Рабочая программа второй младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

 

Структура образовательной программы

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_programma_po_gruppe.docx350.55 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение « Детский сад № 9 комбинированного вида» МБДОУ  « Детский сад « Радуга» комбинированного вида

Рузаевского муниципального района

Принято:                                                                                               Утверждаю:

на заседании                                                                                       Заведующий

педагогического совета                                              МБДОУ «Детский сад №9»

МБДОУ«Детский сад № 9»                                        Фоменкова Н.И. _________

Протокол № 2        

« 17» декабря 2015 г.

Рабочая программа

второй младшей группы

              Разработали:: воспитатель

        Фомичева Е.В.

        

                                                 г.Рузаевка 2015

               Структура образовательной программы

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………………………………. 3

Цели и задачи программы…………………………………………………………………………………………………………            4

Принципы и подходы к формированию программы………………………………………………………………             7

Значимые для характеристики особенности развития детей……………………………………………           8

1.2          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………………………         12

Целевые ориентиры……………………………………………………………………………….       12    

Педагогическая диагностика……………………………………………………………………      15

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1         УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП ДО  ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  «ДЕТСКОГО САДА №9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»…………………………………………………………………  21.                                                                                                                          

2.2        ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ…………………………………………………………………………………………………  22

2.3         ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ…………………………………………………........................................................        25

2.4        ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ …………………………………………………………..     29

2.5         ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ……………………………………..      30  

2.6         МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ  С ВОСПИТАННИКАМИ…………………………………………………………………………         30

2.7   ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ  СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ  С  ВОСПИТАННИКАМИ……………………………………………..………………………………  31                                        

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1         ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ……………………...    35

3.2         РЕЖИМ ДНЯ, СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………  40

3.3         ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ…………………………….............................  ..46

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1  Пояснительная записка

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.

Кроме того, учтены концептуальные положения используемой  в ДОУ комплексной программы «Детство».

Настоящая рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана с основной образовательной программой структурного подразделения «Детский сад № 9 комбинированного вида» и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-  Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13).

- Закон «Об образовании Республики Мордовия» (принят Госсобранием 01.08.2013 г.)

Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Цели и задачи программы

Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Задачи:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  7.  обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  8.  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  9.  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные задачи образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

  1. Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  5. Формирование готовности к совместной деятельности.
  6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
  7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  8. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

  1. Владение речью как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно - эстетическое развитие

  1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

  1. Развитие физических качеств.
  2. Правильное формирование опорно– двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
  3. Правильное выполнение основных движений.
  4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
  5. Овладение подвижными играми с правилами.
  6. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  7. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Принципы и подходы к формированию Программы

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного  настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

- разнообразие форм подготовки и проведения  праздников;

- возможность реализации принципа построения программы  «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном   подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).

Значимые характеристики особенностей развития младшего дошкольного возраста.

На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится « Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво – активное отношение к окружающему.

Дети 3 – 4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами ( « можно», « нужно», « нельзя»).

В три года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания ( становление предпосылок трудовой деятельности) – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении ( его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок  начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целепологанию ( быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны.  Он знаком с основными цветами( красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов ( круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допускаяиногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов ( палочек, кубиков, мячей и т.п. ) он успешно выбирает больший или меньший.

В три года дети практически осваивают пространство своей комнаты ( квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления ( рядом, перед, на, под). Освоение пространства  происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения ( предлоги и наречия).

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением( на стуле сидят, из чашки пьют и т.п.), с назначением некоторых общественно – бытовых зданий ( в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения ( легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т.п.), о некоторых профессиях ( врач, шофер, дворник), праздник ( Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка ( снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед  скользкий, твердый: из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды ( холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два – три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности.  Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течении 10 – 15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних  усилий ( понравившиеся стихи и песенки, 2 – 3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).  Мышление трехлетнего ребенка является наглядно – действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами  ( складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п..). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул – машина для путешествий и т.д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка – носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнить такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни – это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну – две роли.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к 4 годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые  формы вежливого общения.

