Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по составлению портфолио
методическая разработка на тему

Самойлова Елена Анатольевна

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений в помощь при подготовке своего портфолио, а также для создания портфолио детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

дошкольных образовательных учреждений по составлению портфолио

Подготовила: Самойлова Е.А., зам. зав. по УВР МБДОУ № 34

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т. д. Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще и понятнее - «методическая копилка воспитателя».

Портфолио - совокупность документов, материалов, относящихся к моей профессиональной деятельности, и мой анализ результатов моей работы.

Портфолио — это некоторое количество работ, раскрывающих отдельные аспекты деятельности, тем самым, формирующих полную картину.

Портфолио – это своеобразное «досье достижений» человека.

Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания.

Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).

По принадлежности (авторству) – может быть:

- портфолио дошкольного учреждения;

- портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского):

- портфолио педагога;

- портфолио дошкольника;

- портфолио семьи.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценки, но и помогает решать важные задачи:поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

С ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО?

1. Определение цели. Необходимо четко определить для себя цель создания портфолио.

Информировать коллег о своих навыках и умениях;

-ведение отчетности;

-накопление и систематизация опыта;

-объективная оценка профессиональных умений;

-подведение итогов работы;

-повышение самооценки;

-помощь в аттестации, в получении более высокой категории, более высокой должности, при участии в конкурсе.

Возможно, что портфолио одновременно выполняет несколько целей.

2. Определение структуры портфолио. Например, раздел "Общие сведения о педагоге" обязателен для каждого портфолио, но рубрики в нем могут быть разные: в одних случаях это автобиография, в других - резюме, может быть эссе "Мое педагогическое кредо" либо рубрики "Я - глазами детей", "Расскажите обо мне", "Моя семья", "Генеалогическое дерево" и т. д. Содержание рубрик помогает раскрыть автора с лучшей стороны.

3. Определение времени работы над портфолио, места хранения. Одним из условий является удобство хранения, поэтому портфолио не должен превращаться в "бабушкин сундук". Хранить портфолио можно в группе, дома, в методическом кабинете, главное - удобство хранения, свобода доступа и возможность для внесения изменений, новых материалов.

4. Сбор материалов.

5. Оформление портфолио. Несмотря на то, что внешний вид портфолио не оценивается, он имеет большое значение. Портфолио отражает индивидуальность автора, его творческие способности, креативность, мастерство.

6. Презентация портфолио. Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов,  доклада,  сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point,слайд-шоу. Цель презентации - это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Показатели качества презентации: соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности педагога; качество изложения материала.

7. Оценка Портфолио.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО

- систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.);

- аккуратность и эстетичность оформления;

- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цель: обеспечить информацией об эффективности деятельности сотрудников, родителей и детей.

Задача: отразить достижения ДОУ за определенный период.

Может быть представлено родителям вновь поступающих детей, на родительских собраниях, на городских семинарах, во время аккредитации учреждения.

Периодичность заполнения - 1 раз в квартал

Место хранения - кабинет заведующей.

В портфолио детского сада обязательно должны быть следующие разделы:

- визитная карточка (фирменный информационный буклет, официальные документы,  рекламки ДОУ, используемые программы, сведения о педагогических кадрах, внешние связи, историческая справка…)

- информация об имеющихся условиях и услугах (описательный рассказ, фоторепортаж, коллаж.)

- документы, подтверждающие достижения и успехи ДОУ (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, награды...)

научно-методическая работа (опыт работы, наличие авторских программ, участие в конкурсах, выставках, в окружных, городских, краевых семинарах, публикации…)

- публикации о ДОУ в средствах массовой информации

- отзывы, пожелания коллег, родителей, гостей.

Варианты оформления портфолио могут быть различными, как и названия разделов, рубрик.

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Слагаемые успеха учреждения - это профессиональное развитие педагогов.

Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Возможно, в этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

У педагога должно быть «досье успехов», в котором отражается все важное, интересное и достойное из того, что происходит в его профессиональной жизни

Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации.

Специалисту, претендующему на более высшую квалификационную категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Создание портфолио позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценки успешности педагога.

Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

Практическая значимость портфолио:

  • Аттестация
  • Лицензирование  ОУ
  •  Систематизация деятельности педагога
  • Стимулирующий фактор (надбавки и поощрительные выплаты)
  • Прохождение конкурса
  •  Устройство на работу на вакантную должность

Диагностика профессиональной деятельности позволяет  педагогу:

- реально представить результаты своего труда

- увидеть свои резервы

- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.

Портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, сайта, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.  Достойное портфолио педагога – это показатель его профессиональной компетенции.

Существует несколько типов портфолио: портфолио документов, отзывов, работ и комплексный, включающий все эти типы.

Портфолио документов - это сертифицированные (документированные) достижения, которые включают в себя:

  • информация об авторе; 
  • представление результатов деятельности;
  • отображение особенностей личности автора портфолио.

Портфолио работ – это материалы, отражающие основные направления и виды деятельности:

  • описание основных форм и направлений творческой активности;
  •  разработки педагога.

Портфолио отзывов - характеристики отношения педагога к различным видам деятельности представляются в виде текстов:

  • заключений;
  •  рецензии;
  •  рекомендательных писем;
  • резюме;
  • отзывов о работе в творческом коллективе и др.

Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией ОУ, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе,  выступлении на конференциях, педагогических чтениях,  педсовете и др.,  рецензия на статью,  методический отзыв о проведенных открытых занятиях, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом,  с оценкой собственных профессиональных достижений.

Результаты использования портфолио в ДОУ показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио

Многочисленные вопросы возникают в связи с содержательностью портфолио: Какие источники информации использовать? Сколько работ требуется собрать в портфолио? Как интерпретировать содержательность работ, входящих в портфолио? Какая информация более ценна? Действительно ли она более ценна, и при каких условиях?

Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру.

Титульный лист

Содержание

  Раздел I Общие сведения о педагоге

Это визитная карточка, резюме. Ф. И.О. педагога, дата рождения, образование, специальность, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, имеющиеся награды, жизненная позиция (девиз), личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера. Так же этот раздел может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах. Прилагаются копии дипломов, удостоверения курсов повышения квалификации.

 Раздел II Достижения педагога

В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: грамоты, благодарственные письма, сертификаты, дипломы за участие в конкурсах, отзывы коллег, родителей, гранты (документы о получение) и т. д.

  Раздел III Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях, участие в экспериментальной работе, профессиональных конкурсах и др.

(сценарии открытых занятий и их анализ; материалы выступлений, тексты докладов на городских (районных) семинарах, методических объединениях; публикации, иллюстрирующие педагогический опыт, статьи в газетах, журналах, на сайтах; разработка авторских программ.)

В разделе могут быть помещены фотографии, презентации, демонстрирующие деятельность.

  Раздел IV Методическое оснащение образовательного процесса

Это коллекция лучших методических наработок: планы, методические рекомендации, сценарии мероприятий, разработанные педагогом раздаточный, дидактический материалы, картотеки игр, упражнений, пособия, тесты, мультимедийные разработки педагога (презентации). Предметно-развивающая среда (фото).

Раздел V Результаты педагогической деятельности / Достижения воспитанников

• анализ заболеваемости детей за последние 3 года;

• уровень развития детей;

• уровень освоения программы воспитанниками;

• результаты участия в конкурсах, выставках и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова.- СПб.: Астерион, 2012. - 24 с.

Целью данного пособия является оказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений по организации предметно-развивающей среды с учетом основного вида деятельности дошкольника - игры. Даны ...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использование современных методик с опорой на классические основы педагогики помогут родителям осознать творческую природу процесса воспитания, ...

РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений....