Модуль календарного планирования в соответствии с ФГОС ДО
проект на тему

Сидоренко Ирина Юрьевна

В помощь воспитателю ДОО. Предлагаемый модуль организации образовательной деятельности (на каждый день недели) поможет воспитателю эффективно спланировать свою работу в течение дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_plana.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль плана организации образовательной деятельности

День недели

Место в режиме дня

Виды деятельности

Примечание для воспитателей

понедельник

Утро.

Работа в группе

1 Беседы(указать темы)

2 Утренняя гимнастика (комплекс №…)

3 Сюжетно-ролевые игры

4Развивающие игры

5 Наблюдение в уголке природы (познавательно-исследовательская деятельность).

6.Организация предметно – пространственной среды (согласно Темы недели)

В разделе «Организация предметно - пространственной среды» указываются вносимые игры, книги, карты, схемы, атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, художественная литература, картины, иллюстрации и другой дидактический материал, вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей.

НОД

Указать: форму работы, тему, задачи (обучающая, развивающая и воспитательная),, методические приемы и средства, используемые для проведения.Активизация словаря.

Источник литературы.

Утренняя

Прогулка

1 Наблюдение

2 Трудовые поручения

3 Дидактические игры

4 Подвижные игры

5 Спортивные упражнения

6 Сюжетно-ролевые игры

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

Вечерняя

прогулка

1Наблюдения

2 Подвижная игра

3 Игровые физические упражнения

4 Самостоятельная двигательная деятельность

Вечер.

Работа с детьми  в группе

1 Чтение и рассказывание произведений литературы и фольклора.

2 Сюжетно-ролевые игры

3 Труд в уголке природы

4 Самостоятельная деятельность детей

5. Индивидуальная работа

6. Взаимодействие с родителями

В разделе «Взаимодействие с родителями» указывается работа по взаимодействию с семьей, которая планируется в соответствии с годовым учебным планом.

вторник

Утро

1 Практические упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков (К-ГН)

2 Ознакомление с произведениями искусства

3 Беседы

4 Сюжетно-ролевые игры

5 Художественный труд/Ручной труд

Беседы (познавательные/ нравственные.Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий)

До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных   точных наглядных впечатлений по данной теме.

НОД

Согласно расписанию.

Указать: форму работы, тему, задачи (обучающая, развивающая и воспитательная),, методические приемы , оборудование. Активизация словаря.

Источник литературы.

Утренняя

Прогулка

1 Наблюдения

2 Трудовые поручения

3 Экспериментирование

4 Подвижная игра

5 Спортивная игра

6 Оздоровительная работа

7 Сюжетно-ролевые игры

Пример планирования индивидуальной работы с детьми:

- Работа со Славиком Т. и Алешей В. по исправлению звука «ш». Повторить общую артикуляционную гимнастику.

- Поручить Саше О., Вове М. и Жене К. навести порядок на этажерке с игрушками, проверить, как сложены в коробках карточки игр, строительный материал. Приучать их аккуратно и добросовестно выполнять работу.

- Рассмотреть с Аней М. веточки тополя в уголке природы: отметить цвет коры, форму и расположение почек. Дать потрогать, понюхать почки.

- Перед завтраком обойти с детьми (Федей И., Колей П.)  уголок природы, оценить работу дежурных

-Индивидуальная беседа о видах транспорта

С Сашей О., Мишей Р., Цель: закрепление представления детей о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.

Вопросы:

  • Какие виды транспорта вы знаете?
  • Какие примеры водного (наземного, подземного, воздушного) транспорта вы можете привести?
  • Почему его так называют?

Вечерняя прогулка

1 Народные игры

2 Наблюдения

3 Подвижная игра

4 Игровые физические упражнения

Вечер. Работа с детьми  в группе

1 Сюжетно-ролевая игра

2 Самостоятельная деятельность в уголке сенсорного развития

3 Чтениехудожественной литературы

4 Слушание музыкальных произведений

5. Дидактические игры

Среда

Утро

1 Беседы(ОБЖ)

2 Экспериментирование

3 Наблюдение в уголке природы

4 Сюжетно-ролевая игра

5 Рассматривание иллюстраций детских книг (ознакомление с детскими писателями)

6Дежурства ( по возрасту)

7 Самостоятельная игровая деятельность

  • Трудовая деятельность:
  • Дежурства и труд в природе (если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).

НОД

Согласно расписанию.

Указать: форму работы, тему, задачи (обучающая, развивающая и воспитательная),, методические приемы и средства, используемые для проведения.

Активизация словаря. Источник литературы.

Утренняя прогулка

1.Наблюдения

2.Трудовые поручения

3.Подвижная игра

4.Спортивная игра

5.Сюжетно-ролевая игра

6.Дидактические игры

7.Игровые физические упражнения

на прогулке по возможности планируем индивидуальную работу по развитию речи 

Вечерняя прогулка

1.Наблюдения

2.Подвижные игры

3. Самостоятельная двигательная деятельность

4.Игровые физические упражнения

Вечер. Работа с детьми  в группе

1.Беседа (о культуре поведения)

2. Индивидуальная работа с детьми

3. Театрализованные игры

4. Чтение и рассказывание произведений художественной литературы

четверг

утро

1.Детские исследовательские проекты

2.Строительные игры

3.Хозяйственно-бытовой труд

4.Дежурство в уголке природы (по возрасту)

5.Самостоятельная деятельность в уголке книги

6.Сюжетно-ролевые игры

НОД

Согласно расписанию.

