Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию речи дошкольников»
методическая разработка на тему

Зуева Яна Борисовна

 

 Данное мероприятие позволит систематизировать знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников. Педсовет организован в форме деловой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Педсовет  

 «Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:

 Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть:

1.1.   "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля.  

2.1. Деловая игра для педагогов. "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников".

3. Разработка решений педсовета.

Ход педсовета

Упражнение для педагогов "Подарок"

- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.) .

     Легко ли общаться, без речи?

     Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.

 Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи.

  В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Условия успешного речевого развития

1. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

2. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Это специальные методы запоминания информации.

К. Д. Ушинский сказал: «Учи с ребенком 5 слов и он их не запомнит, свяжи 20 слов с образом и он их запомнит навсегда»

     Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

    Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.

Существуют универсальные мнемотаблицы (глаз – что вижу, радуга, - цвет, ухо – что слышу, нос – запах, рот – чем питается, ладонь – предмет на ощупь, человечек – польза для человека или как использовать)

 Задание 1. Раздать педагогам 2 таблицы. 2 картинки или 2 предмета

  Описать предмет с помощью мнемотаблицы.

 Технология работы:

- рассмотреть значки,

- определить что они обозначают.

- описать предмет.

  Крокирование, крокус – схема чертеж.  2 схемы (теория). Крокировать – делать схему, набросок.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую   схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Задание 2. Отгадай стихотворение по схеме. («Встали девочки в кружок» А. Барто, С. Маршак «Апрель» )

Задание 3. Составить самостоятельно схему стиха. Крокировать стих.

   Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Задание 1. Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /Яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /Шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

    Мы часто используем поговорки в речи, но изначально многие поговорки имели другое значение.

Тише едешь дальше будешь – от того места, куда едешь.

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит

Один в поле не воин, а путник.

На обиженных (сердитых) воду возят, а на добрых сами катаются.

В здоровом теле здоровый дух, редкая удача

Повторение - мать учения, утешенье дураков

Работа не волк, в лес не убежит, поэтому её окаянную делать надо.

Ума палата, да ключ потерян

От работы кони дохнут, а люди крепнут

 Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

  Задание 2. Каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый   лебедь – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Зеленая туфелька – Красная шапочка

Шаткий деревянный гражданский.(Стойкий оловянный солдатик)

  Задание: объясни выражения

   В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не  переводятся не на один язык. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

    Находится в беспрестанных хлопотах, суетиться  «Как белка в колесе»

    Бесплодно мечтать, быть непрактичным «Витать в облаках»

   Человек, резко отличающийся от окружающих, не такой как все «Белая ворона»

   Стать более собранным, деятельным, целеустремленным «Взять себя в руки»

   Слишком откровенный прямодушный человек «Душа нараспашку»

   Запомнить крепко, навсегда «Заруби себе на носу»

   Чувствовать себя совершенно свободно, просто и непринужденно где-либо «Как рыба в воде»

   Сразу выполнить два нужных и важных дела «Убить двух зайцев»

    Приобрести что-либо такое, о достоинствах чего заранее не знаешь «Купить кота в мешке»

    Составление рассказа по одной сюжетной картине с использованием рамки

   1. Что нарисовал  на картине художник? (ребенок дает общий, развернутый ответ).

С помощью рамки-окошечка рассматриваем, что нарисовано в центре, вверху, внизу в левом нижнем, левом верхнем углу, правом верхнем и правом нижнем углу

Вывод:

Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

 

 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

Жизнь.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

Активная, бурная.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

Воспитывает, развивает, учит.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 

Дает возможность реализовать себя

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

Искусство.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. На тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Правила для смелых и упорных педагогов

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто.  

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Подведение итогов  

Решение педсовета:

1. Продолжать создавать в  детском саду условия для развития речи детей:

- использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников;

- пополнить  речевые уголки пособиями по развитию речи (для развития дыхания),  иллюстрациями художников, мнемотаблицами.

 Ответственные воспитатели всех групп. Срок в течение учебного года.

2.  Провести просветительскую работу с семьями по теме «Развитие речи детей – залог успешного обучения в школе».

Ответственные воспитатели всех групп. Срок: летний оздоровительный период

3. В индивидуальных маршрутах отражать работу по развитию речи.

4. Разработать проект «Роль малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников» или «Роль малых фольклорных форм в приобщении к традициям и историии своего народа»

 

Сын леопарда - тоже леопард (Африка)

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

Один утренний час лучше двух вечерних (Англ.)

Пес без шапки  

Красные усы

Красивый  лебедь

Серебряная курочка

Черная туфелька

Шаткий деревянный гражданский

 

 

Осенью идут дожди,

Часто небо хмурится,

Пригодятся сапоги,

Плащ и зонт на улице

Лист желтеет, опадает

И всю землю покрывает.

Вянут травы и цветы.

Засыпают до весны,

В стаи в теплые края

Птицы собираются,

И животные в лесу

Кормом запасаются.

Тише едешь дальше будешь – от того места, куда едешь.

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит

Один в поле не воин, а путник.

На обиженных (сердитых) воду возят, а на добрых сами катаются.

В здоровом теле здоровый дух, редкая удача

Работа не волк, в лес не убежит, поэтому её окаянную делать надо.

Ума палата, да ключ потерян

От работы кони дохнут, а люди крепнут

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. Жизнь.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

Активная, бурная.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

Воспитывает, развивает, учит.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 

Дает возможность реализовать себя

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

Искусство.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. Жизнь.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

Активная, бурная.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

Воспитывает, развивает, учит.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 

Дает возможность реализовать себя

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

Искусство.

С. Маршак

«Апрель»

На дворе звенит капель

По полям бегут ручьи

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи

Пробирается медведь,

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

 И расцвел подснежник.

А. Барто

«Новый год»

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег,

На высокой елке.

Наверху звезда горит,

Бусы в два ряда,

Пусть не гаснет елка,

Пусть горит всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель:•               Активи...

Педагогический совет«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:Ø Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.Ø  Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:•               Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.•...

Выступление на педсовете: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников».

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педа...

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ  по развитию речи дошкольников»...