Поектирование в ДОУ
методическая разработка на тему

Материал представлен  с позиции использования проектирования  в ДОУ  с условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_realizuyu_fgos.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер    -класс для педагогов ДОУ

Тема: Организация проектнойдеятельности   в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: Познакомить педагогов с возможностями использования проектной деятельности для реализации ФГОС ДО

Задачи: Провести исторический экскурс в историю проектной деятельности. Проанализировать возможность оптимального использования метода проекта в работе с дошкольниками. Организовать работу по созданию картотеки паспортов проектов по теме «Времена года»

Форма и методы организации:для педагогов без участия детей, беседа, практическая работа

Количество участников: по запросу

Оборудование:бумага формата А4(плотной фактуры), маркеры, ручки, карандаши

Материалы:готовые паспорта проектов, картотека проектной деятельности по направлению, буклет для педагогов «Советы воспитателю   по организации проектной деятельности с детьми»

Время:30 мин

Предполагаемый продукт деятельности: картотека паспортов проектов по теме «Времена года»

Актуальность:

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1 Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

1.4           Основные принципы дошкольного образования:

3.  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.        сотрудничество Организации с семьёй;

7.        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1.        Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

        способствует профессиональному развитию педагогических работников;

        создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

История развития метода проектов

 Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переноситнас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования иэксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил изтого, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослойжизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А этоозначает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки,способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненныхпроблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, чтопроектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», свысокой степенью самостоятельности группой детей, объединённыхв данныймомент общим интересом.

       В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х.годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, ис тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в образовательной практике.

Использование метода проекта в дошкольном образовании

Метод пpоектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Pабота над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» навсе образовательные области в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

проект – это 6 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Полонение портфолио,

в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения; развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.        

Советывоспитателю по работе над проектом:

 •        Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

•        Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

•        Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

•        Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. •        При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

•        Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

•        Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

•        в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

•        Развивать творческое воображение и фантазию детей.

•        Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

•        Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

•        Заключительный этап проекта                                                

 В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора           содержания проекта

Преимущества проектного метода:

-является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-повышает качество образовательного процесса;

-служит развитию критического и творческого мышления.

-способствует повышению компетентности педагогов.

-является оптимальным средством для реализации ФГОС ДО

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы  и успешного внедрения ФГОС ДО.

        Вариативность использования проектного метода.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

•        занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

•        комплексные блочно-тематические занятия;

•        интеграция:

-частичная интеграция (2 направления развития)

-полная интеграция (все направления развития));

•        метод проектов:

-форма организации образовательного пространства;

-метод развития творческого познавательного мышления.

        Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

•        исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

•        ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

•        ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

•         практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

•        творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

•        комплексные

•        межгрупповые•        творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;

•        групповые

•        индивидуальные•        исследовательские

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.

Картотека проектной деятельности в ДОУ

Для максимального использования проектной деятельности в ДОУ, оптимально составить и использовать в работе картотеку проектной деятельности, которая будет отражать следующие направления:

-времена года

- народные праздники

-социальные праздники

-региональный компонент

-приоритетное направление ДОУ

-работа с родителями

Картотеку предлагаю оформить формате А 4 в форме паспорта проекта.

Практическая часть

Все участники мастер –класса делятся на 4 группы и заполняют паспорта проектов по четырем временам года. Затем обмениваются.

Паспорт проекта

Проблема

Полное наименование проекта

Тип проекта

Цель проекта

Образовательные области

Период (продолжительность) и этапы реализации

проекта

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие

целевые показатели:

-Для детей

-Для педагогов

-Для родителей

-Для ДОУ

Участники проекта

Организация и продуманность системы оценивания

(поэтапная и конечная)

Детская деятельность через, которую можно реализовать проект:

Коммуникативная

Двигательная

Изобразительная

игровая

Познавательно -исследовательская

Деятельность по самообслуживанию

Конструирование из различных материалов

Ознакомление с художественной литературой и фольклором

музыкальная

Презентация проекта

Заключение

Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века,

предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к

стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное

изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-

технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и

воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

В последние десятилетия наметились новые подходы к

педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений

семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и

доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

  Создание картотеки проектной деятельности- дает возможность для реализации ФГОС ДО.

      Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде.

Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной

ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени

общественного развития позволяет говорить о проекте как об оптимальной педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи

личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения и подготовке к школе.

Список используемой литературы:

1.В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью

педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя»

№9 2009 год

2.Верховкина М.Е..АтароваА.Н."Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах"- СПб: Издательство КАРО,2013-112с

3.Волкова М.С. Проект «Школа дошкольных наук» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010. №9. С.6-9.

4.Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном

образовании» СПб. Детство-Пресс, 2011.

Законодательные документы

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2.        Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

.