Проект "Окно в мир"
проект на тему

В проекте  представлена  реализация  модели  инклюзивного образования детей –инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_inklyuzii_dou_no_51-_biysk.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста

Название проекта: «Окно в мир»

Актуальность:

 В современной педагогике признается уникальность и неповторимость каждого ребенка. Основной задачей гуманистически ориентированного образовательного процесса является создание таких условий, при которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка(в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) в обретении знаний, формировании полноценной гармоничной личности, способной к самосовершенствованию и полноценному взаимодействию в социуме.

 Последние десятилетия процесс включения детей с нарушением слуха  в общеобразовательные учреждения неуклонно расширяется. Наш детский сад второй год посещает ребенок кохлеарно имплантированный с постоянным ношением  слухового аппарата.

В течение длительного времени  приоритетным  направлением в процессе включения лиц с нарушением слуха в общеобразовательную среду  являлась подготовка плохослышащего ребенка к обучению под руководством  сурдопедагога, задачей которого было  обеспечить максимальную коррекцию вторичных нарушений, а основное внимание уделялось развитию речи.

Практический опыт показал, что успешность адаптации глухого или слабослышащего ребенка в общеобразовательном учреждении зависит также от включенности родителей в реабилитационный процесс; реализации комплексной модели коррекционно-реабилитационной работы с плохослышащими детьми; готовности социума принять такого ребенка и взаимодействовать с ним.

Раннее включение детей в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения способствует быстрому овладению способами восприятия мира, способами общения. Успешность этих процессов зависит от профессионального мастерства, педагогической компетенции тех, кто оказывает помощь ребенку.

Таким образом, на сегодня является актуальным необходимость создания «…системы, в которой  удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства» (Л.С. Выготский).

В нашем детском саду  опытные педагоги работают над созданием условий для успешного развития детей с нарушением слуха: воспитатели, старший воспитатель,  педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Имея накопленный положительный опыт работы с такими детьми в течение двух лет,   педагогический коллектив постоянно расширяет область возможной помощи детям с нарушением слуха. Специалисты  считают, что в жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения, познания окружающего мира.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Цель проекта: создание условий для   организации игровой деятельности детей с нарушением слуха, которая  способствует нравственному,  умственному, речевому развитию, познанию окружающего мира   и успешной социализации.

Проект направлен на:

- обеспечение доступности образовательной среды детям с нарушением слуха;

- обеспечение детей с нарушением слуха медико-психолого-педагогическим сопровождением;

- снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью игр;

- организацию помощи родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых болезнью;

- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребёнком;

- создание комфортного пространства для всех участников образовательного процесса;

- формирование толерантного сообщества.

Условия реализации проекта:

В ДОУ имеются необходимые материально-технические условия:

физкультурный зал, музыкальный зал, музей «Русская изба», бассейн, медицинский кабинет, игровые уголки в группах.

Высококвалифицированный кадровый состав:

  1. Медицинский персонал – медицинская сестра, врач-педиатр (патронаж из поликлиники);
  2. Педагогический коллектив – 14 педагогов (воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог дополнительного образования), 71% имеют высшее образование;  2 педагога аттестовано на высшую квалификационную категорию, 8 педагогов аттестовано на первую квалификационную категорию, 4 молодых специалиста.

Подготовка к реализации проекта:

  1. Анализ квалификации педагогических кадров.
  2. Разработка нормативно-правовой документации.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Создание творческой группы по разработке комплекса мероприятий, корректировке образовательной программы, учебного плана, расписания НОД и режима дня  ДОУ.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный (первый год обучения игровым действиям).

2 этап – основной (второй год обучения игровым действиям).

На первом этапе важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры. В большинстве случаев глухие и слабослышащие малыши не умеют играть с сюжетными игрушками, а ограничиваются манипулированием, т. е. вертят игрушки, перекладывают с места на место, бесцельно катают машины или водят кукол по комнате. Игры носят недлительный характер и быстро заканчиваются. Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, формирует предметные действия, показывает различные способы действий с одной игрушкой.

Руководство играми происходит в процессе свободной деятельности детей, а также на специальных занятиях. Особое место в режиме дня дошкольника с нарушением слуха отводится обучению сюжетно-ролевой, дидактической и подвижной игре.  

В связи с большой воспитательно-образовательной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени (не менее двух занятий в неделю на всех годах обучения).

 Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. Этот вид игры проводится на специальных занятиях один раз в неделю на протяжении всех годов обучения. Кроме специальных игровых занятий, дидактическая игра как методический прием используется и на других занятиях: по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др.

 Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия только на первых годах обучения, в основном же они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

Помимо специальных занятий, в режиме дня выделяется время для организации сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных игр, на участке проводятся игры с песком, водой, снегом.

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.

На первом году обучения в игровых уголках собирают игрушки, способные возбудить интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Эти игрушки располагают на нижних полках, откуда их может взять маленький ребенок. Здесь же находятся дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладки. На верхних полках лежат различные лото, парные картинки, мозаики, которые используются при проведении дидактических игр.

Для игр-драматизаций необходимо иметь набор костюмов, атрибутов, макетов, которые не предназначены для постоянного использования и хранятся отдельно. Для проведения театрализованных игр важно иметь настольный кукольный театр, ширму.

Для оснащения игр на воздухе следует выделить несколько кукол, лошадку, каталку, вожжи, а также предусмотреть специальные игрушки для песка, снега, воды (формочки, совки, лопатки, ведра, лейки и т. д.). По мере обучения детей игре требования меняются.

Так, на втором году обучения основное внимание уделяется игрушкам для сюжетных игр («Магазин», «Больница» и т. д.). Подбираются необходимые принадлежности для этих игр: фартуки, повязки, шапочки, халаты. Оборудуется квартира для кукол — столовая, спальня — и обставляется соответствующей мебелью. В игровом уголке из строительного материала сооружается гараж. Увеличивается количество настольных игр. Дополнительно для прогулок используются мячи, кегли, серсо, вертушки. Для эффективного формирования игры важно, чтобы их тематика и содержание были связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим миром, изобразительной деятельностью и конструированием, трудом, развитием речи. Такая взаимосвязь позволит обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить атрибуты, уточнить и активизировать речевой материал. При этом содержание игр обогащается за счет привлечения аналогичной тематики на других занятиях. Тесные связи могут быть установлены между игрой и занятиями по развитию речи, когда воспитатель  проводит беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки, в которых дети иллюстрируют содержание игр. Речевой материал игр уточняется, включается в различные виды речевой деятельности, что обеспечивает его усвоение и создает предпосылки пользования им в игре.

п/п

Мероприятия

Сроки

ответственный

1

Разработка модели образовательного пространства МБДОУ, обеспечивающая успешную реализацию индивидуального подхода к развитию речи детей с нарушением слуха  в игровой деятельности.

апрель – май 2014 г.

Заведующий, творческая группа педагогов

2

Создание предметно-развивающей среды

июнь – август 2014 г.

Заведующий, завхоз, педагогический и обслуживающий персонал ДОУ

3

Семинары для педагогов ДОУ по темам:

- «Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов ДОУ по обучению детей с нарушением слуха»;

- «Методы и приемы формирования игровой деятельности у детей с нарушениями слуха»

сентябрь 2014 г.

Заведующий, творческая группа педагогов

4

Мастер класс для родителей:

- «Помощь ребёнку с  нарушением слуха в семье: где, с кем, во что играть»;

- Тренинг для родителей «Играем вместе»

сентябрь – октябрь  2014 г.

Заведующий, творческая группа

5

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

сентябрь 2014 г.  - май 2015 г.

Заведующий, творческая группа

6

Разработка  проекта по  организации игровой деятельности детей с нарушением слуха

сентябрь 2014 г.

Заведующий, творческая группа

7

Разработка проекта по взаимодействию педагогов и  родителей  по организации  игровой деятельности детей  с нарушением слуха

октябрь 2014 г.

Заведующий, творческая группа

8

Разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с  нарушением слуха в игровой деятельности

сентябрь 2014 г.

Заведующий, творческая группа

9

Реализация разработанных проектов

октябрь 2014 г.  – май 2015 г.

творческая группа

10

Составление методических рекомендаций по организации игровой деятельности детей с нарушением слуха

Май 2015 г.

Заведующий, творческая группа

Прогнозируемый результат:

1. При организации  игровой деятельности детей с нарушением слуха  наблюдаются    улучшения в таких показателях как:

- в процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения;

-наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений;

-мотивированно и естественно организовано  общение между детьми.

2.   У детей с нарушением слуха наблюдается снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью игр.

3.  Разработаны  индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в игровой деятельности.

4.  Разработан  проект по организации игровой деятельности детей с нарушением слуха.

5. Разработан  проект по взаимодействию педагогов и  родителей по организации игровой деятельности  детей с нарушением слуха.

6. Создана среда, способствующая гармоничному развитию ребёнка.

7. Увеличение количества родителей здоровых сверстников, положительно оценивающих процессы инклюзивного образования детей с ОВЗ.

8. Родители частично или полностью преодолеют стереотипы мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых болезнью.