Консультация методиста
методическая разработка на тему

Догуева Татьяна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Консультации методиста

Обобщение педагогического опыта

Алгоритм описания опыта инновационно-творческой деятельности учителя

Глоссарий

Определение педагогического опыта, его классификация, форма описания опыта

Памятка по обобщению опыта учителя

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе

Передовой педагогический опыт

 

Алгоритм описания опыта инновационно-творческой деятельности учителя

  1. Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности.)
  2. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?)
  3. Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?)
  4. Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.)
  5. Актуальность инновации. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?)
  6. Имеющиеся у инновации культурно-исторические аналоги, предшеству¬ющий опыт и теоретические предпосылки. (Какие теоретические идеи лежат в основе данного опыта или проекта, какой имеющийся педагогический опыт был использован?)
  7. Степень новизны. (Насколько оригинальна данная инновация? Является ли она проявлением инициативы учителя или отвечает на запрос администра¬ции учреждения? Какова роль автора в разработке инновационного опыта или проекта?)
  8. Методическая идея. (Какие педагогические методы, формы, методиче¬ские приемы используются в данном опыте или проекте? В чем заключается основное содержание преобразования педагогического взаимодействия? Как изменяются способы коммуникации учителя и ученика, система их взаимо¬отношений?)
  9. Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)
  10. Необходимые для реализации проекта (распространения опыта) средства. Описание условий, в которых может быть реализован, использован опыт, проект.
  11. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?)

Назад

Глоссарий передового опыта

Актуальность педагогического опыта – (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки

Анализ педагогического опыта – способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Процедура мысленного расчленения результатов педагогической деятельности на диагностируемые признаки свойств личности педагога с целого изучения их самих и закономерных связей между ними.

Аттестация учителей – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Вербальная информация – (лат. verbalis – словесный) информация, данная в устной, словесной форме (в отличие от документальной, зафиксированной на каком либо носителе).

Внедрение опыта – система мер директивного характера, обеспечивающая обязательное применение новшества всеми членами педагогического коллектива.

Воспроизводимость – (репродуктивность) педагогического опыта – один из критериев передового педагогического опыта, отражающий возможность воспроизведения (репродуцирования) достаточно квалифицированным педагогам его основной идеи и технологии его реализации; при этом достигается более высокий результат, чем в предыдущей деятельности.

Глоссарий – (греч. glossa – язык) словарь, раскрывающий смысл использованных терминов (дескрипторов).

Диагностирование – деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы.

Дидактика – (греч. didakticos – получающий, относящийся к обучению) теория обучения, отрасль педагогики.

Закономерность педагогического процесса – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Зафиксированный педагогический опыт – сообщение о деятельности педагогов и ее результатах, содержащиеся в личных записях учителя или руководителя школы, тезисах или докладах на совещаниях различного уровня, материалах школьных методкабинетов, районных (городских) управлений образованием, картотек передового педагогического опыта, курсовых и практических работ слушателей СПК

Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Информационные технологии обучения – технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Инноватика педагогическая – отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, ее принципы, закономерности, методы и средства.

Инновация педагогическая – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Инновация педагогическая классифицируется по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций педагогических), системные (полная реконструкция системы как целого);– единичные и диффузные; по источнику возникновения по масштабу использования – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, методы, методики, технологии, программы); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Информационно-педагогический модуль (ИПМ) – унифицированный вид информационной карточки, содержащий лаконизированное сообщение о педагогическом опыте или результатах научных исследований, размещаемое в одном кадре персонального компьютера или на материальном носителе установленного формата.

Использование педагогического опыта – заимствование и реализация практических находок, осуществляемые исключительно по инициативе самого пользователя.

Картотека передового педагогического опыта – упорядоченное множество унифицированных носителей информации (карточек), отражающих педагогические достижения школы, района или области.

Коллективный педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая в результате целенаправленной работы всего учительского коллектива.

