Педагогический диспут «Защитим наших детей от…»
статья на тему

Ткачева Ирина Владимировна
Педагогический диспут «Защитим наших детей от…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disput_po_konventsii.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 19

ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. РАЙЧИХИНСКА, АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Педагогический  диспут

«Защитим наших детей от…»

Ход диспута

Ведущая

Уважаемые родители, коллеги! Рады видеть Вас на встрече по проблеме «Защитим наших детей от…». Представляю участников встречи: заведующую детским садом, психолог д /сада, воспитатели возрастных групп.

          Разговор пойдет в форме диспута по Конвенции о правах ребенка.

Я хочу отметить, что перед тем, как нам с вами здесь встретиться была проведена предварительная работа. Поэтому сейчас я предоставлю слово нашим оформителям. Пожалуйста, ……….Вам слово.

   - Кто из Вас знает о существовании Конвенции о правах ребенка? Краткая справка: 20 ноября 1989 года, т.е.19 лет назад Генеральная Ассамблея ОоН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. (Не нужно путать с правовым документом о правах человека).

  Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства – члены ООН – ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.                                                     Ведущая: Спасибо за справку. …….. у Вас есть дополнения к выше сказанному.

Спасибо оформителям за наглядную агитацию и информацию.

Итак, переходим к диспуту, предоставляю слово заведующей д. сада.

Вопрос зав. д.с: «А как Вы считаете уважаемые коллеги, почему возникла необходимость в создании данного документа?

  Ведущая: Да, к сожалению это факт, что наше государство только сегодня активно начало обсуждать проблему нарушения прав ребенка. Елена Анатольевна, давайте обратимся к нашим уважаемым родителям с вопросом о важности знакомства с правами человека?

Вопрос зав. д.с: Уважаемые  Родители, как Вы считаете нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте?

Ведущая: Действительно, уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.

  Ведущая: Знакомы ли Вы с содержанием Конвенции о правах ребенка?

 ( Конвенция включает в себя статьи…)

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители – гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок. 

   - Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от…». Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка. Пожалуйста, у нас присутствуют воспитатели средней группы. Какие ситуации встречались в вашей жизни, расскажите о них. 

Ответ воспитателя: В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Вот одна из иллюстраций: « Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «он вкусный, полезный. В нем много витаминов, съешь апельсинчик!». – «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает мальчик. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезный для твоего организма!. «А, я не буду! – протестует внук, - не хочу!».

Ведущая: Проанализируйте данную ситуацию уважаемые  родители.

 Ответы: 

Ведущая: А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них?

 Ответы:

Воспитатель средней группы: - А вот часто повторяющаяся ситуация: «Каждое утро я собираю внучку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое легкое платье, но я знаю, что в группе сейчас прохладно, и предлагаю ей надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. И вот так у нас каждое утро конфликт. Я знаю, что если уступлю ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель».

Уважаемые родители как бы Вы разрешили эту конфликтную ситуацию?

 Ответы родителей: 

Выход из конфликтной ситуации предложил воспитатель: «Мы договорились, что если воспитатель скажет: «В группе прохладно в платье с коротким рукавом», - то ты (Настя) будешь ходить в кофте».

Ведущая: А что думает по этому поводу психолог Тамара Викторовна.

Психолог: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не солдаты. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются.

   Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13) А государства – участники уважают это право каждого ребенка. (Статья 14.)

Ведущая: Спасибо Вам за пояснение. Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления,…

  Это насилие или агрессия не всегда откровенны, они могут быть и скрыты. «Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати болтать ногами… Что за привычка! Не копайся,ешь…Пожалуйста, родители оцените стиль общения с пятилетней девочкой?                                                                                                              

 Ответы родителей:

Ведущая: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства – участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации… со стороны родителей, … опекунов… (Статья 18). Тамара Викторовна какой бы Вы сделали вывод?

Психолог: В предложенных вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых. Очень часто дети подвергаются и визуально – эмоциональной агрессии со стороны взрослых. (показ фотографий двух детей, проявляющих противоположные эмоциональные состояния: гнев и радость.

- Какой ребенок вызывает у Вас положительный отклик? Как Вы считаете, когда взрослый находится в раздраженном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребенка?

 Ответы родителей может передаться ребенку, тогда он станет агрессивным». 

Ведущий: Все мы любим наших детей, хотя понимание этого у всех различно. Тамара Викторовна, наш психолог, приготовила тест, с помощью которого Вы сами сможете оценить Ваше отношение к ребенку.

               ( Тест « Цветок ».)

Ведущая: Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка. Но есть в ней статьи, посвященные родителям. Прежде, чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.  

Воспитатель – Елена Владимировна в вашей практике какие были случаи?

Воспитатель: В моей практике был такой случай. На родительском собрании в подготовительной группе выступал отец Алеши. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике да и времени на воспитание сына у него нет.

- А Вы как думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад? ( вопрос зав. д.с.)

 Ответы родителей: 

Ведущая: Уважаемые коллеги может и у Вас есть какие-либо примеры из жизни.

Воспитатель: А вот еще один пример из жизни: « Пятилетняя Катя хочет умыться, просит маму согреть ей воду. Папа (по профессии врач), услышав просьбу Кати, заметил: «Надо, Катенька умываться холодной водой: это полезно для здоровья». Катя ответила: «Мама всегда умывает меня только теплой водой, холодной водой умываться нельзя: можно простудиться и заболеть». Мама неодобрительно посмотрела на отца: «О чем ты говоришь? Хочешь чтобы ребенок действительно простудился? Катя и так у нас слабенькая, ее беречь надо».

- Катя совсем не слабенькая. Ее рост, вес вполне соответствует возрасту. Ребенка следует не нежить, а постепенно закалять, чтобы не болел.

- У нас с тобой разные мнения на этот счет.

- Ты, видимо, забываешь, что я врач, а ты с медициной не знакома.

- Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим».

Так кто же в этом случае из родителей прав? Почему отец не проявил свои знания раньше?

 Ответы родителей: 

Ведущая: Да я с вами полностью согласна, очень плохо, когда в семье между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаются ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения. Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что может добиться своего, играя чувствами других людей.

  А кто же несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? Как вы считаете?

 Ответы родителей: 

Ведущий: В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка Статья 18 гласит: «Государства- участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обеих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы»

    Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка в будущее.

  Прежде, чем встретиться с Вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, стили вашего общения с детьми. О результатах этой исследовательской работы расскажет…….

Социальный педагог: Результаты работы с тестом «Хорошие ли Вы родители?». Было опрошено 60 человек из трех групп. При обработке материалов опроса были выявлены следующие проблемы:

  1. Неумение родителей контролировать свои эмоции (негативные) в общении с ребенком – 88%;
  2. Ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учетов советов и рекомендаций – 56%;
  3. Авторитарность в воспитании – 58%;
  4. Гиперопека как следствие тревожности родителей – 86%.

Психолог: Одновременно с тестированием и анкетированием родителей, мы проводили тестирование детей (игра «Почта»). Цель: выявить уверенность, неуверенность ребенка в родительской любви, определить доминирующий стиль воспитания в семьях. Было опрошено 59 детей..

   Авторитарный стиль воспитания – 9%;

   Демократический стиль воспитания – 5,5%, авторитарно-демократический стиль – 37%, демократически-авторитарный стиль – 46,5%.

 О результатах тестирования Вас и Вашего ребенка можно узнать у воспитателей или у меня.

Ведущая: Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей.

   Мы надеемся на Ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать Ваше мнение о нашей встрече и о всей работе, которая будет проводиться в группах и в детском саду. В каждой группе есть тетрадь «Изучаем Конвенцию о правах ребенка», в которой можно высказать свои пожелания, предложения, задать вопросы. Мы заканчиваем наш диспут песней, может быть и немного грустной, но с глубоким смыслом.

     Всем спасибо!

   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе « НАШИ ДЕТИ – НАШИ ЦВЕТЫ».

Профессия воспитатель....

Здоровье наших детей в наших руках

Что такое здоровье? Ответы для родителей...

Статья: «Наши дети, наше отражение!»

Как предотвратить беду на дороге( ПДД )....

Здоровье наших детей - наша забота

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья  современного человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и воз...

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"

17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...