Методические рекомендации по организации летнего оздоровительного периода в дошкольных образовательных учреждениях
методическая разработка на тему

Ермакова Ольга Викторовна

Летний оздоровительный период в дошкольном образовательном учреждении решает немаловажные задачи:

- укрепление здоровья детей;

- развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта;

- создание условий для решения образовательных задач в совместной деятельности с детьми.

Своевременная подготовка и организованное начало работы в данный период зависит от управленческих решений как на уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, так и руководителей образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

г. Мичуринска Тамбовской области

Методические рекомендации

по организации

летнего оздоровительного периода

в дошкольных образовательных учреждениях

Ермакова О.В. –  заведующий

МБДОУ ЦРР Д-С «Сказка»

        Общие положения

Летний оздоровительный период в дошкольном образовательном учреждении решает немаловажные задачи:

- укрепление здоровья детей;

- развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта;

- создание условий для решения образовательных задач в совместной деятельности с детьми.

Своевременная подготовка и организованное начало работы в данный период зависит от управленческих решений как на уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, так и руководителей образовательных учреждений.

Нормативные документы для организации летнего периода:

- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 "О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249¬03" (далее - СанПиН);

- Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;

- Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 «Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми»;

- Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях» от 29.10.1984 № 11-14/26-6;

- Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях от 16.06.1980 № 11-49/6-29;

Критериями готовности дошкольного образовательного учреждения к работе в летний период могут служить:

- соответствие оборудования игровых и физкультурных площадок и требованиям СанПиН и инструкции по охране жизни и здоровья детей;

- создание условий для своевременного увлажнения песка и участка;

- разнообразие выносного оборудования для организации различных видов деятельности с детьми, создание условий для его хранения;

- наличие необходимой документации: плана работы учреждения на летний период, инструкций по организации питьевого режима, охраны жизни и здоровья детей, организации экскурсий и походов за пределами территории детского сада, по предупреждению отравления детей ядовитыми растениями и грибами, документации по организации закаливания и проведения лечебно-профилактических мероприятий, различных рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей;

- наличие системы контроля организации летнего оздоровительного периода с детьми.

В дошкольном образовательном учреждении подготовка к летнему оздоровительному периоду осуществляется всеми сотрудниками согласно своим функциональным обязанностям:

- заведующий ДОУ составляет план подготовки для 1 и 2 уровня управления (согласно структуре управления), и вместе с заместителем по административно-хозяйственной работе организует деятельность коллектива по благоустройству территории (зеленые насаждения, цветники, замена песка, ремонт теневых навесов и малых форм на участках, их покраска, обрезка деревьев и кустарников), по оборудованию физкультурной площадки в соответствии с СанПиН, организации водоснабжения для полива участков, подготовке инвентаря для уборки участков, обеспечивает необходимым оборудованием для организации игр с водой, песком, спортивных игр, закаливания, а также планирует контроль за ходом летнего оздоровительного периода;

- медицинский персонал ДОУ планирует работу по предупреждению травматизма, проводит инструктажи по охране жизни и здоровья, предупреждению заболеваний, комплектует аптечку для оказания первой помощи, составляет рекомендации по закаливанию с учетом физического развития детей, оказанию первой медицинской помощи при различных  заболеваниях, планирует лечебно-профилактические мероприятия и  контроль за организацией физического воспитания, питания, закаливания, утверждает режимы дня;

- старший воспитатель и заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе составляет план работы с педагогическими кадрами, родителями, планирует коллективные мероприятия с детьми, готовит рекомендации по планированию образовательного процесса с детьми в группах в летний оздоровительный период, проводит подготовку наглядной информации для родителей, осуществляет контроль за подготовкой воспитателей к началу летнего оздоровительного периода, ходом образовательного процесса в группах;

- воспитатели составляют перспективные планы работы по основным направлениям развития детей, планируют двигательную активность детей на летний период, индивидуальную работу с детьми, усвоившими программу на низком уровне, составляют режимы дня, готовят консультации и рекомендации для родителей, подбирают выносной материал для работы с детьми;

- музыкальные руководители планируют свою деятельность с учетом задач летнего оздоровительного периода и пребывания детей на воздухе;

- воспитатель по физической культуре совместно с воспитателями планирует работу по обеспечению двигательной активности, приобщению к спортивным играм;

- помощники воспитателя совместно с воспитателем составляют график распределения рабочего времени сотрудников группы для наиболее эффективной организации дня, проводит подготовку инвентаря для закаливания, уборки группового участка, теневых навесов, мытья игрушек.