Комплексный (цельный) педагогический опыт – совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, используемых при проектировании и реализации целостного педагогического процесса.

Массовый педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая при достижении положительных результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения на основе соблюдения нормативных требований.

Мастерство – глубокое понимание дела, сочетаемое с развитым умением осуществлять эффективные действия в каком-либо виде профессиональных или любительских занятий.

Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью: комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Модель (лат. modulus – мера, образец): 1) схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе, обществе; 2) аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности

Незафиксированный педагогический опыт - совокупность профессионально значимых качеств, технологических приемов и методов, возникающих и формирующихся в ходе педагогического процесса или управления им и не нашедших отражения в письменном виде.

Неопубликованный педагогический опыт - совокупность профессионально значимых качеств, технологических приемов и методов, возникающих и формирующихся в ходе педагогического процесса или управления им и не нашедших отражения в средствах массовой информации.

Новаторский (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Новизна – свойство информации, определяющее количество пригодной для использования неустаревшей информации.

Обобщение – одна из основных характеристик познавательных пржцессов, состоящая в выделении и фиксировании относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений.

Обобщение педагогического опыта – выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и составления отдельных фактов, явлений.

Обработка информации – процесс преобразования информации без изменения ее качества. Виды обработки информации: регистрация, классификация, систематизация.

Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования определенных уровня и направленности.

Опубликованный педагогический опыт – сообщение о деятельности и достижениях передовых коллективов или отдельных учителей, содержащаяся в материалах средств массовой информации.

Опыт педагогический – а) совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения; б) планомерно поставленный частный или общий эксперимент по какому-либо вопросу педагогической практики.

Отрицательный (негативный) педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая в результате ошибочной некорректной деятельности педагога, приводящая к рассогласованию намеченных целей и достигнутых результатов обучения, воспитания или развития.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Педагогический анализ – условное расчленение педагогических явлений на составляющие элементы с целью их рассмотрения в «крупном плане» и определения их свойств.

Педагогический опыт – результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.

Передовой педагогический опыт – опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.

Переработка информации - процесс преобразования информации с изменением ее качества, приводящий к получению новой информации.

Поток информационный – динамическое состояние вербальной или документальной (зафиксированной) информации.

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода.

Пропаганда (распространение) передового педагогического опыта – система организационно-педагогических мероприятий по распространению информации о лучших образцах педагогической деятельности.

Система педагогическая – определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании). Для о. характерны перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений.

Опыт педагогический – 1) творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Опыт педагогический подразделяется наисторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса),новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства). 2) дидактические системы, разработанные на основе теории, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики.

Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты».

Педагогическая технология (любая) – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование

Технология педагогическая – новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструктированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Творчество педагогическое – оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.

Техника педагогическая – совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Назад

Обобщение педагогического опыта

Педагогический опыт –

1). творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. 
Опыт педагогический подразделяется на 
исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства). 

2). результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач. 

3). дидактические системы, разработанные на основе теории, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики. 

Классификация педагогического опыта



Педагогический опыт можно классифицировать как:

  • индивидуальный и массовый (коллективный);
  • перспективный и бесперспективный;
  • реальный и потенциальный;
  • положительный и отрицательный;
  • передовой и устаревший;
  • новаторский;
  • творческий и репродуктивный;
  • стихийный и планомерно (целенаправленно) сформированный.


Рассмотрим данную классификацию 
подробно. 

Реальный 
(состоявшийся, наличный) опыт отражает (фиксирует) прошлое, то что "имело место", было, уже прошло. 
Потенциальный (возможный, вероятный) опыт всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств. 

Положительный (полезный, нужный) опыт требует развития, закрепления, поощрения. 
Отрицательный (бесполезный, вредный) опыт требует исключения, препятствия его возникновению и развитию. 

