справка к педсовету
материал на тему

Рубежная Светлана Юрьевна

Социально - коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravk_k_pedsovetu_po_sotsializatsii.docx54.93 КБ

Предварительный просмотр:

Справка  по результатам  тематического контроля

«Организация работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников».

В соответствии с  планом работы МКДОУ «ЦРР- Д/С №27 «Теремок»  на 2014-2015 учебный год,  приказа  № 70   от 6  ноября 2014 год  «О тематическом контроле»,  в рамках подготовки к педсовету по теме  «Формирование социально - коммуникативной  компетентности у детей дошкольного возраста» с 25 ноября по 28ноября 2014 года    проведена тематическая проверка  на группах: 1 младшей группе № 4 «Карапуз»

(воспитатели Матыченко Н. Ю., второй младшей национальной  группе №1 «Харада» (воспитатели Манджиева  Б.А., Сесинова Е.В.), старшей группе № 6 «Почемучки» (воспитатель Анкеева А.М.), старшей логопедической группе №8 «Березка» (воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н. учитель  - логопед Горбачева Н.Д.)  подготовительной группе №13 «АБВГДейка» (воспитатели   Плугина Л.В., Богославская Т.В.) по теме «Организация работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников».

Цель проверки: 

-  изучение состояния работы по  развитию навыков общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»;

- оценка эффективности работы педагогов по данной теме;

         Задачи:

- дать оценку работе педагогического коллектива по  реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».  

 - определить перспективы деятельности педагогического коллектива в  организации работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников  по выполнению Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования  к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

 Комиссией в составе старших воспитателей Седых С.В., Рубежной С.Ю.,   воспитателя логопедической группы  Богдановой Т.П. были проверены и проанализированы следующие направления: 

1. Планирование работы по развитию социально – коммуникативных навыков

 (Характеристика образовательной деятельности).

- выявление уровня умений и навыков детей в организации трудовой и игровой деятельности воспитанников.

- Просмотр открытых мероприятий (занятий).

- Наблюдения за трудовой и игровой деятельностью воспитанников.

- Оценка профессионального мастерства воспитателя

 - Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми.

 - Формы  осуществления   организованной партнерской деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной творческой деятельности.

2. Условия, созданные для развития социально – коммуникативных навыков детей и их эмоциональной сферы. (Наличие материально-технической базы, программно-методического обеспечения).

 Оценка планирования, содержание воспитательно-образовательной работы.

- Наличие в  картотеке  дидактических игр и игровых упражнений на развитие   социально - коммуникативных навыков дошкольников в соответствии  с возрастной группой   и требованиями  программы «Развитие +».

- Отражение в календарных планах  организации работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников

3. Работа с семьёй в организации  работы по развитию социально – коммуникативных навыков в домашних условиях с учётом возрастных и личностных особенностей детей. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме

- Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей.

- Планирование работы с родителями (индивидуальные и групповые консультации, беседы) 

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группах.

 Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. А поскольку  основные структуры личности закладываются  в первые годы жизни, значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Стандарт дошкольного образования, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.  Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников. Именно поэтому в 2014- 2015 году одним из  приоритетных  направлений работы коллектива  была определена работа по реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».  

 При подготовке к педагогическому совету были проведены   мероприятия по данной проблеме, согласно годового плана:

-  Семинар с презентацией  «Социально- коммуникативное развитие детей в условиях реализации ФГОС»;

- Деловая игра «Звездный час» «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»;

Консультация: «Роль связной речи в формировании коммуникативных навыков у дошкольников»;

Практикум  «Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»;

Практикум  «Реализация образовательной области «Безопасность» в организации партнерской деятельности педагога с детьми»

Семинар    «Воспитание у детей этики межнационального общения» 

Выставки детских рисунков: «Я люблю тебя, моя столица, «Фестиваль дружбы» «Мамочка милая, мама моя».

Наглядная агитация: «Я.ты, он, она – вместе дружная семья», «На Земле друзьям не тесно».

Проведение  групповых родительских собраний по теме педсовета.

В результате проведённого контроля было установлено:   в  1 младшей группе № 4 «Карапуз» (воспитатели Матыченко Н. Ю., второй младшей национальной  группе №1 «Харада» (воспитатели Манджиева  Б.А., Сесинова Е.В.), старшей группе № 6 «Почемучки» (воспитатель Анкеева А.М.), старшей логопедической группе №8 «Березка»(воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н., Горбачева Н.Д. –учитель-логопед), подготовительной группе №13 «АБВГДейка» (воспитатели   Плугина Л.В., Богославская Т.В.)    организуют работу по формированию у детей социально – коммуникативных навыков в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования,  ФГОС.

Во всех проверяемых возрастных группах создана достаточная нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную работу педагогического коллектива по организации  работы в реализации  образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Педагоги всех проверяемых возрастных групп организуют работу в соответствии со следующими документами:

-  ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» (от 23.07.2013г.);

- Приказ  Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  (от 17.10. 2013 № 1155);    Санитарно-эпидемеологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений  (9.05.2013 N 28564 ).

- Основная общеобразовательная программа  (утверждена приказом № от 02.11.2010 года);

- Программа  «Развитие +» Л.А. Венгер

 - Перспективное и календарно-тематическое планирование.

Проверка показала, что комплексный подход  внедрения  образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» в  ДОУ реализуется через введение в воспитательно- образовательную  работу системы организационных форм:

- Социально - коммуникативное развитие в   организованной партнерской деятельности воспитателя с детьми;

- Социально - коммуникативное развитие в  организации игровой деятельности;

- Социально - коммуникативное развитие в  организации  совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей через  режимные моменты.

 Формирование правильной речи детей является одной из основных составляющих развития коммуникативных качеств ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми:  уметь уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь. Поэтому, анализируя развивающую  предметно-пространственную среду , члены комиссии обращали внимание  на  создание  условий для полноценного речевого развития детей в игровой и трудовой деятельности. Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Члены комиссии особое внимание уделяли вопросу результатов совместной работы педагога с детьми, имеющими нарушения речи.  

  Комиссия,  проведя анализ календарного планирования   в   1 младшей группе № 4 «Карапуз» (воспитатель Матыченко Н. Ю.),  отметила  качественную работу  педагога по  планированию   образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» с малышами  через проведение  бесед о нравственном воспитании: «Кукла заболела»- воспитание у малышей чувства сочувствия; «Беседы о семье», «Мой любимый брат, сестра»,  «Мамины помощники»-  воспитание любви и заботы о близких,   «В гости» и др.  Знакомство с трудом взрослых повара, врача, младшего воспитателя, парикмахера, медсестры  осуществляется через организованную  партнерскую  деятельность воспитателя с детьми. Наталья Юрьевна  активно использует игровую деятельность своих воспитанников для формирования  коммуникативных качеств, развивает речь детей.  Планируется и   проводятся  такие сюжетно-ролевые игры: «В гостях у эжи в кибитке»,  «Угостим куклу калмыцким чаем»,  «Куклы проснулись», «Подбери посуду для кукол», «Кукла хочет спать», «Больница», «Семья», «Путешествие на паровозе» и др. Воспитатель  играет  вместе с детьми, обучает определенным действиям. Так,  в игре «Больница»  дети приходили к врачу, приветствовали его, врач (роль врача у педагога)  слушал больных дочек. Девочки сами успокаивали «детей» - покачивали их, пели песенки.  Дети, используя предметы-заместители (пластины)  звонили  близким по сотовому телефону и разговаривали  с ними.  Наблюдения показывают, что дети данной группы могут играть в парах, делятся игрушками. Конфликтов во время контроля не зафиксировано, поскольку в группе имеется большое количество, доступных для игр игрушек.

          Большое внимание  воспитатель уделяет формированию навыков трудолюбия, планируются разные виды поручений, доступных для детей 1 младшей группы. Наблюдения за деятельностью воспитателя показали, что совместный труд педагога и ребенка в уголке природы состоит в том, что дети протирают влажной тряпочкой листья фикуса. Дети выполняют поручения воспитателя: убирают игрушки в игровом уголке,   салфетницы,  хлебницы, помогают расставлять книги на полке. Во время еды Матыченко  Н.Ю. постоянно обращает внимание  на культуру еды, на аккуратность, чтобы дети проявляли заботу о труде младшего воспитателя. Большое внимание уделяет формированию навыков  самообслуживания.

В планах  широко отражается  работа по воспитанию любви к родному краю через календарно-тематическое планирование.   На проводимых вечерах развлечениях  «В гостях у бабушки Кемы», «Мы едем, друзья в далекие края» «В гостях у Баины»  дети знакомятся  с традициями калмыцкого  народа: угощают гостей калмыцким  чаем, борцками, приветствуют на калмыцком языке, накрывают на стол.

        Картотека представлена по разделам -   5 образовательных областей согласно ФГОС. В картотеке  оформлен раздел, представляющий  образовательную область   «Социально-коммуникативное развитие»,  который оформлен  блоками: «Сюжетно-ролевая игра», «Дидактические игры (словесные, настольные, строительные), игры на развитие эмоций и навыков общения «Ласковый ребенок»,  «Покажу, что люблю», «Ласковое имя»,  и др. (данный блок находится в стадии  оформления-игры подобраны по возрасту, напечатаны).  В блоке – труд  имеются карточки с описанием поручений. Имеются  беседы по нравственному воспитанию. Имеются в картотеке загадки, потешки, упражнения  на развитие речевого дыхания,

по ЗКР, по граммстрою.

 Анализ  перспективного  плана по работе с родителями показал, что работа   ведется через разные формы просвещения. Наталия Юрьевна в рамках подготовки к педсовету провела с родителями большую работу по реализации  образовательной области   «Социально-коммуникативное развитие».  Было проведено интересное  нетрадиционное собрание «Воспитание добротой» с использованием  деловой игры, участием родителей в создании портрета своего малыша на  разноцветной ладошке ребенка, которое способствовало установлению более доверительных отношений между педагогом и родителями.  Оформлена фотовыставка «Играют наши дети», папка-передвижка  «Что такое  толерантность»,  «Воспитание культурно-гигиенических навыков».

      В группе создана прекрасная предметно-развивающая среда, позволяющая детям развивать коммуникативные качества  за счет партнерской деятельности со взрослыми, детьми,  расширять кругозор  о эмоциональной  отзывчивости детей. В группе  имеется большое разнообразие игр: строительных, настольно-печатных, развивающих, игр- забав, театрализованных, дидактических, сюжетно-ролевых. В мини-музее  представлены     предметы быта, национальная одежда, посуда, музыкальные инструменты, где дети знакомятся в ходе игры, что способствует развитию и обогащению знаний детей о родном крае.  Однако наглядных пособий на развитие эмоциональной сферы малышей недостаточно.

Комиссией отмечено,  несмотря на проводимую работу, Матыченко Н.Ю. следует обратить  внимание на  активизацию  игр по  формирование  коммуникативных качеств (общение) и развитие эмоциональной сферы в соответствии возраста детей. Рекомендуется  оформить материал для родителей  по развитию эмоциональной сферы детей - памятки, буклеты,  разработать рекомендации, подготовить статьи.

 Рекомендации: продолжить работу по пополнению картотеки играми на развитие социально – коммуникативных качеств в соответствии возраста, изготовить дидактические игры на развитие эмоциональной сферы и навыков общения.

        В ходе тематической  проверки   второй младшей группы  №1  «Харада» (воспитатели  Сесинова Е.В., Манджиева Б.А.) было установлено,  что в группе созданы  необходимые  условия  для работы  по формированию социально – коммуникативных качеств детей.  Оборудованы  уголки для полоролевых  игр.  В группе  имеется большое разнообразие игр: строительных, настольно-печатных, развивающих,  дидактических. Атрибуты  для  сюжетно-ролевых игр:  «Больница»,  «Магазин»,  «Парикмахерская», «Строители»,   «Детский сад», «Семья», «Шоферы»  и др. находятся  в  доступном месте,  в контейнерах. Наблюдения за играми детей показали, что дети могут организовать сюжетно- ролевые игры, принимая определенные игрой роли: врача, мамы, водителя и др. Педагоги принимают участие в играх.   Дети доброжелательны, могут уступать в игре  друг другу.  Над воспитанием  доброжелательных отношений  работают воспитатели, используя дидактические игры на развитие коммуникативных отношений. Но в основном эти игры словесные. Необходимо    оформить дидактические игры на развитие эмоциональной сферы малышей.       Анализ планирования трудовой деятельности показал, что  воспитатели планируют такие формы организации труда:  самообслуживание, поручения, хозяйственно-бытовой труд соответствующий данному возрасту. Педагоги организуют наблюдения за трудом младшего воспитателя, дворника, оказывают посильную помощь в уборке участка группы: убирают камешки, листья, веточки (осенью), расчищают дорожки от снега зимой.

 Наблюдая  за  организацией   совместной деятельности взрослого и детей, члены комиссии  отметили, что    педагоги формируют навыки трудовой деятельности: дети под руководством педагогов поливают цветы, рыхлят почву, протирают листья, раскладывают ложки и т.д.

     Картотека представлена по разделам -   5 образовательных областей согласно ФГОС.  В картотеке  оформлен раздел, представляющий  образовательную область   «Социально-коммуникативное развитие»,  который оформлен  блоками: «Сюжетно-ролевая игра» (25 карточек), «Дидактические игры ( словесные, настольные, строительные), игры на развитие эмоций и навыков общения, этическими беседами, пословицами, поговорками о труде, семье, родине на двух языках, беседы по нравственному воспитанию, труд (труд в природе, дежурство, поручения, труд взрослых и детей, самообслуживание), словесные игры,  потешки,  художественное слово по данному направлению (40карточек), дидактические игры на развитие эмоций и навыков общения, культура поведения  - игры, беседы. Картотека оформлена эстетично, в соответствии с  методическими требованиями: цель, содержание, вопросы к беседе, наблюдению. Анализ бесед в картотеке показал, что темы направлены на формированию нравственных качеств с использованием  художественных произведений «Три сестры», «Один за всех и все за одного»,  «Спасибо», «Здравствуй и прощай» и др.

Педагоги  в планах отражают работу по социально-коммуникативному развитию, которая находит свое отражение в планировании  разнообразных игр: сюжетно-ролевых,  строительных, словесных, подвижных, игр-драматизаций и др,  бесед по нравственному воспитанию  «О товариществе», «При солнышке  тепло, при матери добро».

Рекомендация: включать в календарные планы игры на развитие эмоций с использованием картинок, пиктограммы настроений.

Анализируя календарные планы  на группе №6  «Почемучки» (воспитатель АнкееваА.М.) следует отметить, работа по развитию социально-коммуникативных навыков проводится эпизодически  и не целенаправленно.

Работа по воспитанию трудовых навыков  однообразна.

Труд в природе  представлен  только сбором  мусора и веток.

  Полив  растений  планируется ежедневно в утреннее время  и в вечернее, разнообразия деятельности нет. Причина в том, что бедна картотека.

Ручной труд отсутствует.

Хозяйственно бытовой труд: картотека  есть в наличии, но не планируется, ограничивается дежурством. Уголок дежурств имеется, у детей сформированы навыки дежурств. Ознакомление с  трудом взрослых  осуществляется  эпизодически, в основном с профессиями медсестры, помощника воспитателя, дворника. Но просмотренное  занятие  по теме «Все работы хороши, выбирай на вкус» показало высокий уровень знаний детей о профессиях  работников села, детского сада, пожарного, полицейского.  Следовательно,  воспитатель не полностью отражает в календарном  плане все формы работы с детьми по данному направлению. Работа по воспитанию трудовых навыков в планах на начало месяца не прописывается.

 Работа по игровой деятельности не соответствует возрасту.

Воспитатель планирует сюжетно-ролевые игры «Больница» и «Парикмахерская» ежедневно, хотя в картотеке  представлены карточки сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Космонавты», «Путешествие по реке», «День рождения», «Улица», «Гости», «Библиотека» (20 карточек)

Для сюжетно-ролевых игр «Салон красоты», «Больница»  приобретена мебель, но игры не проводились из-за отсутствия атрибутов. Дети в группе  заняты игровой деятельностью, в основном,  используют дидактические, строительные игры.  Отношения среди сверстников спокойны,  не напряжены,  без  конфликтов. Воспитатель строит партнёрские отношения   с детьми в организованной деятельности и самостоятельной творческой деятельности, используя разнообразные методы и приёмы.

Замечания члена комиссии педагогом учтены и приобретены атрибуты к ролевым играм «Больница», «Парикмахерская», «Магазин».

 Раздел «Культура поведения» в картотеке представлен 5 карточками: «Добрый голубь», «Волшебный лучик», «Правила поведения за столом», «Добрые профессии», «Волшебные слова». Проанализировать работу с родителями по развитию социально-коммуникативных навыков у детей не представилась возможность, так как в календарных планах эта работа не прописывается. Была проведена работа с родителями, которые познакомили детей с  их профессиями. Дети оформили совместные с родителями рисунки о профессиях  и вывесили их в уголке. Однако эта форма работы также осталась без оформления в плане.  На данной группе индивидуальная работа по данному направлению

Рекомендации: Пополнить картотеку беседами, играми по развитию эмоциональной сферы, коммуникативных качеств.  Оформить папки-передвижки, ширмы  с рекомендациями для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков, эмоциональной сферы старших дошкольников, изготовить дидактические игры по данной проблеме.

Результативность  работы педагога  по реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» во многом зависит от планирования своей деятельности.

Анализ календарных планов   в старшей логопедической группе №8 «Березка» (воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н учитель- логопед Горбачева Н.Д.)   показал  творческий подход   к планированию по данной проблеме:

- используются  разнообразные формы работы: сюжетно-ролевые игры «Строительство», «Путешествие», «Школа», «Российская армия», «Поликлиника» и др, дидактические  игры «Поиски добрых слов», «Будь всегда вежлив», «Волшебное слово и др, настольно-печатные, строительные, подвижные игры, беседы  о нравственном воспитании «Будем делать хорошо, и не будем плохо», «Будь всегда вежлив», «Как аукнется , так и откликнется», чтение художественных произведений  народов мира «Кукушка» (ненецкая сказка),  «Айога» ( нанайская сказка), «Крылатый, мохнатый, да масляный», (русская народная сказка), А. Барто  «Уехали», произведений на этические темы, решение проблемных ситуаций:  «Как бы ты поступил»,

- организация трудовой деятельности проходит через планирование разнообразных видов труда: самообслуживание, труд в природе, коллективный, хозяйственно-бытовой труд. Планирование  лексической темы «Профессии» позволяет детям иметь широкие знания о труде  работников детского сада, швеи, водителя, машиниста поезда, пилота, и др.

- педагоги включают региональный компонент (рассматривание фотографий, просмотр слайдов о природе Калмыкии, познавательные беседы о профессиях чабана и др)

Анализ наблюдения за игровой, трудовой  деятельностью детей показал  трудовые навыки детей при организации трудовой деятельности. Дети могут организовать игру, создать игровое пространство, распределить роли.

Конфликтов  во время организации ролевой игры не наблюдалось. Педагоги группы работают над формированием дружеских отношений в группе.

Используя пиктограммы эмоций, Таисия Петровна работает над развитием эмоциональной  сферы. Уровень сформированности  знаний по данному направлению показало  занятие «Если добрым быть - это хорошо, а  наоборот – плохо»  на котором дети продемонстрировали высокий уровень  эмоциональной отзывчивости.

Анализ картотеки показал, что на данной группе  имеется очень богатая картотека по данной образовательной  области, которая представлена блоками: сюжетно-ролевые игры, нравственное воспитание – разделы: «Учимся доброте», «Учимся красоте»,  «Правила поведения»,  «Правовое воспитание», «Этнопедагогика», «Труд», «Поручения», «КГН», чтение художественных произведений,  пословицы, поговорки по нравственному, трудовому воспитание, наблюдения.

При организации образовательной деятельности педагоги используют разнообразные методы и приемы, наглядный материал по реализации образовательной области;

- создают благоприятный психологический климат, умеют выслушивать детей, при проведении бесед опираются на личный опыт;

- включают в беседы проблемные ситуации;

- используют дифференцированные задания с учетом личностных особенностей детей.  

В группе создана прекрасная  предметно-развивающая среда, позволяющая детям  использовать  пространство группы для организации игровой, трудовой деятельности,  развивать коммуникативные качества  за счет партнерской деятельности со сверстниками,  расширять кругозор  о эмоциональной  отзывчивости детей. Основное пространство в игровой комнате занимает ковер, на котором педагоги создают  соответствующие игровые и коммуникативные ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр хранится в доступных для ребенка местах: на  стеллажах доступных для детей , в  контейнерах. Это игры: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад»,«Аптека», «Почта», «Библиотека», Школа», «Российская армия» и др.  В группе  имеется большое  количество разнообразных  игр: строительных, настольно-печатных, развивающих, игр-забав, театрализованных, дидактических, сюжетно-ролевых. В мини-музее  представлены     предметы быта, национальная одежда, посуда, музыкальные инструменты, где дети знакомятся в ходе игры, что способствует развитию обогащений знаний детей о родном крае, городе.  

Современные ситуации в свете реализации ФГОС  предполагают активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания образовательной работы ДОУ. Педагоги группы провели  нетрадиционное собрание «Если добрым быть –это хорошо, а когда наоборот –плохо», консультации «Долг платежом крашен», «Мир не без добрых людей», оформлена фотовыставка «Играем вместе- играем дружно»,  наглядная агитация – ширмы к Дню инвалида, по толерантности.

Рекомендации: пополнить картотеку дидактическими  играми по развитию эмоциональной сферы, коммуникативных качеств детей;

- пополнить дидактические игры по данному направлению.

  В ходе тематической  проверки   подготовительной группы  «АБВГДейка» (воспитатели  Плугина Л.В., Богославская Т.В.) было установлено,  что в группе созданы  необходимые  условия  для работы  по формированию социально – коммуникативных качеств детей.  Оборудованы  уголки для полоролевых  игр.  В группе  имеется большое разнообразие игр: строительных, настольно-печатных, развивающих,  дидактических. Атрибуты  для  сюжетно-ролевых игр: «МЧС», «Больница», «Банк», «Школа»,  «Парикмахерская» находятся  в доступном месте, коробках. Планируются    ролевые  игры «Строители», «Магазин», «Мастерская по ремонту одежды», «Швейная фабрика калмыцкой одежды», «Больница», «МЧС», «Показ мод» «Скорая помощь» и др. Наблюдения за игровой деятельностью позволяют сделать вывод, что педагоги работают над тем, чтобы  создать эмоционально-комфортный климат в группе, умеют  поддерживать инициативу детей при организации ролевой игры.  В соответствии с возрастом  детей   воспитатели  в работе по формированию культуры  общения  отдают  предпочтение практическим методам организации детского опыта, активному использованию жизненных обстоятельств: обыгрываются разные жизненные ситуации (поведение в автобусе - уступить место девочке, женщине, пожилому человеку;  как поделиться игрушкой;  как нужно договариваться при распределении ролей в игре  и другие), направленные на формирование позитивных навыков общения.  Следует отметить, что  именно такая форма организации  совместной деятельности взрослого и детей -   организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-коммуникативного  развития ребенка.  На группе  увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».  Воспитатели побуждают  детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, воспитатели   помогают  им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников. На группе педагоги планируют тренинги: «Давайте поздороваемся», «Настроение», «Как ты себя чувствуешь» и др. Анализ планирования трудовой деятельности показал, что в основном преобладают такие формы организации труда: дежурство, поручения и  коллективный труд.  Не планируются   ручной труд.  Дети дежурят по назначению педагогов. Навыки трудовой деятельности у детей сформированы.   Представленная картотека находится в стадии пополнения и дополнения.  Анализируя картотеку в этой группе, следует отметить, что  на данный момент  имеются такие разделы по данной области  как беседы,  подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, пальчиковые игры,, тренинги, игры на развитие эмоций и общения «Облака», «Зеркало»,  «Пантомимы», «Садовник».   Воспитатели творчески подходят к данной проблеме,  материал готовят в соответствии методическим и эстетическим требованиям.

Имеются пословицы о труде взрослых,  ученье,  Родине, о матери, хлебе,

Беседы о профессиях: врача, строителя, продавца,  подборка стихов о профессиях, загадки способствуют формированию  уважения к людям труда.   Темы  бесед, которые  имеются в картотеке, частично  были запланированы в календарном плане:  «Как выращивают хлеб», «Кто работает в детском саду», «Труд в городе и селе», «Труд в больнице». Беседы с детьми о труде взрослых показали достаточные знания детей о профессиях работников ДОУ,

врача, учителя, строителя. Однако  следует активизировать работу педагогов по данному направлению, знакомить с современными профессиями: фермер, предприниматель, работники банка, др. Уделить особое  внимание знакомству с профессиями  работников  села нашей республики.

В планах отражена работа по формированию у детей гуманных чувств друг к другу, планируются  и проводятся беседы: «Понимая других- понимаю себя», «Встаньте все те кто …», «Подарок для всех», «Опиши друга», «Вместе  мы сможем больше»(по толерантности- о детях разных национальностей , живущих в Калмыкии).  В группе оформлено дерево «Дружбы».  Дети вырезали разные по цвету листочки о трафарету и подписывали добрые слова, чего хотят пожелать детям нашей планеты «мир», «дружба».  Использование  таких активных форм работы с детьми позволяют детям понять слово «толерантность» на практике.

Интересно на высоком  эмоциональном  фоне прошел праздник, посвященный Дню матери.  Дети готовили  подарки - сердечки, рисовали портреты мам. Такие праздники позволяют формировать у детей чувства любви и заботы о самом дорогом человеке - маме.

В рамках подготовки к педсовету и проверке с родителями было проведено собрание  «Семейные традиции в воспитании  трудолюбия у детей», на котором родители решали педагогические задачи, делились семейным опытом  воспитания навыков трудолюбия у своих детей. Оформлена  папка «Вместе мы сможем больше», в которой помещен материал: статьи «На земле друзьям не тесно», стихотворение «Доброта»,  материал  к  Дню инвалида.  

Рекомендации: педагогам  группы  необходимо активизировать работу по  развитию эмоциональной сферы, изготовить  дидактические игры,    направленные на  развитие   эмоций и коммуникативных качеств. Рекомендуется  оформить материал по развитию эмоциональной сферы детей для родителей  - памятки, буклеты,  разработать рекомендации, подготовить статьи. 

Члены комиссии отметили, что во всех проверяемых  возрастных группах организованы Центры театрализованных игр. В них отведено место для  игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, настольного театра, костюмов для игр-драматизаций, которые находятся в уголке ряжения. Для театрализованных игр педагоги  подбирают различные куклы-бибабо,  плоскостные изображения кукол, деревьев, куклы - ложковые и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется  фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.  Однако, несмотря на проводимую работу в данном направлении, педагоги недостаточно планируют и проводят работу с детьми, имеющими нарушения

речи детей. Дети данной категории испытывают трудности в общении, выступлении на утренниках и поэтому необходимо активизировать работу с данными детьми. Привлекать детей к участию в мини-спектаклях, играх-драматизациях, в показе настольного театра, с участием в  небольших диалогах  с учетом их пожеланий.

Таким образом, в проверенных группах   прослеживается тенденция, направленная на создание необходимых условий по развитию  коммуникативных качеств, эмоциональной сферы детей:

- Создана предметно-развивающая среда, способствующая  реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»  в  1 младшей группе № 4 «Карапуз» (воспитатель Матыченко Н. Ю., второй младшей национальной  группе №1 «Харада» (воспитатели Манджиева  Б.А., Сесинова Е.В.), старшей логопедической группе №8 «Березка» (воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н. Горбачева Н.Д. –учитель-логопед), подготовительной группе №13 «АБВГДейка» (воспитатели   Плугина Л.В, Богославская Т.В.)

- Планирование и содержание воспитательно-образовательной работы по  использованию регионального компонента осуществляется на основании перспективного и календарного планирования во всех группах;

- Картотека представлена по разделам -   5 образовательных областей согласно ФГОС. В картотеке  оформлен раздел, представляющий  образовательную область   «Социально-коммуникативное развитие»,  на  1 младшей группе № 4 «Карапуз» (воспитатель  Матыченко Н. Ю.) , второй младшей национальной  группе №1 «Харада» (воспитатели Манджиева  Б.А., Сесинова Е.В.),  старшей логопедической группе № 8 «Березка» (воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н. Глущенко Г.Н.), подготовительной группе №13 «АБВГДейка» (воспитатели   Плугина Л.В, Богославская Т.В.)

- В работе с  семьей используются  разнообразные формы педагогического просвещения родителей  (деловые игры, фотовыставки, выпуск тематических папок передвижек  и т.д.)-  на  1 младшей группе № 4 «Карапуз» (воспитатель  Матыченко Н. Ю.) , второй младшей национальной  группе №1 «Харада» (воспитатели Манджиева  Б.А., Сесинова Е.В.),  старшей логопедической группе № 8 «Березка» (воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н. Глущенко Г.Н.), подготовительной группе №13 «АБВГДейка» (воспитатели   Плугина Л.В, Богославская Т.В.)

- Для организации свободной игровой деятельности детей  недостаточно дидактических игр на развитие  эмоциональной сферы и коммуникативных качеств в  1 младшей группе № 4 «Карапуз» (воспитатель Матыченко Н. Ю., второй младшей национальной  группе №1 «Харада» (воспитатели Манджиева  Б.А., Сесинова Е.В.), старшей группе № 6 «Почемучки» (воспитатель Анкеева А.М.), старшей логопедической группе №8 «Березка» (воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н. Горбачева Н.Д. – учитель-логопед), подготовительной группе №13 «АБВГДейка» (воспитатели   Плугина Л.В., Богославская Т.В.)

- В старшей группе № 6 «Почемучки» (воспитатель Анкеева А.М.):  недостаточно  атрибутов   к сюжетно-ролевым играм,  необходимых для детей старшего возраста;

-отсутствует в календарном плане работа с семьей по данной проблеме;

- планируются однообразные  виды  трудовой деятельности;

- Воспитатели старших групп недостаточно планируется работа с детьми, имеющими нарушения речи.

На основе выше изложенного рекомендуем:

1.На основании вышеизложенного рекомендуется:

- Оценить положительный опыт работы воспитателей1 младшей группе № 4 «Карапуз» (воспитатель Матыченко Н. Ю) , второй младшей национальной  группе №1 «Харада» (воспитатели Манджиева  Б.А., Сесинова Е.В.),  старшей логопедической группе №8 «Березка» (воспитатели   Горбачева Т.П., Глущенко Г.Н.),  подготовительной группе №13 «АБВГДейка» (воспитатели   Плугина Л.В, Богославская Т.В.) по созданию благоприятных условий и пространственно-развивающей среды, способствующих    формированию у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости;

2. Старшему воспитателю  Седых С. В., старшему воспитателю  Рубежной С.Ю.:                          

-пересмотреть матричное  планирования  с учетом  образовательной области   «Социально-коммуникативное развитие»  для всех возрастных групп.

                                                              Срок исполнения  24.01.2015 г.

- Разработать для организации     НОД (занятий)  памятки с рекомендациями методов и приемов  организационных моментов, релаксации, направленных на  развитие коммуникативных качеств и эмоций детей;                                                                                                        

                                                                 Срок исполнения 18.02.2014

3.Всем воспитателям:

- систематизировать   материал картотеки по разделам в соответствии  с ФГОС  и оформить   отдельным блоком  «Социально-коммуникативное развитие»   с учетом  комплексно-тематического планирования  и  возрастной группой;

Срок исполнения 18.02.2014 г.

 

-пополнить картотеку дидактическими играми по развитию коммуникативных качеств и  эмоциональной сферы детей.

                                                                      Срок исполнения  01.02.2015 г.  

- изготовить дидактические игры на развитие эмоций и коммуникативных качеств.

- оформить папки-передвижки, ширмы  с рекомендациями для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков, развитию эмоциональной сферы  дошкольников.

Срок исполнения   20. 01 2015 г

-  активизировать индивидуальную  работу с детьми, имеющие проблемы речевого нарушения,  общения.                                                                          

4. Воспитателю группы № 6 «Почемучки» Анкеевой  А.М.:

- привести в соответствие календарное планирование по всем видам деятельности с использованием  образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  

                                                                                  Срок исполнения - постоянно

Срок до 01.02.2015 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие речи дошкольников" с аналитической справкой и протоколом.

Представлен материал к педсовету по развитию речи дошкольников...

Справка выступление на педсовете 24.03.2022 год

Справка. Выступление на педсовете....

справка 22.04.21 выступление на педсовете

справка выступление на педсовете...