Главные вкладки

    Организация методической работы с педагогами и психопрофилактических мероприятий с детьми и родителями в адаптационный период
    методическая разработка на тему

    Лаптева Татьяна Валерьевна

    Практический материал в копилку старшего воспитателя. Представлена разработанная на базе ГКУЗ г. Москвы "Детский санаторий №62 ДЗМ" система индивидуального сопровождения ребенка в период адаптации к круглосуточному, лечебно-профилактическому учреждению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация методической работы с педагогами и психопрофилактических мероприятий с детьми и родителями в адаптационный период.

            Проблема адаптации ребёнка к новым условиям при поступлении в детский сад существует не одно десятилетие. Над её решением работают и теоретики, и практики: создаются щадящие режимы, комплексы профилактических мероприятий. Психологи и педагоги представляют различные подходы к этой проблеме.

            Для медико-педагогического коллектива детских круглосуточных лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев) проблема адаптации детей не менее актуальна. Характер адаптации ребёнка напрямую влияет на его оздоровление в санатории, на эффективность проведённых лечебно-профилактических процедур, а также играет огромную роль в социальном развитии ребёнка.

           Адаптация к круглосуточному лечебно-оздоровительному учреждению -  это сложный период как для детей, так и для взрослых - родителей и воспитателей.

           У детей часто возникают различные трудности привыкания к новой обстановке. Отсутствие родителей (достаточно долгое), непривычная среда, режим дня, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах (у детей могут возникнуть нарушения сна, аппетита, появиться различные страхи, ребёнок может отказываться играть с другими детьми, болеть).

            Адаптивные психологические механизмы у всех детей разные. Каждый ребёнок имеет индивидуальный темп, свой период адаптации к новым условиям жизни (зависит от особенностей нервной системы ребёнка, типа темперамента, посещал ли детский сад или др. детское учреждение, рассказали родители ребёнку куда он едет и зачем, др.факторов). Часто детям трудно привыкнуть к новому учреждению (в частности, лечебному, где есть врачи и различные процедуры), незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам (тем более что в санатории круглосуточный режим пребывания детей). Для многих детей привыкание к новому – стресс, эмоциональное состояние сильного психического напряжения, которое препятствует нормальному функционированию организма. Сильное эмоциональное напряжение в период адаптации может спровоцировать проявление у детей расстройств поведения (гиперактивности и агрессии), сопровождаться разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что может привести к снижению веса, респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, к ухудшению общего состояния здоровья детей.

           Именно в период адаптации так важно педагогам и медицинскому персоналу обеспечить дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку, создать условия для успешной адаптации и реабилитации детей в санатории.  

            Как помочь детям адаптироваться в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении, как обеспечить их психологическое благополучие и оздоровление, приобретение важнейшего социального опыта?

           Педагоги часто сталкиваются с проявлениями эмоциональной нестабильности ребёнка в период адаптации к новой обстановке. Как помочь педагогу квалифицированно оценить особенности эмоциональных реакций ребёнка, их связь с общим психическим развитием, выявить и проанализировать факторы, вызывающие нарушение его эмоционального благополучия? Как помочь воспитателям найти подход к детям, испытывающим трудности адаптации и их родителям?

          Воспитателям порой непросто бывает найти подход к детям и родителям в адаптационный период. Педагогам необходимо владеть знаниями особенностей протекания адаптации детей, уметь оценивать состояние детей в этот период (вести адаптационные сетки, диагностические таблицы), уметь грамотно строить свою работу с детьми и родителями.

          Часто родители испытывают тревогу за своего ребёнка и так же привыкают к требованиям круглосуточного лечебно-оздоровительного учреждения (адаптация родителей к новым условиям жизни). Как правило, родители очень мало знают об особенностях и проблемах адаптации детей. Наша задача познакомить их (в доступной форме) с особенностями протекания адаптационного периода детей и дать рекомендации, направленные на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям санатория.

            Как объяснить родителям, что происходит с ребёнком в период адаптации, и почему некоторые дети плачут в первый «родительский день». Неумение родителей и педагогов найти взаимоприемлемый контакт с ребёнком и между собой может породить конфликт и негативно отразиться на развитии ребёнка. Как избежать этого?  

            Как ответить на все вопросы педагогов и родителей?

