Методическая разработка "Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot._vospitanie_persp_plan.docx | 77.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующая МДОАУ д/с №2
_____________С.А. Серёжникова
«28» _____________08 .2015
Утверждено на педагогическом совете
№ 1 от 28.08.2015 г.
Методическая разработка
Организация работы по
патриотическому воспитанию дошкольников
Средняя - подготовительная к школе группа.
Ткачева И.В. старший воспитатель
г Райчихинск
Пояснительная записка
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).
- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:
- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
-формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о
столице России;
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
- воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование элементарных знаний о правах человека.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Семья —- Детский сад —- Родная улица, родной город —- Страна, её столица, символика —- Права и обязанности.
- Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению
- Целевые прогулки по улицам города, носящим имена людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;
- Экскурсии к памятным местам.
- Экскурсии к достопримечательностям города.
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;
- Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;
- Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
- Проведение тематических праздников и развлечений: «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России», «День шахтёра».
- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
Подготовка воспитателя к работе
по данной теме.
- Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города посетить краеведческий музей.
- Изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о городе, о крае.
- Собрать и систематизировать русские народные пословицы и поговорки отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, Родине.
- Изготовить творческие развивающие игры «Разбитая картина» (собери вид Райчихинска из мозаики); «Пройди по городу»; «Помоги добраться до указанного места» ( лабиринты, карты – схемы города)
- Организовать сюжетно – ролевые творческие игры «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее Райчихинска); «Мы пришли в музей» и т.д.
- Посетить городскую библиотеку по данной теме.
- Собрать материал о Российской символике, Москве.
- Изготовить кукол в русских народных костюмах.
- Подобрать былины, сказания сказки Афанасьева, Корольковой.
- Подобрать материал о космосе, Гагарине.
- Изготовить альбом по интернациональному воспитанию
Средняя группа
Пояснительная записка.
Основные задачи:
Воспитывать у детей любовь к Родине; учить видеть историю вокруг себя (в домах которые нас окружают, в предметах быта и т.д.). Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку, сочувствие; развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру; культивизировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Представленные материал направлен: на формирование представлений о Родине на основе знакомства с ближайшим окружением (дом, двор, улица города) по маршруту от дома до детского сада; детский сад и его территория; на воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок; подчеркивает значение окружающих предметов быта; обращает внимание на природное окружение. Включает в себя знакомство с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним, народной музыкой. Привлекает детей к драматизации, режиссерским играм.
Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся 1 раз в месяц так же представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.
месяц | Темы бесед | Пути достижения цели | Формы, методы закрепления |
Сентябрь | Природа на участке д/с, в сквере. | Экскурсии в парк, наблюдение на прогулке, чтение худ. Литературы о природе, заучивание стихов, загадок. | Отражение наблюдений в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин на которых изображена природа родного края. |
Октябрь | «Я и моя семья» | Беседа с использованием семейных фотографий. | Д/и «Расскажи мне о себе» |
Ноябрь | Мой дом, адрес, ближайшее окружение. | Беседа и использование фотографий города. Целевые прогулки. | Д/и «Пройди по городу» |
Декабрь | Наш детский сад, труд людей в детском саду. | Экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников. | Д/и «Расскажи о своем д/с» с использованием альбома «Наш д/с». |
Январь | Фольклор: народные сказки, потешки, загадки. | Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятельности), в режимных моментах, драматизация сказок. | Театрализованные игры по р.н.с. «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д. |
Февраль | Знакомим с предметами русского народного быта упоминаемыми в сказках | Рассматривание экспонатов народного быта, иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам, рассказ воспитателя. | Рассматривание предметов в свободное время. С.Р.И. «Мы пришли в музей» (роли: экскурсовод, кассир, смотритель зала) |
Март | Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек, плясок в хороводе. | Музыкальные занятия, прослушивание народных мелодий в грамзаписи в свободное время. | Музыкальные праздники и развлечения; Театрализованная деятельность детей. |
Апрель | Райчихинск- город угольщиков | Беседа, рассказ воспитателя с использованием фотографий. | Отражений впечатлений в рисунках, играх. |
Май | Главная улица города – улица Победа | Экскурсия по улице Победа. Рассказ воспитателя. | Отражение впечатлений в рисунках, в с.р.и. «Улицы нашего города» |
Старшая группа
Пояснительная записка.
Основные задачи:
Воспитывать у детей любовь к малой Родине, её истории; учить видеть историю вокруг себя ( в названиях парков, улиц, в зданиях которые нас окружают). Приобщать к культуре и традициям нашего города. Развивать творческие способности детей, их речевую культуру.
Предложенные темы бесед помогают расширить представления детей о Родине на основе знакомства с городом где они живут (его улицами, микрорайоном, транспортом). В доступной форме даются элементарные географические сведенья, дети знакомятся с промышленностью города и трудом родителей. На основе художественных произведений проходит знакомство с героями нашего времени. Представленные тематические вечера посвященные Дню Победы и Дню города помогут закрепить знания по данной теме.
Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся 1 раз в месяц. Представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.
месяц | Темы бесед | Пути достижения цели | Формы, методы закрепления |
Сентябрь | Райчихинск – его улицы, площадь. В честь кого названы. | Специально организованная беседа, экскурсии с родителями по городу, рассматривание фотографий о городе, целевые прогулки. | С.Р.игра «Строим город», «Путешествуем по городу». Развивающие игры: «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты – схемы) |
Октябрь | Микрорайон «Новый» Его прошлое и настоящее. | Целевые прогулки по микрорайону. Рассказ воспитателя с использованием фотографий. | Д/игра: Разбитая картина» (сложи виды микрорайона) С.Р. игра «Путешествие по микрорайону Новый»» |
Ноябрь | Виды транспорта в городе. Железнодорожный, автомобильный. История транспорта. | Беседы с воспитателем, рассматривание фотографий. Целевые прогулки. | С.Р.игра «На чем приехали к нам гости», «Путешествие по городу». Отражение впечатлений в рисунках, конструировании. |
Декабрь | Труд родителей. Промышленность г.Райчихинска | Беседы с воспитателем, посещение мест работы родителей. Рассматривание книги о Дальвостугле | Творческая игра «Мы строители» С.Р. игры: «Магазин», «Салон красоты», «Больница» и др. |
Январь | Леса, реки. Элементарные географические сведения города. | Беседа с воспитателем. Наблюдения и экскурсии в парк. Рассматривание карты Амурской области, иллюстраций в книгах о природе. Чтение и заучивание стихов о природе. | Творческие игры: «Что увидели в парке», «Путешествие по сопкам» |
Февраль | Герои нашего времени. | Рассказ воспитателя. Чтение рассказов: Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Житвова «На льдине». Рассматривание альбома «Наша Армия». | Отражение впечатлений в Изо деятельности. Объигрывание ситуаций. |
Март | С чего начинается Родина. | Беседа с воспитателем, рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа. | Дома с родителями продолжить составления генеалогического древа. |
Апрель | Тематический вечер «Кто лучше знает свой город» | Ответственный за подготовку и проведение воспитатель. | д/ игры: «Пройди по городу», «Разбитая картина» |
Май | Этот День Победы. | Экскурсия к памятнику погибшим воинам. Рассматривание альбома. Чтение стихов. Слушание песен военных лет в грамзаписи. | Отражение впечатлений в изо деятельности. |
Подготовительная группа
Пояснительная записка.
Основные задачи:
Закрепить знания детей о нашем городе; развивать память, речь, фантазию. Воспитывать любовь к Родине, родному краю.