Указать: форму работы, тему, задачи (обучающая, развивающая и воспитательная),, методические приемы, средства, используемые для проведения (материал),

предварительную работу,

индивидуальную работу. Активизация словаря.

Источник литературы.

Утренняя прогулка

1.Наблюдения

2.Подвижные  игры

3. Трудовые поручения

4.Самостоятельная двигательная деятельность

Вечерняя прогулка

1.Наблюдения

2. Элементы спортивных игр

3.Подвижные игры

4. Индивидуальная работа

Вечер. Работа с детьми  в группе

1. Чтение и рассказывание произведений художественной литературы

2.Беседы

3.Самостоятельная игровая деятельность

4.Дидактические игры

Сюжетно-ролевая игра

пятница

Утро

1.Сюжетно-ролевые  игры

2. Наблюдение в уголке природы

3.Индивидуальная работа

4.Песенное творчество

НОД

Согласно расписанию.

Указать: форму работы, тему, задачи (обучающая, развивающая и воспитательная), методические приемы, средства, используемые для проведения (материал),

предварительную работу,

индивидуальную работу. Активизация словаря.

Источник литературы.

Утренняя прогулка

1.Игры-эксперименты  с песком (водой, снегом, снежные постройки)

2. Игры –шутки, игры развлечения.

3.Наблюдения

4.Подвижная игра

5.Сюжетно-ролевая игра

6.Спортивные упражнения

Вечерняя прогулка

1.Самостоятельная двигательная деятельность

2.Дидактическая игра

3.Игровые физические упражнения

4.Сюжетно-ролевая игра

Работа с детьми в группе

1.Сюжетно-ролевая игра

2.Самостоятельная игровая деятельность

3. Самостоятельная деятельностьв уголке музыкального воспитания

4.Взаимодействие с родителями (вечера развлечений

II. Содержание плана.

Работа, отраженная в плане, должна вестись в системе, охватить разные стороны деятельности воспитателя. Для этого в помощь педагогам решили разработать ориентировочную схему-памятку (циклограмму), используя которую, воспитатели описывали бы в плане все стороны своей деятельности.

Вначале изучили, какие виды деятельности наиболее уместно и эффективно реализовывать в утренний, вечерний отрезок времени, на прогулке.

Планирование утреннего отрезка времени.

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по:

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
  • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности);
  • и др.

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

На утро (до завтрака) планируется утренняя гимнастика.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры.

В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций. В календарных планах старшей и подготовительной групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни города Красноярска и др. Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

В плане широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала.

В плане так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.

Планирование прогулки.

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.

В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменятся с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учётом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные игры. Однако, необходимо иметь ввиду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Планирование второй половины дня.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В календарных планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к шрам вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.

Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Большое место в календарном плане этого отрезка времени занимают наблюдения в природе, общение с обитателями уголка природы. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей; труд на участке по уходу за растениями. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Изучив материал поняли, что многие виды деятельности повторяются ежедневно, поэтому приняли решение планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы.

Планируется на месяц:

  • Утренняя гимнастика.
  • Закаливающие процедуры.
  • Праздники, досуги, развлечения.
  • Работа с родителями.
  • Наблюдения и труд в природе.
  • Художественная литература:
  • тексты для длительного чтения (читаются по одной-нескольку глав каждый раз);
  • тексты для непродолжительного чтения.
  • Трудовая деятельность:
  • Дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).
  • Труд в природе (но, если вводится новый вид труда, то эта работа отражается в календарном плане).
  • Труд по самообслуживанию.
  • Привитие КГН.
  • Виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).
  • П/и и упражнения.
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Затем разработали циклограммы воспитательно-образовательной работы для детей всех возрастных групп (Приложение № 2).

Также, опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и др., и на методические рекомендации М.Н.Павловой, Т.И.Кандала и др. «Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой», разработали тематическое планирование для каждой возрастной группы.

III. Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы.

Когда содержание основных документов по планированию в ДОУ было разработано, необходимо было определиться, какие документы по планированию воспитательно-образовательной работы должны быть у воспитателя и у старшего воспитателя. В результате определили следующие перечни:

Документы воспитателя

Документы старшего воспитателя

Расписание занятий в группе

Расписание занятий во всех возрастных группах

Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться

Двигательный режим

Сетка занятий

Расписание занятий во всех группах

План воспитательно-образовательной работы

Сетки занятий групп

Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы

План работы ДОУ на год

Перспективный план работы с родителями группы

Циклограммы воспитательно-образовательной работы для всех возрастных групп

Методическая литература, где воспитатели указывают используемую литературу.

Варианты оформления плана (модели планирования)

Положение о календарном и перспективном планировании

Содержание плана воспитательно-образовательной работы на месяц

 

Содержание плана в утренний, вечерний отрезки времени, на прогулке

 

Перспективный план работы с родителями ДОУ

 

Тематические планы групп на год

 

Примерные темы бесед

 

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

 

Положение о календарном и перспективном планировании

Итогом годовой работы по разработке системы планирования стало принятие на итоговом педагогическом совете Положения о календарном и перспективном планировании (Приложение № 3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль календарного планирования в соответствии с ФГОС ДО

В помощь воспитателю ДОО. Предлагаемый модуль организации образовательной деятельности (на каждый день недели) поможет воспитателю эффективно спланировать свою работу в течение дня....

Календарное планирование в соответствии с ФГОС ДО (старшая группа)

Полное планирование на неделю по теме "Осень"...

Памятка по составлению календарного планирования в соответствии с ФГОС

Памятка поможет при составлении календарного планирования...