РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ, КАК СПОСОБА "ПРОЖИВАНИЯ" РЕБЕНКОМ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка на тему

Смирнова Елена Вячеславовна

Представленный материал является методической разработкой в помощь педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, старшим воспитателям и соответствует требованиям ФГОС ДО и Профстандарту.

Ведущей целью данной программы явлется формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    Утверждаю:

                                                                                                                                    подпись заведующего

                                                                                                                                     № и дата Приказа

                                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагога, реализующего задачи детского экспериментирования, как способа «проживания» ребенком содержания дошкольного образования

 

Программа составлена:

руководителем районного семинара

«Детское экспериментирование и его роль

в «проживании» ребенком содержания

дошкольного образования»

Смирновой Е.В.- ст.воспитателем

 ГБДОУ детского сада № 3 Колпинского района СПб

Принято:                                                                                                          

Педагогическим советом  №__                                                                          

Протокол №___ от __________                                                                        

Санкт-Петербург

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание раздела

страницы

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

  1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

4

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

4

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

5

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

7

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.         ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

9

2.2.         ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

12

2.3.        ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

14

2.4.        ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

14

2.5.        ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

18

2.6.        ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

18

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС

20

3.2. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВОЗРАСТАМ

24

3.3. ЛИТЕРАТУРА

25

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная деятельность педагога, реализующего задачи детского экспериментирования, как способа «проживания» ребенком содержания дошкольного образования строится с учетом нормативно – правовой базы:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

5. Основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

Настоящая Программа обеспечивает развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста. с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому.

Познавательно-исследовательская деятельность (или познавательная активность) – это форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствующая формированию целостной картины мира.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

    Срок реализации данной программы – не менее 1 года.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

      Ведущей целью рабочей программы педагога, реализующего задачи детского экспериментирования, как способа «проживания» ребенком содержания дошкольного образования, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче​ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи работы с детьми дошкольного возраста:

  1. Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

  1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

  1.  ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате общения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи.

Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Основной формой мышления является наглядно – действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно – образного мышления. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством и т.д. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Характеристика возрастных возможностей детей 
младшего дошкольного возраста (4 год жизни)

На четвертом году у жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:

- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.

    Очень полезно. Не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

Характеристика возрастных возможностей детей 
среднего дошкольного возраста (5 год жизни)

   На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети  способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы. Непосредственное участие взрослого в знакомой  работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования. Так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.

    В этой группе можно проводить эксперименты по  выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей. у которых хорошо развиты технические навыки.

     Давая словесный отчет об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развернутому рассказу. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.

     С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.

Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия

моделирующего характера 

Характеристика возрастных возможностей детей 
старшего дошкольного возраста (6год жизни)

    При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.  Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

     В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

     При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

     Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

     В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что  позволяет осваивать приемы классификации.

     Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

Характеристика возрастных возможностей детей 
подготовительного дошкольного возраста (7 год жизни)

     В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если  дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.

     В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

           Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1)     дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2)     дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

  1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам):

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Достижения ребенка четырех лет:

- Может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.

- Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

- с помощью взрослого используют действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.

Достижения ребенка до трёх лет:

Основной формой мышления является наглядно – действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Достижения ребенка четырёх лет:

Достижения ребенка пяти лет:

- Умеет с помощью обобщённых способов исследовать разные объекты

- Осваивает перцептивные действия, специально разработанные системы эталонов

- Умеет получать сведенья о новом объекте в процессе его практического исследования

- умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности

- Понимает и использует в познавательно – исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Достижения ребенка шести лет:

- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий

- умеет устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий

- умеет самостоятельно действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств

- умеет получать информацию о новом объекте в процессе его исследования

- умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом

- умеет определять алгоритм собственной деятельности

- умеет с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности

Достижения ребенка семи лет:

- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий, сам выбирает их в соответствии с познавательной задачей

- Умеет самостоятельно устанавливать связи и отношения между системами объектов и явлений с применением различных средств; умеет определять характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов

- умеет определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности

- умеет самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель; составлять соответствующий собственный алгоритм; корректировать свою деятельность

- умеет самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Познавательное развитие как образовательная область предполагает:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Методы организации познавательной деятельности: наблюдения, коллекционирование, моделирование, рассматривание, беседы, сюжетно-ролевая игра, анализ и синтез, экскурсии, конструирование, эксперименты.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. Как правило, используется для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний

  Главное достоинство применения метода в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

-в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей.

- поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты,  эксперименты, исследования, наблюдения.

- создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.

- создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

- создание в группах уголка, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты - самостоятельно в свободное время.

- использование уголка природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности должно быть построено исходя из трех блоков педагогического процесса. Это:

-специально-организованное экспериментирование;

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная исследовательская деятельность детей

Формы работы:

  • Организованная образовательная деятельность;
  • Плановые эксперименты;
  • Дидактические игры;
  • Беседы;
  • Наблюдение и труд;
  • Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся  как ответ на вопрос ребенка:  ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

1.        Осознание того, что хочешь узнать;

2.        Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

3.        Выполнение работы, соблюдение правил безопасности,  наблюдение результатов;

4.        фиксирование результатов, анализ полученных данных;

5.        словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Свободная самостоятельная деятельность предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Окружающая детей  предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.  Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Правила проведения экспериментирования:

1.        Занятия проводят с небольшими подгруппами (5-10  человек). Это делается для того, чтобы проследить познавательную и творческую активность каждого из детей;

2.        Задания к экспериментированию даются детям от лица сказочного или мультипликационного героя. Это может быть кукла или игрушка, а так же эти же герои могут создавать проблемную ситуацию в созданной педагогом презентации. Это делается для  поддержания  интереса  ребёнка  к  исследовательской деятельности;

3.        На начальном  этапе  педагог  помогает  детям  решать поставленные задачи, проводя различные опыты и эксперименты  ( при этом - дети могут самостоятельно пополнять картотеку с опытами, привлекая родителей)

4.        Можно проводить работу совместно с родителями, которые могут предложить что то новое в ходе детского экспериментирования, рассказать истории из своей жизни, как они занимались исследовательской деятельностью.

5.        Через некоторое время, работа выполняется детьми самостоятельно (дети стараются обучать педагога, проговаривают  план  всей  работы,  самостоятельно. Делают определённые выводы эксперимента, отражая их в речи)

6.        На следующих занятиях ребёнок рассказывает и демонстрирует опыты, которые они провели дома (защита проектов или представление определённых результатов эксперимента с помощью моделей);

7.        После работы дети должны сами привести в порядок рабочие места – моют, вытирают и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом.

8.        Особое внимание нужно уделить технике безопасности

Структура детского экспериментирования

-    Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.

-   Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).

-    Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

- Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).

-   Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).

-  Формулирование выводов.

Методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:

1.    Старайтесь  делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.

2.    Не сдерживайте инициативы детей.

3.  Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.

4.    Избегайте прямых инструкций ребенку.

5.    Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6.    Помогайте учиться управлять процессом мышления:

- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

7. Педагог  не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами,  или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить  и направлять замыслы ребенка, дать возможность  ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    Для детей дошкольников очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.  Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

   В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Познавательное и речевое развитие детей невозможно без усвоения новых слов. Новые слова способствуют усвоению понятий, закреплению новых знаний и представлений. Необходимо не только расширять словарь ребёнка, но и включать углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойство и качества предметов, их многофункциональность, смысловые отношения.  Чтобы правильно ответить на вопросы ребёнок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, согласовывать их в окончаниях, пользоваться распространёнными предложениями, высказывать свои мысли.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

Ранний возраст:

1.Педагог стремиться создать такую предметную среду, которая максимально полно могла бы стимулировать ребёнка к деятельности, при этом безопасно обогащала его сенсорный опыт, планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования.

2.  На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать  и активизировать словарь.

3. учить согласовывать существительные  с глаголами, использовать в речи предлоги, упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где).

4. учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы,  помогать отвечать на простейшие вопросы, поощрять попытки детей рассказывать о событии из личного опыта.

Младший возраст.

1.        Предоставлять детям возможность самостоятельно рассматривать картинки, книги, наборы предметов. Приучать слушать рассказы воспитателя о знакомых явлениях и объектах.

2.  На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей. Учить детей различать и называть качества предметов, особенности поверхности, некоторые  материалы и их свойства.

3.  Помогать составлять распространенные предложения за счет введения дополнений, обстоятельств, определений.

4.        Обучать умению слушать и понимать заданный воспитателем вопрос, понятно на него отвечать, развивать диалогическую речь, не перебивать говорящего взрослого.

Средний возраст:

    1.        Выслушивать детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенности предмета, явления, состояния; помогать логично и понятно высказывать суждения.

2.        Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять представления о предметах, явлениях, не имеющих места в их собственном опыте, активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они сделаны, учить использовать в речи прилагательные, обозначающие признаки изучаемых явлений; глаголы, производя действия с изучаемыми предметами;  наречия; существительные, обозначающие новые предметы и явления.

