Дополнительная общеразвивающая программа «Буквосчёт».
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Раннее обучение детей чтению и счёту – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению и счёту имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать и считать. Комплексная программа «Буквосчёт» имеет социально-педагогическую направленность, способствует подготовке  детей дошкольного возраста  к обучению в школе, формирует  определѐнный запас знаний, умений, навыков и в первую очередь, навыки чтения и счёта, призвана обеспечить реализацию принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес

(МБУДО «ЦДОД» пгт. Нижний Одес)

Рекомендована                                                              Утверждена

Методическим советом                                                       Директор МБУДО «ЦДОД»

МБУДО «ЦДОД» пгт. Нижний Одес                                пгт. Нижний Одес

                                                                        ______________Л.А. Шелепина

Протокол №_______                                                        Приказ №_______

«_____»___________________20    год                                «_____»_____________20   год

Принята                                                              

Педагогическим советом                                               

МБУДО «ЦДОД» пгт. Нижний Одес                        

Протокол №_______                                                        

«_____»___________________20    год                                

Дополнительная общеобразовательная -

Дополнительная общеразвивающая программа

«Буквосчёт»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Печерская Людмила Михайловна

педагог дополнительного образования

пгт. Нижний Одес

2015

Пояснительная записка

Концепция программы:

Раннее обучение детей чтению и счёту – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению и счёту имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать и считать.                                           Комплексная программа «Буквосчёт» имеет социально-педагогическую направленность, способствует подготовке  детей дошкольного возраста  к обучению в школе, формирует  определѐнный запас знаний, умений, навыков и в первую очередь, навыки чтения и счёта, призвана обеспечить реализацию принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Актуальность программы:

  • увеличение числа детей с нарушениями чтения, с проблемами освоения устного счёта;
  • социальный заказ родителей;
  • реальные возможности и условия дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность программы:

Образовательный процесс в объединении «Буквосчёт» направлен, прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение, позволяет каждому ребенку раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал, научиться быть успешным и самостоятельным. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе.

Общеразвивающая программа «Буквосчёт» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 

Программа модифицированная, составлена на основе  методических разработок авторов:  Жуковой Н.С. (обучение дошкольников правильному чтению), Казинцевой Е.А., Померанцевой И.В.. Терпак Т.А. (формирование математический представлений), использование             элементов методики Н.А.Зайцева.

 Цель данной программы: 

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, формируя предпосылки учебной деятельности.

Основные задачи программы:

Обучающие:

 «Занимательная математика» - формирование математических представлений.  

  • совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10;
  • ознакомление с цифрами от 0 до 9;
  • закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10)»;
  • приобретение навыков раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее;
  • формирование умений на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и  вычитание. (при решении задач использовать знаки действий: плюс (+), минус (-) и знаком равно (=), монеты достоинством 1, 5. 10 копеек, 1, 2, 5 рублей);
  • формирование навыков в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей; в установлении соотношения между частями на основе счёта и составления пар предметов;
  • закрепление представлений детей о последовательности дней недели, месяцев года;
  • приобретение умений и навыков определять время по часам с точностью до 1 часа.
  • обобщение представлений воспитанников об геометрических фигурах (треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, круг, овал), формах (шар, куб, цилиндр, ромб) и их свойствах;
  • приобретение навыков делить круг, квадрат на 2-4 части, сравнивать целое и часть, составлять из треугольников - многоугольник, из – прямоугольник;
  • формирование у воспитанников первоначальных измерительных умений (измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры);
  • формирование навыков воспитанников ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве;  
  • приобретение умений детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки - указатели движения, планы, схемы маршрутов.
  • научить измерять и сравнивать величины.

«Азбуковедение» - развитие речи и обучение слоговому чтению.

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи - диалогической и монологической фор) в различных формах и видах детской деятельности за счет чтения произведений, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  • совершенствование фонематического слуха детей: формирование умения называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове;
  • учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
  • познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
  • учить писать слова, предложения печатными буквами;
  • обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению;                                                                                                                                        
  • учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;                            
  • приобретение навыка составления предложений, членения простых предложений на слова с указанием их последовательности;                                                                                          
  • развитие навыка осознанного правильного чтения;                                                      
  • пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению;                                                
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Развивающие: 

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии;
  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии), познавательных способностей детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
  • формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять и оценивать результат своих действий и действий других детей;
  • пробуждение у детей любознательности как основы познавательной активности;
  • развитие крупной и мелкой моторики рук, графических навыков детей.

