Августовское совещание педагогических работников
материал по теме

Цурган Светлана Викторовна

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учетом индивидуализации образовательного процесса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avgustovskoe_soveshchanie.docx24.35 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

с учетом индивидуализации образовательного процесса»

Подготовила:

Старший воспитатель

МДОАУ д/с «Белочка»

Цурган С.В

Доброе утро уважаемые коллеги,

Разрешите представить вашему вниманию доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учетом индивидуализации образовательного процесса».

Динамичные социокультурные условия сегодняшнего дня побуждают к постановке комплексных задач, направленных на адекватное современной психолого-педагогической ситуации развитие личности в процессе образования.

Важнейшей задачей модернизации  образования является обеспечение  его качества, доступности,  индивидуализации и дифференциации, что предполагает:

  • создание психологически безопасной образовательной среды,
  • осуществление квалифицированной  диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста, психологической помощи семьям детей групп особого внимания;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного и профессионального маршрута;
  • профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы;
  • помощь в разрешении проблем во  взаимоотношениях  со сверстниками, учителями, родителями.
  • Один из основных принципов ФГОС ДО - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (п. 1.4 .2 ФГОС ДО)

А теперь представлю вашему вниманию реализацию принципа индивидуализации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами на базе МДОАУ д/с «Белочка». Подробнее остановимся на этапах индивидуального сопровождения: ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад

I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - Сбор информации о ребенке. Наблюдение за детьми , беседы с ними, Изучение сведений о  родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка;  изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК  и других документов

II этап – КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ, Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка:  диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии;  определение зоны ближайшего развития.

III этап – РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

В результате  диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

V этап – РЕФЛЕКСИВНЫЙ. Итоговая диагностика. Анализ результатов. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА:

  • развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
  • осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
  • проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
  • оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
  • подготовка к школьному обучению

Вашему вниманию представляется образец ИОМ который заполняется специалистами детского сада «Белочка».

Для успешной реализации образовательного маршрута специалистами детского сада разрабатываются коррекционно-развивающие программы на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

ВОСПИТАТЕЛЬ

  • Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

  • Коррекционно - развивающая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития с 5-7 лет. Автор: С.Г. Шевченко.
  • «Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет». Автор:  Р.В. Мельникова.
  • «Коррекция познавательной сферы детей 3-4 лет с задержкой психического развития».
  • Автор: А.Н. Засыпкина, В.Ф. Овсиенко

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДЫ

  • Адаптированная коррекционно-развивающая программа по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) I уровня для детей с ОВЗ. На основе программ авторов Н.В. Нищевой, Л.В. Лопатиной

В рамках реализации образовательного процесса специалистами используются разные формы работы в соответствии с возможностями ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ: построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка с ОВЗ;

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ по адаптированной образовательной программе.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ: направленные на поэтапное формирование средств речевого общения.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ с применением различных психологических техник;

Проведение занятий в сенсорной комнате.

ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Групповые занятия, программа физических нагрузок имеет упрощённый вид для сложно координационных упражнений, упражнений, включающих в себя прыжки и подвижные игры;

подвижные игры представляют собой два-три правила, доступных для понимания воспитанников с ОВЗ;  спортивные мероприятия совместно с детьми.

Кроме того, воспитанники с ОВЗ принимали участие в массовых спортивных мероприятиях, таких как: «Уроки здоровья», «Веселые старты - Защитники Отечества», «Бравые солдаты», «День здоровья - малые олимпийские игры».

Участвовали в социально-культурных мероприятиях: Осенний балл, «День матери», «Синичкин день», Новогодний маскарад, «Люблю тебя – моя Югра», «Слава Армии родной в день ее рожденья», «8 марта», «День победы».

Принимали участие в различных творческих конкурсах: выставка детского рисунка «Осторожно -  дорога», выставка  поделок из природного материала «Дары осени», выставка рисунков «Моя мама», выставка творческих работ  «Новогодняя игрушка», где представляли совместные работы с родителями.

Для всестороннего развития воспитанников с ОВЗ, в учреждении создаются условия, обеспечивающие полноценное развитие всех видов детской деятельности в соответствии с их возможностями и способностями.

  • Специальная предметно-развивающая среда - это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей;
  • методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям коррекционно-развивающего процесса;
  • необходимое техническое оснащение оборудования и пособия, игрового материала, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

            Также ведется активное взаимодействие с родителями в форме:

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

  • Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

  • Вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ

  • Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

ПРОВЕДЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРАЗДНИКОВ

  • Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности.

Систематичность коррекционной работы, слаженность педагогического коллектива ведет к достижению результатов, у нас на сегодняшний день они такие.

  • - Участие ребенка-инвалида в открытом городском музыкальном конкурсе юных исполнителей среди детей дошкольного возраста «Таланты Югры»;
  • - Участие в Открытом городском фестивале детского творчества «Салют Победы»;
  • - Снятие статуса ребенка-инвалида по окончании детского сада.
  • Положительная динамика в образовательной деятельности прослеживается у детей, имеющих задержку психического развития.

Для всестороннего развития воспитанников с ОВЗ, в учреждении создаются условия, обеспечивающие полноценное развитие всех видов детской деятельности в соответствии с их возможностями и способностями.

Материально-техническое оснащение - большой пандус у центрального входа в здание детского сада, логопедический кабинет, сенсорная комната, кабинет педагога - психолога, два физкультурных зала, два бассейна, тренажерный зал, две спортивные  площадки, физкультурно-оздоровительные центры в каждой группе.

Учебно-методическое обеспечение - научная литература в соответствии с ФГОС ДОУ.

Педагогический потенциал - педагог - психолог, два учителя-логопеда, три инструктора по физической культуре.

Также в учреждении успешно функционирует консультационный  пункт  для родителей:  основными задачами специалистов является организация и координация  методической, диагностической и консультативной помощи семьям, в том числе семьям с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольные образовательные учреждения.

Адаптированная коррекционно-развивающая программа по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) I уровня для детей с ОВЗ. На основе программ авторов Н.В. Нищевой, Л.В. Лопатиной


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старший воспитатель МДОАУ д/с «Белочка» Цурган С.В . Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учетом индивидуализации образовательного процесса

Слайд 2

Один из основных принципов ФГОС ДО

Слайд 3

Реализация принципа индивидуализации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами на базе МДОАУ д/с «белочка»

Слайд 4

Этапы индивидуального сопровождения Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы I этап - Подготовительный Сбор информации о ребенке. Наблюдение за детьми , беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК и других документов

Слайд 5

Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы II этап – Комплексной диагностики Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития. III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута В результате диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Слайд 6

Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы IV этап – Деятельностный Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с воспитателем, психологом, логопедом, другими специалистами. Консультирование и привлечение родителей к реализации маршрута V этап – Рефлексивный Итоговая диагностика. Анализ результатов. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

Слайд 7

Задачи маршрута сопровождения

Слайд 8

Индивидуальный образовательный маршрут на 2016-2017 учебный год (внутренний) УТВЕРЖДАЮ Директор _МДОАУ д /с «АВГ» _______________________ «____»______2016г. Ф.И.О.ребенка_____________________________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) Характеристика ребенка. Цель индивидуального маршрута развития ребёнка. Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка. Условия реализации индивидуального маршрута развития ребёнка. Специалист Форма работы с ребенком Форма работы с родителями Форма работы со специалистами ДОУ Психолог Педагоги Логопед Муз. руководитель Инструктор по физ. развитию

Слайд 9

Для успешной реализации образовательного маршрута специалистами детского сада разрабатываются коррекционно-развивающие программы на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

Слайд 10

Реализуемые программы воспитателя: Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Слайд 11

Реализуемые программы педагога-психолога: Коррекционно - развивающая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития с 5-7 лет. Автор : С.Г. Шевченко. «Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет». Автор: Р.В. Мельникова. «Коррекция познавательной сферы детей 3-4 лет с задержкой психического развития». Автор: А.Н. Засыпкина , В.Ф. Овсиенко

Слайд 12

Реализуемые программы учителя - логопеда: Адаптированная коррекционно-развивающая программа по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) I уровня для детей с ОВЗ. На основе программ авторов Н.В. Нищевой , Л.В. Лопатиной

Слайд 13

формы работы с детьми Воспитатель ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ: построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка с ОВЗ; Групповые занятия по адаптированной образовательной программе. Учитель-логопед ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ : направленные на поэтапное формирование средств речевого общения.

Слайд 14

формы работы с детьми с ОВЗ Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Индивидуальные занятия с применением различных психологических техник; П роведение занятий в сенсорной комнате. Групповые занятия, программа физических нагрузок имеет упрощённый вид для сложно координационных упражнений, упражнений, включающих в себя прыжки и подвижные игры; подвижные игры представляют собой два-три правила, доступных для понимания воспитанников с ОВЗ; спортивные мероприятия совместно с детьми.

Слайд 15

формы работы с детьми с ОВЗ

Слайд 16

Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 17

специальная развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 18

специальная развивающая предметно-пространственная среда Сенсорная комната

Слайд 19

специальная развивающая предметно-пространственная среда Физкультурно-оздоровительный комплекс

Слайд 20

Формы взаимодействия с родителями

Слайд 21

Формы взаимодействия с родителями

Слайд 22

Формы взаимодействия с родителями

Слайд 23

Результативность работы

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

ПО материалам "АВГУСТОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ"

laquo;РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ: ОТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ К ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ» По мате...

Доклад для Августовского совещания педагогических работников

Тема: «Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольног...

Приказ "О выступлении с докладом на Августовском совещании педагогических работников"

приказ о выступлении с докладом на Августовском совещании педагогических работников...

Доклад для Августовского совещания педагогических работников

Тема: «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста любознательности и познавательной активнос...

Мои достижения: Всероссийский марафон лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город» в 2021 году в рамках августовского совещания педагогических работников РФ

Всероссийский марафон лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город» в 2021 году в рамках августовского совещания педагогических работников РФ...