Консультация для воспитателей. "Проектно - исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста"
консультация по теме

Селезнёва Наталья Ивановна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno_-_issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУГАРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Консультация для

воспитателей:

«Проектно – исследовательская деятельность

с детьми дошкольного возраста».

Учитель рисования, воспитатель

Селезнёва Наталья Ивановна

МАДОУ Шугаровский ЦРР –

Детский сад «Колосок».

Первая квалификационная категория

Педстаж: 13лет

2014г

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Прежде  всего, необходимо рассмотреть требования, предъявляемые к исследовательской и проектной компетентности педагога. Важная роль исследовательского и проектного метода в дошкольном образовании обусловливает высокие требования к профессиональному владению этими методами, которые включают знание дидактических целей использования этих методов. Эти цели вытекают из обучающих, воспитывающих и развивающих возможностей этих методов; а также из сходства и отличия этих методов, знание которых также необходимо педагогу.

Педагог должен знать:

  • отличие таких понятий, как «исследование», «проект», «исследовательский проект», ориентироваться в этапах этих методов;
  • виды исследований, виды проектов,
  • содержание, формы, методы и средства реализации исследовательской и проектной деятельности с дошкольниками.

Помимо теоретических знаний о проектной и исследовательской деятельности педагог должен уметь:

  • уметь организовывать детские индивидуальные и групповые проекты, совместные проекты – дети и родители, родители и педагоги, дети, родители и педагоги;
  • уметь разрабатывать педагогические проекты;
  • уметь провести педагогическое исследование, оформить его в виде, например, научной статьи;
  • иметь опыт научных публикаций и участия в научно-практической конференции;
  • уметь провести диагностические процедуры, чтобы отследить успехи детей, разумеется не в сравнении друг с другом, а в сравнении каждого с самим собой предыдущим.

Исследовательская и проектная компетентность – это очень обширная область профессиональных требований и здесь много проблемных вопросов, причём один из наиболее важных, с нашей точки зрения, это вопрос об отличии проекта и исследования.

Безусловно, это разные виды деятельности, и вопрос об их отличии в последнее время всё чаще стал подниматься в методической литературе. Но что касается дошкольного образования, то здесь эти виды деятельности сближаются.

Так, знакомство с исследованием в дошкольном возрасте, как правило, начинается через исследовательский проект. Поэтому, применительно к дошкольному периоду, часто можно слышать понятие «проектно-исследовательская деятельность». Причём в методической литературе по-разному разводят эти понятия.

На наш взгляд, самое главное отличие – это разница в дидактических целях, даже шире – в педагогических целях.

Проект нацелен на развитие практических и деловых навыков, умение работать в коллективе, договариваться, выходить из конфликтов, отвечать за свою часть в общей работе. Причём у проекта гораздо больше возможностей для социализации личности.

А вот в ходе исследования в основном развивается мышление, воспитывается пытливый исследовательский взгляд на окружающий мир, закладывается исследовательское поведение, умение моделировать события, строить прогнозы, выдвигать гипотезы и планировать путь их проверки, задавать вопросы и давать на них ответы. Конечно, не всё это доступно в дошкольном возрасте, но формирование некоторых элементы исследовательского развития и поведения вполне возможно.

Если проследить самое общее отличие по задаваемым вопросам, то проект будет отвечать на вопросы «что?», «каким образом?», а исследование – «почему?», «как?», «зачем?». Конечно, в серьёзных научных методических исследованиях мы тоже можем задать вопрос «каким образом?», но мы сейчас имеем в виду детские исследования.

Таким образом, в развитии личности ребёнка, в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования ФГОС ДО придаёт большое значение исследовательской и проектной деятельности, для организации которой педагог должен обладать исследовательской и проектной компетентностью, включающей многие показатели теоретического и практического плана.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Н. А. Рыжова выделяет последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • дает домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
  • организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместной деятельности с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходи формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности что в свою очередь способствует личностному развитию детей

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Этапы  проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Постановка

проблемы

Формулирует для себя проблему, исходя из которой подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

2. Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)

3. Конкретный

замысел

Продумывает и представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

4. Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий

Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций (что сначала, что потом)

5. Реализация проекта и постоянная рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя

6. Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игривой презентации достигнутых результатов

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желание пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, поро^

емый в результате функционирования механизмов поисковой Активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность включает в себя: мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления (в роли которого выступает мышление); анализ полученных результатов, оценку динамики ситуации на их основе, прогнозирование дальнейшего ее развития; моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверено на практике и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вся схематически описанная последовательность повторяется.

Выделяются следующие этапы становления исследовательской деятельности:

ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);

проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);

планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);

эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);

 анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);

рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования. Этапы исследования — проблемная ситуация; проблема, ее формулирование; выдвижение гипотез; подбор материала для проверки гипотез; проверка гипотез; формулирование и оформление вывода.

Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий:

Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя — уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

Шаг 2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения), а проект — это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализующий проект, решает реальную проблему).

Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».

Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым процесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя — права импровизировать.

Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза — это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).

Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы — это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения.

Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. Проблема — это затруднение, неопределенность, чтобы устранить ее, требуется исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Не стоит требовать от ребенка ясного осознания и формулирования проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Выдвигать гипотезы, строить предположения. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей — важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщении к умственному труду; вопросы могут быть различными — уточняющими, восполняющими (неопределенными, непрямыми) и др.

Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. Без умения оперировать этими понятиями не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что можно увидеть своими глазами.

Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы; всякая классификация имеет цель, которая диктует выбор основания; поскольку целей может быть много, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям).

Наблюдать. Наблюдение — это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.

Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод — это заключительное суждение о результатах проведенной работы.

Для проведения исследования с целью решения проблемы ребенок участвует в следующих этапах исследования:

  • наблюдение и изучение фактов и явлений;
  • выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы);
  • выдвижение гипотез;
  • осуществление плана, выяснение связи изучаемого явления с другими явлениями; формулирование решений, выводов, обобщений;
  • проверка решений;
  • практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Для этого педагогу необходимо осуществлять деятельность по трем этапам, которые в своих исследованиях выделили И. Ильницкая и Л. Остапенко.

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.п.).

На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

Для этого используются следующие формы организации конструирования, которые применяются именно в такой последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям [25, 26].

Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе с детьми шести-семи лет педагог может завести папку, в которую вместе с родителями (согласно перечню разделов) он будет собирать материал, накопленный в ходе исследования. Например:

раздел 1 «Что я прочитал (или мне прочитали) по теме... (список литературы)»;

раздел 2 «Что я узнал о... (сбор информации по теме исследования)»;

раздел 3 «Вопросы, которые возникли у меня, когда я изучал научную и художественную литературу»;

раздел 4 «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»;

раздел 5 «Вопросы, которые возникли у меня в ходе наблюдений и опытов»;

раздел 6 «Мои выводы»;

раздел 7 «Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)» [26].

Чтобы дети занимались исследовательской деятельностью, педагогу необходимо:

  • использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);
  • создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение;
  • четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка;
  • учить видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение;
  • выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, принимая любые их предложения;
  • развивать способность к прогнозированию и предвосхищению решений;
  • обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
  • создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;
  • побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
  • подводить детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор;
  • знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей; проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца; подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу) [22].

Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.

И. Л. Паршукова предлагает определенную структуру занятия-исследования для детей дошкольного возраста: 

  • постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;
  • тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия);
  • уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
  • уточнение плана исследования;
  • выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;
  • распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группе;
  • анализ и обобщение полученных детьми результатов.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • коллекционирование (классификационная работа) — освоение родо-видовых отношений;
  • путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
  • путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

Литература:

  1. http://www.tsutmb.ru
  2. Хабарова Г.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательной, поисковой деятельности детей, которая понимается как поиск зн...

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно - исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»

Консультация для воспитателей «Проектная познавательно - исследовательская деятельность по экологии в средней, старшей группе»...