Воспитательные:

  • формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников (в том числе их эмоционального благополучия);
  • формирование общей культуры воспитанников, развитие инициативности, самостоятельности,   ответственности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • развитие доброжелательного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • социализация и адаптация воспитанников к жизни в обществе;

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных  действий, соответствующие ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.  

  Личностные УУД: формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

   Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез, как составление целого из частей, в том числе и самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

   Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

                                 

Отличительные особенности программы:

  • сохранение самоценности дошкольного детства;
  • направленность содержания программы на развитие разных сторон личности ребенка;
  • преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;
  • выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;
  • интеграция общего и дополнительного образования;
  • сохранение здоровья детей через использование здоровьесберегающие технологии.

Характеристика программы

  • Вид -  модифицированная дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая
  • Тип – модифицированная
  • Направленность -  социально-педагогическая
  • Классификация:   
  • по характеру деятельности — познавательная
  • по возрастному принципу – одновозрастная, для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
  • по масштабу действия - учрежденческая
  • по срокам реализации — 1год

        Программа рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих два раздела деятельности:

  • «Занимательная математика» - математика для дошкольников

  • «Азбуковедение» - развитие речи и обучение слоговому чтению.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на детей  6-летнего возраста. В группе занимаются 16 человек. Воспитанники объединения «Буквосчёт» занимаются  два раза в неделю. Время занятий  в ЦДОД вторник, четверг – с 17.00 до 18.10 часов.  В предметное расписание каждого дня входит два занятия, рассчитанных на один год обучения. Продолжительность занятий 30 минут (академического времени). Занятия чередуются игровой самостоятельной деятельностью (10 минут), которая организуется таким образом, чтобы каждый ребенок мог выбрать самостоятельного собственному желанию игровой обучающий вид деятельности из предлагаемых дидактических игр.  В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как: познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

 Занятия для данного возраста приближены к школьным. Они носят  учебно-тренирующий характер. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях -  игровое дидактическое упражнение, которое по форме является обучающей – в чем ценность таких занятий. Оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений и ознакомление детей с первоначальными навыками чтения, направлены на развитие интеллектуальной активности, эмоционально-волевой, коммуникативной и познавательной сфер деятельности.                                                                                

Дидактический стержень занятия - деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности, то есть заставляет думать. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.

Особое внимание уделяется психологическому климату на занятиях: обращается внимание на  характер взаимоотношений между детьми, детьми  и  педагогом.  Учитываются  индивидуальные особенности каждого ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение группы адаптации детей к школе осуществляет педагог-психолог ЦДОД.

Срок реализации программы.

Разделы программа

Часов в неделю

Кол-во недель в году

Всего часов в год

1.

«Занимательная математика» - формирование математических представлений.

2

34

68

2.

«Азбуковедение» - развитие речи и обучение слоговому чтению.

2

68

Всего:

4 часа

136 часа

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Формы работы:

  • дидактические игры;
  • беседы,  викторины;
  • исследовательская деятельность;
  • рисунки, поделки, коллективные творческие дела;
  • открытые занятия;
  • презентации;
  • соревнования.

Методы обучения, используемые программой:

  1. По источнику передачи и характеру восприятия информации:
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.
  1. По характеру взаимной деятельности педагога и воспитанников:
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  1. По основным компонентам деятельности педагога:
  • организация и осуществление учебной деятельности;
  • стимулирование и мотивация обучения;
  • контроль и самоконтроль.

Формирование программы  основано на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого воспитанника, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития детей,
  • целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
  • воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

Системно-деятельные  подходы,   положенные   в  основу программы, создают условия для самоизменения и саморазвития всех  участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,  организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
  • креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
  • овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Здоровьесберегающие технологии используемые в программе:

  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
  • учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • психогимнастика;
  • соблюдение мер по предупреждению травматизма;
  • физминутки.

Планируемые результаты:

На этапе завершения освоения программы «Буквосчёт»  происходит развитие  таких

интегративных качеств личности детей:

  • Положительная мотивация при поступлении в школу.
  • Любознательность, активность, самостоятельность.
  • Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  • Эмоциональная отзывчивость.
  • Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками:

«Занимательная математика» - формирование математических представлений.

  • Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляют из множества отдельные его части (часть предметов).
  • Устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находят части целого множества и целое по известным частям.
  • Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносят цифру (0-9) и количество предметов.
  • Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками («+», «-», «=»).
  • Различают величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения.
  • Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимают зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Делят предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивают целый предмет и его часть.
  • Различают и называют: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб; проводят их сравнение.
  • Воссоздают из частей, видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм большие.
  • Сравнивают предметы по форме.
  • Узнают знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира.
  • Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначают взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются простейшими знаковыми обозначениями.
  • Определяют временные отношения (день - неделя - месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Знают:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Арифметические знаки «+», «-», «=»; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5 рублей.
  • Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

«Азбуковедение» - развитие речи и обучение слоговому чтению.

Имеют:

  • достаточный словарный запас;
  • навыки ведения диалога.

Умеют:

  • достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
  • владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
  • записывать все буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения печатными буквами, плавно читать по слогам;
  • правильно согласовывать слова в предложении;
  • составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
  • рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;
  • ориентироваться на странице книги.

Учебно-тематический план:

Программный  материал  выстроен  таким  образом,  что  1/3  часть  учебного  времени  отводится  на  изучение  теоретического  материла,  2/3  части  -  на  выполнение      практических  заданий.  Большинство занятий  по  данной  программе  включают  изучение  теоретического  и  практического  материала,  где 1/3  часть времени занятия (10 минут) отводится на изучение теоретического материала, 2/3 части занятия  (20 минут) отводится на выполнение практических заданий.          

Название разделов и тем

Кол-во часов

теория

практика

Введение.

1

1

0

1.

«Занимательная математика» - формирование математических представлений

68

21

47

1.1.

Диагностика

3

0

3

1.2.

Сравнивание множеств предметов, пространственные отношения.

6

2

4

1.3.

Цифры. Состав чисел (2-10).

20

7

13

1.4.

Арифметическая задача.

21

7

14

1.5.

Величина.

7

2

5

1.6.

Форма.

4

1

3

1.7.

Ориентировка в пространстве.

5

1

4

1.8.

Ориентировка во времени.

2

1

1

2.

«Азбуковедение» - развитие речи и обучение слоговому чтению.

68

20

48

2.1.

Диагностика.

3

0

3

2.2.

Письменная и устная речь.

1

0,5

0.5

2.3.

Слово, слог.

2

0,5

1,5

2.4.

Предложение.

6

2

4

2.5.

Звуки и буквы.

31

10

21

2.6.

Чтение слов, предложений, рассказов.

18

6

12

2.7.

Составление рассказов.

6

1

5

2.8.

Итоговое (интегрированное) занятие.

1

0

1

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Ознакомление дошкольников с курсом обучения.

Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях и переменах.

Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

  1. «Занимательная математика» - формирование математических представлений.  

  1. Диагностика.

Практика: определение уровня знаний детей по математике.

  1.  Сравнивание множеств предметов, пространственные отношения.

Теория: понятия «одинаковые», « разные», «столько же», «тоже», «больше», «меньше».

Практика: упражнения в умении: формировать множества и видеть их составные части, сравнивать предметы и группировать их по 2-3 разным признакам, устанавливать количественные соотношения между ними; игровая деятельность в счете звуков и движений; решение проблемной ситуации по поиску способов быстрого счета предметов; исследовательская и игровая деятельность по определению количества предметов по осязанию (на ощупь), поисковая деятельность по самостоятельному выбору способа доказательства, что одно множество больше другого: путем составления пар, расположения их напротив друг друга, соединения стрелками или замещения реальных предметов символами, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1. Цифры. Состав чисел (2-10).

Теория: понятия «цифра », «состав числа », «монеты».

Практика: решение познавательных задач на соотношение цифры и количества предметов в пределах 10; упражнения в сравнении и рисовании цифр, игровая познавательная деятельность на установление соответствия между цифрой и количеством предметов, формулирование и решение проблемной ситуации, рассказывание по картинке с математическим содержанием, составление устных высказываний, логических рассуждений; упражнения в разложении числа на 2 меньших, самостоятельная познавательная деятельность: образование из двух меньших чисел одного большего; развивающие игры на закрепление навыков разложения и образования чисел от 2 до 10; знакомятся с монетами (участие в беседе со взрослым) и понятиями «деньги», «монеты», «рубль», «копейка»; установление соответствия между монетами и числами (участие в беседе со взрослым и сверстниками); совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по использованию и размену монет, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

1.4. Арифметическая задача.

Теория:  понятия «арифметическая задача», «задачи на сложение», «задачи на вычитание», «математические знаки».

Практика: знакомство с арифметической задачей, свободные высказывания по условию задачи; самостоятельная продуктивная деятельность по составлению задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала и по числовым данным; решение задач с использованием знаков « - », « + », « = »; моделирование описанных в задаче взаимосвязей с использованием наглядного материала и схематических изображений; познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность по решению и моделированию задач; коммуникативная деятельность при обсуждении результатов, обсуждение проблемной ситуации по решению задач на нахождение части, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по решению простых арифметических задач, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1.  Величина.

Теория: понятия «сантиметр», «метр», «километр».

Практика: знакомство с понятием «мера»; упражнения в умении сравнивать между собой предметы по величине, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе), решение проблемной ситуации по поиску способов измерения длины полосок, длины и ширины геометрических фигур; беседа об изменении величины; коммуникативная деятельность при обсуждении результатов; самостоятельная деятельность по выбору мерок и сравнению длины предметов разными способами; анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1.  Форма.

Теория: понятия «треугольник», «четырёхугольники», «круг», «куб», «шар», «цилиндр».

Практика: формулирование и решение проблемной ситуации; знакомство с равносторонними треугольниками, признаками многоугольника, с геометрическими телами: куб, шар, цилиндр;

решение проблемно-познавательной задачи, уточнение представления о геометрических

фигурах и телах, их основных признаках и свойствах; участие в дидактических играх, связанных с анализом различных свойств фигур; упражнение в делении фигур на равные части, в составлении фигур из множества частей; самостоятельная продуктивная деятельность по конструированию и видоизменению геометрических фигур; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по ориентированию в пространстве и на листе бумаги в клетку; наблюдение за действиями других детей и составление устных высказываний; анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1.  Ориентировка в пространстве.

Теория:  понятия: вверху - внизу, слева - справа, выше - ниже, правее - левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, вокруг и т. д.

Практика: решение проблемно-познавательной задачи по ориентированию в пространстве с помощью условных обозначений, самостоятельная продуктивная деятельность по моделированию пространственных отношений с помощью плана, схем; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по ориентированию в пространстве и на листе бумаги в клетку; составление композиций (орнаментов), беседы, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1. Ориентировка во времени.

Теория:  понятия «часы», «год».

Практика: ответы на вопросы беседы о часах и их назначении, о видах часов (настольные, настенные, и т.д.), совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по определению времени по часам; составление устных высказываний, логических рассуждений; участие в развивающих и дидактических играх математического содержания, упражнения в определении последовательности дней недели, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1. «Азбуковедение» - развитие речи и обучение слоговому чтению.

2.1. Диагностика.

Практика: определение уровня речевого развития детей.

2.2. Письменная и устная речь.

Теория: понятие «речь», «виды речи».

Практика: ознакомление со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях, о значении речи в жизни человека; участие в дидактических играх на определения вида речи; анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

2.3.Слово, слог.

Теория: понятие «слово», «слог».

Практика: формулирование и решение проблемной ситуации, уточнение представлений о смысловой стороне слова, употребление в диалогах слов в переносном значении и многозначных слов, беседа  о словах, игровая познавательная деятельность на подбор слов с заданным количеством слогов, определение количества слогов в слове; упражнение в правильном употреблении слов во множественном числе родительного падежа, в образовании слов с разными смысловыми оттенками, упражнения в правильной постановке вопросов к словам, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

2.4. Предложение.

Теория: понятие «предложение», «схема».

Практика: составление предложений по схемам, с заданным словом; составление схемы предложения, отличие предложения от набора слов; участие в коллективном разговоре: задают вопросы, отвечают на них, аргументируя ответ; участие в дидактических и развивающих играх при знакомстве с понятием «предложение», на закрепление навыков правильного грамматического строя предложения; восстановление деформированного предложения;  построение высказываний и самостоятельных суждений; диалоги со сверстниками и педагогом,  анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

2.5.Звуки и буквы.

Введение букв идёт параллельно с изучением соответствующего звука, что позволяет добиться более быстрого запоминания его зрительного образа, получить дополнительную к слуховой зрительную опору при аналитической деятельности, а также улучшить навык слияния буквенных элементов при чтении.

Теория: понятие «звук», «буква».

Практика: ознакомление со способами произнесения звука, его условным обозначением; дифференциация понятий «звук» и «буква»; соотнесение букв и звуков; упражнения на характеристику звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные); выделение в слове гласных и согласных звуков, определение положения звука в слове; ознакомление со знаковой системой письма; игровая познавательная деятельность на сравнение букв с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.; заучивание стихов, потешек, считалок на определенный звук (букву), придумывание загадок с отгадкой на определенный звук (букву); анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

2.6. Чтение слов, предложений, рассказов.

Одновременно со знакомством букв дети овладевают  навыком слогового чтения, учатся слитному чтению.

Теория: понятие «слияние».

Практика: формулирование и решение проблемной ситуации; уточнение представлений о слиянии согласного звука с гласным; чтение открытых слогов (ра, са, му) и обратных двузначных слогов (ах, ум, ам); односложных трехбуквенных слов, представляющих собой закрытые слоги (шар, мал, сом, сыр), двусложных слов с одним закрытым слогом (сос-на), слова со стечением согласных в конце слога (волк), слов, состоящие из трех и более слогов (на-кло-ны); участие в дидактических играх, связанных с составлением слогов и слов с помощью звуковых обозначений, предложений из прочитанных слов, складывание  и чтение слова и предложения через разгадывание ребусов; плавное, осмысленное слоговое чтение маленьких текстов; анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

2.7. Составление рассказов.

Теория: понятие «рассказ», «сказка».

Практика: рассматривание  картинки, выделение в ней главной мысли (с помощью вопросов педагога) и озвучивание её; составление рассказа - описания по сюжетной картинке «Урожай», «Наши ветераны»; составление рассказов по серии картинок; ответы на вопросы; свободные диалоги в играх, наблюдения, участие в ситуативных разговорах; участие в беседах социально-нравственного содержания («Мои друзья», «Что такое хорошо и что такое плохо»), самостоятельная продуктивная деятельность по моделированию сказок (слова – заместители буквы, геометрические фигуры); анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

2.8. Итоговое (интегрированное) занятие.

Практика: «В сказочном лесу».

Календарно-тематический план:

по «Занимательной математике»

название темы

дата

1.

Диагностика.

2.

Сравнивание множеств.

3.

Уравнивание множеств двумя способами.

4.

Состав  Чисел 2,3.

5.

Счёт в пределах 10.

6.

Блоки Дьенеша. Палочки Х. Кюизенера.

 7.

Состав числа 4.

8.

Знаки сравнения «=», «<», «>».

9.

Ориентировка в пространстве.

10.

Знакомство со знаком сложения.

11.

Знакомство со знаком вычитания.

12.

Решение задач.

13.

Многоугольник.

14.

Порядковый счёт.

15

Состав числа 5.

16.

Измерение длины предмета с помощью условной мерки.

17.

Сравнение предметов по величине.

18.

Состав числа 6.

19.

Измерение с помощью условной мерки.

20.

Сравнение смежных чисел.

21.

Задачи.

22.

Блоки Дьенеша. Знакомство с игрой «Магазин».

23.

Многоугольник.

24.

Геометрические фигуры.

25.

Геометрические фигуры.

26.

Измерение с помощью условной мерки.

27.

Повторение по теме «Геометрические фигуры».

28.

Часы.

29.

Блоки Дьенеша. Палочки Х. Кюизенера.

30.

Блоки Дьенеша. Составление задач.

31.

Состав числа 8. Часы (повторение).

32.

Состав числа 7 и 8. Игра «Колумбово яйцо».

33.

Второй десяток.

34.

Порядковый счёт.

35.

Состав числа 8. Знаки «=», «<», «>».

36.

Диагностика.

37.

Часы (повторение).

38.

Второй десяток. Составление и решение задач.

39.

Счёт в пределах 20.

40.

Год.

41.

Измерение предметов различными условными мерками.

42.

Получас.

43.

Решение задач.

44.

Деление на равные части.

45.

Состав числа 9.

46.

Счёт до 20.

47.

Состав чисел 8,9.

48.

Деление прямоугольника на части.

49.

Решение задач.

50.

Измерение шагами.

51.

Решение задач.

52.

Блоки Дьенеша. Палочки Х. Кюизенера.

53.

Геометрические тела.

54.

Деление на части. Измерение на части.

55.

Состав числа 10.

56.

Ориентировка в пространстве.

57.

План (карта путешествий).

58.

Монеты.

59.

Ориентировка в пространстве.

60.

План (повторение).

61.

Деньги. Бумажные купюры.

62.

Отрезок.

63.

Измерение длины с помощью линейки.

64.

Измерение отрезка.

65.

Ориентировка в пространстве.

66.

Состав числа 10 (повторение).

67.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

68.

Диагностика.

по «Азбуковедению»

название темы

дата

1.

Диагностика.

2.

Речь письменная и устная.

3.

Звуки речи. Гласные звуки IаI, IуI; буквы А, а, У, у. Сочетание «АУ», «УА».

4.

Составление рассказа - описания по сюжетной картинке «Урожай».

5.

Гласные и согласные звуки. Гласный звук IоI, буквы О, о.

6.

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.

7.

Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с.

8.

Слово. Слог. Чтение букв. Игры с кубиками Зайцева.

9.

Деление слов на слоги. Учимся соединять буквы. Чтение слогов.

10.

Предложение. Деление предложения на слова. Схема предложения.

11.

Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х.

12.

Составление предложений по схеме.

13.

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

14.

Чтение слогов и слов, предложений. Составление слов из кубиков Зайцева.

15.

Согласный звук IшI, ; буквы Ш, ш.

16.

Чтение слогов и слов, предложений, небольших текстов. Игры с кубиками Зайцева.

17.

Гласный звук IыI; буква ы.

18.

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

19.

Составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок. Чтение слогов и слов, предложений, небольших текстов.

20.

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

21.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

22.

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.

23.

Составление предложений из слов. Чтение слогов и слов, предложений, небольших текстов.

24.

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

25.

Чтение слогов и слов, предложений, небольших текстов. Игры с кубиками Зайцева.

26.

Гласный звук IиI; буквы И, и.

27.

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п.

28.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

29.

Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з.

30.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

31.

Согласный звук IйI; буквы Й, й.

32.

Чтение слогов и слов, предложений. Игры с кубиками Зайцева.

33.

Диагностика.

34.

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

35.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

36.

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.  

37.

Составление предложений с заданным словом. Чтение слогов и слов, предложений, рассказов.

38.

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

39.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

40.

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

41.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

42.

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.

43.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

44.

Буквы Е, е.

45.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

46.

Буква Ь.

47.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Чтение слогов и слов, предложений, рассказов.

48.

Буквы Я, я.

49.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

50.

Буквы Ю, ю.

51.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

52.

Буквы Ё, ё.

53.

Составление предложений по картинке. Чтение слогов и слов, предложений, рассказов.

54.

Согласный звук IчI; буквы Ч, ч.

55.

Чтение слогов и слов, предложений. Формулирование ответов на вопросы.

56.

Гласный звук IэI; буквы Э, э.

57.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

58.

Согласный звук IцI; буквы Ц, ц.

59.

Составление деформированного предложения. Чтение слогов и слов, предложений, рассказов.

60.

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

61.

Составление рассказа - описания по сюжетной картинке «Наши ветераны».

62.

Согласный звук IщI; буквы Щ, щ

63.

Чтение слогов и слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

64.

Буква Ъ.

65.

Чтение слов, предложений, рассказов. Игры с кубиками Зайцева.

66.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

67.

Диагностика.

68.

Итоговое (интегрированное) занятие «В сказочном лесу».

Методическое сопровождение программы:

Раздел

программы

Формы занятий

Дидактические материалы и техническое оснащение

Формы подведения итогов

«Занимательная математика» - формирование математических представлений.

Презентации, работа по карточкам и с дидактическим материалом, творческие задания и упражнения, практические задания, дидактическая игра, участие в математических конкурсах

компьютер, видеопроектор, школьная доска,

рабочие карточки,

раздаточный материал, набор цифр и геометрических фигур,

блоки Дньенеша, палочки Х.Кюизенера.

Тестирование, проведение обобщающих интегрированных занятий

«Азбуковедение» - развитие речи и обучение слоговому чтению.

Презентации, работа по карточкам и с дидактическим материалом, творческие задания и упражнения, практические задания, дидактическая игра.

компьютер, видеопроектор, школьная доска, рабочие карточки, набор сюжетных картинок, ребусы, наборы букв, кубики Н.Зайцева

Тестирование, проведение обобщающих интегрированных занятий

Условия реализации программы

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Оборудование

Телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер, видеопроектор, ионизатор воздуха, тренажер (беговая дорожка).

Дидактический материл

1. Демонстрационный материал:

- «Счёт от 1 до 10»;

- «Цифры»;

- «Состав числа»;

- «Задачи»;

- «Обучение грамоте»

2.  Наборное полотно с набором цифр, букв и счетного материала

3.  Магнитная доска с набором фигур

4.  «Фланелеграф»

5.  Наглядные пособия:

     - «Склады Зайцева»;

6. Настольные игры  

7. Наглядный материал по «Азбуковедению» (коробки с картинками по буквам)

8. Коробки со счётным материалом:

     - «Счётные палочки»;

     - «Ёлочки»;

     - «Ракеты»;

     - «Матрёшки».

9. Блоками  Дьенеша,  

10. Кубиками  Никитина,  

11. Палочки Кюизенера.

Этапы педагогического контроля

Вид

Цель

Содержание

Форма проведения

Критерии

1

Вводный

выявить исходный уровень ЗУН и уровень развития личности

дошкольников

Тестовые задания по методике Семаго М., Семаго Н.,

Банковой С.А., Лускановой Н.Г.,

Керна – Йирасека.

Тестовые задания, беседы, наблюдения.

% учащихся, готовых к освоению программы

2

Темати-

ческий

Раздел: «Занимательная математика»

Цель: выявление уровня математических способностей детей.

Понятия: «цифра», «число», «задача», «знаки плюс, минус, равно, больше, меньше», «линия», «угол», «геометрическая фигура», «геометрическое тело».

Задания по темам: 

счёт в пределах 10; множество, дни недели, решение задач, ориентировка на листе бумаги, в пространстве, величина, геометрические фигуры, геометрические тела.

Тестовые задания

(Е.В.Колеснико

ва)

Высокий – 80-100% правильных ответов; 

средний – 31-79%

правильных ответов;

низкий – от 0 до 30 % правильных ответов.

Раздел:

«Азбуковедение»

Цель: определение уровня речевого развития детей.

Понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение».

Разделы тестовых заданий:

1.Словарь; 
2. Грамматика; 
3. Фонетика; 
4.Связная речь;

5. Буквы.

6. Чтение.

Тестовые задания

(Комаровой Т.С., Соломеннико

вой О.А.)

Высокий – 80-100%    правильных ответов; 

средний – 31-79%

правильных ответов;

низкий – от 0 до 30 % правильных ответов.

3

Рубежный

определение степени усвоения детьми учебного материала.

Тестовые задания по методике

Е.В.Колесниковой; Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. 

Тестовые задания, беседы, наблюдения (фиксация в диагностическую карту)

Высокий – 80-100%    правильных ответов; 

средний – 31-79%

правильных ответов;

низкий – от 0 до 30 % правильных ответов.

4

Итоговый

определения степени достижения результатов обучения, уровень развития личности

дошкольников

Выполнение заданий, включающие полученные ЗУН по всем разделам.

Тестовые задания по методикам: С.А. Банковой;

Лускановой Н.Г.; Керна – Йирасека.

Интегрирован

ное занятие,

наблюдения, беседы, тестовые задания.

 Высокий –

80-100% воспитанников

освоили программу

Средний –51-79% воспитанников

освоили программу

Развитие личности дошкольников.

Блоки

Параметры

Методики

1.

Сформированность интегративных качеств

Любознательность, активность, самостоятельность.

Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Эмоциональная отзывчивость.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками:

Наблюдение за детьми в процессе деятельности

2.

Специальная готовность к обучению в школе

(мотивация, развитие мелкой моторики, развитие психологических процессов)

Тесты Керна – Йирасека

  1. «Срисовывание точек»
  2. «Рисование человека»
  3. «Копирование письменных букв»

Ребенку дается задание

1.Нарисовать точки по образцу.

2.Нарисовать мужскую фигуру.

3.Скопировать

письменные буквы.

«Степень психологической готовности»

Ребенку задаются вопросы по методике

С.А. Банковой

«Что мне нравится в школе»

Нарисовать рисунок на школьную тему по методике

Лускановой Н.Г.

Работа с родителями

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению и счёту невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение математическими навыками и навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико–синтетического слияния звуко–буквенных сочетаний, арифметических действий с цифрами

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания
  • консультации (индивидуальные, групповые)
  • тематические выставки
  • эпизодические беседы с родителями
  • телефон доверия
  • анкетирование, книга отзывов
  • участие родителей в образовательном процессе

Таким образом, совместная деятельность объединения и семьи способствует

формированию взаимодействий всех участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов.

Литература для педагога:

Нормативная база

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании» в Российской  Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273от 273--ФЗФЗ

Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕОБРАЗОВАНИЕ

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. "(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" 4.4.3172-14)
  3. К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  4. Устав МБОУ ДОД «ЦДОД» пгт Нижний Одес
  5. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки. Метод. рекомендации / Автор-составитель Сивкова М.Г. – Сыктывкар, 2004.

Книги и брошюры:

Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.

Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. – Волгоград: Учитель, 2007.

Беннетт Стив, Бенетт Рут Литтенрль. 365 игр для детей и взрослых. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006.

Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Издательство «Аркти», 2003.

Волина В.В. Праздник Числа. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

Гришина Т.Е. Интеграция общего и дополнительного образования  -М-2006.

Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. – СПб: Лань, 2000.

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей - Ярославль:  Академия развития -2004

Ильин. Г. Проективное образование и становление личности - Высшее образование в России. - 2001. - №4.

Казинцева Е.А., Померанцева Н.В., Терпак Т.А. Формировкание математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе. – Волгоград: Учитель, 2009.

Кобасина Т.В. Игры для детей дошкольного возраста. – М.: Образ компании,2006.

Колесникова И.А., Гончарова М.П. Педагогическое проектирование  - М.: Академия, 2005. – 285 с.

Крупенчук О.И. Графические диктанты для девочек 6-7 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

Майер А.А. Предшкольная подготовка детей в дополнительном образовании. Учебно-методическое пособие. – СПб: ООО Издательство «Детство – пресс», 2009.

Моисеев А. М. Анализ проблем: сущность, назначение, основные характеристики - М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002.

Монахов В.М. Педагогическое проектирование: современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. - 2002.- № 5.

Новиков С.Ю. Весёлые сценарии ко всем праздникам. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2006.

Строганова Л.В. «Поощрение и самооценка младшего школьника». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. «Цветовой тест М.Люмера (Стандартный вариант)». – С.-П., ГП «Иматон», 2007.

Интернет-ресурсы:

http: Социальная сеть работников образования  nsportal.ru

http://detsad-kitty.ru/metod/1421                                                                                                              http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou                                                                     http:Материалы сайта по дошкольному воспитанию. pedsovet.ru                                        http://cpd.yaroslavl.ru/ Речевое развитие

Литература для детей:

Белолипецкий С. А. Метод врождённой успеваемости: Быстро читаем – М.:Эксмо,2010.

Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие – Екатеринбург: Издательский дом ЛИТУР, 2008.

Владимирова И. Азбука. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.

Детская серия книг «Учись играя». – Смоленск: Русич, 2009.

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

Розе Т.В. Большой фразиологический словарь для детей – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

Тегипно Н., Перова О., Кардашук А. Большая книга знаний для самых маленьких. Учимся вместе с мамой. - М.:Эксмо, 2008.

Шалаева Г.П. Большая книга знаний для самых маленьких.- М.: АСТ: СЛОВО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...