В 3 – 4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития ( артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3 – 4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка  пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по – прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности деятельности неустойчив. Замысел управляется и меняется по ходу работы, происходит овладевание изображением формы и меняется по ходу работы, происходит овладевание изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух – трех частей.

Музыкально – художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности ( проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличие., слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны ( громко – тихо, высоко – низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по тоношению к различным видам музыкально – художественной деятельности ( пению, слушанию, музыкально – ритмическим движениям).

1.2 Планируемые результаты освоения программы.

        Целевые ориентиры

    Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Может спокойно не мешая другому ребенку играть рядом, объединятся в игре с обшей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической  деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но и взаимоотношения и зависят от ситуации  и пока еще требует постоянного внимания воспитателя. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что  вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
  • Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
  • Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
  • Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
  • Владеет элементарной культуры поведения во время еды за столом, навыки самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены ( полотенцем, носовым платком, расческой).
  • Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, животных, предметов ближайшего окружения. Проявляет  стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов ( круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
  • Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои  отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены ( « Я умею строить дом», « Я умею сам застегивать куртку» и т.п.). Узнает дом, квартиру, в котором  живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослыми о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо  знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству  ( форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов( одежда, посуда, игрушка). Участвуют в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
  • Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами( « можно», « нужно», « нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается  в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.

Педагогическая диагностика в детском саду.

Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.

Без педагогической диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и  завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных  диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используется анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

  • Деятельностных умений ребенка
  • Интересов, предпочтений, склонностей ребенка
  • Личностных особенностей ребенка
  • Поведенческих проявлений ребенка
  • Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками
  • Особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Принципы педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:

  • Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых;
  • Фиксация всех проявлений личности ребенка;
  • Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей;
  • Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;
  • Постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития:  социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно – творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности  предполагает изучение явления в изменении развитии. Правила детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

 - Не ограничиваться отдельными « срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

- учитывать полувозрастные и социокультурные особенности индивидуально – личностного становления ребенка;

- обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по котором он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие – либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Этот принцип раскрывается

- в правилах сотрудничества ( согласие, добровольность участия в диагностике);

- в безопасности для испытуемого применяемых методик;

 - в доступности для педагога диагностических методик и методов;

- во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации  требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только  индивидуальные проявления общих закономерностей, но  также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Как осуществлять  процесс диагностирования?

Прежде чем проводить диагностику необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики. В проектировании диагностической деятельности многие педагоги, как правило, решают вопрос, как ее осуществлять, пропуская вопросы что и, в особенности, зачем диагностировать. Между тем, это – основные вопросы. От ответа на них зависит и подбор методов, и анализ  результатов, и принятие управленческих решений.

В диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с его же прежними достижениями, или с поведением других детей в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого – то неизвестного нам лица. Это те аспекты сравнения которые называются в педагогической  диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой.

Определяем методы диагностики. В педагогической диагностике основными методами выступают включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Кроме того, используются диагностические ситуации, фактически «провоцирующие» деятельность ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.

Второй этап – практический.  Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов ( запись в блокноте, на диагностических карточках, и т.д.)

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет , почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (  яркое достижение или большая проблема). На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Педагогу необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процессе развития ребенка, а предполагает анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты. Может ли каждый ребенок  достигать описанного в программе высокого уровня ( по всему содержанию программы), заданного как идеальный вариант развития?  Развитие всегда индивидуально и неравномерно, для педагога важно, прежде всего, замечать и поддерживать ярко проявляющие в ребенке хорошие качества, и только потом видеть проблемы развития и помогать их разрешать.

Четвертый этап – интерпретация данных.

Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрального противоположного. Например, как оценить такие данные: проявляют высокую степень любознательности избирательно ( т.е. не всегда и не все вызывает детский интерес) третья часть, а остальные дети нелюбознательны? Это хорошо или нет? Ответить на этот вопрос можно, только сопоставив полученные данные с теми, которые фиксировались ранее.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных  сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в  разных ситуациях понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.

Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития. Показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной богатой, неповторимой.