3.        Продолжать формировать умения у детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги, упражнять в употреблении сложносочинённых и сложноподчиненных предложений.

4.        Формировать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, учить описывать предмет, явление.

Старший возраст.

1.        Поощрять попытки детей делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации, учить детей убеждать, доказывать, объяснять.

2.        В ходе исследовательской деятельности продолжает расширяться словарный запас детей. Знакомить  детей со словами-антонимами, синонимами. Учить  определять противоположные признаки, а также  умению называть одно и то же явление разными словами, имеющими похожий смысл.

3.        Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками,

4.        Дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

Подготовительная группа.

1.        Выяснять, что дети хотели бы увидеть, о чём хотели бы узнать. Уточнять высказывания детей, помогать им  характеризовать объект, явление, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Приучать детей к самостоятельности суждений.

2.        Совершенствовать умения детей употреблять слова в соответствии с их значением  и целью высказывания, побуждать интересоваться смыслом слов.

3.        Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Правильно строить сложноподчиненные предложения.

4.        Совершенствовать умения составлять рассказ о предметах, явлениях, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

В рамках ОО «Социально-коммуникативное развитие» особенностью развития детского экспериментирования является то, что в процессе экспериментальной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

•        социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

•        личностный: узнает свои личные возможности;

•        волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

•        поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Важно отметить, что тесные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связан с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Детское экспериментирование является хорошим средством формирования навыков безопасного поведения дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка;

Формы работы с участниками образовательных отношений в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» с целью развития детского экспериментирования

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Экскурсии

наблюдения

Игры - эксперименты

труд в природе

эксперименты

наблюдения

Экскурсии

наблюдения

труд в природе

совместные проекты

  1.  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы, может реализовываться в различных видах деятельности ребенка.

Система работы по художественно- эстетическому развитию детей состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно- эстетического воспитания и развития (кадровое обеспечение, учебно- методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями. обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно- эстетического воспитания и развития (кадровое обеспечение, учебно- методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 5 лет) определены такие виды изобразительной деятельности как конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства в эстетической деятельности.

Основой художественно-эстетического развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются: личностная позиция ребенка, желание самовыразиться; развитие способностей к изобразительной деятельности (эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость); создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми; синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества; изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства (педагога - помощник, соучастник творчества).

Для развития художественного творчества необходимы определенные условия: опыт художественных впечатлений образов искусства; некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»); материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Среди множества факторов, оказывающих определенное воздействие на характер замысла в детском рисунке, существенную роль играет своеобразие художественных техник и материалов (цвет, фактура, форма), которые способствуют созданию адекватного этим свойствам художественного образа.

Очень часто недостаточная сформированность художественно- графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунках задуманное, адекватно изобразить предметы окружающего мира, и как следствие, затрудняет развитие познания.

В работе с детьми дошкольного возраста по художественно-этетическому развитию решается ряд задач: познакомить детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами; развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче; учить использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности; воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус; развивать воображение, зрительную память, гибкость и быстроту мышления.

Работа по ознакомлению с художественными техниками осуществляется поэтапно. Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы: I этап - знакомство с художественной техникой; II этап - упражнения в художественной технике; III этап - самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.

На первом этапе проходит первое знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки.

На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании традиционных и нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.

Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла («Зимний пейзаж», «Осеняя песня», «Золотая рыбка» и т. д.).

Итоговой формой работы с детьми могут стать различные творческие выставки: тематические («Золотая осень», «Королева Зима», «Морское царство» и др.), где представленные работы выполнены с использованием различных техник; выставки работ, выполненных в какой-то одной технике; авторские выставки (творческие работы отдельного ребенка с использованием различных техник).

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам.

Требования  ФГОС к результатам освоения  Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования  относятся социально- нормативные возрастные  характеристики возможных достижений ребенка.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

 Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются продуктивные виды деятельности, в том числе и ручной труд.

Художественное экспериментирование можно  рассматривать  как работу с различными материала, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах.

 В  работе с детьми  можно проводить экспериментирование с материалами и их свойствами: традиционные – гуашь, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон; не традиционные: соленое тесто, жатая бумага, ткань, лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки, листья, зубную щетку, цветное тесло для лепки, бросовый и природный материал, вату.

Экспериментирование с материалом проходит в виде обучения, опытов, дидактических игр, обыгрывание незавершенного образа, наблюдение.

 Рисование разнообразно – рисование пальчиками, ладошкой, печать листьев, кляксография, свечой, по мокрому, поролоном, зубной щеткой, ватными палочками, набрызгивание, граттаж и т. д.

Для художественного экспериментирования подходит также такой вид деятельности как ручной труд. Ребенок создает конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий) – «цветные мячики» (модульная техника) ; «миски для трех медведей» (техника папье-маше, «пестрый коврик» (из полосок в технике «плетения») ; «нарядные бусы и браслеты» (прочные нити или мягкая проволока, ягоды рябины, шиповника, желуди) – художественное экспериментирование. Любимые игрушки своими руками (куколки, изготовленные бесшовным способом, сворачиванием, скручивание, завязывание).

 Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Чтобы повысить интерес, педагогу необходимо ставить вопросы побуждающие детей сравнивать свойства материалов (глина и пластилин, выдвигать предположения, делать вывод, совместное обсуждение помогает обобщить полученные результаты.

Планомерная, систематичная и последовательная организация художественной деятельности приносит ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а так же положительную динамику результатов диагностики по всем показателям художественно- творческого развития детей.

Компонентами художественного экспериментирования являются активность, самостоятельность, инициативность и воображение. В старшем возрасте дети сами могут творчески реализовывать задумки. Показателями их самостоятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приемов создания выразительного образа. (Так умения и навыки работы с засушенными листьями, позволяют ребенку создать свой коллаж дома совместно с семьей) .

Художественное экспериментирование с разнообразными материалами, инструментами и изобразительными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знания, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, успешного ребенка, уверенного в собственных силах.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской  деятельности и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

-Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными  связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать.                                        

Ценность экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности.

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах деятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника как субъекта деятельности, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр являются игры- эксперименты. Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры- эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности  детей. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет, игры-экспериментирования –это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие вопросы. Для детей старшего дошкольного возраста игры- эксперименты ориентированы на исследовательскую деятельность, обеспечивающую как можно больше культурной практики  ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку  самостоятельно обобщить имеющие  у него знания и представления в систему знаний, установить  простейшие причинно- следственные  связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок  делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цели и задачи образовательной области «Физическое развитие» , в рамках детского экспериментирования, тесно связаны с формирование начальных представлении о здоровом образе жизни, а именно:

- формирование представлений о некоторых видах спорта, становление ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Полученные на физкультурных занятиях навыки и умения дети переносят в самостоятельную двигательную деятельность вне занятий, применяют в играх и упражнениях небольшими подгруппами. Старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру. Этому способствуют творческие композиции, широко используемые в игровом занятии: посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки. Показывают действия, изображения на картинке, «оживляют их», знакомое упражнение «обновляют»  новыми структурными частями и т.п.

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная цель: повысить педагогическую грамотность родителей, вызвать у них интерес к такому разделу, как познавательно – исследовательская деятельность, формировать желание – работать вместе со своими детьми.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям:

-  «Социально–коммуникативное развитие» .Заинтересовать родителей в развитии познавательно – исследовательской деятельности детей, обеспечивающей успешное познание окружающего мира. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. Развивать умение работать вместе со своим ребёнком или  совместно в детском   коллективе. Развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности. Проводить совместные с родителями встречи  по теме экспериментирования, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы  и нормативы. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями при экспериментировании.

 -  «Познавательное развитие» Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; совместно с родителями планировать познавательно – исследовательскую деятельность детей

 -  «Речевое развитие» (коммуникация, восприятие  художественной литературы). Развивать у родителей навыки общения, используя совместные мероприятия. Демонстрировать ценность и уместность, как делового так и эмоционального общения. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

«Восприятие художественной литературы». Доказывать родителям ценность домашнего чтения; поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

 -«Художественно-эстетическое развитие» (художественное творчество, музыка, восприятие худ.  литературы). Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности. Поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

 -  «Физическое развитие». Информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

Информационно – просветительские формы работы:

Анкетирование родителей «Познавательно – исследовательская деятельность дома с детьми».

Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома».

Привлечение родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Папка – передвижка «Опыты – это интересно».

Создание  картотеки опытов и экспериментов «В помощь родителям».

Родительские собрания.

Семинары – практикумы с участием родителей.

Мастер – классы для родителей.

Оформление своих опытов  альбома «Как мы экспериментировали дома».

Заметка в информ.  стенд «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Рекомендации «Какие опыты безопасно проводить дома».

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 

3.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе.

Дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе надо опираться на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе должны быть созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также должны быть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Надо стараться   обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться. В группе предметно-развивающая среда должна быть разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры.

Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности для малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Центр физической культуры:

Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Центр изобразительного искусства:

Оборудование и материалы: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

Музыкально – театральный центр:

Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.

Книжный центр:

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

В книжной витрине группы   выставляются обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке даются детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомство  с уголком книги, его устройством и назначением,  рассматривание книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).

Центр строительных игр:

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей ; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.

 Играя с конструктором малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.

Центр природы:

Оборудование и материалы: в группе находится 4 комнатных растения (фикус, бегония, герань, бальзамин) ; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования :микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

Учебный уголок:

Оборудование и материалы: Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

- Наборное полотно, магнитная доска.

- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

-Блоки Дьенеша.

- Палочки Кюизенера.

- Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .

- Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) .

-Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) .

- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения.

- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей.

-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой.

- Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

Дети  очень любя дидактические игры: «Собери машинку», «Светофор», игры-лото и многие другие.

Особенности предметно-развивающей среды в средней группе

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы.

Центр конструирования «Я строитель».

Оборудование: модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц ;наборы ;конструкторнапольный, конструктор типа «лего» мелкий, средний; мозаики крупные, средние, мелкие; пазлы; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины ;нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;- игрушки для обыгрывания построек.

Центр сюжетной игры «Давай поиграем».

Оборудование: дидактические игры: социально-нравственного характера; направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;картинки с изображением различных трудовых процессов; альбомы «Наша группа», «Моя семья», «Правила поведения в группе» атрибутыдлясюжетно-ролевых игрнаборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей) ;предметы-заместители.

Центр книги «Читаем вместе»

Оборудование:

• детские книги по программе,

• любимые книги детей (книги по интересам) ;

• сезонная литература;

• тематические альбомы;

• портреты детских писателей;

• книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;

• открытая витрина для книг, стол, стульчик;

• магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Центр природы.

Оборудование

• дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;

• модели строения растений;

• альбомы, фотографии,

• иллюстрации, картины;

• календари погоды и природы;

• гербарии;

• подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

• - рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

• живые объекты: комнатные растения и природный инвентарь для посадки семян и рассады;

• «огород на окне».

Центр творчества «Умелые руки».

Оборудование:

• схемы последовательного рисования предмета;

• пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;

• книжки-раскраски с образцами;

• картотека тематических книжек-раскрасок;

• альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др. ;

• дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

• акварельные краски, восковые мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

• пластилин, наборы для детского творчества;

• инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;

• магнитная доска;

• клеенчатые салфетки, банки, подставки;

Центр экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»

Оборудование

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т. д.)

• материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

• природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др. ;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора (используется в присутствии и под наблюдением воспитателя) ;

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

• красители непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• сито, воронки

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупа;

• клеенчатые фартуки, тряпки;

• карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

• развивающие игры.

Центр «Занимательная математика»

Оборудование:

• блоки Дьенеша с приложениями;

• палочки Кюизенера с приложениями;

• наборы счетных палочек;

• Сложи квадрат( 3 степень)

• «ларчик Воскобовича»

• «Колумбово яйцо»

• «Числа и цифры»

• «Монгольская игра»

• «Листик»

• «Рамки Монтессори »

• «Геометрическое лото»

Центр «Мир театра»

Оборудование:

• настольный театр;

• пальчиковый театр;

• театр кукол бибабо;

• теневой театр;

• маски, шапочки животных,

• элементы костюмов;

• тактильный театр;

• театр на дисках;

• театр на ложках;

• театр варежки;

• театр мягкой игрушки;

• ширма настольная и напольная.

Далее аналогично можно создать РППС в старшем дошкольном возрасте.

3.2. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВОЗРАСТАМ

(см. в Приложении)

3.3. ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н.Н.; Князева О.Л.; Стеркина Р.Б. Безопасность.- СПБ.:ДЕТСТВО-  ПРЕСС, 2004.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПБ. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

4.        Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений

5. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - Екатеринбург, 1999.

6. Мартынова Е.А., И.М. Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2011

7. Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования». – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.

8. Тугушева Г.И., Чистяковап А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.- СПб.: Детство-Пресс,2008.

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (вторая младшая группа , 3 - 4 года). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольно

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования  «От рожден...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа , 5-6 лет). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного д

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования  «От рождения до ш...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа , 6-7 лет). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного д

Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования  «От рожд...

Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От

Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на осн...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Вторая группа раннего возраста 2-3года) Составлена на основеосновной образовательнойпрограммы дошкольного образования«От рождения до

Рабочая программапедагога ДОУ с учетомФедерального государственного образовательного стандартадошкольного образования(Вторая группа раннего возраста 2-3года)Составлена на основеосновной образовательно...