Семинар для педагогов ДОУ "Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО"
методическая разработка на тему

Скареднова Ирина Самсоновна

Цель: повышение уровня профессиональной грамотности педагогов ДОУ в вопросах реализации ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

Филиал № 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»

Турочакского района с. Турочак

 

Семинар

«Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО»

Старший воспитатель

Скареднова И.С

                                                       

Турочак, 2015

План

  1. Модели организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО.
  2. Взаимодействие воспитателя с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
  3. Интеграция – один из путей достижения качества ДО.
  4. Метод проектной деятельности – один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
  5. Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.

Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС и образовательной программой организации

Основными задачами, стоящими перед каждым воспитателем, являются:

-наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;

-проявить творческий подход к отбору содержания на основе интеграции образовательных областей и использование разнообразных методов и приемов;

-включить в образовательный процесс  больше разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуации;

-применять принцип вариативности в отборе тем, форм, средств, методов, ориентируясь на разнообразие и новизну;

-исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм;

-внимательно, тактично относиться к ребенку, учитывать его возможности и склонности.

Содержание программы обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

- физическому;

-социально-коммуникативному;

-познавательному;

-речевому;

-художественно-эстетическому.

Какой же должна быть модель организации образовательного процесса в этих условиях?

В концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» представлены три наиболее часто встречающиеся модели организации образовательного процесса: учебная, комплексно-тематическая и предметно-средовая модели.

Учебная  модель. Организация учебного процесса  в ДОО строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеет свою логику построения. В этой модели позиция взрослого – учительская; инициатива и направление деятельности принадлежит взрослому. Модель рассчитана на жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие или методику и приобретает вид «учебных пособий». Привлекательность этой модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу.

Комплексно-тематическая модель. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору боле свободной позиции, приближая ее к партнерской. Менее жесткой в этой модели становится организация предметной среды. Набор тем придает систематичность  образовательному процессу. Однако, в целом образовательный процесс направлен, скорее, на расширение осведомленности ребенка об окружающем. Модель предъявляет высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого.

Предметно-средовая модель. В этой модели содержание проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый выступает как организатор предметных сред, подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Мантессори. Ограничение образовательной среды только предметным материалом, ставка на  саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка-дошкольника. Как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Итак, в связи с требованиями ФГОС ДО, оптимальным возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей.

Модель организации образовательного процесса

Принципы организации образовательного процесса

Позиция взрослого

Организация предметной среды

Сильные и слабые стороны модели

Учебная модель

Разделенные учебные методики.

Школьно-урочная форма обучения

Ученик-учитель. Инициатива принадлежит взрослому

Предметная среда выступает как учебное пособие. Жесткое программирование предметной среды.

Высоко-технологичность,

доступность для педагога

Комплексно-тематическая

Реализация темы в разных видах детской деятельности.

Эмоционально-образная форма обучения, в основе которой лежит тема

Ребенок-взрослый. Свободная позиция взрослого- позиция партнерская.

Организация среды менее жесткая

Систематичность,

расширение знаний ребенка об окружающем мире, высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу педагога

Предметно-средовая

Содержание проецируется на предметную среду

Взрослый-организатор предметной среды.

Ограничение среды предметным материалом

Утрата систематичности образовательного процесса,

Низкий уровень культуры дошкольников, технологичность, не требуется творческих усилий от педагога

Взаимодействие воспитателя с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте

ФГОС ДО предусматривает последовательное «проживание» ребенком содержания образовательного процесса в разных видах детской деятельности (общении, игре, познавательско-исследовательской и др. деятельности). Следует оценивать не только модель организации образовательного процесса, но и тип взаимодействия взрослого с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.

В настоящее время в образовательном процессе выделяют два основных блока:

- совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

В процессе взаимодействия взрослого с детьми у ребенка происходит развитие способов (средств) действий, развивается познавательная мотивация и увлеченность, развиваются и транслируются культурные нормы – в т.ч. нормы взаимодействия с другими людьми. В данном случае важное значение приобретают средства развития (методы, формы, материал), которые подбирает воспитатель для организации взаимодействия с детьми.

Сформулированы четыре ключевые позиции (Н.А.Короткова), раскрывающих особенность организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  1. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при четко продуманной организации рабочего пространства для детей);
  4. открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Интеграция – один из путей достижения качества дошкольного образования

Учитывая особенности организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.

Интеграция понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания, охватывающая все виды деятельности.

Цель интеграции – способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон. Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом планировании (тематический день, неделя).

 Идея интеграции подразумевает, что:

-для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные виды детской деятельности;

-в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное).

Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов.

Если определяется тема дня, например, «День космонавтики», то следует продумать, о чем воспитатель расскажет детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает, какие игры организует (по данной тематике),что предложит рисовать, лепить, моделировать и т.д. это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где естественным образом интегрируется содержание образовательных областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской деятельности.

Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкальная, художественная, восприятие детской художественной литературы и фольклора).

Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.

Метод проектной деятельности – один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками

По словам Л.Свирской, «под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр».

В основе проектного обучения лежат следующие принципы:

  1. В центре внимания – ребенок.
  2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка.
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
  4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается на счет универсального их использования в разных ситуациях.

Что дает проектная деятельность участникам образовательного процесса?

Детям:

  • На основе высокой познавательной мотивации изменяется позиция ребенка: из пассивного участника и потребителя знаний он становится исследователем, открывателем, творцом.
  • Развивается самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы.
  • Формируются нравственные качества личности ребенка: партнерство, умение принять позиции другого, взаимопомощь, дружелюбие.

Родителям:

  • Родители становятся неформальными участниками образовательного процесса.
  • Формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению.
  • На основе родительской рефлексии развивается родительская компетентность.
  • Создаются условия для обмена опытом семейного воспитания в неформальной обстановке.

Педагогам:

  • Педагоги переходят от позиции «Делай как я» к позиции «Делаем вместе с ребенком»
  • На основе профессиональной рефлексии повышается уверенность и компетентность педагогов.
  • Создаются условия для активного самовыражения и творчества.

При использовании проектной деятельности можно выделить следующие индикаторы эффективности:

- в проектной деятельности расширяется социально-познавательное пространство детей;

- развивается познавательная и творческая активность;

- формируется познавательная мотивация.

Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации.

В методической литературе и отдельных нормативных документах можно найти подтверждение о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.

Авторы пособия «Тематические прогулки в детском саду» (авторы К.Ю.Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И.Павлова) предлагают пять видов тематических прогулок:

- прогулки-походы;

-развлекательные прогулки с персонажами;

-прогулки-события;

-спортивные прогулки;

-прогулки-трудовые акции.

Так, например, прогулки-события посвящаются определенной теме или событию, произошедшему в детском саду. Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов «Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме.План семинара:1. Доклад и презентация на тему: «Предметно – развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ»2. Командная игра «Чт...

Консультация для педагогов "Планирование образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО с учетом методических рекомендаций«

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса черезпланирование.Итак, что такое план или планирование?План – это рабочий документ, назначение которого &nda...