Консультация для воспитателей "Почему ребёнок играет?"
консультация (младшая группа) на тему
В данной консультации раскрыто значение игры для ребёнка, основные элементы из которых состоит детская игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
« Почему ребёнок играет?»
Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит игра для самого ребёнка и что такое детская игра для взрослых - родителей, воспитателей.
Для ребёнка игра - это его относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы, игра - способ его самореализации и самовыражения. В игре ребёнок таков, каким ему хочется быть, в игре ребёнок там - где ему хочется быть, он участник интересных и увлекательных событий. У каждого ребёнка - свой мир игры. Но когда он попадает в общество сверстников, он открывает для себя миры других детей. Для ребёнка бывает трудно понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир. По данным известного швейцарского психолога Жана Пиаже, способность передавать какое-либо новое содержание в доступной для понимания другого ребёнка форме появляется у детей лишь к семи годам. До этого возраста взаимопонимание детей основывается на уже известных им общих содержаниях. Такими общими содержаниями для малышей являются традиционные сюжеты детских игр. Дети всего мира играют в дочки-матери, в школу, в больницу и т.п. К этим традиционным сюжетам ребёнок приобщается через родителей и других взрослых, старших детей с самого раннего детства.
Вообще, игра со старшими или взрослыми или взрослыми для ребёнка гораздо легче, чем игра со сверстниками. Ведь если и нужно что-то объяснить, достаточно намёка, реплики - взрослый всё поймёт с полуслова. Для маленького ребёнка он универсальный «пониматель». Поэтому игра со старшими - необходимый этап для перехода к игре со сверстниками.
Первое время дети из-за взаимного непонимания льют море слёз, обижаются друг на друга. Совместная игра разлаживается, но играть поодиночке скучно. И дети, объединяясь вновь, уже стараются удержать друг друга, налаживают игру, пусть простую и нехитрую, но совместную. Построив сюжет, они сохраняют его, и до поры до времени он многократно повторяется. И эти повторения одной игры уже вызваны не только желанием остановить время, повторить какое-то событие, но и стремлением повторить удовольствие от общения со сверстниками.
Дети растут, набираются опыта, и их совместная игра начинает протекать гораздо слаженнее. Она не ограничивается уже разыгрыванием традиционных, известным всем играющим сюжетов, а представляет собой конструирование новых сюжетов - построение общего мира играющих детей. Такое построение связано с использованием детьми особого языка игры - жестов, мимики, действий с предметами-игрушками, т.е. языка, который компенсирует детям недостаточное владение словесными средствами общения. Эти дополнительные средства и позволяют достигать детям взаимопонимания в игре - раскрывать свой замысел игры друг другу, вбирать в свою игру замысел другого.
Содержание игры представляет собой активное творческое воссоздание реального мира. Основные элементы, из которых строится игра, - персонажи, события, ситуации, - являются отражением в сознании ребёнка его реального опыта непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач и т.д. И в этом смысле содержание игры ограничено знаниями ребёнка. Однако, комбинируя знания из разных источников, ребёнок получает необходимую ему свободу, а чем старше он становится, тем больше содержание его игры выходит за пределы жёстких связей непосредственно воспринятого. Это одна из тенденций развития игры. Другая существенная тенденция в развитии детской игры - всё более полное и точное воссоздание окружающей действительности, которое, прежде всего, обнаруживается в предпочтении детьми игрушек, наиболее точно копирующих настоящие предметы, и в отказе от условных игрушек, лишь в общей форме обозначающих предмет. Если нет игрушки - копии настоящего предмета, то ребёнок обозначит его с помощью действий и слов, чем будет использовать предмет, лишь отдалённо напоминающий настоящий.
Игровые традиции, культура игры ограничивают свободу ребёнка в игре. Ведь традиционные сюжеты детских игр, производимые игрушки определяют конкретную тематику игры, ограничивают её проигрыванием определённых сюжетных образцов, обыгрыванием имеющихся игрушек.
Игровые действия могут носить различный характер. Например, куклу в игре можно кормить по-разному. Можно просто подносить ложку ко рту куклы, а можно подробно изображать этот процесс - зачерпывать еду из тарелки, подносить ложку ко рту куклы, опрокидывать её в рот и т.п. В первом случае действие носит обобщённый, свёрнутый характер по сравнению с реальным действием, во втором - оно является более подробной и точной его копией.
По форме игровое действие тоже может быть разным это действие с предметом (игрушкой), или действие с воображаемым предметом, или действие-слово. Например, ребенок, играющий в доктора, делает уколы по-разному. Он может использовать игрушечный шприц и копировать действия врача, может только изображать действие при отсутствии подходящего предмета, а может и вовсе сказать: - Чик, Укол сделан!
Разумеется, чем разнообразнее способы выполнения игрового действия детей, тем более свободны они в игре.
Итак, чем больше ребёнок имеет знаний, чем раньше он приобщается к игровой традиции и овладевает способами построения игры, тем более свободен он в своей игре. Исследование педагогов и психологов показали, что полноценная игра складывается очень медленно, если он стихийным порядком нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если взрослые (родители и воспитатели) специально, целенаправленно управляют этим процессом - формируют у детей игровую деятельность.
Какие же функции выполняет игра в развитии ребёнка
Основная функция игры заключается в том, что она является средством социализации ребёнка. Именно через игру происходит приобщение ребёнка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладение им специфически человеческими формами поведения, способами действиями с предметами.
С этой наиболее широкой функцией игры связаны остальные её функции. В силу того что через игровую деятельность ребёнок овладевает общественно выработанным опытом действий и отношений, именно в ней возникают основные психические новообразования, происходит переход на новые уровни психического развития.
Таким образом, игра - не пустое занятие. Воспитатели и родители должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребёнку, но и для воспитания полноценной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Ребёнка лучше похвалить..."
Из этих двух методов – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого...
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-81502-1360856669.jpg)
Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-81502-1360856669.jpg)
Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-135632-1353621876.jpg)
Консультация "Как научить ребёнка считать"
Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-72977-1419963270.jpg)
консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"
Вашему вниманию представлена консультация для родителей, которая проводится за круглым столом. Здесь родители и педагоги обмениваются мнениями, вместе пытаются ответить на вопрос, компьютер-это ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-163394-1357276507.jpg)
Консультация для родителей "Ребёнок и музыка"
Когда же записать ребёнка в музыкальную школу? Этот вопрос волнует многих родителей. Ответ на него Вы найдёте в этой консультации........