Анализ деятельности МБДОУ детского сада №3 «Теремок» за 2014-2015 учебный год.
материал на тему

Избасарова Наталья Ивановна

В материале дан анализ деятельности  МБДОУ детского сада № 3 "Теремок", выполнения годовых задач,  качества образования в ДОУ за прошедшедший учебный год. Выявлены причины положительных и отрицательных результатов деятельности, намечены задачи и перспективы на новый учебный год.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Анализ деятельности МБДОУ145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ деятельности МБДОУ детского сада №3 «Теремок» за 2014-2015 уч. год.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Теремок» пгт. Климово расположено по улице Октябрьской, 8. Учредителем является МО «Климовский район». Лицензия на право осуществления образовательной деятельности регистрационный номер

 3177 от 3 октября  2013 года.

Детский сад находится в приспособленном и надстроенном здании. Сдано в эксплуатацию в 1981 году.

Детский сад имеет 4 возрастные группы: младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа, с средней численностью 84 детей, общее количество семей – 84: из них полных семей -65 , неполных -19, многодетных-7; родители, имеющие высшее образование-29, среднее специальное-  70, общее- 36.

Наименование групп меняется в связи с набором контингента детей. Имеются спортивный и музыкальный залы, методический кабинет,  краеведческая комната. На территории детского сада размещены участки для игр, на которых находятся игровые постройки, «малые формы для отдыха», есть веранды для каждой возрастной группы, на которых в прошедшем учебном году оборудованы места для сюжетно – ролевых игр и «комнаты уединения»,  участки отделены друг от друга. На физкультурной площадке имеется яма для прыжков, полоса препятствий.

Детский сад работает в режиме пятидневной недели с режимом работы – 10,5 часов.

В дошкольном образовательном учреждении 10 педагогов: до 40 лет – 3 человек, от 40 до 50 – 7 человек. 3 педагога имеют высшее педагогическое образование, из них 2 по профилю (дошкольное), 7 имеют среднее специальное образование.

Педагогический стаж:

от 10 до 20 лет – 2 человек

свыше 20 лет – 8 человека.

В этом учебном году прошли аттестацию и повысили свою квалификацию 6 педагогов, которым присвоена 1 квалификационная категория. Все педагоги ДОУ прошли переподготовку на курсах повышения квалификации.

         

Организация воспитательно – образовательной работы осуществлялась в условиях реализации основной общеобразовательной программе МБДОУ д/с №3, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е..Вераксы,  Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой (3 издание) 2012 г.

         Программа предусматривает пять направлений  работы с детьми (далее - образовательные области), обеспечивающие развитие и образование детей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое ( в соответствии с ФГОС,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155),  в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями, имеет соответствующее методическое обеспечение.       Для обеспечения качества дошкольного образования  применялись современные педагогические  программы дополнительного образования, технологии, направленные на развитие ребенка. 

       

      Приоритетными направлениями деятельности учреждения является физическое развитие,  познавательное развитие, речевое развитие. Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решались интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

       

       Деятельность МБДОУ д/с № 3 «Теремок» направлена на осуществление дифференцированного подхода в решении воспитательно-образовательных задач с учетом индивидуальных потребностей и возможностей, особенностей и личностных склонностей каждого ребенка путем реализации принципов гуманизации и демократизации, принципов развития и психологической комфортности.

К началу учебного года дошкольное учреждение было полностью готово к работе, как с материально- технической стороны (проведен косметический ремонт помещений, приобретено необходимое оборудование, пополнен ассортимент игрушек, развивающих материалов, методических пособий), так и со стороны организации воспитательно-образовательного процесса (разработано перспективное планирование НОД, совместной деятельности, спортивных и музыкальных мероприятий, взаимодействия с семьями).

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ  была организована с учетом различных видов детской деятельности и современными требованиями к ее построению, интегрированного подхода. В каждой группе имеются познавательные и развивающие центры с различными дидактическими играми, книгами по возрасту, конструктором, физкультурные  и музыкальные уголки. Для проявления творчества педагогов, повышения уровня в организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в ДОУ были проведены профессиональные конкурсы на лучшее оформление групп и участков, победителем в которых стала воспитатель Мороз Т.А.

Работа всего коллектива в прошедшем учебном году была направлена на выполнение основных задач:

  1. Продолжать работу по укреплению физического и психического здоровья детей, формированию заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

  1. Формировать нравственные и патриотические чувства и представления детей в ходе ознакомления с историй родного края, страны, правовыми и этическими нормами.
  2. Создавать условия для познавательно-речевого развития дошкольников  и формирования основ целостного мироведения через  различные виды совместной деятельности взрослых и детей.
  3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в поступках в процессе ознакомления дошкольников с миром природы и местом человека в нем.

Выполнение вышеуказанных задач прослеживалось во всех мероприятиях, проводимых в течение учебного года всем коллективом совместно с родителями, КСОШ №1, Детской школой искусств, Детской музыкальной студией «Вдохновение», музеем «Дружбы народов», Климовской районной детской библиотекой.

                Для более успешной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, повышения профмастерства педагогов продолжил работу, организованный  ранее, «Педчас», где рассматривались различные вопросы: «Воспитание  правовой культуры дошкольников»,  «Организация деятельности                  педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника»,  «Ознакомление дошкольников с православными традициями России», «Приобщение дошкольников к культуре    народов мира».

За прошедший учебный год было проведено 5 педагогических советов:

1.«Установочный». Знакомство с проектом годового плана, его утверждение.

2.« Изобразительное искусство  как средство  развития экологической культуры дошкольников».

3. «Этикет в формировании речевой культуры и социализации дошкольника».

4. «Поликультурное образование дошкольников и его роль в  развитии духовной личности».

5.«Итоговый». / Итоги работы за год. Отчеты по мониторингу. Летняя оздоровительная работа./

           Воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ дает хорошие результаты, если она проходит в комплексе и охватывает разные виды деятельности: организованную образовательную  деятельность,  совместную деятельность и самостоятельную. Для этого педагогам необходимо уметь правильно и грамотно ее планировать. С целью повышения их мастерства, профессиональных качеств педагогов, творческого подхода к организации  воспитательно- образовательной деятельности в соответствии с новыми требованиями, ст. воспитателем Избасаровой Н.И. были проведены следующие мероприятия: семинар «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников», консультация «Овладение навыками связной речи дошкольников через систему развивающих игр»,  совещания «Преемственность ФГТ и ФГОС: общее и отличие. Презентация», «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей в детском саду. Презентация», «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении  в соответствии с требованиями ФГОС. Презентация», «Создание условий в группе для самостоятельной театрализованной  деятельности», «Реализация проектной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в ДОУ», оформлены выставки «Новинки методической литературы», информационный уголок на различные темы, оказывались индивидуальные консультации воспитателям (ст. воспитателем Избасаровой Н.И. ), педчасы «Внедрение ФГОС в ДОУ», «Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника» ( заведующий Сёмкина М.Я.) .

 Содержание образования реализовывалось через различные формы организации педагогического процесса (игровая, индивидуальная, подгрупповая, совместной деятельности, организованной образовательной деятельности). Выбор форм обусловлен возрастными особенностями, контингентом детей группы. Основным методом работы воспитателей с детьми является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются и действуют "на равных".

         Образовательная деятельность, индивидуальная  работа с детьми строилась на основе диагностических данных мониторинга, который  проводится на начало и конец учебного года, отслеживается уровень развития каждого ребенка и уровень усвоения им программного материала. По результатам мониторинга проводятся совещания при старшем воспитателе, делаются выводы, разрабатываются способы устранения недостатков.

Выполнению  главной задачи  уделялось большое значение, работа велась по определенным ранее направлениям: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, забота о психическом здоровье ребёнка, формирование здорового образа жизни, индивидуальный подход к  каждому ребёнку и обеспечение физической и психологической готовности к школе.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми планировалась в системе с учетом группы здоровья (1гр. – 32  чел., 2гр.- 48 чел., 3гр.-  8 чел., 4гр.-  1чел.).

                В течение учебного года не было нарушений учебной нагрузки, двигательного режима ДОУ. Соблюдался режим дня, во всех видах ООД для снятия напряжения проводились физминутки, динамические паузы с учетом возраста, вида ООД, но не всеми педагогами; спортивные досуги, праздники проводились согласно плана,  проводился контроль над соблюдением санитарного состояния групповых помещений, соблюдением режима проветривания.

        Ежедневно проводились утренняя гимнастика и гимнастика после сна во всех возрастных группах, тематика комплексов была связана с темой недели, что повышало интерес к двигательной активности, закреплялись полученные знания в других видах деятельности.  В комплексы включались упражнения по профилактике осанки, плоскостопия, дыхательная гимнастика.        Воспитатель по физкультурно – оздоровительной работе Мельникова Е.Н. вела работу с детьми и родителями воспитанников согласно перспективного планирования.  Были организованы: 2 «Недели  Здоровья»,  ежеквартально «Дни  здоровья» совместно с педагогами групп, где проводились разнообразные мероприятия с детьми по формированию ЗОЖ, выставка детских работ «Путешествие в страну здоровья», проведен совместный с родителями спортивный праздник, посвященный Дню семьи. НОД по физической культуре проводились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их двигательной активности, использовались элементы здоровьесберегающих технологий. На низком уровне по-прежнему была организована работа по проведению закаливающих процедур.