II  Содержательный раздел

2.1 Учебный план ООП  ДО в II 0младшей группе Структурного подразделения « Детский сад № 9 комбинированного вида» МБДОУ « Детский сад « Радуга» комбинированного вида Рузаевского муниципального района

Направление развития

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжитель-ность и кол-во в неделю

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

Решение проблемных ситуаций, наблюдение, моделирование, коллекционирование,

экспериментирование, реализация проекта

2раза в неделю по 15 мин

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

Беседы, речевая ситуация, составление отгадывание загадок, ситуативный разговор, сюжетные игры, игры с правилами

1раз 15 мин.

Социально-коммуникативное развитие

а) Коммуникативная деятельность

Беседа,речевая ситуация,составление  отгадывание загадок, ситуативный разговор, сюжетные игры , с правилами

Ежедневно в режимных моментах

б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Поручения, дежурство

совместные действия, реализация проекта

Ежедневно в режимных моментах, не более 15 мин (согласно СанПин п.12.22)

в) Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры, дидактические, режиссерские…

В режимных моментах

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная деятельность  

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические игры,экспериментирование, праздники и развлечения

2раза  по 15 мин

Изобразительная деятельность и конструирование

Рисование

1раз 15мин.

Лепка

1раз 15мин.

Аппликация

1 раз 15мин.

Конструирование из  деталей конструктора

1 раз 15 мин

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры игровые упражнения, соревнования, игровая, сюжетные игры, игры с правилами.

3 раза по  15мин.

2.2 Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Направление развития

Методическое пособие

Наглядно дидактические пособия

Рабочие тетради

Физическое развитие

Речевое развитие

Математическое развитие

Природный мир

Художественно эстетическое  развитие

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Социально коммуникативное развитие

Л. И. Пензулаева Фuзкультурные занятuя в детском саду.

Э.Я. Степанкова

Сборник подвижных игр.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий для воспитателей и методистов ДОУ;

Громова О.Е. Соломатина Г.Н

Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет.;

Рудик О.С.

Развитие речи детей 2 – 4 лет в свободной деятельности.;

Петрова Т.И. Петрова Е.С.

Игры и занятия по развитию речи дошкольников.;

О.С. Ушакова

Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий.

Колесникова Е.В.

Математика для детей 3 – 4 лет ФГОС ДО.

О.А. Соломенникова

Ознакомление  с природой в детском саду: Младшая группа. ФГОС ДО

Дыбина О.В.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе детского сада.

Лыкова И.А.

Изобразительная деятельность в детском саду;

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий для воспитателей и методистов ДОУ;

Бондаренко Г.М.

Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий для воспитателей и методистов ДОУ;

Бондаренко Г.М.

Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада.

М.Б.Халезова- Зацепина А.А. Грибовская

Лепка в детском саду.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий для воспитателей и методистов ДОУ;

А.Н. Малышева  Н.В. Ермолаева

Аппликация в детском сад

Старцева О.Ю.

Занятия по конструированию с детьми 3 – 7 лет

Н.В. Алешина

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью;

Горомова О.Е. ,Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю

Ознакомление дошкольников с социальной миром

Кольцеброс, обручи, ленточки, мешочки с песком, кегли, мячи, прыгалки, мячики для гимнастики, большой надувной  мяч.

Наглядно – дидактические пособия

Геометрические фигуры, полоски  бумаги разной формы, наглядный материал, матрёшки, предметные картинки;

Демонстрационный материал ФГОС ДО

Наглядно – дидактические пособия.

Демонстрационный материал, раздаточный материал, альбомы, краски, кисточки.

 наглядный материал, раздаточный м пластилин, стеки, доска, салфетки, тряпочки или влажные салфетки.

Наглядный материал, раздаточный материал: цветная бумага, цветной картон, клей–карандаш, салфетки, тряпочки; предметные картинки.

Конструктор

Наглядный материал.