Планирование и организация

оздоровительной работы с детьми в летний период

В  соответствии с нормами СанПиН в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок.

Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Формы оздоровительных мероприятий в летний период:

- утренняя гимнастика (традиционная, коррекционная);

- оздоровительный бег;

- занятия по физической культуре различных видов;

- подвижные игры;

- пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршрутам (простейший туризм);

- двигательные разминки (на развитие мелкой моторики, на внимание и координацию движений, упражнения в равновесии, гимнастика расслабления, упражнения на формирование правильной осанки и свода стопы);

- занятия в бассейне;

- спортивные упражнения и элементы видов спорта:

- гимнастика после сна;

- закаливающие мероприятия;

- индивидуальная работа в режиме дня.

При составлении сеток организованной двигательной активности на каждую группу важно учесть разнообразие форм, а также то, что деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, занятия физической культурой, экскурсии, труд), должна проводиться в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада). В наиболее жаркие дни не следует допускать, чтобы длительное время дети находились под воздействием прямых солнечных лучей.

Для рациональной организации работы воспитателя целесообразно подготовить к летнему периоду картотеки комплексов утренних гимнастик, спортивных упражнений (элементов спортивных игр: футбол, баскетбол, бадминтон, городки, катание на велосипеде и самокате), подвижных игр, эстафет, игр на развитие мелкой моторики и расслабление.  

        Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующий и врач, обслуживающий дошкольное учреждение.

Заведующая:

1. Осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех возрастных групп детского коллектива и отдельных детей.

2. Организует обучение воспитателей и обслуживающего персонала методике проведения всех мероприятий по закаливанию, регулярно проверяет, как выполняются указания врача.

3. Устанавливает контакт с родителями, добиваясь согласованной единой системы закаливания детей в дошкольном учреждении и в семье.

4. Обеспечивает оборудование и все необходимые условия для осуществления всего комплекса мероприятий по закаливанию детского организма.

Врач:

1. Разрабатывает планы по закаливанию детей на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ребенка, его физического воспитания в семье и в детском саду.

Важно, чтобы воспитатели, пользуясь данными планами, четко представляли какие виды закаливания, в какой последовательности необходимо проводить с каждым ребенком в группе.

2. Дает конкретные указания по организации и методике проведения всех мероприятий по закаливанию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения.

3. Обучает педагогический и обслуживающий персонал методике проведения закаливавших процедур.

4. Проводит беседы с родителями о значении закаливания для укрепления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприятий по закаливанию ребенка в семье.

5. Осуществляет систематический контроль за работой персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно-медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности.

6. Посещает, в соответствии с планом работы, все возрастные группы дошкольного учреждения (каждую группу не реже 1 раза в месяц), регулярно наблюдает за влиянием системы закаливания на состояние здоровья каждого ребенка.

7. Знакомит воспитателей с результатами влияния закаливающих мероприятий на состояние здоровья детей и, при необходимости, вносит соответствующую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, заболевания ребенка, изменения погодных условий, сезона года и т.д.).

Медицинская сестра:

1. Участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным врачом планом.

2. Составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур.

3. Помогает воспитателю и помощнику воспитателя овладевать методикой намеченных в плане мероприятий.

4. Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей.

5. Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми.

Воспитатели:

1. При помощи младшего воспитателя, руководствуясь назначениями врача, осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детского организма в своей группе.

2. Продумывают организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур.

3. Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию.

4. Следят, чтобы одежда детей соответствовала температуре воздуха помещения и улицы.

5. Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей их получил и в какой дозировке.