В течение года были пополнены и обновлены спортивные уголки в группах, но результате проверки обнаружены следующие недостатки: недостаточно дидактических игр, обозначение тематической недели, на участках мало выносного материала для двигательной деятельности детей  на прогулке. Необходимо пополнить игровые уголки играми и пособиями, приобрести мячи, мелкие пособия для игр и упражнений. Разнообразить комплекс  физкультминуток. Систематически проводить закаливающие процедуры после дневного сна.

Для отслеживания физического развития детей согласно возрастным нормам была проведена антропометрия во всех группах и  мониторинг развития основных движений и физических качеств.

Анализ сформированности двигательных навыков на начало и конец учебного года  показал следующие результаты:

Высокий уровень – 7% , 27%

Средний уровень – 44%, 52%

Низкий уровень -  47%, 21 %

 

Проведение мониторинга  по уровню сформированности двигательных навыков на начало года помогло выявить детей, отстающих в двигательном развитии от возрастных требований, и организовать работу в данном направлении.

        Основная работа по этому вопросу проводилась воспитателем по физкультурно – оздоровительной работе, а воспитатели на группах не всегда  проводили с детьми подвижные игры  на прогулке, индивидуальные  занятия по развитию основных движений, предпочитая данной работе самостоятельную деятельность детей.

В повседневной жизни педагоги в соответствии с тематическим планированием проводили с детьми беседы, игры, рассматривание иллюстраций по ЗОЖ, применяли по мере необходимости элементы здоровьесберегающих технологий, что отражено в ежедневном планировании (Мельникова Е.Н., Гребенник Е.А., Корко А.М., Бодылевская М.Г.). Оформляли для родителей наглядную информацию по ЗОЖ.              

        Для повышения  качества физкультурно – оздоровительной работы в детском саду были проведены мероприятия для воспитателей и родителей: «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» (консультация, ст.воспитатель Избасарова Н.И.), «Психоэмоциональное развитие дошкольников в процессе оздоровительной деятельности» (консультация для воспитателей, вос. Мельникова Е.Н.), «Здоровый образ жизни формируется в семье. Памятка для родителей  «Программа здоровья для семьи» (консультация для родителей,  ст. вос. Избасарова Н.И., вос. Мельникова Е.Н.),  оформлялся в течение года   информационный  стенд для родителей, папки-передвижки по ЗОЖ.

 

В ходе проведенной работы по данной задаче были получены  следующие результаты    мониторинга физического развития  на начало и конец учебного года  

Высокий - 17%;  44%;

Средний -  58 %;  45%;

Низкий - 25%;  11 %.

По образовательной области «Физическое развитие. Здоровье»

Высокий - 26 %;  60%;

Средний -  71 %;  39 %;

 Низкий -    12 %;  8 %;

Данные мониторинга показывают, что физкультурно-оздоровительная работа в саду ведётся в соответствии с программными требованиями. За прошедший период, несмотря на недочеты в работе, показатели как по физической подготовленности, так и по  физическому  развитию улучшились.

Так же в рамках этой задачи как обычно велась работа по профилактике заболеваемости.  Систематически проводились медицинские осмотры детей, согласно плану проводилась витаминизация. Вопросы здоровья детей обсуждались на родительских собраниях, проводимых консультациях  в группах.

      Одной из задач детского сада являлась задача по формированию познавательно-речевого развития дошкольников  и основ целостного мироведения через  различные виды совместной деятельности взрослых и детей. Работа проводилась по следующим направлениям: работа с детьми, работа с воспитателями и работа с родителями.

          В  ДОУ создана развивающая среда для познавательно-речевого развития детей. В методическом кабинете имеются наборы сюжетных и пейзажных картин, разнообразный дидактический материал и иллюстративный материал по различным тематическим неделям, обновлена библиотека для детей, педагогов, имеются познавательные презентации; уголки в группах соответствуют возрастным требованиям,  оснащены игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей, но недостаточно уделено внимание в группах играм различной направленности, приобретению познавательных энциклопедий. Во всех группах есть книжные уголки, но тематические выставки организуются не всеми педагогами, также недостаточно разнообразны детские библиотеки. Недостаточно  материала как о стране, так и  о родном крае, семье,  в некоторых группах дидактических игр в этих уголках нет вообще. Созданная предметно-развивающая среда помогает педагогам организовать коллективную и индивидуальную работу с детьми по их развитию, но для более полного их раскрытия необходимо её преобразования с учетом требований по ФГОС.

           

          Для решения данной задачи в детском саду были проведены следующие мероприятия:  педсовет «Этикет в формировании речевой культуры и социализации дошкольника»  (ст.вос. Избасарова Н.И.),  семинар для педагогов «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников» (ст.вос. Избасарова Н.И.),  консультация для педагогов «Овладение навыками связной речи дошкольников через систему развивающих игр» (ст.вос. Избасарова Н.И.),  родительское собрание на тему «Развиваем речь детей»     ( заведующий Сёмкина М.Я., ст.воспитатель Избасарова Н.И.),  семинар для родителей «Развитие  элементов  логического мышления  посредством  развивающих игр» (ст.вос. Избасарова Н.И., вос.

Бодылевская М.Г., Дегтярева О.Н.  ),  консультация для родителей  «Речь взрослых- образец для подражания дошкольников» (ст.вос. Избасарова Н.И.), конкурс чтецов «Был Великий день Победы».

             Познавательно-речевое развитие дошкольников  осуществлялось в  группах воспитателями в процессе как организованных форм образовательной деятельности, так и в совместной деятельности.

        Речевому развитию детей  уделялось внимание в различных видах ОД: ФЦКМ, Коммуникация, Обучение грамоте, Ознакомление с художественной литературой.  

         Педагоги в работе с детьми применяли разнообразные формы и методы,  стимулирующие познавательно- речевую активность детей: проблемные и  игровые ситуации,  решение речевых логических задач, способствующие  как по расширению кругозора детей, так  формированию интонационной выразительности речи, четкой дикцией. Воспитатели и специалисты стали активнее использовать технические средства обучения, электронные презентации (ст.вос. Избасарова Н.И., вос.Климова Н.Я., муз.рук. Жога О.В.).

        Дополнительно в старшей группе была организована работа кружка «Подготовка детей к обучению» на платной основе (рук. ст. вос. Избасарова Н.И.), на занятиях которого дети знакомились с основами  грамоты, развивали дикцию, выразительность речи, связную речь, при этом педагогом использовались приемы моделирования и проектирование, проблемные ситуации, задачи, пальчиковые игры, ИКТ и др.  

   

      В подготовительной группе дополнительно была организована работа театрального кружка (рук. Поддубная И.А.).

     Целенаправленную работу по развитию речевого этикета в театрализованной деятельности вели воспитатели младшей и средней групп (вос. Климова Н.Я.,  Гребенник Е.А.). Воспитатели проводили с детьми много разнообразных словесных игр, игр с пальчиками, игр-драматизаций, построенных на диалоге нескольких персонажей.

         Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного познавательно-речевого развития детей.  С этой целью для родителей проводились  консультации и семинары, совместные мероприятия.

В результате проделанной работы уровень знаний детей заметно увеличился, что отражается в диагностических картах. Мониторинг  детей, проведенный  в конце учебного года, показал, что у детей за период учебного года  повысился уровень речевого развития  и соответствует программным требованиям

Высокий-  9%;  21%;

Средний- 59%; 75%;

Низкий-  32%;  4%;

 Но  были выявлены пробелы в знаниях у детей о профессиях, дети не всегда  могут в самостоятельно организовать театральные игры,  подготовить игровое место, мало выразительны при передачи образа, недостаточно знают о средствах выразительности,  выявлены проблемы в связной  речи (составление рассказов, эмоционально выразительное чтение стихов, пересказ по ролям).  Это подтверждают результаты мониторинга в каждой возрастной группе, кроме подготовительной к школе группе ( в среднем они находятся на уровне 43% на начало года и 62% на конец года).  

 

   Это говорит о несистематичности планирования данной работы  и неполноценной предметно-развивающей среде.  Необходимо  скорректировать работу по данной проблеме в следующем учебном году.

          Другой  задачей  детского сада является задача по формированию нравственно-этических чувств и представлений детей в ходе приобщения к истокам русской народной культуры и родному краю.

          Для решения данной задачи в детском саду были проведены следующие мероприятия:  педсовет «Поликультурное образование дошкольников и его роль в  развитии духовной личности» (ст. вос. Избасарова Н.И.), педчасы «Приобщение дошкольников к культуре    народов мира» (ст. вос. Избасарова Н.И.),  «Ознакомление дошкольников с

православными традициями России» ( муз.рук.Жога О.В.), конкурс «Новогодняя гостинная» (совместные работы родителей и детей), родительское собрание, посвященное дню семьи «Как хорошо, что есть семья» (заведующий Сёмкина М.Я., ст.воспитатель Избасарова Н.И. ), консультация для родителей «Православие как основа развития духовной личности» ( муз.рук. Жога О.В.), совместный фольклорный праздник «Масленица», а также групповые мероприятия согласно плана: консультации, беседы, папки- передвижки, развлечения.  Для расширения кругозора детей в данном направлении была организована работа  кружка «Чистый исток» на платной основе (рук. Жога О.В.),  экскурсии в музей, памятникам поселка (вос. Мороз Т.А., Бодылевская М.Г.).

         Поликультурное образование было включено в тематическое планирование каждой возрастной группы в разные тематические недели. Программные задачи решались через непосредственно образовательную деятельность, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей, а также при взаимодействии с семьями.

         В процессе освоения поликультурного образования педагоги использовали  разнообразные формы работы с детьми: интегрированная непосредственно образовательная деятельность, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, продуктивную, музыкальную, игровую и др.), познавательные беседы, презентации, целевые прогулки, экскурсии; развлечения; театрализованные представления,  творческую деятельность, в ходе которой дети знакомились с  предметами декоративно-прикладного искусства русского народа, рисовали, лепили.

            Игровые моменты и ситуации они включали во все виды детской деятельности. В процессе проведения дидактических игр,  игр разных народов (хороводные, подвижные)  педагоги  закладывали  у детей основы поликультурного образования  (вос. Корко А.М., Климова Н.Я., Бодылевская М.Г., Мельникова Е.Н.). Игры-драматизации по русским народным сказкам позволили глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных произведений ( вос. Бодылевская М.Г., Мороз Т.А., Бодылевская М.Г.). 
               Педагоги Климова Н.Я., Гребенник Е.А., Мороз Т.А. успешно решали  задачи с помощью образовательных ситуаций, например, при проведении коммуникативной деятельности - бесед: «Народные традиции и промыслы», «Мы живем в Климово»,  ситуативных разговоров по прочитанным сказкам разных народов, обрядовым праздникам, играм.

          В течение учебного года каждая возрастная группа разработала  и реализовала краткосрочные проекты по поликультурному образованию: «Сказка всегда с нами» (вос.Климова Н.Я), «Уроки доброты» (вос.Дегтярева О.Н.), «Этих дней не смолкнет слава» (вос.Бодылевская М.Г.), «Этот славный День Победы» (вос.Мороз Т.А.), «Моя Родина от А до Я.» ( вос.Корко А.М.).

          В детском саду продолжалась  работа по созданию предметно-развивающей среды в данном направлении (пополнен методический кабинет новыми наглядными пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, иллюстративным материалом по культуре России, родному краю, духовно – нравственному воспитанию, культуре народов мира, детской и методической литературой по теме, созданы  презентации в программе Power Point), в патриотических уголках в группах имеются подборки иллюстраций, открыток, художественной литературы, бумажные куклы в национальных костюмах, символика страны, герои ВОВ, природа родного края и других стран.  Но уголки в группах не соответствуют требованиям  в полной мере:  бедны материалом как о стране, так и  о родном крае, семье,  в некоторых группах дидактических игр в этих уголках нет вообще.

        В этом году наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Педагогический коллектив разработал план мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы. Этой дате были посвящены музыкально – литературные композиции, тематические занятия экскурсии к памятникам, праздники, конкурсы.

   В холле ДОУ оформлялись тематические выставки: «Салют в честь праздника Победы», «Героям Победы - слава» и др. для родителей и гостей детского сада.

            Также в этом учебном году в образовательный процесс была введена тематическая неделя по ознакомлении дошкольников  с духовными традициями России, которая способствовала расширению знаний детей и развитию у них интереса  к родной стране.

      Это подтверждают результаты мониторинга:

усвоение  программного  материала  детьми  ДОУ № 3 на начало и конец 2014/ 2015 учебного года по ОО «Познавательное развитие»

Высокий - 22%; 54%;

Средний - 59%; 40%;

Низкий - 19%;   6%;

     

      Дети имеют знания о предметах декоративно-прикладного искусства, владеют приемами росписи дымковской игрушки, городецкой, гжели и хохломы, знают некоторые русские обычаи, праздники, имеют первоначальные представления о культуре других народов.

При проведении мониторинга было выявлено, что  дети недостаточно усвоили представление о государстве, обществе и мире, культуре других народов.

       

        Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому в детском саду была организована не только просветительская работа с  родителями, но совместные мероприятия: конкурс чтецов «Был Великий день Победы», выставки портретов – «Моя мама», реализация проектной деятельности по духовно- нравственному воспитанию, совместной фольклорный праздник «Масленица» и др.

В следующем году работа по формированию нравственных чувств и представлений у дошкольников будет продолжена. Особое внимание необходимо уделить расширению знаний детей о культуре народа и его духовных традициях, воспитанию уважения к ценностям людей, и родному краю. Для этого нужно  пополнить развивающую среду, внести изменения в календарное  планирование, с включением разнообразной совместной деятельности по ознакомлению детей с  духовными  ценностями  нашего народа, применение ИКТ.

             

         Одна из важных задач в годовом плане – развитие  у детей эмоциональной  отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в поступках в процессе ознакомления дошкольников с миром природы и местом человека в нем, которой в детском саду  уделяется большое внимание.

          Для решения и оказания помощи педагогам в работе над этой задачей в течение года проводились различные мероприятия:  педсовет                           « Изобразительное искусство  как средство  развития экологической культуры дошкольников» ( ст.воспитатель Избасарова Н.И.),    консультация для воспитателей  «Использование элементов ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников»  ( вос. Гребенник Е.А.),   семинар для  родителей «Ребенок и природа» ( ст.вос. Избасарова Н.И., вос. Климова Н.Я. , Гребенник Е.А.), выставка детско-родительских работ «Осенние причуды».

        Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса    кроме центров природы в группах, где дети наблюдали и ухаживали за растениями, во всех группах оборудованы центры экспериментирования  для проведения элементарных опытов, экспериментов. В методическом кабинете формируется картотека по разделу «Детское экспериментирование», презентации о природе, наглядный и дидактический         материал по временам года, о планете Земля, познавательные энциклопедии, Красная книга природы, ширмы – передвижки по работе с родителями и др.

       Экологическое образование осуществлялось в течение дня: в утренние часы, в специально организованной деятельности, на прогулке и в вечернее время. Так же в общении, игровой, трудовой, познавательно-практической и художественной деятельности.
         Планирование работы происходило  с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня развития детей группы. Выбор задач и, соответственно, форм и методов работы соответствовал программным требованиям.
       В своей работе педагоги при организации НОД и различных мероприятий использовали  разные методы и приемы:  наблюдения, эккурсии, досуги, игровые ситуации (вос. Климова Н.Я., Гребенник Е.А.) , а также графические модели с целью наблюдения  за сезонными явлениями  природы,  поведением  птиц в разное время года (вос. Мороз Т.А., Корко А.М., Дегтярева О.Н.). Также проводились  беседы, игры, работа в уголке природы, чтение художественной литературы. Но недостаточно всеми педагогами используется «огород на окне». Многие педагоги при планировании наблюдений на участке не соблюдали тематику недели, наблюдения не разнообразны, не используются картотеки.

                   В ходе обследования было отмечено, что у детей всех возрастных групп хорошие  знания  о   живой и неживой природе, временах года, сезонных явлениях,  растительном и животном мире, правилах поведения на природе.  

        Но все же, несмотря на хорошие результаты, выявлено, что у детей недостаточно сформированы знания и умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. В старших группах отсутствуют знания о свойствах глины, стекла, магнита. У детей не сформированы навыки ежедневного заполнения календаря природы и его обсуждения. 
   
     

            Причины этих недостатков в следующем: несистематичность и несоблюдение принципа усложнения задач  в календарном планировании некоторых педагогов, не ежедневное проведение наблюдений, недостаточное оснащение пространственно- развивающей среды в группах: «огородов на окне», уголков экспериментирования в соответствии с возрастом, дидактических игр и познавательных энциклопедий для детей.

     

         Для улучшения качества знаний детей необходимо пересмотреть тематическое планирование ДОУ и ввести дополнительный период  по формированию представлений детей о нашей планете Земля, разнообразии климатических поясов, растительном мире данной теме в старшем дошкольном возрасте,  работу всем педагогам проводить в системе, улучшить работу в уголках природы, разнообразить наблюдения на прогулке,  пополнить пространственно- развивающую  среду в группах по экологии в соответствии с современными требованиями.

По результатам обследования психологической готовности детей подготовительной группы к школе были получены следующие данные:

У    19 % детей готовность к обучению в школе высокая, у  62% - средний уровень готовности и выше среднего, ниже среднего, низкий уровень у  19  % детей.

Достаточно высокий уровень сформированность наглядно-действенного и наглядно – образного мышления у 69%  детей. Основы понятийного мышления сформированы у 88% детей.

Уровень развития абстрактных обобщений и аналитико - синтетической деятельности  достаточно высок.

Уровень сформированности у детей причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи у 63%  детей  находятся  на достаточном уровне.

Дети соотносят различия в отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими, определяют последовательность расположения сюжетных картинок.

 8 (50%) детей умеют читать, остальные 8 (50%) - знают буквы. Умеют произвести звуко-буквенный анализ 15 (94%) дошкольников.

Произвольность в общении со взрослыми и умение действовать по правилам у детей достаточно развиты. У многих присутствует познавательный мотив, положительное отношение к школе.

           

         Проводилась совместная работа со школой с целью качественной подготовки детей к школе, развитию у них мотивации к школьному обучению. Были организованы методические мероприятия согласно плана работы: экскурсии детей         подготовительной группы в школу, родительское собрание с участием психолога и учителей начальных классов на тему: «Как подготовить ребенка к школе», оформлены в старших группах уголки для игр в школу и другие.

       В этом учебном году мы продолжали  работу по охране прав детей, формированию безопасного поведения у них. В ДОУ были проведены различные мероприятия: педчас для педагогов  «Воспитание  правовой культуры дошкольников» (вос. Дегтярева О.Н.),  выставка детских рисунков «Дорожная азбука», оформлены информационные папки-передвижки  в группах. С детьми проводились различные мероприятия в ООД согласно планирования в группах. Ежегодный план мероприятий по формированию знаний у детей по ПДД  помог более целенаправленно вести работу в данном направлении.

       Методический кабинет был пополнен наглядными пособиями по ОБЖ, информационными папками для родителей.

       

        Результаты мониторинга по ОО «Социально – коммуникативное развитие. Безопасность» показали повышение уровня знаний детей в течение учебного года:

Высокий -29%; 54%;

Средний -57%;  45%;

Низкий -  14%;  1%.

         

     Итоги ежегодного анализа диагностических данных детей показывают позитивную динамику.

Почти по всем разделам программы отмечается стабильность. Хорошие  результаты по мониторингу знаний, умений, навыков получены по образовательным областям:

«Художественно - эстетическое развитие. Художественное творчество»

Высокий - 1 %;  36%;

Средний -  72%;  48%;

Низкий - 27%;  16 %;

«Художественно - эстетическое развитие. Музыка»

Высокий - 33%;  50%;

Средний -  48%;  46%;

Низкий - 19%;  4%.

     «Социально – коммуникативное развитие. Социализация»

Высокий-  23%;  51%;

Средний- 47%; 32%;

Низкий-  30%;  17%;

         

«Социально – коммуникативное развитие. Труд»

 

Высокий - 12 %;  60%;

Средний -  73%;  35%;

Низкий - 15 %;  5 %;

        Анализируя  данные  результаты,  можно  говорить  о  том,  что  показатели качества  образования  и  воспитания  дошкольников  в ДОУ растет  в связи с внедрением  ФГОС и изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса, ведением проектной деятельности, привлечением к совместной работе родителей.

     Большое  значение для организации работу в ДОУ имеет сотрудничество с семьей. Содержание работы с родителями реализовывались через разнообразные формы: групповые родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, выставки, беседы и т.д. В течение года родители  участвовали в работе  детского сада. Принимали  участие в совместных праздниках, выставках, конкурсах и проектах (см. выше), организуемых в ДОУ, обновлении предметной среды.  Задача педагогов  в следующем учебном году заключается в организации совместных мероприятий в группах и вовлечение в них  родителей, а не только мероприятиях  в ДОУ.

   Для пополнения методического фонда в течение учебного года были приобретены: методическая литература по ФГОС, познавательные энциклопедии для детей, книги о родном крае, дидактические игры и наглядные пособия по валеологии, экономике, ОБЖ, семье, истории России, природе,  картины, ширмы–передвижки по временам года, тематическим неделям, валеологии,  наборы иллюстраций и предметы по народно- прикладному искусству для организации работы с детьми и родителями  по различным образовательным областям программы. Для более быстрой и качественной подготовки педагогов к организации воспитательно-образовательного процесса дидактический материал размещен по тематическим периодам планирования в ДОУ.

Продолжалась работа по решению образовательных потребностей педагогов через традиционные формы работы: семинары-практикумы, консультации, педсоветы, совещания при старшем воспитателе, индивидуальные и групповые консультации.

            В течение прошедшего учебного года педагогические работники участвовали в работе методических объединений  ДОУ.   Педагоги ст.воспитатель Избасарова Н.И. и музыкальный руководитель Жога О.В. провели открытое мероприятие для детских садов района по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста  в условиях ФГОС», на котором ст.воспитатель Избасарова Н.И. выступила с презентацией опыта работы по данной теме, а музыкальный руководитель Жога О.В. провела совместный с родителями праздник.

        В этом году воспитатели и воспитанники детского сада участвовали в различных мероприятиях, в т.ч. районных конкурсах: конкурс чтецов  «Был Великий день Победы»:  Литвинова Снежана  заняла 3 место, а  Ляшкова Диана  стала лауреатом конкурса ( вос.Мороз Т.А.), в   конкурсе  детского рисунка «День Победы»,   посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Литвинова Снежана заняла  2 место,   Ахтанин Стас -  3 место ( вос.Мороз Т.А.),  в   конкурсе  творчества по противопожарной тематике Мартыненко Никита занял 1 место, лауреатами стали  Литвинова Снежана, Прокофьев Максим  ( вос.Дегтярева О.Н.).

       Педагоги ДОУ ст. вос. Избасарова Н.И., вос. по физкультурно – оздоровительной работе Мельникова Е.Н. приняли участие в районном конкурсе по пропаганде здорового образа жизни, где заняли первое место.

       В конкурсе методических материалов «Победа – одна на всех», посвящённого 70-летию  Победы советского народа в Великой  Отечественной войне  музыкальный руководитель Жога О.В. заняла 1 место.


         Проводя работу по самообразованию, педагоги изучали новинки методической литературы, внедряли нововведения в образовательный процесс. Результатами работы по самообразованию они  делились на педсоветах и совещаниях при старшем воспитателе, готовили консультации для педагогов. В процессе работы по темам самообразования педагоги пополнили предметно – развивающую среду групп; составили рекомендации для родителей и воспитателей.

           В течение летнего оздоровительного сезона (август) проводились мероприятия согласно плана. Воспитатель по физкультурно- оздоровительной работе проводил НОД, организовывал праздники и досуги на  свежем воздухе. Воспитатели групп проводили  работу согласно тематическим неделям планирования воспитательно-образовательного процесса  на летний период, используя для закрепления итоговые мероприятия в конце каждого периода.  Итоговые мероприятия для привлечения интереса детей проводились в различных формах: развлечения, игры-драматизации, экскурсии и целевые прогулки, опытническая деятельность и т.д..  

            Для повышения качества работы для педагогов были проведены консультации: «Организация экологических и других видов игр в летний период », ( ст. вос. Избасарова Н.И.), «Организация развивающей среды на участке в соответствии с ФГОС» (зав.Семкина М.Я.).  

       

          Была организована совместная деятельность детского сада и семьи.  Родители привлекались к проведению совместных мероприятий, оформлению участка и проведению ремонта детского сада.

         Уделялось адаптации вновь пришедших детей в детский сад. Воспитателями Мороз Т.А., Дегтяревой О.Н.  давались индивидуальные рекомендации по адаптации детей в группе, проведена консультация для родителей теме «Подготовка детей к поступлению в детский сад »( вос. Дегтярева О.Н.  ), заведующим  Семкиной М.Я.  проводилось анкетирование родителей по выявлению детей предпосылок к тяжелой степени адаптации.   Вследствие проводимой работы  адаптация большинства детей к условиям детского сада проходит успешно.

        Для родителей  были проведены консультации: «Ребенок познает мир»,  рекомендации для пап «Когда мамы нет дома»  (ст. вос. Избасарова Н.И.), оформлен  информационный  плакат по организации и проведению безопасного  летнего отдыха (вос. по физкультурно- оздоровительной работе Мельникова Е.Н.).

Исходя, из проведенного анализа  образовательной деятельности  ДОУ и данных мониторинга, можно сделать вывод, что работа во всех группах велась согласно основной общеобразовательной программе МБДОУ д/с №3 и ее задачи, задачи годового плана выполнены.

                 

          Несмотря на  достигнутые  успехи  в работе детского сада, нами были выявлены следующие проблемы, которым необходимо уделить внимание в следующем учебном году:

  1. Недостаточный уровень работы педагогов по организации двигательной активности детей на прогулке.
  2. Недостаточная взаимосвязь  педагогов и  родителей по организации совместных мероприятий в группах;
  3. Недостаточное применения педагогами проектного метода в экологическом образовании детей, неумение организовать длительные проекты.
  4. Недостаточный уровень  знаний и представлений детей о родном крае, планете Земля, театре, речевом развитии.
  5. По-прежнему недостаточно используется пространственно-развивающая  среда в организации игровой и самостоятельной  деятельность детей.
  6. Недостаточное понимание педагогами метода экспериментирования в познавательном развитии детей.
  7. Недостаточно уделяется внимания  применению новых образовательных технологий.

    Поэтому проблема повышения качества образования в ДОУ остается актуальной. Необходимо продолжать работу по повышению педагогического мастерства воспитателей ДОУ, вырабатывать совместные решения  по улучшению воспитательно-образовательного процесса в связи внедрением ФГОС, чаще применять в работе с детьми новые педтехнологии, проектный метод, метод экспериментирования,  кружковую работу, творчески относиться к преобразованию пространственно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС,  чаще привлекать родителей к процессу воспитания и образования детей, участию в совместных мероприятих.

         Учитывая результаты  обследования образовательной деятельности  ДОУ,  считаю, что в 2015-2016 учебном  году, целью работы нашего коллектива должно быть: построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности,  всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

        Свою работу коллектив должен строить, реализуя  следующие задачи:

  1. Продолжать работу по укреплению физического и психического здоровья детей, формированию заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих  через совместную деятельность с семьями воспитанников.
  2. Совершенствовать работу по развитию познавательно-речевых и творческих способностей детей в процессе приобщения дошкольников  к истории и культуре русского народа, формированию этнокультурной компетентности дошкольников.

  1. Совершенствовать работу по формированию у детей основ экологической культуры посредством проектной и экспериментальной деятельности.

  1. Внедрять в практику работы ДОУ современные образовательные технологии в соответствии с ФГОС.

             Анализ подготовила старший воспитатель Избасарова Н.И.