ

Забота о детях должна постоянно находиться и центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях одна из самых гуманных и важных задач. Дети нуждаются в особой защите, они подвергаются наибольшей опасности. В связи с этим взрослые обязаны обладать знаниями по защите детей в чрезвычайной ситуации, а также обучать детей, как вести себя при различных чрезвычайных ситуациях. Уже начиная с дошкольного возраста детей необходимо в самой простой и игровой форме обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В школах и других образовательных учреждениях эти знания и навыки из года в год наращиваются и закрепляются.

Учебно-воспитательный и обслуживающий персонал дошкольных учреждений  должны твердо знать: свои обязанности на случай возникновения чрезвычайных ситуаций  вблизи или непосредственно в здании дошкольного учреждения; место укрытия детей, а также маршрут следования к нему. Для этого во всех дошкольных учреждениях должны проводиться занятия, тренировки, дни защиты детей.

Взрослые, прежде всего родители, учебно-воспитательный состав, персонал детских дошкольных учреждений, обязаны  уметь выполнять основные приемы и способы защиты при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Подготовка взрослых заключается в изучении своих обязанностей. Воспитатели и их помощники должны уметь надевать противогаз, респиратор на ребенка, изготавливать ватно-марлевые повязки, подготавливать одежду для защиты от радиоактивных и опасных веществ, квалифицированно проводить противоэпидемические меры при возникновении инфекционных заболеваний.

Знания, полученные как взрослыми, так и детьми в жизни помогут спастись в чрезвычайных ситуациях. 

Как обучать детей безопасности?

  1. Игра как способ обучения

Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра.

Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.

Учитывая эффективность игры, как метода обучения по учебной программе необходимо учебные занятия в форме игры, инсценируя сказки.

  1. ПРОГРАММА

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧС»

(основы безопасности детей дошкольного возраста. 8 час.)

 

1.     Ребенок  и  другие  люди                      -              2  часа        

2.  Ребенок  и  природа                           -              2  часа

-         купание  в  реке

-         вредные  растения 

-         контакты  с  животными

 

3.  Ребенок  дома                                          -           2 часа

-         электроприборы

-         пожарная  ситуация

-         открытые  форточки,  дверь  балкона

 

4.  Ребенок  на  улицах  города                   -               1 час

- правила дорожного движения

- как не потеряться в городе

                           

 5. Здоровье ребенка                              -                    1 час

 

  1. День защиты детей.

Вопросы защиты детей от последствий аварии, катастроф и стихийных бедствий должны лежать в основе тренировок, проводимых с постоянным составом и детьми дошкольных детских учреждений. Одним из основных принципов организации тренировок является определение их количества и содержания.

День защиты детей является объектовой тренировкой по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций для средних школ, но может также проводиться и для воспитателей и воспитанников детских дошкольных учреждений. Материалы, в течение года используемые для знакомства дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, с максимальной полнотой должны быть включены в итоговую тренировку.

Цели и задачи:

— формирование и развитие у детей дошкольного возраста азов экологической культуры, понятия и закрепления на практике здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, правильного поведения на улице;

— привитие дошкольникам уверенности в своих действиях и поступках после мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

— совершенствование детьми средних и старших групп теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

— воспитание у дошкольников чувства товарищества и взаимопомощи в усложненных жизненных ситуациях.

За всю свою долгую историю люди узнали много о самых разных чрезвычайных ситуациях. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями.  Если человек вооружен знаниями, ему будет легче справится с любыми трудностями. Это особенно важно, когда человек отвечает за жизнь и здоровье людей. После родителей воспитатели являются первыми педагогами на жизненном пути детей, которые вооружают детей необходимыми знаниями. С помощью этих знаний дети в будущем будут строить свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ.

 

Список литературы

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968.
  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
  3. Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005 год.
  4. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
  5. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
  6. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.
  7. Л.И.Лукина "Безопасность дошкольного образовательного учреждения" Управление ДОУ, Москва, 2007 год.
  8. Погребняк Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. Управление ДОУ, № 7- 2005 год.
  9. Сантаева Т.С.Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3- 2004 год.
  10. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"

Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"...

Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»

Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»...

Доклад "Современные требования программ по формированию основ безопасной жизнедеятельности как социальной компетентности дошкольников"

Содержит краткий анализ программ по Основам безопасности жизнедеятельности для дошкольного возраста....

Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)

ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...

Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)

ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...