Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении
рабочая программа на тему

Дамыймаа Светлана Байыртыевна

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы.

Объективные предпосылки для использования программы:

·         Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

·         В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок какие отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.

По результатом анкетировании педагогов, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме, график посещений для изучения опыта работы данного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_metod_raboty_rasprostraneniya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Принята                                                                                                                          Утверждена

педагогическим советом ДОУ                                                                                     заведующим ДОУ    

протокол №______                                                                                                        ________ /Дувен-Баир Ж.О..

от «___»________2015г                                                                                                 «___»________2015г

Рабочая программа

по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении

Срок реализации программы:  1 год

Разработала: старший воспитатель Дамыймаа С.Б.

с. Арыг-Узюнский.

2014

        

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи программы

2. Структура программы

2.1. Выявление педагогического опыта.

2.2.Изучения педагогического опыта

2.3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)

2.4.Распространение педагогического опыта. Тематический план по изучению обобщению распространению и внедрению передового педагогического опыта в ДОУ.

2.5 Литература по выявлению изучению, обобщению и распространению педагогического опыта

  1. Пояснительная записка. 

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы.

Объективные предпосылки для использования программы:

  • Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.
  • В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок какие отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.

По результатом анкетировании педагогов, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме, график посещений для изучения опыта работы данного педагога.

  1. Цель программы: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в ДОУ на основе его научного осмысления и анализа.

Задачи программы:

  1. Создать в ДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.
  2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
  3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
  4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
  5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

2. Структура программы

Программа состоит из следующих разделов:

2.1.. Выявление педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.


По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения), вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).

Признаками передового педагогического опыта являются:

  1. Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
  • социальная адаптивность дошкольников;
  • образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);
  • познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;
  • уровень воспитанности.
  1. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).
  2. Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.
  3. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта.
  4. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.
  5. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в которой степени каждый признак оказывается.

Типичные ошибки этого этапа:

  1. Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: нервно-психическое здоровье детей.
  2. Непонимание воспитателей, что новое — это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов — также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т.п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.

2.2. Изучение педагогического опыта.

Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

  • целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
  • система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
  • использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);
  • опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.

Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:

  • Постановка цели (для чего?).
  • Определение содержания (что).
  • Выявление методов, средств (как?)
  • Диагностирование результатов (какой?).

Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.

2.3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)

Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:

  • Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
  • Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
  • Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
  • Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

Приступая к описанию педагогического опыта следует придерживаться следующих требований:

  • Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.
  • Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
  • Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
  • Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.

По обобщение опыта и форма распространения опыта: это практическая, методическая и научная.

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

2.4. Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский и т.д.

Тематический план по изучению, обобщению, распространению и
внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении.
(
таблица

№ п/п

Направления деятельности

Содержание деятельности

1.

 

 

 

Выявление образцов

педагогической деятельности

или педагогического опыта.

 

Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования  дошкольников;

- просмотр занятий в образовательном учреждении;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального

 мастерства, конференции, семинары.

- анализ анкет педагогов.

2.

Изучение педагогического опыта

 

Методы изучения:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование педагогов.

3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5.  Самооценка педагогов: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7.  Диагностика

3.

Обобщение педагогического опыта.

1. Практическая: открытый НОД, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, доклад.

2. Методическая: педагогические чтения, мастер-классы, авторская разработки.

3. Научная: публикации, статьи, в сборниках научно-практических конференций.

4.

Распространение педагогического опыта

 

Методы распространения:

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

- Коллективный просмотр НОД;

- Мастер-классы педагогов – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой работы и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

- Выпуск журнала «Мастерство педагогов» передового опыта 1 раз в квартал, в котором педагог знакомятся с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

- Представление материалов в методической кабинет, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты НОД, мероприятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские  разработки  и другие наглядные материалы;

- Творческий отчёт воспитателей, в процессе которого проходит:
• Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
•  Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
• Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего  воспитателя;
• Изучение методических материалов документации;
•  Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы в журнале «Мастерство педагогов», представлены материалы для подготовки брошюру месячника УО «Мастерская творчества» и в методкабинете, и т.д.

2.5 Программно-методическое оснащение  программы.

  1. Сиденко А. «Как стать автором педагогической разработки программы, доклада на педсовете». Сельская школа, 2005 г.
  2. Мкртчан М.А. и др. «Теория и технология коллективных учебных занятий». Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Под редакцией В.Б. Лебединцевой. Красноярск , 2005 г
  3. Запятая О.В. «Коммуникативные умения как компонент содержания образования". Сельская школа, 2006 г., № 6 
  4. Сайт «Коллективный способ обучения» WWW.kco-kras.com
  5. Тимошенко М.Т. «Образование учителей в аспектах формирования общих умений и универсальных способов мыследеятельности». Коллективный способ обучения, 2005 г.
  6. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г.
  7. Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III), Москва.«Педагогический поиск», 2001г.
  8. Н.Зубов «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г.
  9. В.М.Лизинский "О методической работе в школе», Москва, Педагогический поиск, 2001 г.
  10. О.В. Запятая. «Технология описания педагогического опыта", Методист, №7 2007 г.
  11. Е.М. Пахомова. «Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы». Методист, № 2, 2005 г.
  12.  Кухарев Н.В., Решетько B.C. "Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества". 4, 2. Моэырь, 1998.
  13. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г 
  14. Н.Зубов «Как руководить педагогами". Пособие для руководителей образовательныхучреждений», Москва, 2003 г.
  15. В.И.Зверева «Как сделать управление школой успешным», Москва, «Педагогический поиск 2004 г.
  16. Скаткин М.Н. "Методология и методика педагогических исследований". Москва, 1986.
  17. Полонский В.М. "Оценка качества научно-педагогических исследований". Москва, 1996.
  18. Кузьмина В.Ф. «Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)». Завуч. «Управление современной школой», №4,2006.С. 103-104; №6,2006 г. С.113-114
  19. Запятая О., Илларионова Т., Карпович Д., Лебединцев В. »Педагогическая техника» №6, 2006 г.
  20.  В.М.Лизинский “О методической работе в школе», Москва, «Педагогический поиск, 2001 г.
  21. Образовательные сайты Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы неск...

План работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта

- НОВАТОР, рассказывающий о своем опыте. - СПОДВИЖНИК, который в коротком выступлении подкрепляет мысли новатора и несколько подробнее раскрывает отдельные положения. - КОНСЕРВАТОР, ст...

Консультация для педагогов "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

В данном разделе подробно описана система работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении....

Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х...

"ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА"

Предлагаю вашему вниманию статью по организации распространения передового педагогического опыта работы...

Тема: «Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении»

Тема:  «Изучение, обобщение, распространение ивнедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении»...