Рабочая программа воспитателя детского сада
рабочая программа (средняя группа) на тему

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация  Батыревского  района  Чувашской  Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Батыревский  детский сад «Сказка»

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №__ от «__»____________2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

___________________  Приказ №_____     от «___»_________2015 г.

Рабочая программа

по образовательной области «Познавательное развитие»

детей 4-5 лет (средняя группа)

на период с 01 сентября 2015 по 31 мая 2016 года

(составлена на основе  основной  образовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы)

                                                                                                                                                                                        Составители: …………………..

Батырево 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел рабочей программы          

Пояснительная записка          

         -  Цель и задачи рабочей программы         

         -  Принципы и подходы к формированию рабочей программы

         - Значимые для реализации рабочей программы характеристики          

Планируемые результаты освоения рабочей программы        

Содержательный раздел рабочей программы          

Содержание рабочей программы

Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы          

Особенности образовательной деятельности          

Способы и направления поддержки инициативы детей        

Взаимодействие с семьями воспитанников

Педагогическая диагностика          

Организационный раздел рабочей программы          

Комплексно-тематический план работы         по реализации задач образовательной области «Познавательное  развитие»  детей  4 – 5 лет.

 Традиционные праздники, развлечения и события познавательного  содержания          

Организация предметно-пространственной среды          

Материально-техническое обеспечение рабочей программы  

Литература          

Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана для работы с детьми  средней  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС  ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г., с основной образовательной программой и уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики,  на основе Основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2015).      

      Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, строится на основе региональных особенностей  и опирается на  «Программу воспитания ребенка-дошкольника» разработанную под рук. О.В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995.  

     В средней группе организованная образовательная деятельность по познавательному развитию проводится 2 раза в неделю по следующим видам организованной деятельности: «ознакомление с окружающим миром» - 1 раз в неделю; «формирование элементарных математических представлений» - 1 раз  в неделю.

   Учебным планом ДОУ предусмотрена продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей средней группы – 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет не более 40 минут.  В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Допускается осуществлять организованную образовательную деятельность в первую и вторую половину дня. В теплое время года организованная образовательная деятельность может осуществляться на участке во время прогулки. В течение дня ДОУ обеспечивает баланс разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность.

     Педагогическая диагностика (мониторинг)  осуществляется два раза в год: в ноябре и в мае.

 

   

 Цели и задачи рабочей программы

Целью рабочей программы является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Основные задачи

 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

- формирование познавательных действий, становление сознания;

-  развитие воображения  и творческой активности;

- формирование  первичных  представлений  о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

 - формирование первичных представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран  народов мира.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ  УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

- развитие у детей познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе,

- создание мотивационно-ценностного отношения к культурным традициям родного края.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

     Основными  принципами отбора содержания рабочей программы являются: принцип научности – предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитии познавательного интереса, формирования основ мировоззрения. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности. Детям предлагаются только правильные знания. Никогда не следует сообщать сведения, в истинности которых педагог не уверен. Принцип доступности – в

программе представлен материал доступный для детей среднего дошкольного возраста, значимый для его практической деятельности, имеющий определенную эмоциональную окраску. Принцип гуманистичности и позитивизма –  предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах; содержание программы способствует формированию  у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитанию уважительного отношения ко всем формам жизни на земле. Принцип гуманистичности предполагает выбор педагогом модели личностно-ориентированного взаимоотношения. Принцип проблемности – предполагает создание образовательных (проблемных) ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Принцип системности – в основу систематизации знаний положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенка-дошкольника. Принцип безопасности предполагает, что рекомендуемые к использованию педагогом формы и методы работы безопасны. Принцип интеграции в организации освоения содержания образования –  который обеспечивает синтез и объединение образовательных областей. Принцип деятельности  - основа познавательного  развития ребенка, где расширены  рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми. Дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе познавательного развития ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент, игра, исследовательские действия, труд.

Значимые для реализации рабочей программы характеристики

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предме тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны исполь зовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,  большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно вы ходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

 Планируемые результаты освоения рабочей программы

        Планируемые результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования.  К целевым ориентирам познавательного  развития ребенка относятся следующие характеристики:

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

 - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе в познавательной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения в разных видах деятельности, в том числе в познавательной;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

- у ребенка развито воображение и творческая активность  в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края;

- ребенок проявляет  толерантность, уважительное отношение к традициям и духовным ценностям своего народа.

Содержательный раздел рабочей программы

Содержание рабочей программы

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Включает  создание условий для:

- Формирования элементарных математических представлений;

- Развития познавательно-исследовательской деятельности;

- Ознакомления с предметным окружением;

- Ознакомления с социальным миром;

- Ознакомления с миром природы.

В сфере формирования элементарных математических представлений:

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не при- бегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

 Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения пред- метов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

 Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).  Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

 Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

 Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

В сфере развития познавательно- исследовательской деятельности: 

Первичные представления об объектах окружающего мира. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из кото рых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

 Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение срав нивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»). Помогать  детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

В сфере ознакомления с предметным миром и социальным окружением: Приобщение к социокультурным ценностям: Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать первичные представления о школе. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования. Знакомство с родным городом (поселком). Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. Воспитание любви к родному краю. Знакомство детей с военными профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитание любви к Родине. Формирование представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитание уважения к ветеранам войны.

В сфере ознакомления с миром природы: Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у яще- рицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.

 Сезонные наблюдения.

 Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. 160 161 Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

Включает  разделы: «Моя республика» (стр.47); «Растительный мир» (стр.50); «Животный мир» (стр.51) –  по Программе воспитания ребенка-дошкольника.

Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы

       Для реализации задач рабочей программы образовательный процесс организуется на значимых для развития детей видах познавательной деятельности. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми:  наблюдение, экскурсия, решение проблемной ситуации, опыты, коллекционирование, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, игра (сюжетная, с правилами), познавательно-интеллектуальный досуг, работа в исследовательской лаборатории, беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, игровая обучающая ситуация (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки), составление и отгадывание загадок, диалог.

Особенности образовательной деятельности

Образовательная деятельность по познавательному  развитию детей 4 – 5 лет (как в обязательной части, так и в  части формируемой участниками образовательных отношений)   с учетом возрастных и психологических их особенностей организуется фронтально.

     Содержание образовательной области «Познавательное развитие»  представляется перед детьми через систему тем. Задачи рабочей программы реализуются через такие темы недели (месяца), как:  «День знаний» (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября), «Осень» (2-я –  4-я  недели сентября), «Я  в мире человек» (1-я – 3-я недели октября), «Мое село, моя страна» (4-я неделя октября – 2-я неделя  ноября), «Новогодний праздник» (3-я неделя ноября – 4-я неделя декабря), «Зима» (1-я – 4-я недели января),  «День защитника Отечества» (1-я – 3-я неделя февраля),  «8 марта» (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта), «Знакомство с народной культурой и традициями» (2-я – 4-я неделя марта),  «Весна» (1-я – 3-я недели апреля), «День Победы» (4-я неделя апреля – 1 неделя мая),  «Лето» (2-я – 4-я недели мая).   Такой подбор тем придает образовательному процессу систематичность.

     Кроме того, образовательный процесс по познавательному  развитию детей включает две его составляющие: совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми предусматривается решение развивающих задач широко плана. Самостоятельная деятельность детей, организованная воспитателем, наполняется образовательным содержанием, которое обеспечивает для них выбор деятельности.

Способы и направления поддержки инициативы детей

   Особая роль в развитии активности детей (как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений)  отводится разным видам игр (дидактическим, сюжетным, с правилами), которые имеют познавательную  направленность.

 Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

- регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

- регулярно предлагая детям открытые творческие вопросы, в том числе проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

- обеспечивая в ходе обсуждения атмосферы поддержки и принятия;

- позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

- организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу;

- помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

- предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели и символы, в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Направлениями работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников в направлении познавательного  развития детей являются повышение компетентности  родителей в данном вопросе.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

План взаимодействия с семьями по познавательному развитию детей

Сентябрь: Беседа на тему «Содержание психолого-педагогической работы с детьми  4-5  лет по образовательной области «Познавательное  развитие».

Октябрь: Анкетирование родителей.

 Ноябрь: Семейный праздник:  «День матери».

Декабрь: Консультация на тему: «Интеллектуальные игры для дошкольников».

Январь: Фотовыставка с участием родителей «Природа и дети»

Февраль:  Детско-родительская конференция «Секреты зимней природы».

Март: Консультация на тему «Как стимулировать детскую познавательную активность».

Апрель: Совместные детско-взрослые конкурсы с познавательными  играми.

Май: Эссе родителей на тему: «Семейный отдых летом».

Июнь, июль, август:  Совместные детско-взрослые познавательные экскурсии.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

План взаимодействия с семьями

Сентябрь: Беседа на тему «Роль родителей в формировании представлений о «малой» Родине».

Декабрь: Консультация на тему « Игры и игрушки для развития познавательных интересов детей».

Март:  Совместные детско-взрослые познавательные  игры.

Июнь, июль, август:  Совместные детско-взрослые  экскурсии.

Педагогическая диагностика

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Оценка индивидуального развития детей производится воспитателями в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Методами  педагогических наблюдений по познавательному развитию являются:  беседа, создание проблемной ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

Методами педагогических наблюдений  за уровнем освоения региональной программы «Программа воспитания ребенка-дошкольника» являются: беседа; создание проблемной ситуации; наблюдение за свободной деятельностью детей.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя детского сада

Рабочая программа воспитателя детского сада по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (прибощение к изобразительному искусству, изобразительная деятельность) для средней группы ...

Рабочая программа воспитателя детского сада

Программа для средней группы...

Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.

Методическая разработка. Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада....

Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада. Методическая разработка....