Е.В. Колесникова

« Я начинаю считать»


2.3 ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ

Направление развития

Формы реализации программы

Способы

Методы

Средства

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Познавательное развитие

Целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, развлечения, досуги, рассказ

Игры – развивающие, подвижные, со строительным материалом

Игры-экспериментирования

Моделирование

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность: включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность – предметную, продуктивную, игровую

Опыты

Труд в уголке природы

Продуктивная деятельность

Беседа

Коллекционирование

Просмотр видеофильмов

Прогулки

Домашнее экспериментирование

Уход за животными, растениями

Совместное конструктивное творчество

Коллекционирование

Интеллектуальные игры

Исследовательская,   проектная, игровая, информационная, практическая деятельность

Наглядные (наблюдения, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (дидактические игры).

Дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями, использование аудийных средств

Речевое развитие

Целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, выставки рисунков по литературным произведениям,

Коллективный монолог

Игра-драматизация с использованием разных видов театров

Игры в парах и совместные игры(коллективный монолог)

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры

Игра-импровизация по мотивам сказок

Театрализованные игры

Дидактические игры

Игры-драматизации

Настольно-печатные игры

Совместная продуктивная и игровая деятельность

Речевые игры

Беседы

Пример коммуникативных кодов

Чтение ,

рассматривание иллюстраций

 Игры-драматизации

Совместные семейные проекты

Разучивание скороговорок, чистоговорок

Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность

Наглядные: -непосредственное наблюдение и его разновидности( наблюдение в природе, экскурсии); опосредственное наблюдение

(изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

Словесные:

чтение и рассказывание художественных произведений;

заучивание наизусть;

пересказ;

общая беседа;

рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

дидактические игры;

игры-драматизации, инсценировки,

дидактические упражнения, пластические этюды,

хороводные игры.

Песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, пальчиковые игры.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы, обучение, чтение, рассказ, рассказ-пояснение

Игра, дидактическая игра, самообслуживание, творческие задания

«Вечера вопросов и ответов», совместные праздники с детьми и родителями, Дни открытых дверей.

исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Наглядные методы; наблюдения за действиями взрослых, за хозяйственно-бытовым трудом взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов, словесные (чтение и разучивание стихов, литературных произведений, потешек;  вопросы, указания, объяснения, беседы), практические (игровые развивающие ситуации,   инсценировки, экспериментирование и игры с разными мате-риалами, дидактические игры, игровые ситуации, использование разви-вающих кукол, создание ситуаций  по закреплению игровых действий).

Демонстрационный и раздаточный материал, стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациями, пословицы.

Художественно-эстетическое развитие

Непосредственная образовательная деятельность, развлечения, выставки, изготовление украшений для группового помещения к праздникам

экспериментирование с материалами и инструментами, рисование, рассматривание, художественное конструирование

Совместные праздники, посещение спектаклей.

Информационный, игровой, проектный, практический составление гербариев листьев.

Наглядный (показ, рассматривание, наблюдение), словесный (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации).

Художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки, все виды театров, игры.

Физическое развитие

Проведение физкультминуток, утренней гимнастики, соревнования, эстафеты

Игры-забавы, Подвижные игры, подвижные  игры  с правилами

Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь,

Проведение «Дня здоровья» и физкультурных праздников

Игровая, практическая, соревновательная деятельность.

  1. Наглядные:

наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);

наглядно-слуховые приемы  (музыка, песни);

тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

Словесные:

объяснения, пояснения, указания;

 подача команд, распоряжений, сигналов;

 вопросы к детям;

образный сюжетный рассказ, беседа;

словесная инструкция.

Практические:

Повторение упражнений без изменения и с изменениями;

Проведение упражнений в игровой форме;

Проведение упражнений в соревновательной форме.

стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы – символы, спортивное оборудование

2.4.Взаимодействие с семьей и с социумом

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

2

3

Уголок для родителей: режим дня, правила для родителей

Организационное собрание: выбор родительского комитета

Консультация на тему: « Ребенок поступает в детский сад»

Сентябрь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

4

5

6

Беседа на тему: « Маленький хозяин большого дома»

Консультация на тему: « Пальчиковые игры на занятиях по рисованию»

Осеннее развлечение

        Октябрь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

7

Беседа на тему: « Если Ваш ребенок кусается»

Анкетирование : « Игра в жизни ребенка»

        Ноябрь

Воспитатели

Воспитатель

8

9

10

Консультация на тему: « Почему ребенок не хочет ходить в детский сад»

Родителям на заметку: « Как расширить словарный запас детей  3 – 4 лет»

Новогоднее развлечение

        Декабрь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

11

12

13

14

15

16

Родительское собрание : « Умные игры» или роль игры в жизни ребенка

Консультация на тему: « Мамочка поиграй со мной»

Папка – передвижка: « Если ребенок не слушается»

Выставка детских работ на тему « Зима»

Детские заповеди для мам, пап, бабушек и дедушек.

Консультация на тему: « Нужен ли ребенку дневной сон»

Январь

Февраль

Воспитатель

Воспитатели

Воспитатель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

17

18

19

Анкетирование: « Знаете ли Вы своего ребенка»

Консультация на тему: « Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Развлечение посвященное дню 8 Марта

Март

Воспитатель

Воспитатели

Воспитатели

20

21

22

Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид.

Консультация на тему: « Характер ребенка зависит от вас».

Советы родителям: « Как не надо кормить ребенка»

Апрель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

23

24

25

Родительское собрание: « Жизнь ребенка в детском саду»

Папка – передвижка: « 9 Мая»

20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка

        Май

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатели

26

Консультация на тему: « Ролевая игра в раннем возрасте»

        Июнь

Воспитатель

27

Беседа для родителей: « Играйте вместе с детьми»

               Июль

Воспитатель

28

Подготовка к новому учебному году

        Август

Воспитатель

2.5 Планирование работы с детьми в группе

 - годовое планирование

 - тематическое планирование ( см.приложение)

        2.6. Модель  организации совместной деятельности воспитателя  с воспитанниками.

                        

2.7.Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ( климатическая, демографическая, национально- культурная).

Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Мордовская область – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето. В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика и дыхательная гимнастика. В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. В соответствии с действующим СанПиНом в каждой возрастной группе проводятся три физкультурных занятия в неделю. Из них: два занятия организуется в зале, одно - на свежем воздухе (при благоприятных погодных условиях) во время прогулки в виде подвижных или спортивных игр. Один раз в месяц проводятся спортивные досуги и развлечения, 1 раз в год – физкультурный праздник. Во время образовательной деятельности по познанию окружающего мира дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка.) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения нашего региона. Ознакомление дошкольников с природно-климатическими условиями воспитывают у детей любовь к родной природе и бережное отношение к окружающему миру. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.

 Демографические особенности: анализ социального статуса семей выявил, что во второй младшей группе воспитываются дети из полных семей(80.9%), из неполных(4.8%), многодетных (14.3%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшем образованием 86%,  со средним специальным -90.4%

Национально – культурные особенности:

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории. Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью используем региональную программу « Валдоня»  (Светлячок), и примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем», которые учитывают современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений и пути ее реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.

Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края.

Задачи:

- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;

- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта;

- воспитание гражданско-патриотических чувств.

Развивая ребенка в многонациональной среде, особое внимание уделяется приобщение его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.

Региональное содержание дошкольного образования реализуется во всех образовательных областях, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы.

В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.

Образовательная область

Задачи

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать у детей  дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Мордовского края,  стремление сохранять национальные ценности.

«Познавательное развитие»

Приобщать  детей к истории Мордовии. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

«Речевое развитие»

Развивать  речь, мышление. Знакомить с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей тела, одежды и предметов обихода древней и современной мордвы.

«Художественно-эстетическое

развитие»

Приобщать  детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Мордовского края.

Формировать практические умения по приобщению детей  дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

«Физическое развитие»

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные мордовские игры и забавы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

ФГОС ДО – развивающая предметно – развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства группы , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:

  • В соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;
  • Охраны и укрепления их здоровья;
  • Учета особенностей и коррекции недостатков их развития( п.3.3.1 ФГОС ДО)

Требования к развивающей предметно пространственной среде

1. Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать :

- возможность общения и совместной деятельности детей ( в том числе детей разного возраста) и взрослых;

- двигательную активность детей;

- возможность для уединения( п.3.3.2 ФГОС ДО)

- реализацию различных образовательных программ:

 - в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

- учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей ( п.3.3.3 ФГОС ДО)

2.Развивающая предметно – пространственная среда должна быть:

- содержательно – насыщенной;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной( п.3.3.4 ФГОС ДО)

3.Развивающая  предметно – пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

 - физическое  развитие

4.Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать различные  виды деятельности:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно – исследовательская;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструирование из разного материала;

 - изобразительная( рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная;

-двигательная.

Характеристики развивающей  предметно- пространственной среды(п.3.3.4ФГОС ДО)

№п/п

Характеристика предметно – пространственной среды

Содержание

1

2

3

4

5

6

Насыщенность среды должна соответствовать:

  • Возрастным возможностям детей;
  • Содержанию программы

Трансформируемость пространства

Полифункциональность материалов

Вариативность

Доступность

Безопасность

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

 - наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Наличие различных пространств (для игры, конструирование, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

- доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, к игрушкам, материалом, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

Соответствие всех элементов предметно – пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

В группе создаются различные центры активности:

« Спортивный центр» - обеспечивающей двигательную активность и  организацию здоровьесберегающую деятельность детей. У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую и место для хозяйственно – бытовых нужд, предусмотреть достаточное широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка.

« Литературный центр» - практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книге с яркими картинками. В своем исследовательском поведении ребенок может порвать страницы, познавая свойства бумаги. Для удовлетворения этой познавательской потребности достаточно внести в группу кипу старых газет и журналов, но разместить их далеко от книжного уголка. Запрет воспитателя на порчу книг, и одновременно разрешение рвать газеты поможет решить эту проблему педагогически верно.

« Игровой центр» - обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно – ролевых игр. Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками. В группе для четырехлетних детей можно использовать  игрушки, отражающие реальную жизнь ( например, машина скорой помощи , грузовая, легковая и т.д). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами – заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть также мозаика ( крупная пластиковая, магнитная ), пазл из 3 – 15 частей, наборы кубиков из 4 – 12 штук, развивающие игры. Разнообразные мягкие конструкторы позволяют организовать игру по разному: сидя за столом, лежа на полу.

« Центр творчества» - обеспечивает решение задач активизации творчества детей ( режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, изобразительная деятельность. Дети младшего возраста начинают проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки ( они не пачкают руки, не осыпаются).

« Центр познания» - обеспечивает решение задач познавательно – исследовательской деятельности детей ( развивающие и логические игры, речевые игры и т.д. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок – нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробка, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Применяя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

«Центр строительно-конструктивных игр»

Разнообразные конструктивные и строительные наборы( напольные, настольные) и легкий модульный материал (специально поролоновые разного цвета)  - материал бесконечной привлекательности для ребенка, предоставляющий малышам возможность изменить и выстраивать пространство для себя.

Режим организации жизни детей на теплый период года                                                                                              в структурном  подразделении «Детский сад № 9 комбинированного вида»

Режимные моменты

Прием, осмотр, игры. Утренняя гимнастика.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Самостоятельные игры, подготовка к образовательной деятельности

Второй завтрак

Подготовка к прогулке, прогулка ( игры, наблюдения, труд)

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры

Подготовка к полднику, полдник

Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность по интересам, общение

Подготовка к ужину, ужин

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой

6.30 – 8.20

8.30 – 9.00

9.00 – 9.20

9.20 – 9.30

9.30 – 12.00

12.00 – 12.30

12.30 – 13.10

13.10 – 15.10

15.10 – 15.40

15.40 – 16.00

16.00 – 16.45

16.45 – 17.10

17.10 – 18.30

Режим организации жизни детей на холодный период года                                                                                              в структурном  подразделении «Детский сад № 9 комбинированного вида»

Режимные моменты

Прием, осмотр, игры. Утренняя гимнастика.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Игры и свободное общение детей.

Организованная образовательная деятельность.

Второй завтрак.

Подготовка к прогулке, прогулка ( игры, наблюдение, труд).

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

Подготовка к полднику, полдник

Игры, досуги, кружки

Подготовка к прогулке, прогулка        

Подготовка к ужину, ужин

Самостоятельная деятельность, общение по интересам

Игры, уход домой

06.30 – 8.20

8.20 – 8.50

8.50 – 9.00

9.00 – 9.40

9.40 – 10.00

10.00 – 12.00

12.00 – 12.30

12.30- 13.10

13.10 – 15.10

15.10 – 15.30

15.30 – 16.00

16.00 – 16.30

16.30 – 17.15

17.15 – 17.40

17.40 -18.30

18.30

Расписание непосредственно образовательной деятельности

на 2015-2016 уч. год

Понедельник

1. Рисование/Лепка

2.Физическая культура

Вторник

1. Развитие речи

2.Музыка

Среда

1.Мир природы/

Социальный мир

2.Физическая культура

Четверг

1.Математика

2. Физическая культура

Пятница

1.Аппликация/

Конструирование

2.Музыка

Фактор

Мероприятия

Место в режиме дня

Периодичность

Дозировка

3 – 4 года

Вода

Полоскание рта

После каждого приема пищи

Ежедневно 3 раза в день

50 – 70 мл воды

tводы + 20

+

Полоскание горла эвкалиптом

После обеда

ежедневно

50 – 70 мл р – ра нач. t воды+36 до + 20

+

Обливание ног

После дневной прогулки

Июнь- август

ежедневно

нач. t воды +18 + 20

20 – 30 сек.

+

Умывание

После каждого приема пищи, после прогулки

    ежедневно

t воды

+ 28+20

+

Воздух

Облегченная одежда

В течении дня

Ежедневно в течение года

-

+

Одежда по сезону

На прогулках

Ежедневно в течение года

-

+

Прогулка на свежем воздухе

После занятий, после сна

Ежедневно в течение года

От 1,5 до3 часов, в зависимости от сезона и погодных условий

+

Утренняя гимнастика на воздухе

-

Июнь - август

В зависимости от возраста

+

Физкультурные занятия на воздухе

-

В течении года

10 – 30 мин, в зависимости от возраста

+

Воздушные ванны

После сна

Ежедневно в течение года

5 – 10 мин, в зависимости от возраста

+

На прогулке

Июнь - август

-

+

Выполнение режима

По графику

ежедневно

6 раз в день

+

Проветривание помещения

В течении дня

+

Дневной сон с открытой фрамугой

-

В теплый период

t воздуха + 15+16

Бодрящая гимнастика

После сна

ежедневно

+

Дыхательная гимнастика

Во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна

ежедневно

3 – 5 упражнений

Дозированные солнечные ванны

На прогулке

Июнь – август, с учетом погодных условий

С 9-00до 10-00ч.по графику( 25 – 30 мин)

+

Рецепторы

Босохождение в обычных условиях

В течении дня

Ежедневно в течение года

3 – 5 мин

Пальчиковая гимнастика

Перед завтраком

ежедневно

5 – 8 мин

+

Контрастное босохождение( песок – трава)

На прогулке

Июнь – август, с учетом погодных условий

От 10 15 мин

+

самомассаж

После сна

в течение года

2 раза в неделю

Массаж стоп

Перед сном

В течении года

1 раз в неделю

Модель  двигательной активности ребенка в режиме дня

детей в возрасте от 3 до 4 лет

Мероприятия / время в минутах

2 ладшая группа

Утренняя гимнастика

6

Хороводные, подвижные игры до занятий

2

Физкультминутка

-

Динамическая пауза ( перерыв между занятиями)

10

Двигательная деятельность на занятии

2,5

НОД по физической культуре

15 мин 3 раза в неделю

Прогулка

Общие игры

Игровые упражнения

Индивидуальная работа

Самостоятельная

5

3

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под наблюдением воспитателя

Бодрящая гимнастика ( после дневного сна)

10 мин

Подвижные игры на прогулке

15 – 20 мин 2 раза в день

Самостоятельная двигательная деятельность

1час 30 мин

Дополнительное образование

-

Физдосуг

15 – 25 мин 1 раз в месяц

День здоровья

-

Физкультурный праздник

-

Неделя здоровья

Последняя неделя марта

3.3. Перечень методических пособий

Программно -  методическое обеспечение

№п/п

Направление развитие

Программы

Технологии и методики

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие:

Математическое развитие

Природный мир

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Социально – коммуникативное развитие

Л. И. Пензулаева Фuзкультурные занятuя в детском саду.

Э.Я. Степанкова

Сборник подвижных игр.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий для воспитателей и методистов ДОУ;

Громова О.Е. Соломатина Г.Н

Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет.;

Рудик О.С.

Развитие речи детей 2 – 4 лет в свободной деятельности.;

Петрова Т.И. Петрова Е.С.

Игры и занятия по развитию речи дошкольников.;

О.С. Ушакова

Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий.

Колесникова Е.В.

Математика для детей 3 – 4 лет ФГОС ДО.

О.А. Соломенникова

Ознакомление  с природой в детском саду: Младшая группа. ФГОС ДО

Дыбина О.В.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе детского сада.

Лыкова И.А.

Изобразительная деятельность в детском саду;

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий для воспитателей и методистов ДОУ;

Бондаренко Г.М.

Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий для воспитателей и методистов ДОУ;

Бондаренко Г.М.

Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада.

М.Б.Халезова- Зацепина А.А. Грибовская

Лепка в детском саду.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий для воспитателей и методистов ДОУ;

А.Н. Малышева  Н.В. Ермолаева

Аппликация в детском саду.

Старцева О.Ю.

Занятия по конструированию с детьми 3 – 7 лет

О.В. Бурляева

Мы в Мордовии живем: пример.регион.модуль программы дошкольного образования;

Н.В. Алешина

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью;

Горомова О.Е. ,Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю

Ознакомление дошкольников с социальной миром

Подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультурные  занятия, физминутки, дидактические игры с двигательными элементами

Занятия

Игры с предметами

Обучающие игры с использованием предметов и игрушек

Коммуникативные игры

с  включением малых фольклорных форм,

 обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы

Показ

Экскурсии, наблюдение

Беседа

Занятия

Опыты, экспериментирование

Игровые упражнения

Игры – дидактические, подвижные

Проектная деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Продуктивная деятельность

Занятия

Дидактические игры

Наблюдения

Чтение

Обыгрывание незавершённого рисунка

Коллективная работа

Обучение

Создание  условий для выбора

Опытно-экспериментальная деятельность

Беседа

Творческие задания

Игры – экспериментирование, общения с людьми, со специальными игрушками экспериментирования; сюжетно ролевые игры, сюжетно – дидактические игры, подвижные игры.

Дополнительное образование ( бесплатное)

во 2 младшей группе в структурном подразделении

« Детский сад № 9 комбинированного вида»

« Здоровый малыш»

Количество занятий в неделю – 1

Количество детей  - 12

Время проведения – пятница 16.00 – 16.15

Срок реализации – 1год

Цели:

- формирование представлений о своем физическом « я» - строении и функции тела ребенка;

- формирование навыков показывать и называть основные части тела, лица понимать и различать сверстников, взрослых по половому признаку,  что в дальнейшем поможет формированию осознанного  отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста.

Материалы программы помогут решить такие задачи:

- развитие знаний о человеке через игровую деятельность ( дидактические игры, сюжетно – ролевые);

- умение устанавливать связь между органами тела человека, их назначение;

- развитие коммуникативных способностей, правил гигиены и безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"

Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....

Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Рабочая    программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...

Рабочая программа второй младшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Рабочая программа воспитателя  второй  младшей группы №2 «Бабочки» Плосковой Ирины Николаевны  на 2015-2016 учебный годКалендарно-тематическое планирование (по программе &la...

Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

Рабочая программа вторая младшая группа составлена на основе примерной программы "От рождения до школы"

Рабочая программа для воспиаттелей младших групп, работающих по программе "От рождения до школы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Со...

Рабочая программа второй младшей группы на основе основной образовательной программы "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Настоящая рабочая программа разработана воспитателем МБДОУ  ДС №48«Одуванчик» г.Светлоград Клочковой Татьяной Валерьевной.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образовани...