Передовой (прогрессивный) опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики и наряду с этим, обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. Передовой опыт выражается в высоких образцах деятельности учителя, добивающегося в типологических условиях наивысших результатов, не требуя при этом каких-либо координальных изменений 
Устаревший опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий, так как то, что для одних педагогов и педагогических коллективов выступает как передовое, новое, для других - пройденный этап. 

Новаторский (абсолютно новый, ранее неизвестный) опыт учителя оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, т.е. общественное педагогическое знание. "Педагогическое новаторство - это специфическое явление, отличное от сложившегося массового опыта, в известной мере отрицающее сложившиеся традиции, старые или устаревшие приемы, формы, способы обучения и воспитания." (Советская педагогика. - № 11. - 1986). 

Творческий опыт - синоним новаторского опыта. "В его основе - процесс и результат работы по созданию чего-либо нового, неизвестного прежде, следствие осуществления замыслов, идей, принципов, примеров в какой-либо области." (Советская педагогика. – № 4. - 1986). У новаторского опыта всегда есть автор - педагог или педагогический коллектив. 

Стихийный опыт складывается спонтанно, сам собой, невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, не осознавая того, получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные). 
Планомерный опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой замысел (теоретически обоснованный), по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта.

Тренажер
«Описание педагогического опыта»


Парамзина В.В. – ведущий научный сотрудник СИДО ПОИПКРО, 
Парамзина Л.И. – главный методист СИДО ПОИПКРО. 

Тренажер служит для упражнения в подготовке автором описания педагогического опыта, в виде 
информационно-педагогического модуля. 
При разработке тренажера использована информационная технология модульного отражения педагогической информации, разработанная авторским коллективом РИПЦ РАПКРО г. Москва (В. И. Журавлев, Елизаров А.А., Капитанская А.К, Юдина Е.П). 

Информационно-педагогический модуль (ИПМ) – это краткое конструктивное описание информации, удовлетворяющее следующим требованиям:

  • логическая завершенность – т.е. информация должна носить целостный характер и описывать конкретную часть опыта, отнесенную к одной из педагогических категорий (принцип, метод, содержание образования и др.);
  • информативность (информация должна быть достаточной для использования в практике без обращения к первоисточнику и дополнительным источникам);
  • популярность (язык записи ИПМ должен быть понятен педагогу любой квалификации).

Главная задача при составлении ИПМ – системный подход к отражению педагогической информации. Части-модули должны представлять не обрывки, а логически завершенные фрагменты опыта, научного исследования, определенным образом переработанные. 

При подготовке ИПМ, автор информации, специалист методической службы, структурирует обработку информации, отвечая на следующие вопросы:

  1. Что это? (К какой педагогической категории относится?).
  2. Зачем? (Целевое назначение).
  3. Как? (Технология, алгоритм).
  4. Что это дает? (Каков результат?).
  5. За счет чего? (Условия эффективности и противопоказания в применении).

Требования к оформлению документа: 

1). Текстовый документ должен быть подготовлен в редакторе MS Word и сохранен в формате doc 
2). Документ должен иметь следующую структуру: 

Название документа

Назначение (цель) документа

Ф.И.О. автора документа (см. пункт 4,5)

Должность автора

Педагогический стаж автора

Ученая степень и звание автора

Место работы автора

Почтовый адрес, телефон,
E-mail образовательного учреждения
(контактная информация)

Страна

УДК документа

Фамилия И.О. переводчика

Фамилия И.О. редактора документа

Должность редактора

Место работы редактора

Аннотация (см. 6)

Текст документа (см. пункт 8-9)


