Проектная работа на тему «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности.»
проект (старшая группа) на тему

Хажиева Айгол Масгаровна

Проектная работа  по формированию нравственно - патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок»

Утверждена:

заведующим МБДОУ ДСКВ № 64

Приказ №_______

от «_____»_______________2014г.

____________________Л.П. Куванова

Проектная работа на тему

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредствам проектной деятельности.»

                                                             

                    Воспитатели:

                                                                           Хажиева Айгол Масгаровна

                                                                                 

г. Нижневартовск , 2013

I. Паспорт.

II. Пояснительная записка.

III. Механизм реализации педагогического   проекта.

IV. Подготовительный этап: 

1.1. Оснащение предметно-развивающей среды.

1.2. Диагностика межличностного общения у детей 5-7 года жизни.

V. Основной этап: 

1.1. Разработка технологии, направленной на нравственно – патриотическое воспитание  детей старшего дошкольного возраста  .

1.2. Взаимодействие с семьей.

VI. Аналитико-обобщающий этап:

Диагностика нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста после проведения различных форм и методов работы.

VII. Условия реализации проекта, кадровое обеспечение проекта.

VIII.Перспективы дальнейшего развития.

Список используемой литературы.


I. Паспорт

Тема

Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредствам проектной деятельности

Автор

Хажиева Айгол Масгаровна

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»

Руководитель

учреждения

Заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада комбинированного вида №64 «Пингвиненок»

Куванова Лидия Павловна

Организация исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №64 «Пингвиненок»

Адрес организации исполнителя,

телефон/факс

Чапаева 85 А, город  Нижневартовск Ханты – мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

Телефон/факс – (3466) 46 -00 -20

Целевые группы

24 детей 5 - 7 лет

Тип технологии

Социально - педагогический

Срок реализации

2 года

Цель

Изучить возможность использования игровых технологий в развитии основ социального и правового сознаниия в совместной деятельности посредством проектной деятельности  у детей 5-7 лет. 

Задачи

  • Провести анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственно – патриотического воспитания у детей 5-7 лет, посредством проектной деятельности;
  • Выявить уровень сформированности у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;
  • Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста нравственно - патриотических чувств, любовь к Родине и гордящегося ею;
  • Разработать технологию, направленную на нравственно - патриотическое воспитание детей 5-7 лет через проектную деятельность (проекты по темам образовательной области «Социализация», работа с родителями).

Ожидаемые результаты

  • Разработана и апробирована на практике технология, направленная на нравственно - патриотическое воспитание  детей 5 -7 лет через проектную деятельность;
  • Высокий уровень сформированности социальных и нравственно – патриотических качеств у детей 5 -7 лет до 96%.

Дошкольники:

  • Знают культурные традиции разных народов через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
  • чувствуют и осознают  себя частью большого этноса, умеют выражать свою собственную субкультуру, способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
  • проявляют уважительное отношение к наследиям других народов;
  •  проявляют патриотизм, уважение к культурному прошлому России, гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России и малой Родины.

II. Пояснительная записка

 Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.

     Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

   В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность  и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.    

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город,  Родину ничего не сделать.

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Одной  из  задач  системы образования  является  воспитание  личности, готовой  к  жизни  в  изменяющемся  мире.  От  педагогов зависит,  смогут  ли  дети - будущие  жители  своего  города   (региона)  радостно, содержательно  провести  период  своего  детства и  самореализоваться  в дальнейшем.  Чтобы  научиться  жить  в  постоянно  меняющихся условиях окружающего  мира,  уметь их  прогнозировать,  учитывать,  влиять  на  них,  приспосабливая    к  своим     потребностям  и  интересам,  человеку важно  понять,  что  движет  этими  изменениями.  Для   этого   необходимо   приобщение  к  многообразию  исторической  памяти  своего  народа,  его       культурному  опыту.  Такой  опыт  новое  поколение  сможет сохранить, творчески  переосмыслить  и  на  его  основе  создать  новое.  Осознав  себя     носителем исторического сознания, будущие граждане смогут обеспечить  себе  достойную  жизнь   на  родной  земле. Формирование такого сознания  нужно   начинать  уже  с  дошкольного  возраста  через  приобретение ребёнком   начальных   представлений   о   взаимосвязи,   преемственности прошлого и настоящего. Ребёнок,научившись   понимать   исторические   закономерности   развития   своего    города,  края,  в  дальнейшем  сможет  прогнозировать  его  будущее  и,  исходя  из  этого,  планировать свою  жизнь.

Патриотическое  воспитание  у детей  направлено   на выполнение  задач  Госстандарта  дошкольного  образования: 

- развитие  представлений  о  человеке  в  истории  и  культуре;

-развитие  экологической  культуры  детей;

- развитие  элементарных  естественнонаучных  представлений;

- развитие  в  музыкальной  и  театрализованной  деятельности;

- развитие  в изобразительной  и  конструктивной  деятельности;

- физическое  развитие  и  здоровье;

- речевое  развитие  ребёнка  

и  может  быть    интегрирована  в  любую  комплексную 

программу, осуществляющую  воспитание  и  обучение  в  детском  саду  с  учётом  культурологического  компонента.  Работа  с  детьми  по данной теме не требует  дополнительных  временных  затрат,  т.к.  планируется  в  рамках  занятий, развлечений,прогулок, которые  традиционно  проводятся  в  детском  саду.

Принципом  работы по данному направлению является:

 - освоение  дошкольниками  определённой системы  историка-  культурных  знаний,  представлений,  практических  умений;

- формирование  психофизических  качеств  и  эмоционально- чувственной  сферы;

-  формирование  социальных качеств;

-  формирование  культуры  познания.

    Основными   принципами  образовательного  процесса,  реализующего  программу,  являются:

-учёт индивидуальности(вкусов,  интересов,  склонностей)  каждого  ребёнка;

-максимальная  реализация  возможностей  ребёнка в  организованной  совместной  деятельности  (познавательной, игровой,  изобразительной, конструктивной,  театрализованной, речевой)  педагога  и  детей.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.  Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.  Ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств и различных форм влияния. В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Знакомство дошкольников с культурными истоками Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.   Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.  В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений. Особый упор делается  на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе. От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности!

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Можно отметить, что те педагоги,  которые активно используют проектную  деятельность в воспитании и обучении дошкольников,  организовывая по ней, жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.                                                                                          

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Выполнение  этих  принципов  даёт  ребёнку  ощущение  раскрепощённости:    он  свободно  общается,  высказывает  свои  мысли, суждения,  полнее  выражает  себя в  деятельности. Благодаря  активизации  деятельности  ребёнка  по  самостоятельному  добыванию  знаний,  у  него  формируется  вкус  к  познанию. Основной формой образовательного   процесса  является  занятие,  организуются  также  праздники,  встречи,          выставки, экскурсии,  походы  и  т.д.  Педагог  в  работе  с  детьми  использует   такие  приёмы,  как  наблюдение,  показ,  объяснение,  рассказ,  чтение, беседа,  упражнение,  игра, исследование,  эксперимент,  а  также   некоторые  нетрадиционные  приёмы:   придумывание  загадок,  выстраивание алгоритмов,  установление  причинно - следственных  связей,  ретроспективный  взгляд  на  предмет  и  явление,  проблемно-поисковые  ситуации и  вопросы. Деятельность  на  занятиях  организуется  так,  чтобы   ребёнок  сам захотел  получить  знания. Для  этого  используется  метод  мотивации:  создание  проблемных  ситуаций,  совместный  поиск  ответов  на  вопросы,  заданные  самими  детьми,  информирование  детей  о  достигнутых успехах.

Сама  тема  каждого  занятия  представляет  собой  вопрос  проблемно- поискового  характера,  на который  дети в итоге  занятия  находят  ответ.  В  тематическом  плане  занятий  указываются:  тема, цель, некоторые  методические  приёмы (которые могут изменяться  и дополняться),  материал  (примерный,  в  зависимости  от  имеющихся  условий),  литература  (примерная), предварительная  работа,  домашнее  задание, словарь.

Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, на наш взгляд, является правильная организация патриотического уголка в группе.

Содержание патриотического уголка в старшей группе:

Материал о семье.

Уголок любимой игрушки.

Совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе).

Правила поведения в группе (игра «что такое хорошо и что такое плохо»)

Альбом (я расту, члены моей семьи, любимые занятия в семье, любимые игрушки в дома, в группе и т.д.).

«Исправляем, помогаем» (кто-то расстроился – утешаем, что-то сломалось – сделаем).

Русское народное творчество (песенки, потешки, колыбельные, картинки и т.д.).

Традиции (в семье, группе, ДС).

Воспитатель о своей семье (альбом, фотоальбом и т.д.).

Труд взрослых (врач, повар, почтальон, пожарный, милиционер, военный).

Представление о городе, улица (день рождения города, улица, по которой я хожу).

Символика (мелодия гимна, герб, флаг России,  города, региона).

Представление о стране, области, городе (достопримечательности).

Народы России, народное творчество (костюмы, игрушки, песенки и т.д.).

Известные люди России.

Подвиги трудовые, боевые.

Альбом воспитателя «Я люблю свою работу».

Традиции (в семье, группе, ДС, городе, стране).

Необходимо грамотно отбирать материал для патриотического уголка, он должен вызывать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры.

Серьезную помощь в организации патриотического уголка могут оказать родители.

   Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то с помощью компетентной педагогической работы со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране, ведь главное в  патриотическом  воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,  дому и семье, к истории и культуре своей страны.

И поэтому формой представления своего педагогического опыта я выбрала технологию, направленную на нравственно – патриотическое воспитание детей 5-7 лет, что дало мне возможность разработать комплекс проектов для детей и родителей по воспитанию нравственно – патриотических чувств.

Условия патриотического воспитания:

- создание, благоприятного психологического климата в коллективе. 

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, 

улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания 

чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице, 

родной семье начинается формирование того фундамента, на котором 

будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему 

Отечеству;

- интеграция содержания образования (проектирование такого 

содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком 

культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- 

тематический блок, тема;

- интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

 Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда  структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации.

 Целью данного  проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей:

- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Педагоги проводят предварительную работу с родителями, знакомят их с планом предстоящих мероприятий в детском саду, с положением о конкурсах, о предстоящих выставках. Целью этого является привлечение родителей к данному направлению в воспитании подрастающего поколения и непосредственному участию самих родителей в мероприятиях ДОУ. Каждый год на этом этапе работы в детском саду проходит конкурс на лучший групповой уголок по формированию основ патриотизма. Лучшие экспонаты затем представляются на общей тематических выставках. Выставка пополняется новыми экспонатами, так как каждому хочется внести свой вклад, поделиться самым сокровенным. На протяжении всего времени дети знакомятся с меняющейся экспозицией, здесь же проводятся часть тематических бесед с детьми. 2-й этап – познавательно-ознакомительный – в его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен на военную тематику. Дети знакомятся с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, о войне, о Родине, о Победе. На этом этапе проводятся следующие мероприятия: беседы - «Защитники Отечества», «Мы гордимся своими земляками», в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной Войны, войны в Афганистане, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск Российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников. Проводятся экскурсии в библиотеку. Силами сотрудников библиотеки для дошкольников оформляется выставка книг о войне, а также творческие работы детей, посещающих кружки на базе библиотеки-клуба. Организовываются встречи с ветеранами – участниками Великой Отечественной Войны, участником боевых действий в Афганистане, участником боевых действий Чечне, героем России. На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными - то есть настоящими гражданами своей Родины.  3-й этап – практический – этап творческий, в нем дети могут показать себя, свои силы, креативность, эмоциональный подъем, заинтересованность.

В результате для патриотического воспитания детей были отобраны следующие формы работы:

- выставка творческих работ , на конкурс представляются семейные творческие работы, коллективные работы детей и воспитателей. В детском саду подобный вид взаимодействия уже знаком детям и родителям, многие семьи принимают в них участие на протяжении ряда лет. Конкурс рассчитан на участие детей старших и подготовительных групп, но к приятному удивлению активное участие принимают и семьи самых маленьких воспитанников.

- изготовление сувениров для пап – дети трепетно и с удовольствием относятся к этой работе, так как подарки папам они делают своими руками. Каждая группа выбирает свою технику и материал для изготовления сувениров.

- «День защитника Отечества», «Богатырская наша сила! » -вечера развлечений

- каждое из этих мероприятий включает в себя этап подготовки: разучивание стихов, песен, танцев. Содержание мероприятий является креативным и строится с учетом духовного становления личности ребенка, его творческого потенциала.

- экскурсия к обелиску погибшим воинам в преддверии праздника Дня Победы, дети воздают память героям, отдавшим свои жизни в боях за Родину. Ребята под звуки тихой, спокойной музыки, возлагают цветы к обелиску.

Наш детский сад на протяжении нескольких лет принимает участие месячнике оборонно-массовой и военно-патриотической работы в муниципальном образовании города  Нижневартовска.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. В заключение хочется сказать такие  слова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего».

Новизна данного педагогического опыта состоит в разработанной технологии, направленной на формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

Степень новизны характеризуется тем, что в процессе апробации технологии используется целый методический комплекс мероприятий (проекты по темам образовательной области «Социализация», игры и упражнения, этические беседы, работа с родителями), направленный на воспитание нравственно – патриотических чувств у детей через проектную деятельность.

В результате работы определились пути совершенствования проектной деятельности в работе с детьми, которые выражены:

в постановке конкретной задачи;

в содержании проблемных ситуаций;

в создании предметно-развивающей среды.

В процессе внедрения технологии в образовательный процесс придерживалась следующих принципов образования:

педагогического гуманизма;

детерминизма (становление личности ребенка связано как с внешними, так и с внутренними причинами);

развития сознания ребенка в деятельности;

возрастного индивидуального и личностного подхода, основанного на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми;

комплексности, системности и систематичности;

последовательности.

Мною рассмотрены  подходы и принципы проектной деятельности по формированию социально - нравственных и патриотических качеств, социально приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью и возможное их использование в качестве эффективного средства социального и нравственно - патриотического воспитания.

Целью моей работы является нравственно – патриотическое воспитание детей через проектирование, которое предполагает умение построения социально – нравственных норм, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения. 

Объект – процесс нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – процесс воспитания как основы формирования социально – нравственных и патриотических чувств у детей 5 -7 лет через проектирование.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- провести анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме нравственно – патриотического воспитания  детей 5 -7 лет;

выявить уровень сформированности нравственно – патриотических качеств у старших дошкольников;

- выявить уровень сформированности представлений позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста;

- разработать технологию, направленную на нравственно – патриотическое воспитание детей 5 -7лет  (проекты по образовательной области «Социализация», работа с родителями).

Технология предназначена для детей 5 -7 лет. Основная работа по технологии проводится в течение 2-х лет.

Механизм реализации технологии

Технология реализуется с детьми с учетом возрастной дифференциации. Выделяются несколько этапов освоения культуры доброжелательного общения у детей старшего дошкольного возраста через проектирование, которые учитываются при выборе и построении модели будущей технологии.

Этапы реализации проекта

Задачи

Формы реализации

Подготовительный этап

 изучить психолого-педагогическую и  методическую литературу по данной теме;

  подобрать диагностический  

  инструментарий, разработать    

  мониторинг:

- выявить уровень сформированности социально – нравственных и патриотических качеств у   детей,

- выявить уровень сформированности  у детей  любви к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям; проявление чувств гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям;

- выявить уровень сформированности  элементов гражданственности и патриотизма.

- выявить уровень отношения родителей к проявлению нравственных установок к  языку, культуре, традициям; проявление чувства гордости за достижения родной страны  и изучить знания родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания нравственности у детей 5-7 лет.

  • составить перспективный план работы с детьми, родителями;
  • подобрать практический материал для работы с родителями и детьми;
  • оснастить предметно-развивающую среду;

провести родительское собрание по теме «Формирование у дошкольников знаний о родном крае».

  • психолого-педагогическая, методическая литература;
  • диагностический инструментарий;
  • перспективный план по работе с детьми;
  • перспективный план по работе с родителями

  • цикл проектов;
  • родительское собрание.

Методики, разработанной А. Я.Ветохиной,

З. С.Дмитренко.

1. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой “Программа воспитания и обучения в детском саду”.

2. Виноградова А.М. “Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников”.

3. Виноградова Н.Ф. “Воспитателю о работе с семьей”.

4. Журнал “Дошкольное воспитание”,№2, 2003 г.

 - «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» авт. Парамонова

- «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина

Основной этап

  • Разработать и апробировать технологию:

    Содержание технологии:

1.        Комплекс проектов по образовательной области «Социализация» для детей старшего дошкольного возраста.

2.        Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет, направленных на формирование социальных и нравственно – патриотических качеств.

3.        Цикл этических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нравственными нормами.

4.        Система консультаций, серия буклетов и памяток для родителей воспитанников.

В процессе реализации технологии:

  • организовать и провести работу с детьми и родителями согласно перспективному плану;
  • организовать совместные выставки, праздники, экскурсии;
  • провести беседы, консультации, выпустить памятки и буклеты для родителей;
  • учить родителей работать с практическим материалом по нравственно – патриотическому воспитанию детей (дидактические игры и упражнения).

Мероприятия:

- выставка-ярмарка «Дары осени» (поделки из овощей и фруктов);

- экскурсия детей совместно с родителями в городской музей;

- экскурсия детей совместно с родителями в памятные места города;

- экскурсия в театр «Барабашка»;

- праздник «Дружба народов»;

- выставка: «Дружба народов» (рисунки детей);

- дидактические игры и упражнения по формированию нравственных отношений;

- консультации;

- беседы;

- памятки.

Аналитико-обобщающий этап

  • Проведение итогового мониторинга направленного на:

- выявление уровня сформированности нарвственно – патриотических качеств у детей;

- выявление уровня характера межличностных отношений и мотива выбора у дошкольников;

- выявление уровня сформированности представлений у детей о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран, проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка, об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними;

- выявление уровня отношения родителей к проявлению нравственно -  патриотических установок  и изучить знания родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания нравственности  и патриотизма у детей 5-7 лет.

1.  Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2.  Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.

3.  Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.

4.  Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

5.  Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// «Управление ДОУ» - 2010 № 7. – 70с.

6.  Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру к совершенству». М.: «Лист», 1999 г. – 144с.

7.  Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.// «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5).

8.  Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственному воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры./ Е. В.Соловьёва., Л. И.Царапенко – М.: Обруч, 2011, - 144с.

9.  Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С.Комаровой, О. А.Соломенниковой; худож. М. В.Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006, - 144с.: ил.

10.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

IV. Подготовительный этап

4.1. Оснащение предметно - развивающей среды

Успешность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5 -7 лет через проектную деятельность определяется не только разработанной технологией, выделением ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды.

 

Материально-техническое обеспечение проекта

Направление работы

Сроки приобретения

Ответственный

2012-2013

2013-2014

Дидактические игры

Зам. зав. по АХР

Развивающие игры

Зам. зав. по АХР

Алгоритмы

Воспитатель

Кроссворды

Воспитатель

Пазлы

Воспитатели,

родители

Стенд - книжка

Воспитатель

Настольно-печатные игры

Воспитатели

Фланелеграф

Зам. зав. по АХР

Магнитная доска

Зам. зав. по АХР

Наборы для творческой деятельности: альбомы, карандаши

Зам. зав. по АХР

Аудиоаппаратура

Зам. зав. по АХР

Компьютер

Зам. зав. по АХР

Мультимедийный проектор

Зам. зав. по АХР

Экран на штативе

Зам. зав. по АХР

Диски CD - RW

Зам. зав. ДОУ по АХР

Логические задачи

Воспитатель

4.2. Диагностика межличностного общения у дошкольников и результаты обследования

    Целью отслеживания результативности применения технологии при работе с дошкольниками является выявление эффективности влияния сюжетно-ролевой игры как метода нравственно – патриотического воспитания у детей 5 -7 лет. Мною были подобраны диагностические методики и определены показатели (Таблица 1). Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе работы над технологией.

Таблица 1

Показатели

Диагностические методики

Уровень сформированности основ личности будущего гражданина у детей дошкольного возраста, выявление познаний мира и человеческих отношений.

Методика «Социльно – нравственное воспитание детей». 

(И. Ф. Мулько).

Уровень характера самосознания социальных норм и необходимости возрождения в обществе духовности и культуры у дошкольников.

Методика «Социльно – нравственное воспитание детей». 

(И. Ф. Мулько); «Патриотическое воспитание дошкольников» (Н. В. Алешина).

Уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Диагностическая ситуация «Невыдуманная история»

(адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)

Уровень отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей) и изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания социальных и нравственно – патриотических норм у детей  5 -7 лет.

Анкетирование родителей.

(адаптированная и дополненная методика Е.И. Николаевой, С.Г. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной. И. Ф. Мулько).

Цель диагностики – изучить уровень сформированности  нравственно – патриотического воспитания у детей, которая предполагает умение построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения, уважительно и доброжелательно относиться к детям другой национальности и уметь налаживать дружеские взаимоотношения с ними, проявлять чувства к родному краю и родной стране, к традициям.

В исследовании приняли участие 24 воспитанников группы общеразвивающей направленности    5 -7  года жизни.

При проведении методики «Социально – нравственное воспитание» все выборы мы заносили в социометрическую таблицу. Затем подсчитали полученные каждым ребенком положительные и отрицательные выборы, а также взаимные выборы.

Таблица 2

Уровни

Критерии

Проценты

Количество

Высокий

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.

75 %

18

Средний

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.

25%

6

Низкий

уровень

Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

0%

0

     

        Анализ содержания критериев и показателей результатов работы по патриотическому воспитанию, воплощающих основные требования к ней, относительно которых оценивается состояние патриотического воспитания, позволяет рассматривать их систему в аксиологическом аспекте (в качестве инструмента анализа и оценки). Воплощая в содержательном плане высший уровень работы по патриотическому воспитанию и ее максимальные результаты, критерии выступают мерилом по отношению к любому другому ее уровню (к реально существующему, к данным результатам). 

       В этом находит свое конкретное проявление аксиологическая (оценочная) функция системы критериев, которые представляют собой своеобразный эталон, единицу измерения основных признаков, позитивных и негативных сторон, характеристик реально осуществляемой работы по патриотическому воспитанию. 

       

       Посредством такого сопоставления выявляется та или иная степень ее соответствия предъявляемым к ней требованиям, выражаемая в определенном уровне, конкретной оценке достигнутых результатов. И чем выше степень такого соответствия, тем в большей мере проявляется идентификация признаков, основных сторон и особенностей работы по патриотическому воспитанию по отношению к критериям и показателям требуемой, высокоэффективной деятельности, характеризующимися высокими результатами по формированию и развитию патриотизма у российских граждан. 

       Учитывая воспитательные возможности образовательной деятельности, представляется возможным рассматривать ее как системообразующее средство по формированию патриотических убеждений у учащихся старших классов общеобразовательной школы. В этом смысле немалый интерес может представлять методика использования познавательно-формирующей функции оценки (оценочного суждения) в развитии патриотизма на уроках истории в общеобразовательной школе .

V.  Основной этап

5.1. Разработка технологии, направленной на нравственно – патриотическое воспитание у детей 5-7 лет

РАЗДЕЛ 1. Я и моя семья.

Проект

Содержание

Итог

Я и моя семья.

Цель: сформировать представление у детей о своей родословной.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
  2. Игры и упражнения: упражнение «Назови себя». Цель: учить представлять себя коллективу сверстников;
  3. Работа с родителями предложить родителям сделать портреты детей, а затем оформить выставку.

Проведение семейного досуга «Семь Я".

Мир взрослых.

Цель: сформировать отношение к взрослым, пожилым.

  1. Сюжетно-ролевая игра: «У мамы с папой гости»;
  2. Игры и упражнения: игра «В гостях»;
  3. Беседа:  «Почему взрослые хмурятся?»;
  4. Работа с родителями, консультация «Чем и как занять ребенка ».

Развлечение для детей Дружба народов:»

Среди сверстников.

Цель: дать представление о детях разного возраста, воспитывать дружеские отношения.

  1. Беседа: «Мальчики и девочки»;
  2. Общение: « О фантазерах и лгунишках»;
  3. Игровое упражнение: «Нарочно и нечаянно».

Детский бал: «Мы принимаем гостей».

РАЗДЕЛ 2. Окружающий мир.

образовательной области «Социализация».

Содержание

Итог

Безопасность.

Цель: дать представление о том, что существуют предметы опасные ибезопасные.

  1. Сюжетно-ролевая игра: «Правила движения»;
  2. Игры и упражнения, игра «Собери под зонтик
  3. Игра «Добрый и злой огонь».
  4. Ситуация «Незнакомые предметы».
  5. Работа с родителями, выпуск газеты «Волшебные подарки».

Я и природа.

 Цель: воспитать у детей экологическое сознание.

1.Ситуация «Мы идем помогать растениям».

2. Игровое упражнение « О чем рассказали звери».

3.Эксперимент «Живая и мертвая вода».

4.Работа с родителями

«Праздник»

Цель: Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих

1.        Сюжетно-ролевая игра

2.        Игры и упражнения

3.        Этическая беседа

4.        Работа с родителями

«Сказочные герои и ты»

Цель: Учить детей распознавать эмоциональные переживания сказочных персонажей и соотносить их со своим жизненным опытом

1.        Сюжетно-ролевая игра

2.        Игры и упражнения

3.        Этическая беседа

4.        Работа с родителями

«Что тебя огорчает или чему ты радуешься»

Цель: Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события

1.        Сюжетно-ролевая игра

2.        Игры и упражнения

3.        Этическая беседа

4.        Работа с родителями

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Занятия по образовательной области «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра

Игры и упражнения

Этическая беседа

Работа с родителями

«Конфликты между детьми»

Цель: Учить детей анализировать причины ссоры, помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления - драки

«Магазин»

Упражнение «Клубочек»

Цель: способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом. 

«Мы поссоримся и помиримся»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты.

Праздник, посвященный дню народного единства – «Дружба народов».

«Какие качества помогают дружбе»

Цель: Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых

«Парикмахерская»

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров в разрешении конфликтов в группе.

«Друг в беде не бросит»

Цель: воспитывать понимание необходимости нести радость другим, сопереживать.

Выставка  совместных рисунков на тему: «Многонациональная семья».

«Внимательный, равнодушный»

Цель: Обсудить с детьми качества «внимательность», «равнодушие» и их значение в межличностных отношениях

«Скорая помощь»

Упражнение «Волшебники»

Цель: продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

«С кем ты дружишь?»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Конкурс «Новогодняя игрушка».

«Лживый, правдивый»

Цель: Обсудить с детьми качества «лживость», «правдивость» и их значение в общении с окружающими

«Цирк»

Упражнение «Разноцветный букет»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

«Давай пофантазируем»

Цель: развивать  стремление  к  правдивости; воспитывать  отрицательное  отношение  к  хвастовству.

День именинника.  Была Орфогр ошибка

«Смелый, трусливый»

Цель: Обсудить с детьми качества «смелость», «трусость» и их значение в общении с другими

«Строители»

Игра «Волшебные конфеты»

Цель: развивать чувство эмпатии.

«Твои страхи»

Цель: помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.

Развлечение «Наши папы - бравые солдаты».

«Добрый, жадный»

Цель: Обсудить с детьми качества «доброта», «жадность» и их роль в межличностном общении

«Поликлиника»

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта.

«Доброму везде добро»

Цель: формировать представления о значении добра.

Памятка «Общение ребенка со взрослым».

«Порадуй своего друга»

Цель: Учить детей позитивным способам общения со сверстниками; помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость

«Фотоателье»

Упражнение «Поводырь»

Цель: способствовать развитию взаимовыручке.

«Уроки общения»

Цель: продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом.

Круглый стол
 «Воспитываем добротой».

«Один и вместе с друзьями»

Цель: Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр

«Швейное ателье»

Упражнение «Клеевой дождь»

Цель: способствовать развитию сплоченности группы.

«Что такое дружба?»

Цель: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Совместная экскурсия в детскую школу искусств.

«Давай познакомимся»

Цель: Научить детей самостоятельно устанавливать новые контакты

«Больница»

Игра «Ты мне нравишься»

Цель: развивать коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми.

«Театр вежливости»

Цель: довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.

Беседа «Семейные традиции и досуг».

«Делаем вместе»

Цель: Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться

«Школа»

Упражнение «Найди ключ»

Цель: формировать чувство доверия друг к другу, расширять представления о себе и товарищах.

«Страна волшебных слов»

Цель: способствовать развитию сотрудничества, умению договариваться.

Совместная экскурсия в пожарную часть.

5.2. Взаимодействие с семьей

Продукт совместной деятельности: выпуск газеты «Дары осени», «Дружба народов»

Анкетирование родителей

Выставка  совместных рисунков на тему: «Многонациональная семья»

Дидактические игры и упражнения по формированию доброжелательных отношений

Экскурсия с детьми в театр «Барабашка»

Совместные экскурсии детей, педагогов, родителей в ДШИ №1, в пожарную часть

Индивидуальные беседы с родителями о межличностных отношениях дошкольников

Совместный  поход в парк в выходной день

Оформление фотоальбома «Наша группа»

Родительское собрание на тему: «Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей на темы: «Значение игры в жизни ребенка», «Учите детей общаться», «Детская застенчивость»

Совместные выставки детей и родителей «Поделки с огорода» (из овощей и фруктов), «Подарки леса» (из природного материала)

Совместное участие детей, педагогов, родителей в праздниках: «Дары осени», «Дружба народов»


VII. Условия реализации проекта

Проект реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №64 «Пингвинёнок», который расположен по адресу: Чапаева 85 а, город Нижневартовск Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

Кадровое обеспечение проекта

Наименование должности

Кол-во единиц

1.

Заведующий МДОУ

1

2.

Заместитель заведующего по ВМР

1

3.

Заместитель заведующего по АХР

1

4.

Главный бухгалтер

1

5.

Воспитатель

2

6.

Помощник воспитателя

1

7.

Швея-кастелянша

1

VIII. Перспективы дальнейшего развития:

  1. Повысить высокий уровень сформированности нравственно – патриотических качеств у детей 5-7 лет до 100%;
  2. Создавать демонстрационные подборки по темам проектов;
  3. Регулярно обновлять в книжном уголке художественную литературу для детей по данной теме;
  4. Регулярно обновлять на сайте рекомендации и консультации для родителей по данному вопросу;
  5. Организовать родительский клуб «Дружная семейка»;
  6. Подготовить к публикации статью «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей 5-7 лет посредством проектной деятельности»;
  7. Обобщить опыт работы на городском методическом объединении воспитателей ДОУ.


Список используемой литературы

1.  Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2.  Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.

3.  Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.

4.  Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

5.  Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// «Управление ДОУ» - 2010 № 7. – 70с.

6.  Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру к совершенству». М.: «Лист», 1999 г. – 144с.

7.  Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.// «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5).

8.  Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственному воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры./ Е. В.Соловьёва., Л. И.Царапенко – М.: Обруч, 2011, - 144с.

9.  Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С.Комаровой, О. А.Соломенниковой; худож. М. В.Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006, - 144с.: ил.

10.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Проект на тему:«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»

        Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об ...

Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год

        Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку...