"Учим детей изобретать. Использование ТРИЗ технологии в различных видах детской деятельности».
материал по теме

Фандюшина Ольга Вячеславовна

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам использования ТРИЗ технологии в работе с детьми. Рассматриваются вопросы: истории возникновения ТРИЗОсновные понятия в ТРИЗ-педагогике, система методов и приемов ТРИЗ, использование ТРИЗ в различных видах детской деятельности, особенности работы по этой технологии с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx364.04 КБ
Office presentation icon triz_pedagogika.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР –ПРАКТИКУМ

для педагогов

«Учим детей изобретать. Использование ТРИЗ технологии в различных видах детской деятельности».

Подготовила: старший воспитатель Фандюшина Ольга Вячеславовна

триз для детей, научить ребенка изобретать

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам использования развивающих технологий в работе с детьми.

План проведения.

  1. История возникновения ТРИЗ.
  2. Теоретический минимум для воспитателя (понятия в ТРИЗ педагогике).ТРИЗ по-детски
  3. Система методов и приемов ТРИЗ. Использование ТРИЗ в различных видах детской деятельности.
  4. Учим детей изобретать. Особенности работы
  5. Диагностика творческого потенциала педагогов.

Ход проведения.

  1. История возникновения ТРИЗ.

Эта эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом  Г. Альтов.

Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего развития.

Немного теории о теории

Как это ни странно, но большинство задач во всем мире по-прежнему решается "методом научного тыка", правда, по-серьезному его называют методом проб и ошибок. Это значит, что человек или некая группа людей рассматривают множество вариантов решения какой-то проблемы и анализируют их, чтобы в итоге выбрать правильный.

Генрих Альтшуллер в свое время поставил задачу несколько иначе: "Как без бессистемного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" Так родилась ТРИЗ, один из инструментов которой - алгоритм решения задач с помощью универсальных инструментов.

Элегантная простота

Теория, о которой мы говорим, утверждает, что сильное решение практически любой задачи лежит в том, чтобы преодолеть выявленное в ней противоречие. Человек, владеющий ТРИЗ. умеет так делать без лишних затрат времени и сил. При этом, как полагает автор и как, собственно, получается на практике, тризовское решение должно быть элегантным и стремиться к простоте - к идеальному решению.

Вот пример. В биологической лаборатории возникла необходимость срочно определить среднюю температуру маленьких жучков-долгоносиков. Нужно заказывать специальный и очень дорогостоящий прибор. В идеале специального прибора вообще не должно быть, а его функция должна выполняться.

Какое же в итоге принимается решение? А такое: жучков-долгоносиков насыпают в стакан и измеряют среднюю температуру обычным градусником.

Разумеется, наибольший интерес и пользу данная система представляет для уже подросших ребят, которые хотя бы немного знакомы с основными законами физики и увлечены этим знанием. Например, книга Альтшуллера (написана она тоже под псевдонимом Г. Альтов) "И тут появился изобретатель" - это самый настоящий хит для детей, начиная с 5-го класса, а также их родителей любого возраста.

Однако по мере того, как этой интереснейшей и эффективной теорией начали увлекаться все больше людей, возникла идея применить данную теорию для раннего развития детей. Оказывается, научить даже маленьких ребятишек мыслить диалектически (то есть находить противоречие в любой задаче и разрешать его) можно на самом простом, доступном их возрасту и пониманию материале.

  1. Теоретический минимум для воспитателя (понятия в ТРИЗ педагогике). ТРИЗ "по-детски"

А теперь давайте посмотрим, каким образом теория решения изобретательских задач работает в быту. Мальчик лет семи-восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую его сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Банально... Он немного подумал и сформулировал идеальное в данной ситуации решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Послушай, а ведь я тебя запер". Уже через пару секунд она распахнула дверь, освобождая себя из "плена". Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но именно такой вот находчивости, умению сконцентрироваться и нестандартно выйти из ситуации легко, оказывается, научиться с помощью ТРИЗ.

Как вы уже знаете, ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Именно в игре и реализована технология ТРИЗ. Играя, ребёнок развивает творческое мышление, учится создавать что-то уникально новое, а не действовать по шаблону.

Технология ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать происходящие процессы. Это достигается в ходе коллективных и индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности ребёнок выбирает сам. В процессе малыш учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия. Ведь разрешение противоречий — это ключ к творческому мышлению.

Кому нужны детская неуемная фантазия, нетерпимость к стандарту, желание поспорить и не согласиться. Отсюда вопрос: хотим ли мы, чтобы  у нас росли «неудобные» творческие дети? Налицо противоречие: обществу для продвижения вперед нужны творцы, а школа не формирует у учеников творческий тип деятельности.

«В возрасте от 3 до 7 лет ребенок должен спрашивать со скоростью 31 вопрос в час. А к такому общению привыкли наши дети? Вопрос – и сразу готовый ответ, совершенно не заставляющий думать! И вырастает потребитель, умеющий переработать полученную информацию, а вот добыть, узнать, сотворить новое – он не привык, не может, не научили» (А.М. страунинг)

РТВ – развитие творческого воображения, курс РТВ – составная часть ТРИЗ.

Мы живем в интересное время, когда стремительно совершенствуются технологии практически во всех отраслях науки и техники, в том числе и в педагогике. Количество информации удваивается каждые 15 лет, 50% знаний в биологии, медицине устаревает в течение 3 лет, в географии – за 16 лет, за неполные 40 лет сменилось 5 поколений ЭВМ. Такой темп научно-технического прогресса предъявляет жесткие требования к квалификации педагогических кадров, их профессиональной компетентности.

Современный педагог должен быть способен:

  • Выявить проблемы своих воспитанников, их родителей;
  • Видеть проблему в комплексе, в соотношении с другими проблемами, имеющимися ресурсами;
  • Быстро и эффективно решать возникающие проблемы;
  • Оперативно решать педагогическую ситуацию и прогнозировать ее развитие;
  • Согласовывать противоречивые интересы всех субъектов образовательного процесса;
  • Предвидеть себя в педагогической ситуации и обосновывать решения с учетом этого.
  1. Система методов и приемов ТРИЗ.
  1. Метод мозгового штурма .

Впервые коллективное обсуждение проблемной ситуации, названное впоследствии мозговым штурмом или мозговой атакой было предложено А. Осборном. Это не столько метод активации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. На первый взгляд у этого метода много общего с беседой. Но есть и существенные отличия:

«Мозговой штурм» необходим  тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода;

Каждый участник обсуждения не только имеет право на высказывание, но и должен предложить свой вариант решения проблемы;

Принимая абсолютно новые идеи, даже если они кажутся абсурдными. Критика и оценки правильно, неправильно исключаются;

Из множества идей выбирается одна и обсуждается более детально;

Результаты обсуждения обязательно рефлексируются в продуктивной деятельности:

С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет место расширения их кругозора.

Мозговой штурм может быть использован как основной метод при организации занятия. В этом случае детям представляют проблемную ситуацию, заслушивают детские ответы. Самые оригинальные и неожиданные решения поощряю. Результат выражается в продуктивной деятельности: рисунках, схемах или в творческом сочинительстве.

Возможно использование мозгового штурма как элемент занятия.  В этом случае дети предлагают ряд решений заданной ситуации без детальной их проработки. Это может понадобиться при сочинении сказок. Но в таком случае полезно вернуться к задаче в свободное время и проработать ее основательно с подгруппами детей или индивидуально.

Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности.

Примерные темы для проведения мозгового штурма.

  1. Спасение сказочных героев: Колобка от Лисы (младший дошкольный возраст), Красной Шапочки от Волка (средний и старший возраст), Василисы Прекрасной от Кащея Бессмертного (старший возраст).
  2. Решение бытовых проблем: а) как выбраться из закрытой комнаты, если испортился замок или нет ключа? (любая возрастная группа); б) у нас закончилась бумага. Чем и на чем рисовать? (средняя группа); в) в городе отключилось электричество. Не работают электроприборы: холодильники, электроплиты, телевизоры и пр. Нет освещения. Как решать возникшие проблемы? (старший возраст).
  3. Фантастические ситуации: а) при помощи машины времени мы попали в первобытный век. Как выжить в этих условиях современному человеку? (старший возраст); б) земляне построили для своих детей космический (подводный, небесный и пр.) детский сад. Как он выглядит? Какие проблемы могут возникнуть при этом у детей и взрослых? (старший возраст).

Темы для учебного мозгового штурма можно найти в сюжетах сказок.

 Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. Важно научить детей анализировать свои и чужие идеи. Цель – получить максимально выгодное решение при минимальных затратах. Иными словами формируются основы рационального мышления.

  1. Поиск противоречий – Формирование основ диалектического мышления начинается с работы с противоречиями. Противоречие – это предъявление к одному объекту противоположных, несовместимых требований.

Научить решать противоречия – это значит научить детей думать и придумывать, т.е. опять оригинально творить (в младшем дошкольном возрасте дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в  старшем дошкольном возрасте решают противоречия).

 Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой  и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т.п.( в погоде  - дождь, солнце что хорошего, а что плохого , в предметах  - мячик, свисток, краски; в ситуациях: больной-здоровый человек; противоречие в размерах, в количестве)

  1. Противоположные признаки  

Игра «Да – нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло) стр.77 Автор этой игры Лучо Ломбардо Родиче называл ее «Отгадайкой». Он писал о ней так: «Это одна из самых плодотворных и полезных игр с точки зрения интеллекта и накопления культурного багажа». Действительно, эта игра являет собой нечто большее, чем просто способ отгадывания. Это – основной метод интеллектуальной деятельности человека, способность к классификации и объединению данных опыта в понятие. В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащают речевую практику. Атмосфера игры всегда наполнена таинственностью и юмором.

  1. Прием фантазирования «Увеличение-уменьшение»

   Надо заметить, что любой объект, выбранный произвольно или по желанию детей, можно «протащить» через все типовые приемы фантазирования. Получится масса новых образов. А некоторые находки подтолкнут к «мини-изобретению».

Использование типовых приемов фантазирования в работе с дошкольниками.

Типовые приемы фантазирования

Примеры из литературных произведений

Рекомендации по организации работы с детьми.

Изменение размера (уменьшение, увеличение)

Репка, Дюймовочка, Карлик Нос, Маленький Мук, Страна Лилипутов.

При преобразовании объекта задавать критерии размера (большой, как…) Обсуждать, какие проблемы и выгоды приносит это изменение.

Изменение настроения (дробление, объединение)

Лошарик, Крококот, Тяни-Толкай, скатерть-самобранка.

Обсуждать, какие объекты изначально заданы, их части. Возможные комбинации. Для этого образа продумать образ жизни или сферу применения.

Изменение подвижности (оживление, окаменение)

Печка и ведра у Емели, каменный цветок, Колобок, Буратино…

Решение проблемных ситуаций, с которыми столкнулись герои в связи с изменениями.

Специальное (С) и универсальное (У) волшебство

С – сапоги-скороходы, ковер-самолет,

У – волшебная палочка, золотая рыбка

Универсальное волшебство объяснять: не просто «исполнять желания». А с примерами. Волшебство всегда должно иметь ограниченное количество: три желания и т.д.

Преобразование свойств времени

Сказка о потерянном времени.

Маленький Принц, Карлсон (возраст не меняется)

Обсуждать возможные операции преобразования объекта во времени.

Прием «Наоборот».

К.И. Чуковский «Путаница» - все происходит наоборот.

У объекта рассматриваются противоположные функции и признаки.

  1. Развитие ассоциаций (игра «Теремок»).
  2. Метод системного оператора –способ анализ системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем. На что это похоже. Этот лифт, но на лифте можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое; вперед – узнаешь будущее.

Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития природного объекта

  1. Что это? (называется объект и обозначается схемой).
  2. К какому миру он относится? К какому классу? Какие признаки говорят об этом?
  3. Где находится (живёт) наш объект? Какие условия в этом месте? (климат, питание и т.д.)
  4. Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает объекту существовать? (Для чего каждая часть?)
  5. Кто его "друзья"? (представители того же класса).
  6. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
  7. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
  8. Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые "дела" у него появятся?
  9. Что нужно, чтобы так произошло?
  10. Что будет, если… (задать условие по изменению климата, флоры, фауны региона, где обитает объект, в соответствии с уровнем природоведческих знаний детей).

  1. Метод фокальных объектов – прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов с МФО является альтернативой метода каталога, предложенный американским психологом Ч. Вайтингом. Метод МФО заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе фотообъектива, а к нему «примеряются»  свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметов. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Цель метода 

  • Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.
  • Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.
Технология построения тренинга
  1. Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта.
  2. Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта.
  3. Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект.
  4. Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов.
  5. Организуется продуктивная деятельность детей.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
  • При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.
  • Наглядность (изображения объектов, находящихся в "фокусе") не используется.
  • Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).
  • При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях "большой - маленький"; признака формы в значениях "круглый - квадратный"; признака цвета в значении "белый - черный". Не употребляются такие определения, как "красивый - некрасивый".
  • Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.
  • ПР: когда бывает "мыльное дерево" или "клетчатый дом".
  • С 4-4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.
  • Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.
  • По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность.

  Предложите детям назвать три любых объекта. Неплохо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это необязательное условие. Затем ребята называют как можно больше свойств выбранных предметов. \наиболее удачны качественные характеристики. Далее педагог выбирает объект, который будет модифицироваться и поочередно приписывает ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит, и когда такое бывает.

Например, исходным объектом возьмем колыбель для малыша. Качества для нее нам «подарят»:

  • Человек (толстый, кучерявый, ленивый, дружелюбный),
  • Белка (пушистая, хвостатая, прыгучая),
  • Дом (кирпичный, разрушенный, красивый).

Новый образ может получиться таким: толстая колыбель – значит глубокая и широкая, в ней много места, малышу просторно. Кучерявая она от большого количества подвешенных игрушек и погремушек. У колыбели нет ни гнутых полозьев, ни колесиков, она просто стоит на полу неподвижно, в  нельзя укачать ребенка, поэтому ее называют ленивой. А дружелюбная она потому, что в ней так много места. Что малыш может пригласить к себе в гости другого малыша, и они там прекрасно разместятся и поиграют вместе. Чтобы малыш не ушибся. Стенки колыбели изнутри обиты пушистым мехом, а лоскутки меха, которые свешиваются по краям, напоминают хвостики. Матрац имеет внутри пружины, поэтому колыбелька прыгающая. Кирпичный оттенок делает ее очень красивой, а разрушенный вид она имеет только тогда, когда ребенок так распрыгается на пружинном матраце. Что все содержимое колыбельки полетит во все стороны.

 Работая  с дошкольниками по МФО, не следует стремиться к тому, чтобы дети сразу составляли вам связный рассказ-описание по всем признакам. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения предложите детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

Классическая форма метода, его непродуктивность как инструмента решения проблем.

МФО как метод развития ассоциативного и логического мышления.

Особенности использования в разных возрастных группах:

  • Младшая - педагог сам задаёт нетипичные значения признаков объекту, а дети ищут оправдание ситуации (когда бывает лохматое дерево или усатый телевизор).
  • Средняя - применение значений признаков одного объекта к другому. Например: кукла бывает какая? Когда таким бывает апельсин, другие объекты?

Старшая - классический вариант МФО, бином фантазии Дж.Родари

МФО удобен в работе с подгруппами детей или в индивидуальной работе. Но вместе с тем может быть использован и как отдельный прием на коллективном занятии. Например, при сочинении сказок можно «построить» образ главного героя, в занятиях по рисованию придумать необычный вид знакомого объекта. При этом рисунки детей будут отличаться индивидуальностью, так как каждый будет изображать объект с одной или несколькими характеристиками.

Ожидаемые результаты
  1. Рассказывание (фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов.

Придумывание истории (сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства

  1. Метод морфологического анализа.  Суть метода заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Метод МА появился в середине 30-х годов нашего столетия, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

Цель метода

  • Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
  • Создавать условия для оценки ребенком полученных идей.
  • Учить детализировать наиболее удачные идеи.
  • Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику.
Технология проведения тренинга
  1. Представляется морфологическая таблица.
  2. Заполняются вертикальные и горизонтальные оси (количество, подбор показателей определяются целью и содержанием занятия).
  3. Рассматривается взаимодействие (поочередное или выборочное) горизонтальных и вертикальных показателей. Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов взаимодействий (морфологический анализ).
  4. Организуется продуктивная деятельность по содержанию обсуждения.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста.

1-я младшая группа - усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, материал.

По "Волшебной дорожке" (морфологическая таблица с одной горизонтальной графой, т.е. с одним признаком) отправляется объект, который преобразуется путём изменения значения какого-либо сенсорного признака.

Базовые вопросы
  • Кто (что) это?
  • С каким (цветом, формой и т.д.) повстречался?
  • Каким стал?
  • На что похож по этому признаку?
  • Что бывает такое же?

В конце игры объект собирает все значения признака (все цвета), и дети придумывают, как его изобразить (разноцветный кубик, солнышко выбранной формы и т.д.)

  • Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения (элементы "мозгового штурма").
  • Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма составления сказок [В.Я. Пропп "Морфология сказки", 1928].
  • Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем и т.д.).

2-я младшая группа - сенсорные эталоны (цвет, форма, размер) и преобразование объекта путём изменения значений признаков, подведение к пониманию противоположностей.

К методике для первой младшей группы добавляется новое творческое задание: на обратном пути герой попадает на границу между клетками "волшебной дорожки". Дети ищут способы сочетания противоположных значений признака. Например: зайчик прыгнул и попал между жёлтым и синим цветом. Каким он стал? Как раскрасился?

Следует побуждать искать разные варианты: не только смешение двух красок, но и разноцветные части (лапки жёлтые, ушки синие), и орнаменты (в клетку, полоску) и т.д.

Средняя группа - анализ признаков объектов и их значений с помощью сенсорного обследования (целенаправленное подключение анализаторов), реальное и фантастическое преобразование объектов с помощью изменения значений признаков, подведение к принятию сочетания противоположностей.

Возможна модель из двух "дорожек".

"Дорожка анализаторов" 

  • по дорожке "гуляет" один анализатор и встречается с разными природными и рукотворными объектами;
  • по дорожке гуляет один (или два: природный и рукотворный) объект и встречается по очереди со всеми анализаторами;
  • по дорожке гуляет явление (радуга, гром, молния) и встречаясь с анализаторами, узнаёт о себе (задание фантастического характера).

"Дорожка времени": сезоны, части суток, дни недели.

"Волшебники" - знакомые типовые приёмы фантазирования. По дорожке гуляют два героя, которые подвергаются противоположному по значению "волшебству" одновременно - одного увеличили, а другого уменьшили и наоборот. Какие при этом возникают проблемы?

Аналогично организуется тренинг по любому признаку.

  Создать совершенно новый образ животного, используя метод морфологического анализа. Прочитать «Закаляка» К.Чуковского. Обсудить, что еще у животных бывает и сколько? Обсудить наличие у животных каких-либо частей. Названные части выкладываются наверху морфологической таблицы. Предложить желающим детям выбрать себе конверт. С каким-либо домашним животным. Дети раскладывают в кармашки таблицы содержимое своего конверта. По той горизонтальной линии. Где обозначено его животное. Раскладывая части животных по кармашкам, дети могут объяснять, почему так разложили. Потом один из детей выбирает из любых кармашков те части животных, которые он хочет соединить. Соединяют на фланелеграфе. Все обсуждают, кто получился. Описать его жизнь, питание, пользу, назвать. Можно разделить детей на подгруппы. Каждая выбирает свое животное и обыгрывает его. При желании во время обыгрывания, дети могут дополнить что-нибудь из таблицы. Из подручного материала сделать ему место жительства. Аналогичную игру можно провести при ознакомлении детей с видами одежды - игра «Дом одежды».

"Кольца Луллия"

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

 

Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце — животные (домашние, дикие, рыбы, птицы), на другом — их «дома».

Для изготовления пособия возьмите два прямоугольных куска оргалита.

шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. По периметру соорудите небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепите ножки. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания.

Для свободного и удобного вращения колец предлагаем использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок.

Подготовка к игре:

1. Установить пособие на столе.

2. Снять крышку.

3. На пластинки сверху уложить выбранные кольца с картинками.

4. Закрыть крышкой.

5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок.

Игры с использованием пособия «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»

Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Варианты колец:

Для игр с экологическим содержанием:

№ 1     Сосна, береза, орешник, липа, ель, дуб, рябина, клен.

№ 2     Семена и плоды вышеперечисленных деревьев и кустарника.

№ 3     Листья вышеперечисленных деревьев и кустарника.

№ 4     Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.

№ 5     Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога.

№ 6     Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.

№ 7     Разные формы птичьих клювов.

№ 8     Разные виды птичьих ног.

№ 9     Разные виды птичьих крыльев.

№ 10   Город, деревня, лес, море, горы, болото.

№ 11 Любые животные

№ 12 Детеныши животных кольца № 11.

Для игр по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучению грамоте:

№ 13. 1.      Картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, середине и конце слова…

№ 13.2…    со звуком «Л», «Ш», «Ч» и т. д.

№ 14          Схемы для поиска заданного звука.

№ 15          Символы, обозначающие большой и маленький размер.

№ 16           Цифры от 1 до 8.

№ 17          Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы.

№18            Любые предметы.

Игры с «Кольцами Луллия» можно условно разделить на три типа.

I. Игры на подбор пары

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца.

Игры экологического содержания.

 «НАЙДИ, ГДЕ ЖИВЕТ» — кольца № 4 и 5.

«НАЗОВИ ДЕТЕНЫША» — кольца № 11 и 12.

«С ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?» — кольца № 1 и 2; № 2 и 3; № 1 и 3.

«КРЫЛЬЯ, НОГИ И КЛЮВЫ» — кольца № 6 и 9; № 6 и 8; № 6 и 7.

«ПОДБЕРИ МЕСТО ОБИТАНИЯ» — кольца № 6 и 10.

Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте:

«НАЙДИ ЗАДАННЫЙ ЗВУК В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ И КОНЦЕ СЛОВА» —

кольца № 14 и 13.1, 13.2.

«ЧЕЙ ДОМ?» — кольца № 4 и 5 («Берлога чья? Медвежья».)

II. Игры с элементом случайности в установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот.

Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет по 8 картинок, то возможны 64 комбинации!

Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучение грамоте:

 «ЧЕЙ НОС, ЧЕЙ ХВОСТ» — кольца № 17 и 11.

 «НАЗОВИ, СКОЛЬКО» — кольца № 16 и 6; № 16 и 1; № 16 и 4; № 16 и 18.

«УМЕНЬШАЕМ, УВЕЛИЧИВАЕМ» — № 15 и 17.

 

III. Игры на развитие творческого воображения

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки колец № 11 и 12. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить. Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.

Кольца № 4 и 10.

Комбинации:

 Лиса в море. Может быть,   лису везут пароходом в новый зоопарк?

Лиса в болоте — погналась за добычей, вот и завязла бедная.

Лиса в деревне — опять кур крадет.

Лиса в городе — в зоопарке и т. д.

Кольца № 6 и 10 можно использовать для обсуждения вопроса, почему птица не может жить в данной местности.

Варианты колец каждый педагог может выбрать самостоятельно,   можно придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.

http://3.bp.blogspot.com/_Vtye6G9zSE0/S4pvQQkBCBI/AAAAAAAADDA/hcMtnfMak-o/s320/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B0+%D0%9B%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%8F+1.pngМетодология ТРИЗ - Кольца Луллия

4. Особенности работы по технологии ТРИЗ-РТВ.

    Основная задача использования ТРИЗ-РТВ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка». А также для этого необходимо:

  • Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
  • В конце занятия поводятся итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? И др. (в старшем дошкольном возрасте). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз о …»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др.
  • Иметь специальную игрушку – героя занятий, который помогает воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться помогает с ее помощью существенно увеличить активность и заинтересованность детей. Основное требование при выборе Игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «лошарик» и т.п.
  • Проводить обучение не только коллективно, но и индивидуально на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.
  • Быть готовыми использовать «тризовский» подход и в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.
  •    В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность  и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение занятия на одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном  содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

 Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже знаю). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

 Учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

  1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций -  мозговой штурм.
  3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)
  5. Обязательна активизация творческого воображения.

