Профессиональный стандарт педагога
статья на тему

Колмогорова Светлана Алексеевна

  Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт педагога

Сложившаяся к началу двадцать первого века социокультурная и педагогическая ситуация заставляет современные образовательные учреждения разных типов реализовывать свой опыт в двух формах: как модернизацию, согласно которой происходит совершенствование системы при  её  сохранении; и реформации, когда происходит  её переход к качественно  новой системе. В связи с этим принципиально по-новому ставится  цель обучения: психическое и творческое   развитие обучаемых на основе способности личности к самореализации.

  Дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Это свидетельствует, с одной стороны, о повышении статуса дошкольного образования и признании самоценности периода дошкольного детства, с другой – о предъявлении принципиально новых, специфичных требований, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г.)

  В связи с этим в центре внимания оказывается педагог, непосредственно реализующий в практике положения, предлагаемые ФГОС ДО.

  Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу педагога, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

  Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

  Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

  Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. 

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

• четкое видение современных задач дошкольного образования;

• ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

• способность проявлять гуманную педагогическую позицию;

• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

• умение проявлять заботу о поддержке и развитии индивидуальности каждого ребенка;

• умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

• умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;

• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;

• способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога. Все названные личностные качества взаимосвязаны, их сочетание определяет жизненную стратегию человека, тактику взаимодействия с людьми, выбор моделей поведения в определенных ситуациях, приоритеты в профессиональной деятельности. 

  Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций. Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций в условиях личностно-ориентированного обучения приводит к осмыслению вопроса о совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Готовность педагога к реализации образовательного процесса в рамках нового образовательного стандарта включает в себя: мотивационно - психологическую готовность, теоретическую готовность, результативную готовность.

  С учетом различного уровня квалификации педагогов страны       предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готовым гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.  

  В профстандарте  педагога представлены требования к   педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.

К педагогу  дошкольного  образования профстандартом  предъявляются  следующие требования:

Трудовые действия

Участие:

  • в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;                   
  • в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации; 
  • в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.                     

  Планирование  и реализация  образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами.

  Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста.

  Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

  Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых  для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

  Формирование психологической  готовности к школьному обучению.

Создание позитивного психологического  климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

Организация:

  • видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
  • конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  • образовательного  процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Необходимые умения: 

  • Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.
  • Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
  • Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
  • Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
  • Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые знания:

  • Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Основные психологические подходы: культурно-исторический,  деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
  • Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
  • Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Современные тенденции развития дошкольного образования. 

В завершение хочется отметить, что профессиональный стандарт существенно расширяет границы свободы педагога, одновременно повышая его ответственность за результаты труда. И сейчас уже можно говорить о том, что перед нами модель современного педагога, которой должен соответствовать каждый. Безусловно, Стандарт оставляет множество вопросов, в частности, вопрос профессиональной подготовки педагогов. Но я убеждена, что стандартизация всех сфер образования – ближайшее будущее и постепенное введение профессионального стандарта педагога к 2018 году позволит вывести систему образования в России на качественно новый уровень.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...