           Многолетние исследования проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению показали: положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация.

          На возникшие вопросы я попыталась ответить в проектной работе, проведенной мной на базе Детского санатория №62 СЗАО г. Москвы в период 2005-2010гг., работая заместителем главного врача по педагогической части.

    Тема работы: «Организация процесса адаптации детей в дошкольном круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)».

    Цель работы: разработать систему психологического сопровождения адаптации детей к круглосуточному лечебно-оздоровительному учреждению.

    Задачи работы:

    1.Раскрыть суть проблемы адаптации детей дошкольного возраста к новым условиям.

    2.Разработать систему индивидуального сопровождения адаптации детей в условиях санатория.

    3.Разработать практический материал для профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, а также работы с педагогами и родителями по созданию условий для успешной адаптации детей в санатории.

            Ожидаемые результаты методической работы с педагогами и работы с родителями: повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах адаптации детей к санаторию для обеспечения конструктивного взаимодействия взрослых.

          Ожидаемые результаты психолого-педагогической работы с детьми: система индивидуального сопровождения детей позволит решать задачи сохранения эмоционального благополучия детей во время реабилитации в круглосуточном учреждении.

          Этапы проведенной работы:

          На 1-ом этапе мною была изучена методическая литература по теме (см. список литературы). Рассмотрены вопросы адаптации и социализации человека; социальной адаптации детей дошкольного возраста, критерии адаптированности личности.

          Подробно рассмотрены проблемы адаптации детей в дошкольных учреждениях; причины затруднений адаптации детей со стороны дошкольного учреждения; основные проявления трудностей адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

          Изучены параметры психологической адаптации детей в дошкольном учреждении, особенности, критерии и специфика адаптации детей к дошкольному учреждению.

           На 2-ом этапе воспитателями младшей, средней и старшей возрастной групп были проведены диагностики особенностей адаптации детей к санаторию (по разработанной диагностической таблице) с целью выявить наиболее встречающиеся трудности адаптации детей. Результаты проведенных наблюдений обсуждались на медико-педагогических совещаниях.

           Были выявлены следующие часто встречающиеся трудности адаптации детей к санаторию:

    - трудности привыкания к режиму дня, засыпания в «тихий час» испытывали около 20% детей в начальный период адаптации к санаторию;

    - трудности взаимодействия со сверстниками – 10-15% детей за заезд;

    - проявление негативных эмоциональных реакций и изменений в поведении детей 10-15%;

    - практически все педагоги испытывали трудности организации (планирования и проведения) индивидуальной работы с детьми и родителями в адаптационный период.

           В связи с изученными трудностями возникла потребность в создании системы работы с детьми, педагогами и родителями в период адаптации дошкольников к санаторию.

          На 3-ем этапе работы над темой был разработан практический материал для применения в работе с детьми, педагогами и родителями по организации адаптационного периода в санатории.

          Для работы с детьми мною был разработан цикл коррекционно- развивающих занятий с детьми 4-5 лет (средней возрастной группы), построенных в форме мини-тренингов с использованием музыкальной терапии, игр на развитие навыков общения, психогимнастики, упражнений на саморегуляцию и мышечную релаксацию.

          Разработаны планы проведения педагогического Совета, медико-педагогического совещания, мастер-класса для педагогов, консультаций для педагогов и родителей, выступления и доклады, др.методические материалы.

          Также мною разработан диагностический материал для выявления трудностей и особенностей адаптации детей к санаторию (лист адаптации, карта наблюдения за деятельностью, поведением и общением ребенка в период адаптации, дневник наблюдения за ребенком на коррекционно-развивающем занятии).

         На этом этапе был проведен анализ эффективности разрабатываемой системы индивидуального сопровождения детей 4-5 лет (в средней группе).

          В средней группе с детьми 4-5 лет в период адаптации детей к санаторию проводился цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми, игры, направленные на снятие эмоционального напряжения, шла активная работа с родителями и педагогами.

          В младшей и старшей группах адаптационный период организовывался без проведения специальных коррекционно-развивающих занятий с детьми, однако, воспитателями проводились с детьми специальные подобранные игры в период адаптации, проводились индивидуальные беседы с родителями в «родительский день», трудности адаптации выявлялись по разработанной ранее адаптационной сетке.  