В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

а) выбор темы занятия на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности педагога.

б) определение вида занятия (выбор определенной методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;

в) формулировка программного содержания;

г)  выбор разнообразных инструментов обучения;

д) составление конспекта.

5. Диагностика педагогов «Ваш творческий        потенциал»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Учим детей изобретать». Использование ТРИЗ технологии в различных видах детской деятельности».

Слайд 2

В конце 50-х годов ХХ века появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер.

Слайд 3

Цель ТРИЗа Формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

Слайд 4

Средство педагогического воздействия в ТРИЗе – система творческих заданий

Слайд 5

«ТРИЗ по-детски»

Слайд 7

Анна Михайловна Страунинг «В возрасте от 3 до 7 лет ребенок должен спрашивать со скоростью 31 вопрос в час. А к какому общению привыкли наши дети? Вопрос – и сразу готовый ответ, совершенно не заставляющий думать! И вырастает потребитель, умеющий перерабатывать информацию, а вот добыть, сотворить новое – он не привык, не может, не научили».

Слайд 8

Методы и приемы ТРИЗ технологии Метод мозгового штурма: Пехлеви – шах Ирана захотел придать современный вид своей стране и … открыть лица иранских женщин. По закону ислама снять паранджу с мусульманской женщины – значит обесчестить ее. А тут недалеко и до самоубийства. Как же убедить иранок открыть лица?

Слайд 9

Методы и приемы ТРИЗ технологии Метод «Мозгового штурма»: Женщина не должна снимать паранджу, а лицо при этом должно быть открытым. Сделать новые паранджи с вырезами для лиц. Носить паранджу из прозрачной (или полупрозрачной) ткани в области лица. Бахадори – современный хиджаб

Слайд 10

Методы и приемы ТРИЗ технологии Метод «Мозгового штурма» Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были не довольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми – результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

Слайд 11

Решение задач в ТРИЗ технологии: 1. Текст объявления изменили: «Во время сеанса просим дам снимать шляпы. К пожилым леди это не относится». Ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за старушенцию. 2. Показать рекламный ролик о том, что шляпы не модны.

Слайд 12

Примерные темы для проведения мозгового штурма Спасение сказочных героев; Решение бытовых проблем; Фантастические ситуации.

Слайд 13

Методы и приемы ТРИЗ технологии Поиск противоречий Предъявление к одному объекту противоположных, требований.

Слайд 14

Методы и приемы ТРИЗ технологии Противоположные признаки (Игра «Да-нетка») Вид загадки, на которые можно ответить только «да» или «нет». Решаются постепенным сужением круга поиска.

Слайд 15

Игра «Да-нетка» Объект Живой Неживой Природный Рукотворный

Слайд 16

Методы и приемы ТРИЗ технологии Прием фантазирования; Развитие ассоциаций

Слайд 17

Метод системного оператора 1 2 3 4

Слайд 18

Методы и приемы ТРИЗ технологии Метод фокальных объектов; Метод морфологического анализа;

Слайд 19

Кольца Луллия

Слайд 20

Особенности методики ТРИЗ знание конкретных областей усваиваются детьми в ходе игры, а не даются в готовом виде знания выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности обучение направлено на осознание каждого хода мысли, а в целом — на формирование культуры мышления имеет широкие возможности для модификации и внедрения интегрированного обучения

Слайд 21

Уважаемые педагоги! если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общаться с умными, думающими детьми; если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...

Использование Квадрата ВОСКОБОВИЧА в различных видах детской деятельности

Методика Вячеслава Воскобовича направлена на:•Развитие психологических процессов:- логического, математического    мышления;-творческого, образного  восприятия, воображения;-в...

Статья « Использование речевых игр в различных видах детской деятельности в дошкольном возрасте».

Статья о развитии речи в разных видах деятельности дошкольников...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...

Проект "Подготовка детей к обучению в школе через различные виды детской деятельности"

Актуальность данного проекта была обусловлена необходимостью создания условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), испол...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно исследовательская деятельность»

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная сист...