Формировать понятия Родины как места, где родился человек (город, село), и страны, где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. Продолжить расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, исторических событий нашей страны, познакомить с русским народным костюмом. В доступной форме знакомить детей с нашим государством, с символикой и президентом России. Продолжить знакомство с подвигами русских солдат и военачальников. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа. Вызывать чувство уважения к людям разных национальностей.
Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся один раз в месяц. Представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.
Месяц | Темы бесед | Пути достижения цели | Формы и методы закрепления |
Сентябрь | Райчихинск – город угольщиков. | Беседа с детьми о добыче угля. Рассматривание фотографий, кусочка угля. Чтение стихотворений местных поэтов о труде шахтеров. Экскурсия к обелиску шахтерской славы. | Рассказы родителей о профессии шахтера. Рисунки детей. |
Октябрь | Архитектура города Райчихинска «От прошлого в будущее» | Рассказ воспитателя. Рассматривание фотографий, сравнивание какой город был раньше и какой стал теперь. | Посещение краеведческого музея. Творческие игры: «Мы пришли в музей», «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее города) |
Ноябрь | Государство – Россия. Познакомить с символикой и президентом, столицей России. | Рассказ воспитателя. Рассмотреть символику государства, портрет президента. Чтение художественной литературы о Москве. Рассматривание наборов открыток о Москве. | Посещение библиотеки по данной теме. Рисунки детей на тему «Московский кремль» и др. |
Декабрь | Знакомство с русским народным костюмом. Его история, техника изготовления его деталей и атрибутов. | Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций и кукол в р.н. костюмах. | Отражение впечатлений в рисунках. Изготовление фенечек из бисера. |
Январь | Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки Корольковой и Афанасьева | Чтение былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества. Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри». Беседа о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей. | Театрализованные игры: «Богатыри», по сказкам Корольковой, Афанасьева. Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисовании, лепке) Развлечение «Что за прелесть эти сказки!» |
Февраль | Русский солдат славу Отечества достойно защищает. История великих сражений, одежда и орудие русских воинов. Армия в наши дни. | Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы. Рассказывание стихов, пение песен. Рассматривание иллюстраций, альбомов. Экскурсия к памятнику погибшим солдатам. | Спортивный досуг «Ловкие и смелые» Изготовление открыток для пап ко дню защитника Отечества. |
Март | Люди разных народов мы мечтою о мире живем. Что ч покажу в городе друзьям из других стран. | Рассказ воспитателя. Творческие рассказы детей о городе, Рассматривание альбома «Дети разных народов», фотографий. | Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фото и рисунки детей) Творческая игра «Машина времени» |
Апрель | День космонавтики. Рассказ о Ю. А. Гагарине. Улица и сквер им. Гагарина | Беседа о космосе. Рассказ воспитателя о первом космонавте Ю.Гагарине. Экскурсия в сквер им. Гагарина. Рассматривание альбома о космосе и космонавтах. | Сюжетно – ролевая игра «Космические приключения». Рассматривание книг, альбомов о космосе. Отражение впечатлений в рисунках. |
Май | «Знатоки Райчихинска» Развлечение. | Игра 2 – х команд соревновательного характера. Отв. В – ли, муз. руков - ль | Конкурс рисунков «Мой город» ко Дню города. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация работы в кабинете познавательного развития»
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования, научной обоснованности ...
Методическая разработка: "Организация работы бассейна"
Основная задача работы бассейна в нашем детском саду - комплексное оздоровление, укрепление психофизического и физиологического здоровья детей, воспитание развитого физически человека. Осв...
Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"
В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....
Методическая разработка "Организация работы по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников"
В данной работе представлена актуальность формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, определены задачи, этапы, формы и методы работы с детьми по данному направлению. Также ...
Методическая разработка "Организация работы с одаренными детьми в ДОУ"
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благ...
Методическая разработка "Организация работы по самообразованию педагогов в ДОУ"
Положение о конкурсе на лучшую организацию самоообразования....
Методическая разработка «Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми 5-7 лет, имеющими склонность к математике»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию ...