Повышение двигательной активности детей на занятиях и прогулках
статья по физкультуре по теме

ИВАНОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

Задачи:

1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность».

2. Разработать методические рекомендации к подвижным играм  и упражнениям на прогулке и походов по всем возрастным группам.

3.Создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение двигательной активности детей на занятиях и прогулках.

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов  в познании двигательной активности детей.

Задачи:

1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность».

2. Разработать методические рекомендации к подвижным играм  и упражнениям на прогулке и походов по всем возрастным группам.

3.Создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие детей.

Оборудование: коврики 25х25 см. по количеству педагогов, на стене наклеенные ладони и стопы ног, методические рекомендации организации прогулок - походов на экологической тропе здоровья в разные сезоны и методические рекомендации к руководству играми и упражнениями на прогулке – в папках.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей  дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гар моничного развития ребёнка, состо яние его здоровья. Поэтому повыше ние двигательной активности в тече ние дня способствует удовлетворе нию его потребностей в движении. Это условие требует от педагога де тальной продуманности, четкой организации режима детей:

- чередо вание активной и пассивной дея тельности;

- увеличение общей и мо торной плотности всех форм физи ческого воспитания;

-  использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физи ческому воспитанию.

Такая проду манность должна лежать в основе двигательной активности детей не только в течение дня, но и в тече ние недели, месяца, всего учебно го года. За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную актив ность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физи ологическим потребностям организ ма дошкольника. Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна со ставлять не менее

50-60% времени, при этом 90 - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обес печит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

Педагогу следует знать о возможных отклонениях в двигательном развитии детей и стоящими в связи с этим задачами воспитания. Специ алисты выделяют:

- малую подвиж ность и частые периоды бездействия у детей;

- большую подвижность с высокой интенсивностью движений, однообразие или трафаретность дви жений, их бесцельность;

- отсутствие творчества в двигательной деятель ности.

Воспитатель, с учетом пере численных отклонений, активизиру ет интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движе ний и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество.

Для того чтобы обеспечить доста точную двигательную деятельность детей, рекомендуется закрепление специального времени для этого (ут ренняя, дневная, вечерняя прогул ки, физкультурные паузы между занятиями и др.), а также многофун кциональное использование поме щений ДОУ для увеличения двига тельного компонента в режиме дня.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная дви гательная деятельность детей, орга низованная без явного вмешатель ства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

- Сейчас уважаемые коллеги, предлагаю вам  игры для активной двигательной деятельности детей в условиях группы.

Игры с ковриками

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Игра "Классики"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд - два коврика рядом, 2-й - один коврик, 3-й - два коврика рядом и т. д.

Ход игры:

Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.

1 -й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;

2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;

3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.

Игра "Гигантские шаги"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры:

Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Игра "Весёлая дорожка"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи  пространственных отношений; закре пление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры:

Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра "Займи свое место"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закре пление знаний цвета, формы.

Организация: коврики располагаются по большому кругу.

Ход игры:

Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: "Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине"). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и

так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:

1 вариант - свои коврики;

2 вариант - любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: "Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник").

Игры с тихим тренажером

Оборудование: "Тихий тренажер" - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) дли ной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.

Игра "Достань ягодку"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания простран ственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры:

По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены толь ко одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право - лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Игра "Пройди по стенке"

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры:

Дети по очереди ложатся на пол и стараются "пройти" по дорожке на стене. Начинают от пола, посте пенно поднимая ноги все выше, переходя в положение "Берёзка".

Игра "Допрыгни до полочки"

Цель: развитие координации, пространственных отношений (право - лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.

Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.

Ход игры:

Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных по лосок.

Игра "Путаница"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания простран ственных отношений (право - лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры:

Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право - лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1-й вариант - ребёнок играет один и просто "ходит" руками по стенке;

2-й вариант - дети играют в паре "Кто быстрее доберется до условной метки?". При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;

3-й вариант - один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (например, пра вая  - красная, левая - зеленая и т. д.).

(Раздать педагогам  брошюры с играми для активной двигательной деятельности детей в условиях группы и поиграть).

Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми вида ми движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудо ванием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно спо собствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять ини циативу, стремление к двигательно му творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позво ляет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

Рациональное сочетание разных видов занятий по физи ческой культуре представляет целый комплекс оздорови тельно-образовательных и воспитательных мероприятий. Со держание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в парк, подвижные игры и физические уп ражнения на прогулке выполняют организационно-оздоро вительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособ ность.

(Показ педагогами физкультминутки и двигательной разминки).

Пальчиковая гимнастика развивает у детей мелкую моторику, что способствует формированию речи и письма.

На учебных занятиях дети учатся, приобретают необхо димые навыки, умения, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные пра здники - это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способно сти и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназ начена для коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Логоритмическая гимнастика необходима для профилак тики нарушения речи у детей и развития моторики.

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер может меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активно сти в укреплении здоровья дошкольников, необхо димо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умствен ной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности и закали вания детей в практику дошкольных учреждений необходи мо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и ме тоды их проведения. К таким занятиям относятся:

- оздорови тельный бег на воздухе;

- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

- гимнастика после днев ного сна;

- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

- прогулки-походы в парк;

- корригирую щая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим масса жем тела;

- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития опти мальной ДА детей. Проводить занятия по физи ческой культуре не менее трёх раз в неделю в первой полови не дня (одно на воздухе). Формирование под групп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготов ленности.

При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю (жела тельно во второй половине дня, подгруппами по 10-12 чело век).

Третье место отводится самостоятельной двигательной де ятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт ши рокий простор для проявления их индивидуальных двига тельных возможностей. Самостоятельная деятельность явля ется важным источником активности и саморазвития ребён ка. Продолжительность её зависит от индивидуальных прояв лений детей в двигательной деятельности, и поэтому педаго гическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физичес кой культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, иг ры-соревнования, спартакиады.

Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их продолжительность – 10-15 минут. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включать игры, физические  и строевые упражнения средней и низкой интенсивности  в конце прогулки. В другие дни – 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более интенсивной нагрузкой, которые были изучены на физкультурном занятии. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей.

(Предложить педагогам поиграть в подвижную игру «Сделай фигуру»).

Педагоги разбегаются по всему залу. По сигналу воспита теля они быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь спортивную позу в парах: приседают, поднимают руки в стороны и т.п. Воспитатель отмечает, чья фигура интереснее.

Таким образом, двигательный режим дошкольника с оздоровительной направленностью, включающий  в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

( Продемонстрировать педагогам  папки с методическими  рекомендациями для организации прогулок - походов на экологической тропе здоровья в разные сезоны и методическими рекомендациями к руководству подвижными играми и упражнениями на прогулке).

ДА – двигательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»

Данный семинар - практикум поможет воспитателям создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие д...

« Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»

семинар-практикум на тему "Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке", целью которого является: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность...

Консультация для воспитателей «Подвижные игры как условия повышенной двигательной активности детей на прогулке»

Подвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности....

"Подвижные игры, как условия повышенной двигательной активности детей на прогулке"

Педагогам в ДОУ о прогулках на свежем воздухе, с проведением  подвижных игр, как одним из средств закаливания детского организма....

Методическая разработка "Повышение двигательной активности детей на занятиях с использованием нетрадиционных форм обучения движениям".

Методическая разработка "Повышение двигательной активности детей на занятиях с использованием нетрадиционных форм обучения движениям"....

Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов  в познании двигательной активности детей....