           Вся работа с детьми строилась с учетом состояния здоровья детей, под контролем лечащего врача и на диагностической основе. Диагностика проводилась со всеми детьми экспериментальной группы в течение заезда, её результаты имели положительную динамику (см. портфолио).

          Изучение эффективности проведенной системы работы в период адаптации к санаторию - конец 3-й недели заезда (ноябрь-декабрь 2010 г.):

     

    Достижение цели осуществлялось через решение следующих задач:

    1. Проведение оценки (диагностики) психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации, через 2 недели и через месяц пребывания в санатории. Выявление наиболее часто встречающихся трудностей адаптации у детей.

    2. Разработка практического материала (игр на снятие эмоционального напряжения и тревоги, формирование чувства уверенности в окружающем у детей в период адаптации), консультаций для воспитателей по вопросам адаптации детей в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении.

    3. Разработка практического материала для работы с родителями по теме: «Особенности адаптации детей к условиям круглосуточного учреждения».

    4. Анализа динамики показателей психоэмоционального состояния детей в течение заезда в связи с проводимой коррекционной работой с детьми (игр на формирование чувства уверенности в окружающем, снятие эмоционального напряжения и тревоги).      

    Результаты проведенной психолого-педагогической работы:

    - в экспериментальной группе обеспечивался индивидуальный подход к каждому ребенку, были созданы условия для успешной адаптации детей в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении, что в свою очередь положительно повлияло на качество полученного лечения в санатории;  

    - обеспечивался дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку, создавались условия для успешной адаптации детей в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении;

    - пополнился методический кабинет санатория практическим материалом для использования в работе с детьми, родителями и воспитателями по теме: «Организация периода адаптации детей дошкольного возраста в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении».

           Можно сделать вывод об эффективности предложенной системы работы с детьми, родителями и педагогами и о необходимости создания циклов коррекционно- развивающих занятий с детьми 3-4 и 5-7 для проведения воспитателями в адаптационный период и практического материала для работы с родителями.

            4 этап работы – практическое применение разработанной системы индивидуального сопровождения детей в период адаптации и системы методической работы с педагогами и родителями в период адаптации дошкольников к санаторию.

    Итог проведенной работы:

    1. Разработана система индивидуального сопровождения детей в период адаптации в санатории. Система нацелена на профилактику нарушений психологической адаптации детей в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории) и улучшение качества лечебно-оздоровительной работы с детьми.

              Разработанная система позволит отслеживать динамику приспособления детей к новым условиям и окажет помощь по предотвращению возникновения отклонений в нервно-психическом и личностном развитии детей.

              Предлагаемая система индивидуального сопровождения детей во время адаптации в санатории позволяет охватить всех детей (за заезд) и построена на принципе единства диагностики и коррекции.

    1. Разработан практический материал для профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, а также работы с педагогами и родителями по созданию условий для успешной адаптации детей в санатории.

    Система индивидуального сопровождения адаптации ребёнка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории) включает:

    1. Выявление особенностей и трудностей адаптации у детей по результатам проведенных диагностик (наблюдение за ребенком и заполнение воспитателями разработанных карт наблюдений за детьми, листов адаптации ребенка):

    - карты наблюдений за деятельностью, поведением и общением ребёнка в процессе адаптации в санатории - заполняется воспитателями по неделям в течение заезда;

    - листов адаптации ребёнка в санатории - заполняется воспитателями ежедневно в первые две недели пребывания ребёнка в санатории (фиксируются особенности эмоционального состояния ребёнка, аппетит и сон в течение дня).

    1. Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми:  

    - планирование и проведение цикла коррекционно-развивающих занятий с детьми в адаптационный период (разработанный для групповой формы работы);

    - планирование и проведение индивидуальной диагностической и коррекционной работы с детьми (игр на снятие эмоционального напряжения и тревоги у детей) в адаптационный период.

    1. Контроль динамики эмоционального состояния ребёнка (диагностика в течение периода пребывания ребенка в санатории).
    2.  Анализ результатов работы с детьми.

           Выявленные особенности и трудности адаптации детей, вопросы планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в адаптационный период, динамика и результаты работы с детьми в период адаптации в санатории обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и педсоветах.

