Программа взаимодействия с родителями воспитанников на 2016-2017 учебный год
материал на тему

 Елена Геннадьевна Шитова

Программа взаимодействия с родителями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_doo_s_roditelyami.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Программа взаимодействия

с родителями воспитанников

на 2016-2017 учебный год

г. Югорск - 2016

 

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников

Глава 2. Формы взаимодействия ДОО с родителями

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:

-социологические опросы,

- интервьюирование и анкетирование.

В качестве примера мы используем план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В.В.Котырло и С.А. Ладывир):

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:

- дружелюбный тон общения друг к другу;

- изменчивый, противоречивый характер отношений;

- своеобразная автономность каждого члена в семье.

3. Цель домашнего воспитания ребёнка.

4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

- наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;

- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;

- низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий:

- участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;

- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.

8. Организация современных форм деятельности в семье:

- общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;

- дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;

- разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:

- высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;

- настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества;

- перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы;

- безразлично относятся к детскому саду, к воспитанию собственного ребёнка.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы, наблюдения.

Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.

Педагогу важно пользоваться методом эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон), суть которого - создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты). Важным условием эмпатического слушания является выработка наблюдательности. Педагог должен обращать внимание не только на слова собеседника, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица собеседника, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии, поэтому необходимо проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации:

-совместный труд;

-досуг;

-занятия с родителями и детьми (открытую образовательную деятельность).

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи:

- в подготовку и проведение праздников, мероприятий;

- в организацию экскурсии, выходов;

-призывать к помощи в группе.

Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.

Воспитатели ДОУ должны помнить, что по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.

Глава 1. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Рекомендации по организации взаимодействия

1. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОО предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

В качестве наиболее эффективной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОО, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.

2. Сложности у родителей возникают из-за недостатка знаний по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, т.к. на предложенные консультации многие родители не реагируют.

Для решения этой проблемы можно предложить или убедить родителей обратиться к специалисту в данной области – работающему в ДОО педагогу-психологу. А также можно привлекать внимание родителей к важным вопросам наглядными брошюрами.

3. Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками дошкольного учреждения важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьёй собственной важности.

Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по всем вопросам развития ребёнка.

Особенности организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников

При организации совместной работы ДОО с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

- открытость ДОО для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов ДОО – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

- развитие интересов и потребностей ребенка;

- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно  меняющихся ситуаций воспитания детей;

- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

- воспитание уважения к детству и родительству;

- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОО и семьей, являются следующие:

- изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

- открытость ДОО семье;

-ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОО хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОО. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Все формы с родителями подразделяются на:

коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Глава 2. Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Модель взаимодействия с родителями по социально-коммуникативному развитию

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.

Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

Подготовка конкурсов, выставок.

Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).

 Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ

 Открытая образовательная деятельность (занятия) с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в образовательный процесс элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы

родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные

учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям,

ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

 Презентация дошкольного Учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины

Недели добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. Подобные формы: Дни общения, День папы, мамы (бабушки, дедушки и т.д.)

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

 Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Досуговые формы взаимодействия с родителями

 Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.  Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «День защиты детей». Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, играть роли в утренниках, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

 Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Рождественские чудеса», «Наша семья» и др.

 Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Социальные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

К данным формам также можно отнести:

- выпуск стенгазеты;

- домашние гостиные;

-семейные встречи;

-музыкальные и литературные салоны;

-коллекционирование и т.д.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

 Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

1. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание образовательной деятельности, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

  • материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
  •  материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.

2. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами. В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОО (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся: записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

- информацию о дополнительных занятиях с детьми;

- объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

- просьбы о помощи;

- благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких-либо действий.

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу. Папка дается во временное пользование родителям или стоит в родительском уголке.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

 Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Художественное творчество дома» и др.

К данным формам работы с родителями можно отнести и

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем».

- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;

- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Письменные формы взаимодействия с родителями

 Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

 Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОО, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами ДОО.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, отзывы, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в ДОО работы с родителями будет свидетельствовать:

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Литература

 

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
  3. Метенова М.Н. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011.
  4. Метенова М.Н. Родителям о детям. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010.
  5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс]//http:///formy_raboty_s roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/
  6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. / О.В. Солодянкина, М.: « Аркти», 2005.

