программа по здоровьесбережению "Здоровый малыш"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Прграмма по здоровьесбережению в ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zozh.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Слудская основная общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

по здоровьесбережению

«Здоровый малыш!»

Автор программы: воспитатель

дошкольной группы МБОУ «Слудская ООШ»-

Белых Анастасия Николаевна.

с. Слудка, 2014г.


Содержание

Паспорт программы……………………………………………………………………………………………………………….. 3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...……………………………………………… 6

  1. Основные принципы реализации программы…………………………………………………………………………….. 9
  2. Анализ здоровья и физического развития воспитанников дошкольной группы………………………………………11
  3.  Оценка результативности  системы и содержания оздоровительной работы дошкольной группы:
  1. Консультативно-информационное  образование детей, персонала, родителей………………………………..13
  2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ дошкольной группы……………………………………………..... 16
  3. Организация полноценного питания……………………………………………………………………………… 17
  4. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы………………………………………………… 17
  1. Заключение …………………………………………………………………………………………….………………….. 19

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………20

Нормативно правовая база ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………………….21


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:

Наименование программы

Программа «Здоровый малыш!» на 2014-2016 гг.

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

Педагогический совет  №4 от 29.04. 2014г.

Педагогический совет № 1 от 29.08.2014г.

Основание для разработки Программы

Высокая заболеваемость детей дошкольной группы. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с МБОУ в  проведении физкультурно-оздоровительной работы и  профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ.

Цель программы

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей  общечеловеческой культуры.

Основные задачи программы, целевые ориентиры

1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5%  и более, за счет  качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование  представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3. Разработка системы педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .

Исполнители Программы

Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники дошкольной группы и их родители.

Важнейшие целевые индикаторы Программы

1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.

2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях).

3. Активное участие всех участников образовательного процесса  в совместной деятельности по здоровьесбережению.

4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2014-2016гг.

1-й этап - аналитический, апрель-май 2014г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2012-2014гг

2-й этап -  разработка проекта программы – май- ноябрь  2014г.

3-й этап - внедрение программы- 2014-2016гг

4-й этап – итоговый - диагностический – апрель-май 2016г.

Ожидаемые конечные результаты

1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей  в сохранении и укреплении здоровья детей.

2. Стимулирование  внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности  и правильного питания в условиях семьи.

 3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ!».

 4. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников дошкольной группы.

5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни  одним ребенком до 3-х дней:

Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией

Старший воспитатель дошкольной группы МБОУ «Слудская ООШ»


ВВЕДЕНИЕ:

"Физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос,
через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью".
Н. Ефименко

Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование»  является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка  появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева) [11]

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные  занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В 2011 -2012 учебном  году вводится новый норматив занятий физической  культурой - не менее трёх занятий  в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.[15]

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных  здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа,  направлена на  сохранение и укрепление здоровья детей.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не  одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива  образовательного учреждения на длительный срок.[1]

Разработка педагогическим коллективом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Слудская основная общеобразовательная школа» этой программы, привела коллектив дошкольной группы к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в  вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей  в  вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и  их валеологическом просвещении. Роль педагога дошкольной группы состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать  в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.  

Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в с. Слудка Сыктывдинского района . Природно – климатические условия  в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие предприятий с вредным производством в г. Сыктывкаре Эжвинского района, что находится в 50 км от с. Слудки), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому  значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Здоровый малыш!» направлена на  решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего села и района.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольной группе практически здоровые дети составляют менее 7%.

Цель программы:  сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей  общечеловеческой культуры.

 Задачи: 

1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5%  и более, за счет  качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование  представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3. Разработка системы педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .

  1. Основные принципы  реализации программы

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных  программ технологий и методик.

2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности  – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников. 

Основные участники реализации программы:

  • Воспитанники дошкольной группы.
  • Педагогический коллектив.
  • Родители (законные представители) детей посещающих дошкольную группу.

Основные направления программы

1. Консультативно-информационное  образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический  план улучшения здоровья детей );

2. Здоровьесберегающая инфраструктура МБОУ (кадры, спортивный зал, спортивная площадка);

3. Организация рационального питания;

4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы НОД, проводимых в ОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.


  1. Анализ здоровья и физического развития воспитанников дошкольной группы

  Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с декабря 2012 по декабрь 2014г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2012г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в дошкольной группе приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет?  Дошкольная группа открылась в сентябре 2012 года. В сад пришли домашние дети из частного сектора, где основная часть домов имеет печное отопление, т.е. в вечернее время температура в помещении имеет высокий показатель, а к утру помещение остывает до t-14-160. Дети зачастую ходят дома без комнатной обуви. В связи с резкими перепадами t0 в домашних условиях – высокие показатели простудных заболеваний в дошкольной группе.   В 2013-2014г. высокий процент заболеваемости обусловлен эпидемией гриппа. Мы пришли к выводу, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должна находиться семья и дошкольная группа образовательного учреждения,  как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».[12]

В дошкольном отделении проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольной группы. При открытии дошкольной группы на базе МБОУ «Слудская ООШ», дети поступали в  детский сад неравномерно, в сентябре массово, с октября по май постепенно. Педагогами осуществлялся весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим,  консультации для родителей, разработка проекта «В детский сад хожу без слез».  Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад». Однако положительной динамики по степени легкой и средней адаптации детей к детскому саду не происходит, и это  связано с возрастным контингентом детей.         

В дошкольную группу  поступают большой процент домашних детей в возрасте 2-6 лет. Группа, организованная в дошкольной группе – разновозрастная и поэтому дети  чаще болеют и соответственно адаптация у них затягивается.        


3. Оценка результативности  системы и содержания оздоровительной работы дошкольной группы

3.1  Консультативно-информационное  образование детей, персонала, родителей.

Администрацией совместно с медицинскими работниками ФАП определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования  у детей  - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление  о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в дошкольной группе должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • Привитие стойких гигиенических навыков;
  • Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
  • Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
  • Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
  • Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния  и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
  • Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
  • Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
  • Проведение тематических занятий на группах;
  • Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
  • Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.
  • Проведение оздоровительный работы в летний период.

Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной  из основных задач,  является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического  здоровья  каждого ребенка.

В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения  дошкольников  при выпуске в школу. Внедряются  современные методы  мониторинга здоровья. Разрабатываются  критерии оценки состояния здоровья.

Педагогическим коллективом организуются  и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и  психологического благополучия  во время пребывания ребенка в МБОУ:

  • по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
  • создание развивающей среды в группах;
  • создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
  • спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
  • создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
  • оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
  • проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
  • Разработка и проведение социальных проектов «Страна безопасности»
  • проведение с детьми практических занятий по теме «В мир опасных предметов»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольной группы, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование  или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления  детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
  • Включение родителей в совместную работу по  оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

  • Выпуск  газеты по здоровьесбережению «О здоровье» (1 раз в квартал);
  • Создание в уголках для родителей рубрики «В здоровом теле - здоровый дух»; «Советы доктора Айболита»;
  • Родительские собрания на данную тематику;
  • Привлечение родителей в проектную деятельность по данной теме;
  • Педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся  совместные оздоровительные мероприятия, НОД, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Большие гонки – маленьких спортсменов», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья», участие в республиканском фестивале «Олимпиада с детского сада». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольной группе и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ дошкольной группы.

Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с  врачами ФАП и райпедиатром районной детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участкового педиатра и медицинских работников ФАП, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр с. Зеленец, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной группе  помогает педагогический контроль, в который входят:

  • Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • Обследование физического развития детей;
  • Педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
  • Педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
  • Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.
  • Профилактическо-оздоровительная  работа в дошкольной         группе направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется  профилактическим мероприятиям:
  • Осуществление  проветривания помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
  • Дважды в день   влажная уборка групповых помещений;
  • Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах  укорочены;
  • 2 раза в год  выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  • 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
  • Правильно осуществляется подбор и расстановка  комнатных растений;
  • Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
  • Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;
  • Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:

  • Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
  • Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в  группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
  • Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;
  • Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);
  • Использование рециркуляторов для  очистки  воздуха групповых помещений (люстра Чижевского).

3.3 Организация полноценного питания

При организации питания необходимо  придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.

  • Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к пищеблоку;
  • Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;
  • Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;
  • Обеспечение питьевого режима;
  • Витаминизация третьего блюда (постоянно);
  • Эстетика организации питания  и гигиена приема пищи;

3.4  Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. 

Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:

  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз, стоп, лица, шеи;
  • Физминутки (динамические паузы);
  • Хождение по дорожкам «здоровья»

Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна),  утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе (течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям


Заключение

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывались:

Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов:

Местные, региональные условия (климат, природные условия);

  • Специфику контингента детей, посещающих разновозрастную группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
  • Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
  • Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр - ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
  • Изменение работоспособности детей в течении дня;
  • Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке. Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги,  работая по данной программе в  системе и  в  содружестве  с  семьёй  обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более  открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней  и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

 Ведь в здоровом теле - здоровый дух.


Список литературы

1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/  Г.М.Гунн.  – СПб.2000.- 192с.

2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/  М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/  М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.

4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В.,  В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко,  Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.

5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.

6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.

7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.


Нормативно – правовое обеспечение Программы

8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд  - Сервис. 2001. – С. 43,72

9. Семейный кодекс Российской Федерации  (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании);

11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666);

13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.

14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

15. «Санитарн-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.3049-13 ) от 15 мая 2013 г. № 26  

16.  Устав МБОУ «Слудская ООШ» и другие локальные акты ДОУ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Доклад на педагогическом совете по теме:

Слайд 1. «Формирование здорового образа жизни в дошкольной группе в рамках программы по здоровьесбережению «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ!»

Слайд 2. Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Слайд 3. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни.     Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.

Слайд 4. Основными составляющими здорового образа жизни являются – соблюдение режима дня; правильное питание; обеспечение двигательной активности; закаливающие процедуры; привитие культурно-гигиенических навыков. Не смотря на отсутствие инструктора по физической культуре, в нашей дошкольной группе воспитателями проводятся оздоровительные мероприятия. Такие как:

Слайд 5. Для обеспечение двигательной активности  проводится:

  • утренняя гимнастика,
  • физкультминутки, подвижные игры,
  • игры малой подвижности,
  • физическая культура 3 раза в неделю;
  • спортивные праздники среди родителей и детей.

Слайд 6. Привитие культурно-гигиенических навыков:

Рано утром каждый день

Умываться нам не лень

Зубы, волосы, ногти и уши

Почистим, помоем мы и посушим

С мылом, расческой, шампунем и пастой

Будешь ты чистым, пушистым, гривастым.

Слайд 7. Правильное питание

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.  

Слайд 8. Сон.

Сон - важное условие для здоровья, бодрости и высокой работоспособности человека. В нашей дошкольной группе проводится: релаксационная гимнастика до сна, гимнастика после сна, босохождение, «Дорожки здоровья».

Слайд 9. Мероприятия по профилактике заболеваемости:

  • Кварцевание; проветривание группы;
  • Витаминизация в течении года;
  • Пропаганда здорового образа жизни: папки передвижки, памятки для родителей, оформление стенда «Айболит советует».
  •  Недели здоровья.
  • Экскурсии.
  • Месячник по профилактике здоровья в летний период (июнь).
  • Участие в спортивных мероприятиях школьных, сельских, районных.
  • Участие в  республиканском фестивале «Олимпиада с детского сада».

Слайд 10 Для эффективной работы по здоровьесбережению воспитатели дошкольной группы используют в работе современные технологии, такие как здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  

Здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной группе, направленные на:

  • Сохранение и стимулирование здоровья (Динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры).
  • Эстетической направленности (гимнастика: пальчиковая, язычковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, ортопедическая);
  • Обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, утренняя гигиеническая гимнастика);
  • Коррекционные (технологии музыкального воздействия, стопотерапия, сказкотерапия).

Сохранение и стимулирование здоровья

Слайд 11

Динамические паузы

Во время занятий, от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др …

Релаксация

В любом подходящем помещении для всех возрастных групп.  Используется спокойная классическая музыка или звуки природы.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия; на прогулке; в группе. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей. Ритмопластика 2 раза в неделю по 20 минут со среднего возраста. Обращать внимание на величину физической нагрузки в соответствии с возрастом детей

Эстетической направленности

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно с подгруппой детей начиная с младшего возраста. Проводятся со всеми детьми особенно с речевыми проблемами

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно – оздоровительной работы. Воспитатель даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа.

Гимнастика для глаз

Ежедневно с подгруппой детей начиная с младшего возраста. Проводятся со всеми детьми особенно с речевыми проблемами.

Бодрящая

Ежедневно после дневного сна 5 – 10 минут Форма проведения различная

Ортопедическая

В разных формах физкультурно – оздоровительной работы Проводятся с детьми в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Обучения здоровому образу жизни

Слайд 13

Физкультурное занятие

3 раза в неделю в спортивно – музыкальном зале или на воздухе.  Проводятся в соответствии с программой в хорошо проветриваемом помещении.

 Коммуникативные игры

2 – 3 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей

Самомассаж

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный самомассаж

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

 Утренняя гигиеническая гимнастика

Ежедневно по 7-10 мин со всеми детьми дошкольной группы, в соответствии с планом работы.

Коррекционные

Слайд 14

Технология музыкального воздействия

2 – 4 раза в месяц. Используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя.

Сказкотерапия

3 занятия в месяц по 25 минут со старшего возраста Групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей.

Слайд 15 Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от этого сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад воспитатель и родители должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Для этого воспитателями нашей дошкольной группы проводятся:

  • Тематические родительские собрания,
  • беседы с родителями,
  • консультации (индивидуальные и групповые)
  • Анкетирование
  • Презентации.
  • Совместные спортивно – оздоровительные мероприятия.

Слайд 16. Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет.

Показ Осиповой Е.И. мастер-класс «Самомассаж лица и рук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дополнительной образовательной программы "Фитнес для малышей"

Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» - соответствовать, быть в хорошей форме)  в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.Данная программа реализуется в ...

Составительская программа "Будь здоровым, малыш!"

  Система дошкольного образования – это тот чернозём, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей. Самая сложная и самая важная творческая задача воспитателя...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол для малышей»

Программа разработана на основе разделов образовательной области «Физическая культура». Физкультурно- спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации дошкольников...

Программа "Будь здоров малыш"

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Будь здоров Малыш»...

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....