               Профилактика нарушений психологической адаптации дошкольников к детскому учреждению должна носить комплексный характер и строиться на знании психологических особенностей ребенка, закономерностей развития его личности, характера семейного воспитания.  

               Для эффективного решения возникающих проблем необходима совместная деятельность всех специалистов, работающих с детьми (педагога-психолога, воспитателей, врачей, социальных педагогов, др.), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения психопрофилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. 

    Организация методической работы с педагогами и психопрофилактических мероприятий с детьми и родителями в адаптационный период.

    Направления работы

    с детьми

    родителями

    воспитателями

    Наблюдение за ходом адаптации детей в санатории.

    Психологическая и педагогическая диагностика адаптации ребёнка в санатории.

    Выявление трудностей адаптации в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении.

    Оказание помощи детям, испытывающим трудности в приспособлении к новым условиям.

    Сохранение психологического благополучия ребёнка.

    Предупреждение нарушений адаптации и отклонений в развитии личности ребёнка.

    Развивающая работа с детьми, направленная на повышение уровня их психологической адаптации.

    Просветительская работа, направленная на повышение родительской компетентности в вопросах адаптации детей в дошкольных учреждениях.

    Информирование родителей о выявленных особенностях и трудностях адаптации детей в санатории.

     

    Объяснение причин возникновения у детей трудностей привыкания к новым условиям.

    Ознакомление с организацией жизни ребёнка в санатории, режимом дня, проводимой  медико-педагогической работы с детьми.

    Конструктивное взаимодействие с родителями для обеспечения благоприятных условий адаптации детей в санатории.

    Психологическое  консультирование и просвещение педагогов по проблемам адаптации детей в дошкольных учреждениях.

    Координация совместной деятельности всех специалистов, работающих с детьми для оказания помощи и предотвращению возникновения отклонений в нервно-психическом и личностном развитии детей.

    Форма, вид  работы

    1.Ведение воспитателями карты наблюдения за деятельностью, поведением и общением ребёнка в процессе адаптации в санатории (в течение заезда).

    2.Оформление листов адаптации.

    Фиксирование особенностей эмоционального состояния, аппетита и сна ребёнка в течение дня (первые 2 недели пребывания ребёнка в санатории).

    3.Коррекционно-развивающая работа с детьми:

    -создание атмосферы приятия, доброжелательности;

    -индивидуальные и групповые формы работы с детьми (игры на снятие эмоционального напряжения и тревоги в период адаптации, коррекционно-развивающие занятия).

     

    1.Проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей:

    - родительских собраний;

    -индивидуальных бесед.

    2.Разработка рекомендаций для родителей по организации жизнедеятельности детей в период их подготовки к дошкольному учреждению:

    - стендовая информация;

    -распечатки рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений и т.п.

    3.Анкетирование родителей.

    4.Ознакомление родителей с особенностями организации медико-педагогического процесса в учреждении:

    - наглядная информация в «уголках для родителей»;

    - проведение детских праздников с участием родителей.

    1.Проведение консультаций для педагогов по проблемам адаптации детей в санатории.

    2.Разработка рекомендаций для педагогов по организации жизнедеятельности детей в адаптационный период:

    - по планированию и проведению групповой и индивидуальной работы с детьми в адаптационный период.

    3.Проведение медико-педагогических совещаний и педагогических Советов по проблемам адаптации детей в санатории.

    4.Анализ проведенных диагностик адаптации детей в санатории:

    - листов адаптации ребёнка в санатории;

    -карты наблюдений за деятельностью, поведением и общением ребёнка в процессе адаптации в санатории.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО

    Данный материал (презентация) содержит формы работы с педагогами с целью реализации "дорожной карты" в переходный период к ФГОС ДО...

    Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО

    Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

    «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»

    Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических  и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, откровенн...

    «Инновационный потенциал интерактивных технологий в организации методической работы с педагогами ДОУ»

    Из опыта работы, публичное выступление на МО по теме "«Инновационный потенциал интерактивных технологий в организации методической работы с педагогами ДОУ»...

    организация методической работы с педагогами

    описание системы методической работы с педагогами ДОУ...

    Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

    В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

    «Организация методической работы с педагогами в образовательной организации»

    Предлагаю вашему вниманию свою систему методической работы, которая помогает мне организовывать мероприятия в МБОУ «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» дошкольном отделении де...