Приложение 1

План работы заседания родителей на год:

Сентябрь. «Давайте познакомимся» (информационная встреча)

Октябрь. «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» (информационно-развлекательная программа)

Ноябрь. «Традиции и праздники в нашей семье» (тренинг)

Декабрь. «Фольклор в жизни детей» (музыкальная гостиная)

Январь. «Дни рождения в вашей семье» (заседание)

Февраль. «Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств» (диспут-встреча)

Март. «Мама, милая моя» (музыкальная гостиная)

Апрель. «Здоровая семья – здоровое общество (спортивный праздник)

Май. ««Путь к здоровью, силе, бодрости»  (практическая встреча)


Приложение 2

Тренинговые игры и упражнения, 

направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений

(из цикла тренинговых занятий Клуба заботливых родителей)

Упражнение "Кто здесь собрался?"

Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос

"Кто здесь собрался?".

 Упражнение "Сделай комплимент"

Задача упражнения – сделать комплимент сидящему рядом участнику,

как если бы это был ребенок. При этом нельзя повторять слова.

Вопрос для анализа: "Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к

ребенку, а не ко взрослому?".

 Упражнение "Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок"

Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят

куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка

и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют

свой выбор.

 

Игра "Войди в круг"

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что

они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить

дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон

общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

Что вы испытывали, выполняя это задание?

Легко ли было войти в круг?

Упражнение "Угадай, чьи эти руки"

Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза,

остальные по одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача

участника – угадать, чьи эти руки. Таким образом формируются две группы:

мягкие и строгие родители. Затем основной участник объясняет, на какие

признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что

он потом увидел.

Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной

связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя

по первому впечатлению.

 Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание.

Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда.

Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

 

Упражнение "Поводырь"

Родители разбиваются на пары. Одному из играющих завязываются глаза – он слепец. Второй, поводырь, начинает медленно передвигаться по помещению, ведя за собой напарника и обходя препятствия. Упражнение выполняется 3–5 мин, затем пары меняются ролями.

 Упражнение "Моя любимая игрушка"

Родители вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.

Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".

Упражнение "Закончи предложение"

Воспитатель начинает предложение, а родители по очереди его продолжают. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

Пример:

Общение с ребенком – это…

Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…

Упражнение "Семейные заповеди"

Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.

Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.

Вопрос для анализа: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?"

Упражнение "Подарок"

Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Приложение 3

Деловая игра «Психологическая готовность ребенка к школе»

Тема: «Психологическая готовность ребёнка к поступлению в школу». Цель: определить наиболее важные характеристики готовности ребёнка к школьному обучению. Научить родителей играм, развивающим у детей произвольные когнитивные процессы (мышление, память, внимание) и волю. Способствовать сближению взрослых в игре.

 Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагог-психолог и родители. Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители и гости.

Игра

Педагог-психолог: Недалеко то время, когда ваши дети покинут дошкольное детство и поднимутся на следующую ступеньку своего развития- поступления в школу. Но ни для кого не секрет, что ребёнок к этому моменту должен быть готов как физически, так и психологически. В ДУ эта подготовка ведётся в процессе организации ведущего главного вида деятельности детей

5-6 лет – игры. Подготовка к школе и игра – вещи не совместимые. Некоторые взрослые считают, что игра- это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле? Какое отношение к подготовке ребёнка к школе имеет игра?

Значение игры в жизни ребёнка велико. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя в этом мире. В игре ярко проявляются особенности мышления, воображения ребёнка, его

эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Итак, сегодня мы попробуем вспомнить, что же такое психологическая подготовка ребёнка к школьному обучению. С помощью этих цветных палочек предлагаем разделиться вам по командам (на доске плакат с компонентами

психологической подготовки к школе). Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. В этот день волнуются все – и родители, и сами дети, и педагоги детского сада.

Как там будет, сможет ли учиться?

Итак, первый вопрос: какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный первоклассник»? Просим вас выбрать из определений, записанных на листе, те качества, которыми на ваш взгляд, должен обладать первоклассник. На выполнение этого задания отводится три минуты. Участники выбирают, записывают на листах, сдают ведущему, который анализирует, обобщает ответы: самостоятельность, крепкое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, застенчивость, адекватная самооценка, эгоизм и демонстративность, высокая познавательная активность, умение планировать и контролировать деятельность.

 Педагог-психолог: Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребёнок не был готов к школе. Прежде чем ответить на вопрос, что такое «психологическая готовность», познакомьтесь с информацией на плакате. На доске - плакат с компонентами психологической готовности. Педагог-психолог: Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-психологическую.

Интеллектуальная зрелость.

Долгое время об уровне развития ребёнка судили по количеству накопленных им знаний. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки, т.е. умение писать и считать – это единственные показатели интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности. Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, умение выделять фигуру из фона, память, способность концентрировать

внимание, воображение, наглядно-образное и словесное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, делать простейшие выводы обобщения.

Игра с участниками «Зуб мудрости».

На игровом поле лежат конверты, в которых написаны задания. За правильное выполнение задания команде начисляется один балл, а на игровое поле ставится «зуб мудрости» – конус.

Социально-психологическая готовность. Подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положению школьника, имеющего круг обязанностей и прав. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность понимать роль ученика.

 Игра «Устами младенца».

 Одним из важных условием благополучного начала обучения в школе является сознательное стремление ребёнка к школе, т.е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя: наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий); понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности; эмоционально-благополучное отношение к школе. Возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способом подачи о ней. Важно, чтобы сообщения детям сведений о школе были не только понятны, но и прочувствованы и пережиты

им. Эмоционально-волевая готовность. Жизнь будущего школьника предъявляет большие требования к воле ребёнка. Надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, нужно выполнить многие правила на уроке. И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребёнок подчинял им свои действия, желания, умел сдерживаться и контролировать своё поведение. Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат.

Игра « Построй башню».

Произвольность- это умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Физическая готовность. Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Тонкая моторика – это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития.

 Тест «Рука-ребро-кулак».

Развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

 Танец «Летка-енька».

Мы рассмотрели отдельные компоненты психологической готовности ребёнка к школе. Однако не будем забывать, что все структурные компоненты психологической готовности ребёнка связаны между собой. И для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью,

родителям необходимо придерживаться рекомендаций врачей и педагогов, соблюдать распорядок дня, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям, они плохие советчики. От вашего отношения к

ребёнку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека. Только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

Релаксация.


Приложение 4

Анкеты для выявления уровня педагогической культуры родителей

 1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка (нужное подчеркнуть):

• слушаете передачи по радио и телевидению;

• посещаете лекции для родителей;

• на основе рекомендации психологов;

• используя жизненный опыт;

• читаете педагогическую литературу.

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными (нужное подчеркнуть):

• поощрение;

• наказание;

• требование;

• убеждение;

• приучение.

3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего (нужное подчеркнуть):

• словесная похвала;

• подарки;

• ласки.

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (нужное подчеркнуть):

• физическое наказание;

• словесная угроза;

• лишение развлечения;

• проявление вами обиды

 

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты к встрече на тему: "Как помочь учиться".

• Чему Вы больше отдаёте предпочтение: обучение чтению, счёту или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?

• Каким бы Вы желали видеть своего ребёнка на пороге школы?

• С радостью ли пойдёт Ваш ребёнок в школу?

• Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребёнок к школе? Почему?

• Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки к школе?

• Чем интересуется Ваш ребёнок больше всего?

• Как часто ребёнок задаёт Вам вопросы? Какие?

• Считаете ли Вы, что у вас есть взаимопонимание с ребёнком?

Аргументируйте ответ.

• Трудно ли Вам удаётся воспитать в ребёнке умение управлять

собой? Почему?

• Какие знания, умения, навыки должен приобрести ребёнок в

детском саду, чтобы было легче учиться в школе?

• На какие вопросы по теме встречи Вы желали бы получить ответ?

Спасибо за участие

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

• Ф.И.О.__________________________________________________

• Возраст _________________________________________________

• Место работы____________________________________________

• Состав семьи (кто совместно проживает, возраст, образование, профессия)______________________________________________________

5. Жилищные условия (отдельная квартира, общежитие и т.д.). _________ _______________________________________________________________

6. Материальное положение семьи (удовлетворительное, неудовлетворительное)

_______________________________________________________

7. Увлечение родителей:

отец _______________________________________________________

мать_______________________________________________________

и др._______________________________________________________

8. Как Вы представляете себе участие в жизни группы? (никогда, по мере необходимости, иногда, постоянно помогаю)_____________________

9.Как Вы представляете себе работу родительской команды в дошкольном учреждении?

___________________________________________

10. Какие трудности испытываете в воспитании Вашего ребенка? _______________________

11. Какие консультации по воспитанию хотели бы получить? ______ _______________________________________________________________

12. Каким опытом семейного воспитания могли бы Вы поделиться?_ _______________________________________________________________

13. Ваши пожелания._________________________________________

 

 

 

 

Тест "Какой вы родитель"

Инструкция. Какой вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми: Баллы

1. Сколько раз тебе повторять? 2

2.Посоветуй мне, пожалуйста. 1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1

4. И в кого ты только уродился? 2

5. Какие у тебя замечательные друзья! 1

6. Ну на кого ты похож (а)? 2

7. Я в твоё время! 2

8. Ты моя опора и помощница 1

9. Ну что за друзья у тебя? 2

10. О чем ты только думаешь?! 2

11. Какая ты у меня умница! 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1

13. У всех дети как дети, а ты... 2

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! 1

Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-6 баллов, значит, живёте с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

9-10 баллов: вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

 

Анкеты для родителей

«Характеристика семьи ребенка»

Уважаемые родители! Мы хотели бы ближе познакомиться с Вашей семьей в целях налаживания благоприятного контакта. Просим Вас ответить на вопросы анкеты искренне и, по возможности, подробно.

•Фамилия и имя ребенка_____________________________________

•Состав семьи:_____________________________________________

•Жилищные условия семьи (отдельная квартира, проживаем совместно с родителями, снимаемая жилплощадь)__________________________

4. Материальное положение семьи (низкий, средний, высокий доход) ____________________________________________________________

5. Место работы родителей

Отец:______________________________________________________

Мать:______________________________________________________

6. Возраст других детей в семье (имена, год рождения)____________

7. Возраст родителей

Отец:______________________________________________________

Мать:______________________________________________________

8. Образование

Отец:______________________________________________________

Мать:______________________________________________________

9. Какой ребенок по счету в семье

10. Основные увлечения родителей

Отец:______________________________________________________

Мать:______________________________________________________

11. Как Вы относитесь к участию в работе группы, где находится Ваш ребенок?

а) буду бывать постоянно;

б) буду приходить иногда с целью контроля или помощи;

в) буду приходить по необходимости.

Отец:______________________________________________________

Мать:______________________________________________________

12. Ваше представление о своей роли в работе группы

Отец:______________________________________________________

Мать:______________________________________________________

13. Как Вы представляете себе работу родительской комнаты?

Отец:______________________________________________________

Мать:______________________________________________________

14. Какие затруднения Вы испытываете в воспитании ребенка?

15. По каким вопросам воспитания и обучения хотели бы получить консультацию? __________________________________________________

16. По каким вопросам можете поделиться опытом семейного воспитания?

 

«Всё о ребенке»

Ф.И.О._____________________________________________________

№ группы __________________________________________________

Уважаемые родители! Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Просим Вас, отвечая на вопросы, давать искренние и продуманные ответы.

Внимательно прочтите вопросы. Подчеркните два-три ответа, которые соответствуют Вашему мнению. Если вопросы без вариантов ответа, то свое мнение запишите после вопроса.

1 Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец). ______________

2 Укажите свой возраст: _____

3 Количество детей в Вашей семье: _____

4 Из каких источников Вы получаете педагогические знания?

• слушаете передачи по радио, телевидению;

• посещаете лекции для родителей;

• из жизненного опыта — как воспитывали Вас;

• воспитываете без знаний;

• читаете специальную педагогическую литературу;

• советуетесь с воспитателем;

• иное__________________________________________________

5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребенка?

- непослушание ребенка;

- не поддерживают другие члены семьи;

• испытываете недостаток педагогических знаний;

• ребенок растет нервным;

• плохо запоминает стихи;

• иные трудности:____________________

• трудностей нет.

6 Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке? ____________________

7 Что огорчает? _____________________________________________

8. Какие занятия дома Ваш ребенок любит больше всего?

• играть с игрушками;

• лепить;

• рисовать;

• слушать чтение книг;

• слушать музыку;

• смотреть телевизор;

• не любит ничем заниматься;

• иное.

9. Укажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь с ребенком?

• читаете;

• рассказываете;

• приучаете следить за одеждой, обувью;

• ходите в парк, лес;

• играете;

• ничем не занимаетесь;

• иное__________________________________________________

10. По каким вопросам воспитания детей Вы хотели бы получить помощь, консультацию?

11. Ваши предложения по улучшению работы дошкольного учреждения в интересах ребенка:______________________________________

12. Сколько раз Вы посетили группу, в которой воспитывается Ваш ребенок?

________________________________________________________

13. Как бы Вы оценили степень своего участия в работе группы, которую посещает Ваш ребенок?

- Высоко; удовлетворительно; низко; не задумывались.

«Знаете ли Вы своего ребёнка?»

Пожалуйста, ответьте искренне на данные вопросы.

Ответы помогут лучше узнать нам Вашего ребенка.

Имя ребенка (так, как Вы желаете называть его в детском саду) ____

День рождения________________

Возраст: количество лет и месяцев____________________________

1. Пожалуйста, перечислите имена сестер и братьев Вашего ребенка: _______________________________________________________________

• Посещал ли Ваш ребенок детский сад ранее или же находился дома с Вами: ___________________________________________________

•Испытывает ли Ваш ребенок трудности при произношении некоторых звуков: ___________________________________________________

•Существуют ли проблемы, связанные со здоровьем Вашего ребенка, страдает ли аллергическими заболеваниями (какими): ____________

•Чем интересуется Ваш ребенок? _____________________________

•Чего боится Ваш ребенок? __________________________________

•С кем дружит Ваш ребёнок? _________________________________

•Имеет ли какие-нибудь обязанности по дому?___________________

•Какими методами наказания Вы пользуетесь дома? ______________

10. Какими навыками он уже владеет? (Нужное подчеркнуть)

• Знает и называет адрес.

• Знает и называет свой номер телефона.

• Знает дату своего дня рождения.

• Может назвать свое имя, отчество, фамилию.

• Может написать печатными буквами имя, фамилию.

• Считает до …

• Различает понятия «слева», «справа».

• Называет правильно цвета:

• Различает цифры до …

• Отличает заглавные буквы от прописных.

• Любит слушать рассказы.

• Может зашнуровать ботинки.

• Может застегнуть на пуговицы свою одежду.

• Может застегнуть молнию на своей одежде.

• Может назвать время.

• Может рисовать карандашом.

• Может пользоваться ножницами.

11. Какие у Вас пожелания для детского сада и команды воспитателей?

____________________________________________________________

12. Что Вы ожидаете необычного в отношении Вашего ребенка в этом

году?  _______________________________________________________

13. Не окажете ли Вы нам посильную помощь в группе? Назовите удобное для Вас время?

___________________________________________

14. Что еще Вы можете рассказать нам о Вашем ребенке? _________

_______________________________________________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Журавлик с родителями воспитанников на 2016-2017 уч.год

План взаимодействия с родителями воспитанниковЦель: создание механизмов "обратной связи" между ДОУ и родителями по различным вопросам жизнедеятельности детского сада; построение воспитательно-образова...

План работы МАДОУ №36 по взаимодействию с семьей воспитанников на 2016 -2017 г.

План работы разработан на взаимодействие с семьями воспитанников  на весь учебный год....

Рабочая программа клуба «Здоровые родители - здоровые дети». 2016-2017 учебный год.

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Перспективный план по взаимодействию с родителями воспитанников на 2022 - 2023 учебный год

Перспективный план по взаимодействию с родителями воспитанников на 2022 - 2023 учебный год...