3). Каждое поле документа (за исключением полей «Аннотация» и «Текст документа») должно быть оформлено в виде отдельного абзаца, заканчивающегося символом конца строки. Абзацы не должны содержать в себе символы конца строки (слова переносятся на другую строку автоматически). 
4). Если документ был создан несколькими авторами, то поля 
ФИО автора документа, Должность автора, Педагогический стаж автора, Звания автора, Место работы автора, Контактная информация, Должность автора, Страна повторяются столько раз, сколько авторов участвовало в создании документа. При этом сначала указывается вся информация о первом авторе, затем о втором и т.д. 
5). Фамилия, имя и отчество автора указываются только в этом порядке, полностью и не должны содержать точек. 
6). Аннотация к документу может содержать произвольное количество абзацев и должна отделяться сначала и в конце пустыми строками. 
7). Текст документа может содержать произвольное форматирование, допустимое в web-документах, а именно выделения текста шрифтом, цветом, использование верхних и нижних индексов; вставка формул, рисунков, графиков, схем и т.п.; вставка таблиц с постоянным количеством ячеек для всех строк. 
8). Ключевые слова должны быть выделены в тексте документа полужирным шрифтом (bold). 
9). Если текст документа является сложным, т.е. объединяющим несколько отдельных текстов документов, то поле «Текст документа» должно содержать только одно слово – «Состав:», за которым, начиная с нового абзаца, следует немаркированный список имен файлов, включенных в сложный документ. 
10). Если какое-либо поле отсутствует, то вместо него в строке должен быть указан знак «–» (короткое тире). 

Рекомендации по описанию
элементов ИПМ

Описание педагогического опыта автором Пустое поле, в соответствии с рекомендациями, заполняется автором опыта . По завершению работы над 12 элементом ИПМ, подготовленный материал отправляется в ОБПИ
E-mail:

1.2.

1.3.

Указывается фамилия, имя, отчество, специальность, педагогический стаж, звание. Для педагогического коллектива указывается наименование образовательного учреждения

 

2.2.

2.3.

Контактный адрес образовательного учреждения, на базе которого создавался опыт (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, E-mail)

 

3.2.

3.3.

Четко (1-2 строками) формулируется название опыта

 

4.2.

4.3.

Описываются условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения об образовательном учреждении, микрорайоне, социуме и др.)

 

5.2.

5.3.

Обоснование актуальности и перспективности опыта (анализ ситуации, цели и задачи работы, четкое формулирование проблемы и противоречий). Практическая значимость опыта: - в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед ОУ; - какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.

 

6.2.

6.3.

Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.

 

7.2.

7.3.

Какие теории, законы, закономерности творчески реализуются автором. Соответствие опыта современным достижениям психолого-педагогической науки. Соотнесение опыта с ведущими педагогическими теориями.

 

8.2.

8.3.

Описывается ведущая педагогическая идея: основная мысль, вытекающая из опыта (выделение главного в деятельности автора). Идеи опыта у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявляется в средствах, основных положениях, которыми он руководствуется для достижения поставленных целей.

 

9.2.

9.3.

Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания). В том числе: -содержание учебной и воспитательной работы(характер доказательств , фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению учащихся тех или иных мировоззренческих проблем); -формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и учащихся; -организация учебно-воспитательного процесса, способы включения учащихся в различные виды деятельности; - связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и учащихся .

 

10.2.

10.3.

Описывается результативность опыта, соответствие целям и критериям.

 

11.2.

11.3.

Условия и возможности применения данного опыта.

 

12.2.

12.3.

Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Автором составляется немаркированный список прилагаемых материалов. При желании автора вышеперечисленные материалы могут быть размещены в ОБПИ

 

Назад

Памятка по обобщению опыта учителя

Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

Назад

 

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте

  1. Обложка (титульный лист):
  • название учреждения, представляющего материал;
  • заглавие (название представляемого материала);
  • Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;
  • год представления материала.
  1. Информационный лист:
  • сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный

телефон;

  • сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;
  • сведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).
  1. Рецензия.
  • Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта).
  1. Аннотация.
  • Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:
  • представление автора, составителя;
  • основное содержание материала об опыте;
  • читательское назначение материала.
  1. Оглавление.
  • Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы.
  1. Введение.
  • Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.
  1. Основная аналитическая часть.
  • Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему.
  1. Выводы и рекомендации.
  • Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.
  1. Приложение.
  • Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением.

Общие требования к оформлению авторских материалов

Материалы (с приложением) оформляются:

  • в папку в виде машинописного текста на писчей бумаге стандартного формата А-4;
  • в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим способом.

Назад

 

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе 

Критерии положительного педагогического опыта воспитательной работы

Критерии положительного педагогического опыта

Характеристика критериев

1. Актуальность

Соответствие:

  • социальному заказу государства, общества,
  • концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь,
  • идеям современной педагогической науки,
  • передовой практике воспитательной работы.

2. Значимость

Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов; решать задачи воспитательной работы, вытекающие из социального заказа государства, общества в области воспитания, интересов личности учащегося.

3. Научная обоснованность

Соответствие практической деятельности положениям современной науки в области воспитания.

4. Эффективность

Позитивные качественные результаты использования в практике воспитательной работы ( по данным мониторинга).

5. Новизна

Отсутствие аналогов в практике воспитательной работы.

6. Стабильность

Использование опыта дает на протяжении определенного времени положительные результаты.

7. Рациональность

Опыт должен предполагать наименьшие затраты сил при наибольшем эффекте.

8. Воспроизводимость

Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике воспитательной работы.

9. Креативность

Наличие атмосферы творчества, радости, подъема.

Алгоритм изучения и обобщения положительного педагогического опыта воспитательной работы:

  1. Мониторинг массовой практики воспитательной работы (технологические таблицы, приложение №1), выявление наиболее эффективной педагогической деятельности. 
  2. Определение проблемы, темы, объекта и предмета изучения. 
  3. Знакомство со специальной литературой, нормативно-правовой базой по избранной теме. 
  4. Разработка совместно с педагогом-автором плана обобщения опыта: 
  • выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данной деятельности, 
  • определение соответствия содержания работы требованиям нормативно-правовой базы, регламентирующей воспитательную работу, 
  • определение уровня актуальности данного направления, темы воспитательной деятельности, 
  • соответствие содержание воспитательного процесса современным требованиям науки и передовой практики, 
  • выявление, в чем состоит новизна изучаемого педагогического опыта, 
  • выяснить, насколько предлагаемый опыт может быть применен в массовой практике воспитательной работе, 
  • выяснить, насколько данная педагогическая технология влияет на формирование личности учащегося, коллектива в целом, референтные группы, 
  • определить, как данная технология позволяет решать педагогические задачи. 
  1. Совместно с педагогом-автором методист должен проанализировать практическую деятельность, документацию (планы, аналитические материалы, технологические карты мониторинговой деятельности, разработки мероприятий) по данной проблеме, изучить материальную базу, используемую в процессе воспитания. 
  2. Результаты изучения положительного педагогического опыта рассматриваются на заседании методического (педагогического) совета. 

Порядок проведения работ по описанию
положительного педагогического опыта:

  1. Подготовка аннотированного перечня нормативно-правовой документации по данной проблеме. 
  2. Анализ литературы по данной проблеме. 
  3. Анализ практического опыта по данной тематике. 
  4. Обоснование необходимости обобщения педагогического опыта, (опираясь на результаты мониторинга), новизну педагогических технологий, их рациональность, приемлемость применения на практике. 
  5. Описание педагогической идеи, вытекающей их данного опыта работы. 
  6. Характеристика педагога (коллектива), создавшего опыт. 
  7. Показ условий, в которых формировался опыт. 
  8. Описание используемых технологий педагогического опыта. 
  9. Представление результатов контрольных срезов. 
  10. Описание трудностей и проблем формирования опыта. 
  11. Приложить иллюстративный материал. 

Требования к оформлению материалов по обобщению положительного педагогического опыта воспитательной работы:

  • Материалы по обобщению положительного педагогического опыта должны получить одобрение методического (педагогического) совета (выписка из решения совета). 
  • Материалы оформляются в 2-х экземплярах. 
  • Текст исполняется 14 шрифтом с интервалом 1,5. В тексте не допускаются сокращения, отсутствие ссылок на используемую литературу. 
  • Материалы должны быть продублированы на электронном носителе. 
  • Письмо о выдвижении материалов исполняется на бланке учреждения. Оно должно содержать: полное наименование и адрес учреждения образования; фамилию, имя, отчество, должность, образование, стаж работы, педагогическую (психологическую) квалификацию автора; категорию, тему, краткую характеристику материалов. 
  • На титульном листе вверху должно быть указано учреждение образования; по центру - название материалов, автор (Ф.И.О. полностью), его должность, адрес, контактный телефон; внизу - год оформления материалов. 
  • В материалах должна быть раскрыта характеристика проблемы, обоснование актуальности, теоретической и практической ее значимости. 
  • Направление воспитательной работы, по которому обобщается опыт, тема. 
  • Цели, задачи. 
  • Содержание опыта, используемые технологии, формы, методы, приемы. 
  • Новизна опыта. 
  • В чем состоит эффективность данного опыта. Результаты мониторинга. 
  • Взаимодействие с субъектами воспитательного процесса. 
  • Возможность реализации идей и замыслов данного опыта. 
  • Перспективы развития данного опыта. 
  • Возникшие трудности и проблемы. 
  • Предложения по использованию представленного опыта. 
  • Иллюстрационный материал. 
  • Список нормативно-правовой базы, литературы с указанием авторов, названия статьи, издательства, года издания, количества страниц. 
  • Материалы должны быть подписаны авторами.

Назад

Определение понятия "передовой педагогический опыт"

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.

Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны.

Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "на показ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ.

Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

  • в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
  • какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты

Седьмой показатель ППО - репрезентативность.

Репрезентативность - это:

  • достаточная проверка опыта по времени;
  • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

Классификация передового педагогического опыта.

  • Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
  • Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
  • Дающий высокие результаты по признаку эффективности
  • Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предпоагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
  • Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
  • Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
  • Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):

  • Определение цели изучения ППО.
  • Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
  • Выбор средств и методов изучения ППО.
  • Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
  • Выделение диагностирующих единиц изучения
  • Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
  • Сопоставление плана изучения опыта
  • Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
  • Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
  • Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.

Изучение и обобщение опыта:

  • Выявление объекта изучения:
  • оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
  • выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
  • первый сбор информации о деятельности педагога;
  • выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
  • определение объектов изучения.
  • Постановка цели изучения:
  • выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;
  • формулировка проблемы;
  • теоретическое обоснование опыта;
  • выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
  • формулировка цели изучения.
  • Сбор информации об изучаемом опыте:
  • отбор методов сбора и обработки информации;
  • составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;
  • реализация методов сбора информации об опыте.
  • Педагогический анализ собранной информации:
  • расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
  • оценка идей опыта на основе критериев;
  • определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
  • выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
  • Обобщение опыта:
  • систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
  • формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
  • раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
  • определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
  • описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Анализ и обобщение опыта.

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

  • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.
  • Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
  • Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
  • Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта.

  • Методика обобщения ППО.
  • Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д.:
  • анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;
  • выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;
  • выявление отсутствия перегрузки детей;
  • определение в опыте работы элементов новизны.
  • Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО.
  • Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты.
  • Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.
  • Распространение ППО на методических мероприятиях ОУ. Материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет.
  • Оформление обобщённого передового педагогического опыта.
  • Педагогическая характеристика учителя (воспитателя) и т.д., подписанная руководителем.
  • Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Квалификационная категория.

Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ).

  • Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
  • Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.
  • Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.
  • набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы
  • Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно".
  • Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.
  • Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.
  • Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  • Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.)
  • Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Методика обобщения и распространения ППО.

Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.

Организационные единицы

Формы

Методы

Методические объединения

Открытые занятия

Наблюдения

Научно-педагогический Семинар

Научно-практическая конференция

Беседа

Проблемная лаборатория

Совет педагогов

Анкетирование

Школа передового опыта

Педагогические чтения

Анализ документации

Школа педагогического мастерства

Педагогическая выставка

Хронометрирование

Спецкурс

Диспуты и дискуссии

и т.д.

и т.д.

Самообразование

 

 

Семинарские занятия

 

 

Практикумы

 

 

Консультации

 

 

и т.д.

 

Любая организационная единица может использовать практически все формы и методы обобщения и распространения ППО.

Названные организационные единицы не исключают и другие способы обобщения и распространения ППО. В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.

Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО - это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения ППО - это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.

Обобщая практику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы0; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.

Итак, необходимо использовать разнообразные активные формы распространения ППО.

Титульный лист

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения)

Ф.И.О.

Тема опыта

Идея опыта (главная цель) 
Структура описания обобщённого педагогического опыта. 
ИПМ 1. Сведения об авторе. 
ИПМ 2. Условия формирования опыта. 
ИПМ 3. Теоретическая база опыта. 
ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта. 
ИПМ 5. Новизна опыта. 
ИПМ 6. Адресность опыта. 
ИПМ 7. Трудоёмкость опыта. 
ИПМ 8. Технология опыта. 
ИПМ 9. Результативность опыта.

 

Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии.

Титульный лист. 
Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.

Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

Цель = конечный результат /средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.

Идея должна следовать теме, а опыт - раскрывать идею.

ИПМ 1.Сведения об авторе: 
Ф.И.О. 
Образование 
Название (полное) учебного заведения, год его окончания 
Специальность по диплому 
Место работы 
Должность 
Педагогический стаж 
Стаж работы в занимаемой должности 
Квалификация 
Награды (Департамента образования Тульской области и выше). 
ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы;
  • изучение опыта коллег;
  • курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
  • активное участие в работе городских методических объединений и т.д.

ИПМ 3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО).

ИПМ 5. Новизна опыта (раскрыта в критериях ППО).

ИПМ 6. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта.

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

ИИПМ 8. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

ИПМ 9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО).

Приложение к опыту работы:

  • алгоритм подготовки к занятию;
  • алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;
  • конспекты занятий;
  • планы учебно-воспитательной работы с детьми;
  • продукты детской деятельности;
  • фотографии;
  • аудио-видео-записи;
  • дидактический материал;
  • публикации в СМИ;
  • выступления на методических мероприятиях;
  • педагогическая диагностика;
  • рабочая программа;
  • план кружковой работы с детьми;
  • и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольная книга методиста ДОУ.

В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения.Книга предназначена для методистов, воспитателей и руководите...

ЭССЕ "Миссия методиста"

Эссе "Тяжела ты, шапка методиста" была написана   на областной  конкурс "Методист года" ...

Семинар для методистов района "Внедряем ФГТ"

25 сентября в МАДОУ 37 "Журавлик "прошёл семинар для старших воспитателей Орехово-Зуевского района Московской области по теме «Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной об...

Номенклатура методиста ДОУ в соответствии с ФГТ

Данный материал помог мне, как начинающему зам.зав. по ВМР, структуировать рабочую документацию согласно новым требованиям...

циклограмма деятельности методиста

Еженедельный план работы методиста ДОУ...

Авторская разработка из опыта работы методического пособия для воспитателей и методистов "Перспективное планирование работы с родителями с учетом адаптационного периода в младшей группе"

Предлагаю перспективное планирование в работе с семьей с учетом ФГТ. Очень сложно работать с родителями когда не налажен контакт и начался адаптационный период вновь набранной группы. Большую помощь в...

Анализ работы методиста

Самоанализ методической работы в период с 2006 по 2013 год. Основные моменты работы, достигнутые результаты, поставленные задачи....