При организации специальных закаливающих мероприятий важно помнить, что весь контингент детей целесообразно разбить на группы:

I группа. Дети здоровые, ранее закаливаемые.

II группа. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.

III группа. Дети, имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после длительных заболеваний.

Рекомендации по закаливанию можно оформить в виде таблицы:

1 группа

Фамилия, имя

Воздух

Солнце

Вода

Босохождение

ППриме-чания

t

время

длител.

t

время

длител.

t

время

длител.

t

время

длител.

2 группа

3 группа

В таблице указывается начальная и конечная температура природных факторов, а также периодичность увеличение времени воздействия закаливающих факторов на организм. По мере закаливания, но не менее чем через 2 месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критерием для этого должно быть: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).

Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.

Закаливание солнцем начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, потом переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка. Для проведения солнечных ванн игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5 - 6 минут и вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут одномоментного пребывания детей на солнце, а в течение дня это может составить суммарно 40 - 50 минут.

Медицинских отводов от закаливания не должно быть. Исключение должны составлять лишь острые заболевания. Нужно помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.

Закаливание свежим воздухом показано всем детям, но в зависимости от состояния ребенка нужно проводить или общие, или частичные воздушные ванны. То же относится к водным мероприятиям - используют местные или общие процедуры и температура воды подбирается индивидуально. Общие процедуры целесообразно проводить с использованием летнего душа, устроенного на участке детского сада.

Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием физического развития, малокровием, повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянными и отраженными солнечными лучами.

Для организации босохождения можно оборудовать «тропу здоровья» с различным по размеру и форме содержимым – песком, галькой, гравием, керамзитом и т.д.

        Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха с различной силой действующего фактора и его экспозиции.

Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать в летнее время игры с водой, игры в плескательных бассейнах, ручейках. Вода при этом должна быть не ниже +20 град. C. Постепенно увеличивается время экспозиции с 30 секунд до 5 - 10 минут.

        Воспитатели и их помощники ведут учет оздоравливающих процедур и информируют медицинский         персонал ДОУ об их эффективности. Организация медико-педагогического контроля за процессом оздоровления обязательна.

Важно помнить, что эффективность оздоровления будет зависеть от ряда факторов:

- правильно организованного питания и питьевого режима;

- соблюдения требований личной гигиены;

- сбалансированного закаливания;

- отсутствие факторов угрожающих здоровью детей (ядовитых растений, грибов, скопления насекомых, палок, камней, торчащих веток, поломанного оборудования на участке и т.д.);

- эмоционального состояния ребенка;

- единые подходы к оздоровлению в семье и дошкольном учреждении.

Планирование и организация

образовательной работы с детьми в летний период

        В методической литературе существует множество рекомендаций по организации образовательного процесса в детском саду летом. Важно учесть, чтобы образовательная деятельность охватывала все направления развития:

- физическое;

- познавательно-речевое;

- художественно-эстетическое;

- социально-личностное.

Планирование и организация познавательно-речевого развития.

Летний период очень благоприятный для решения задач познавательно-речевого развития, так как возможна организация непосредственного наблюдения за живой и неживой природой, изменениями, которые происходят под воздействием различных факторов. Планировать можно циклы наблюдений или тематические дни, экологические проекты и тематические площадки. Примером может послужить опыт работы детского сада «Соловушка» г. Тольятти (книга Пеньковой Л.А. «Под парусом лето плывет по Земле», М.: Линка-Пресс, 2006), в котором организованы центры по развитию естественно-научных и экологических представлений:

        - центр исследовательской деятельности, в котором планируется работа по проведению опытов с объектами неживой природы;

        - зоодворик – знакомство с животным миром через проектную деятельность;

        - метеоплощадка;

        - огород, участки леса, поля, луга, сада – для расширения представлений о мире растений и их значении в жизни человека;

        - экологическая тропа.

        Для организации таких центров нужна предварительная подготовка: разработка положения, подготовка оборудования и условий на территории детского сада, определение ответственных за организацию деятельности в данных центрах. Вместе с тем, проектная деятельность, организованная в данных центрах позволит решать задачи не только природоведческого характера, но и речевые (чтение, рассказывание, заучивание и т.д.).

        При посещении площадок и экологической тропы следует планировать и трудовую деятельность:

- природоведческий труд – уход за грядками, цветами, сбор семян, опавших листьев для гербария, кормление животных;

- хозяйственно-бытовой труд: мытье кормушек, исследовательского оборудования, протирка столов в исследовательском центре;

- природоохранный труд: изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе, осмотр овощных культур на наличие вредителей, подвязывание и заматывание сломанных веточек, уборка мусора на экологической тропе и в центрах.

Учитывая, что территория детского сада ограничена, важно спланировать для каждой возрастной группы перечень экскурсий и прогулок к природным объектам для решения задач познавательно-речевого развития.

Планирование и организация художественно-эстетического развития детей.

        Театрализация, пение, слушание, игра на шумовых инструментах, рисование, лепка – все это неотъемлемо должно присутствовать в перспективных планах на лето. Важно, чтобы организация этих видов деятельности не сводилась к традиционным занятиям. Это должны быть:

       - «путешествия в мастерские художника» - теневой навес, на котором выставлены мольберты и лежит разнообразный материал для творчества, а опытный воспитатель предлагает каждый раз новую технику для рисования: «ладоневая и пальцевая живопись», «диатияпия и монотипия», «пластилиновая и мозаичная живопись», «набрызг», «печать природными формами», «Рисование мятой бумагой», «кляксография» и т.д.;

        - площадка «В гости к гончару», где можно лепить с глины и пластилина;

        - посещения музыкального цента, который организует музыкальный руководитель. Это оборудованная под сцену площадка с занавесом и театральной ширмой (можно использовать выносной подиум), с обязательным выносным материалом: фабричными и самодельными музыкальными инструментами (духовыми, ударными, шумовыми), настольными музыкально-дидактическими играми, магнитофоном. В музыкальном центре обязательно должен  быть театральный уголок – это может быть шатер с набором кукол.

Традиционны в дошкольном учреждении следующие формы организации музыкальной деятельности: организованные досуги, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, театральные постановки и спектакли, хороводы  и утренняя гимнастика под музыку.

Нетрадиционные формы работы – музыкальные проекты, интегрированные занятия, доминантные занятия, тематические недели, завершающиеся праздником или развлечением. Использование нетрадиционных форм позволяет активизировать творческий потенциал педагогов и родителей.

Планирование и организация физического воспитания.

Важно, чтобы на территории детского сада было оборудовано место для организации подвижных игр, элементов спортивных игр с соблюдением требований к охране жизни и здоровья детей. При наличии инструктора по физкультуре можно организовать центр «Здоровячок», в котором имеющееся оборудования физкультурной площадки, а также нестандартное оборудование будет использовано для решения задач физического воспитания. В данном центре будет сосредоточено необходимое выносное оборудование: различные мячи, обручи, скакалки, атрибуты для подвижных и спортивных игр, приспособления для развития дыхания. В данном центре  можно проводить подготовительную работу по организации походов. Необходимо еженедельное планирование сюжетно-игровых занятий или физкультурных досугов.

Планирование и организация социально-личностного развития.

Задачи социально-личностного развития решаются ежедневно и в любой деятельности с детьми. Вместе с тем, важно отметить, что игровая деятельность, как ведущая в дошкольном возрасте, эти задачи решает наиболее эффективно. Поэтому, в летний период особое внимание необходимо уделить созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей. Минимум игрового оборудования для каждого сюжета будет способствовать развитию умения играть с игрушками-заместителями, а в старшем возрасте переводить игровые действия в речевой план.

Воспитателям младших групп важно уделять внимание развитию игрового взаимодействия в главных и дополнительных ролях, в старших группах – развитию сюжетосложения как в сюжетно-ролевых, так и в режиссерских играх. Игровое партнерство взрослого позволит развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

Большое внимание в летний период следует уделить планированию работы по знакомству и закреплению элементарных правил дорожного движения и безопасности жизнедеятельности. Это могут быть встречи с игровыми персонажами «дядей Степой» и доктором Айболитом, которые в доступной форме в соответствии с возрастом будут знакомить детей с основными правилами безопасности на улице, в природе, дома.

Необходимо также учесть советы психологов по организации адаптации детей раннего возраста, т.е. адаптационной группы «Вместе с мамой». Для этого необходимо разработать положение о данной группе, в котором определить режим посещения группы, задачи, права и обязанности участников образовательного процесса. Итогом пребывания ребенка в адаптационной группе должна быть  легкая степень адаптации к условиям общественного воспитания.

Планирование работы с кадрами в летний период

Основные задачи работы с сотрудниками детского сада:

- повышение профмастерства педагогов и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы;

- обеспечение высокого уровня интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства.

Для решения данных задач планируется организационно-педагогическая (проведение совещаний, организация смотров-конкурсов и т.д.) и методическая работа, в которую входит планирование консультаций педагогической и медицинской направленности, семинаров-практикумов (например, по обучению детей спортивным играм), открытых показов, работы методического кабинета, информационно-рекламной деятельности.

Задача методической службы – обеспечить координацию деятельности всех педагогов для наиболее эффективной организации образовательной и оздоровительной работы с детьми в летний период.

Литература:

Приложение

ПЛАН

ЛЕТНЕЕ - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОЕКТ

«ВЕСЕЛЫЙ ЛЕТНИЙ МАРАФОН»

Актуальность.

На современном этапе развития общества острыми проблемами являются ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его физического, психического и социального компонентов.

Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, именно детскому саду необходимо использовать здоровьесберегающие  технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.

Одной из наиболее эффективных форм их реализации является организация отдыха воспитанников в летний период.

Данный проект охватывает всех участников образовательного процесса, представляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития  у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а также повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ в летний период.

Задачи: 

  1. Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма.
  2. Развивать двигательные, психические, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.
  3. Создать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
  4. Развивать и поддерживать интерес к художественной литературе на материале произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»

Здоровьесберегающее направление предполагает ежедневные физкультминутки, дыхательные и око-гимнастики, психогимнастики, пальчиковые игры, спортивные и подвижные игры и упражнения – с целью понижения утомляемости, переключения, повышения уровня адаптации и сопротивляемости детского организма, улучшения эмоционального состояния, повышения творческой активности, а в конечном счете – всестороннего развития физических и духовных сил дошкольников.

Особое внимание уделяется модулям, которые логически пронизывают весь проект:

Модуль 1. Гигиена труда и отдыха в летний период.

Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. «Минутки отдыха» и сон, как наиболее эффективный отдых. Факторы, приводящие к утомлению в летний период.

        Ожидаемые результаты:

  1. Дети умеют распознавать признаки физического утомления.
  2. Приобретают навыки переключения на разные виды деятельности, избегают утомления, следуя здоровьесберегающим технологиям.

Модуль 2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма в летний период.

Безопасное поведение на дорогах, в лесу, у водоема. Основные ситуации – «ловушки», в которые попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «проезжая часть», «берег реки» и др.

Опасные факторы современного жилища, игровой площадки, улицы. Ожоги в летний период: солнечные, растениями, спичками, химическими средствами.  Оказание первой помощи при простых травмах, укусах насекомых.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети умеют прогнозировать развитие ситуации на дороге, в походе.
  2. Имеют навык наблюдения, навыки «сопротивления» волнению или спешке.
  3. Умеют распознавать опасные зоны в помещении и на улице.
  4. Имеют навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами, открытым огнем.

Модуль 3. Питание и здоровье.

Питание – основа жизни. Представление о полезных пищевых веществах, их значении для здоровья, важнейших природных витаминных источниках. Режим питания, правила поведения за столом. Обработка пищевых продуктов перед употреблением.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети умеют соблюдать элементарные правила режима питания.
  2. Умеют пользоваться столовыми приборами.

Ожидаемые результаты от проведения оздоровительного направления проекта:

  1. Введение оптимального двигательного режима детей в летний период.
  2. Снижение уровня заболеваемости в летний период.
  3. Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
  4. Овладение навыками самооздоровления.

Формы и методы оздоровления детей в летний период.

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

1.Щадящий режим. (адаптационный период)

2. Гибкий режим.

3. Организация микроклимота и стиля жизни групп в летний период.

4. Соблюдение питьевого режима.

Вновь прибывшие дети.

Все группы.

2.

Физические упражнения

1.Утренняя гимнастика.

2. Физкультурно-оздоровительные занятия.

3. Подвижные и дидактические игры.

4.Профилактическая гимнастика.

5. Спортивные игры.

6. Физкультурные минутки и динамические паузы.

Все группы

3.

Гигиенические и водные процедуры.

  1. Умывание.
  2. Мытье рук по локоть.
  3. Игры с водой и песком.

Все группы

4.

Свето-воздушные ванны.

1. Проветривание помещений (сквозное).

2.Сон при открытых фрамугах.

3.Прогулки на свежем воздухе 2 раза в день.

4. Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Все группы

5.

Активный отдых

1. Развлечения и праздники.

2. Игры и забавы.

3.Дни здоровья.

4.Походы на территории детского сада и за ее пределами.

Все группы

6.

Свето и цветотерапия

1.Обеспечение светового режима.

2. Цветовое и световое сопровождение среды и воспитательного процесса.

Все группы

7.

Музыкотерапия

1.Музыкальное сопровождение режимных моментов.

2. Музыкальное сопровождение игр, упражнений , развлечений.

3. Музыкальная и театрализованная деятельность в летний период.

Все группы

8.

Психо

гимнастика

1.Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

2. Минутки вхождения в день.

3.Психогимнастика.

4.Игровой самомассаж.

Дыхательная, пальчиковая гимнастика.

Все группы

9.

Пропаганда ЗОЖ

Организация консультаций, бесед, специальных занятий.

Все группы

10.

Витомино

терапия

Включение в рацион питания: соков, фруктов, овощей, зелени.

Все группы


Каскадная модель реализации проекта «Веселый летний марафон»

Июнь

 «Незнайка в Цветочном городе»

Июль  

«Путешествие Незнайки»

Август

 «Незнайка в Зеленом городе»

1-я  неделя –

«Пусть всегда будет солнце»

1-я неделя –

«Азбука безопасности»

3-я неделя –

«Там на неведомых дорожках»

4-я неделя –

«Детский экологический театр»

5-я неделя-

«Иван Купала»

6-я неделя-

«Собираемся в поход»

7-я неделя

«В лес за чудесами»

8-я неделя –

«Олимпиада в «Сказке»

9-я неделя-

«Воздушные путешествия»

10-я неделя –

«С праздником любимый город»

11-я неделя-

«Чудеса на грядке»

12-я неделя –

«Песочные фантазии»


Методическая работа

№п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Подобрать методическую литературу для воспитателей по вопросам организации жизни дошкольника в летнее время.

Конец

мая

Петренко С.Л.

Провести инструктаж с персоналом МБОУ об охране жизни и здоровья детей в летний период.

1 неделя июня

Кострикина Н.А.

Подготовить игровой материал и оборудование для развития движений, игр с песком, наблюдений и труда в природе.

1 неделя июня

Воспитатели групп.

Подготовить наглядный материал для родителей воспитанников в рамках санитарно-просветительской деятельности: советы врача, воспитателя, психолога.

Июнь

Воспитатели групп

Обновит содержание предметно-развивающей среды групп в соответствии с требованиями ФГТ

ЛОП

Воспитатели групп

Провести инструктаж с персоналом МДОУ об охране жизни и здоровья детей в летний период

1-я неделя июня

Ермакова О.В.

Кострикина Н.А.

7.

Консультации для педагогов:

  • «Оздоровление детей в летний оздоровительный период Образовательная область «Здооровье».
  • «Организация работы по развитию движений на прогулке. Образовательная область «Физическое развитие ».
  • «Экологическое воспитание детей летом.Образовательная область «Познание»».
  • «Художественно-эстетическое развитие».

ЛОП

Петренко С.Л.

Кострикина Н.А.

Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям:

 а) Уточнить маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения учреждения, рекомендации к ним по их проведению.

б) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений.

Июнь

Ермакова О.В.

Петренко С.Л.

Семинар-практикум для педагогов «Театральный ринг»

Август

Петренко С.Л.

Культурно-массовые мероприятия с детьми

№п/п

Мероприятие

Форма

проведения

Сроки

Ответственные

 «День рождения Цветочного города»

Развлечение

Июнь

Кузовлева Е.А.

Белоусова В.А.

«Здравствуй, Лето!»

Праздник

Июнь

Мясникова К.И.

Зайцева Т.В.

«Коротышки-пожарники»

Развлечение

Июль

Попова Т.В.

Логунова О.А.

«Незнайка знакомится с днем Ивана Купалы»

Праздник

Июль

Антонова Л.В.

Харитонова Л.Н.

 «Незнайка и его друзья на олимпиаде в прогимназии «Сказка»

(Церемония открытия малых летних олимпийских игр)

Спортивное развлечение

Август

Анохина Е.В.

Шматова. В.В. Солодухиа И.В.

«Путешествие Незнайки на воздушном шаре»

Развлечение

Август

Родюкова С.М.

Приглашение артистов филармонии, выездных театров для выступлений перед детьми

ЛОП

О.В. Ермакова

Работа с родителями

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

Оформление «Уголка для родителей» в группах:

- режим дня в ЛОП;

- рекомендации по воспитанию детей летом;

- рекомендации по экологическому воспитанию;

- рекомендации по познавательно- речевому   развитию  детей.

Июнь-июль

Воспитатели  групп

Индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей «Адаптация к условиям детского сада»

В течение ЛОП

Директор МБОУ, старший воспитатель

Оформление стенда для родителей вновь поступающих детей на тему:

«Как безболезненно адаптировать малыша к условиям детского сада»

Июнь-июль

Воспитатели младших групп.

Участие родителей в благоустройстве и озеленении участка и ремонте групп.

В течение ЛОП

Завхоз,

Воспитатели групп  

Консультации: «Улицы города: о профилактике детского травматизма в летний период

первая  неделя

июня  

Воспитатели  групп

«Лето — самое удобное время для закаливания»

первая  неделя

июля

Воспитатель по ФИЗО

«Отдыхаем вместе с детьми»

первая неделя августа

Мед. сестра

Консультация

«Лето – самое удобное время для закаливания»

вторая неделя июля

Воспитатели групп

Оформление:

«Уголка здоровья для родителей»

- Опасные предметы дома

- Осторожно растения!

 - Осторожно солнце!

- Безопасность на дорогах

Август

Воспитатели групп

Консультация 

«Учимся замечать прекрасное в природе»

первая  неделя августа

Е.С. Меркулова

№п/п

Административно-хозяйственная  деятельность

Содержание

Сроки

Ответственные

Оформление и переоборудование нового помещения для мини-центра раннего развития детей.

в течение июля

Зам. директора по ВМР, старший воспитатель

Провести инвентаризацию спортивного оборудования, необходимого для летне-оздоровительного сезона.

первая неделя июля

Зам. директора по ВМР, воспитатель по ФИЗО

Обновить выносной материал, малые строительные формы на участке.

в течение июня

Зам. директора по АХР, воспитатели групп

Контроль и руководство воспитательной работой

Выполнение инструктажа по охране жизни и здоровья детей, противопожарной безопасности, профилактике дорожно-транспортного травматизма.

в течение ЛОП

Директор МБОУ, медсестра

Утренний прием.

в течение ЛОП

 медсестра

Ведение документации.

в течение ЛОП

Зам. директора по ВМР

Санитарное состояние участка: проверка оборудования участка на соответствие гигиеническим нормам.

начало июня

Директор МБОУ

Зам. директора по АХР

Санитарно-гигиеническое состояние помещений: Проведение генеральной и текущей уборки. Соблюдение режима проветривания. Наличие москитной сетки на окнах.

июнь

медсестра

Питьевой режим: безопасность и качество питьевой воды, соответствие санитарным нормам

июнь-август

Воспитатели

медсестра

Выполнение оздоровительно – закаливающих процедур, использование активных средств физического воспитания.  

в течение ЛОП

Директор МБОУ, медсестра

Состояние одежды и обуви: соблюдение требований к одежде в помещении и на прогулке в соответствии с температурой воздуха и возрастом детей

ЛОП

Воспитатели

Двигательный режим: объем двигательной активности в течение дня, соответствие двигательного режима возрасту детей, разнообразие форм двигательной активности в течение дня

ЛОП

Воспитатели

Работа с родителями

в течение ЛОП

Зам. директора по ВМР, старший воспитатель

План оздоровительной работы медперсонала

№ п/п

Наименование

мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственные

1.

На начало оздоровительной компании провести медицинский осмотр детей.

Провести антропометрию детей, оценить физическое и нервно-психическое развитие их в начале и в конце оздоровительной компании.

Июнь

Н. Н. Муромцева

2.

Провести анализ заболеваемости по каждой группе ежемесячно.

С итогами оздоровительной работы выступить на августовском педагогическом совете прогимназии.

ежемесячно

М.А. Бельянинова

3.

Семинар-практикум «Первая неотложная помощь детям в экстренных случаях в летний период».

Июль

Н. Н. Муромцева

4.

Детей, состоящих на диспансерном учете, по необходимости проконсультировать у врачей-специалистов.

Провести беседу с родителями, дать рекомендации по оздоровлению их детей.

ежемесячно

Медперсонал

5.

Проводить анализ пропусков:

- по болезни;

- по отпуску родителей;

- по другим причинам.

ежемесячно

Медперсонал

6.

Обеспечить рациональную двигатель-ную активность детей в группах и на прогулке путем проведения подвижных игр и физкультурных занятий с элементами соревнования.

ежемесячно

Директор МБОУ

Воспитатели групп

7.

Проводить закаливающие процедуры в каждой группе.

Контролировать правильность их проведения.

ежемесячно

Директор МБОУ

Старший воспитатель

8.

Проводить профилактический массаж и физиопроцедуры.

постоянно

Медперсонал

9.

Обучить детей элементам лечебной гимнастики и точечного массажа.

июль

Медперсонал

10.

Активно воздействовать на образ жизни ребенка, путем целенаправленного санитарного просвещения детей и их родителей.

Тематика бесед с родителями:

1) «Привитие культурно-гигиенических навыков детям»;

2) «Режим дня и значение его соблюдения»;

3) «Закаливание ребенка»;

4) «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний»;

5) «Неврозы у детей»;

6) «Борьба с детским травматизмом»

постоянно

Директор МБОУ

Воспитатели групп

11.

Регулярно проводить анализ питания по накопительной ведомости и расчет калорийности питания.

Добиваться наличия в питании достаточного количества овощей, фруктов, кисломолочной продукции.

ежемесячно

Диетсестра

Н.С. Беляева

Содержать песочницу в хорошем санитарном состоянии.

постоянно

Воспитатели

Борьба с инфекциями

№ п/п

Наименование

мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственные

1.

В целях усиления контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований, ежемесячно оценивать санитарные состояния групп и пищеблока, используя журналы санитарного состояния.

ежемесячно

Медперсонал

2.

Усилить контроль за осмотром детей на педикулез и кожные заболевания.

В случае выявления педикулеза или кожного заболевания - своевременно подавать экстренное извещение в СЭС, заболевших – изолировать.

Вести журнал осмотра на педикулез.

постоянно

Медперсонал

3.

Вести профилактическую работу по борьбе, с энтеробиозом.

С этой целью:

- выявить уровень санитарно-гигиенических навыков;

- контролировать проведение влажной уборки помещений;

- контролировать наличие у детей индивидуальных постельных принадлежностей и полотенец;

- контролировать обработку песка в песочнице.

ежемесячно

постоянно

постоянно

постоянно

Н. Н. Муромцева,

воспитатели

4

Прививать детей согласно плану профилактических прививок

постоянно

Медперсонал