Главные вкладки

    Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""
    методическая разработка по теме

    Калашник Наталья Сергеевна

    Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Педсовет в ДОУ88 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад первой категории №1 «Русалочка»

    п. Гигант Сальского района

    Педсовет № 7

     Тема: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области «Художественно-эстетического развития"

    Апрель 2015г.

    п. Гигант

    Педсовет по теме

    "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области «Художественно-эстетического развития"

    Цель: освоение и последующее активное применение технологии моделирования интегрированной деятельности по художественно – эстетическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении.

    Задачи:

    Раскрыть понятие «интеграция» и дать педагогам запас теоретических знаний о интегрированном подходе как одном из важных принципов дошкольной дидактики.

    Помочь практически освоить технологию моделирования интегрированной деятельности по художественно – эстетическому воспитанию в ДОУ.

    Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

    Упражнять педагогов в умении анализировать интегрированную деятельность по предоставленной форме «Анализ интегрированной деятельности в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию детей».

    Оборудование: информационные компьютерные технологии, карта анализа интегрированной деятельности, методическая литература по теме.

    Повестка дня:

    I часть. Теоретическая:

    1. Сообщение заведующего:     "Технология моделирования интегрированной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в ДОУ"
    2. Сообщение воспитателя Озеровой О.В. на тему: «Система общих дидактических методов и приемов обучения, используемых в  интегрированной деятельности»
    3. Сообщение старшего воспитателя на тему: «Методика проведения интегрированной деятельности»

    II часть. Практическая:

    1. Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Большое космическое путешествие» (презентация из опыта работы) старший воспитатель.
    2. Защита домашнего задания.
    3. Мастер-класс воспитателя Лукашовой И.О. «Способы лепки фигуры человека в ДОУ»

    Содержание семинара-практикума

    I часть.

    Сообщение заведующего:     "Технология моделирования интегрированной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в ДОУ"

    Известно, что дошкольное детство – это оптимальный период для расширения и обогащения детских представлений об окружающей действительности. Поэтому задача детского сада – обогатить речь и представление ребенка об окружающем его мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияние; научить ценить прекрасное; развивать познавательную активность. Одним из путей соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции. Интеграция (лат) - понятие, обозначающее состояние связанности отдельной дифференцируемой части в целое. Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

            Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между комбинированными, комплексными и интегрированными занятиями. Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Комплексные проводятся на знакомом материале, решают несколько задач, проводятся эпизодично. Интегрированная деятельность (Е.П. Климова)  построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и различных средств развития детей и проводятся систематически. При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

    Приоритетным направлением работы нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Осуществляя деятельность по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» парциально используем в своей работе Программу художественного воспитания, обучения и развития детей И.А. Лыковой «Цветные ладошки». Эффективность этого направления во многом определяется комплексным применением всех средств эстетического цикла: изобразительной деятельности, художественной литературы, познавательного развития, музыки, театра.

    Интеграция в системе специально организованных деятельностей объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

    • мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
    • интегрированные деятельности способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
    • развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
    • воздействуют на психические процессы, которые являются основной формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребёнка.

    Это ведет к появлению качественно нового типа деятельностей, так как у воспитанников формируется целостная естественно - научная  картины мира

    Преимущества интегрированной деятельности.

    • форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
    • за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительные деятельности практической направленности;
    • интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

    Исходя из выше сказанного, определим:

    Цель интеграции – формирование у дошкольников представлении о мире как о едином целом, в котором все элементы взаимосвязаны.

    Задачи:

    1. Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.
    2. Формировать полноценное восприятие окружающего мира, приобщать к творчеству, упражнять в создании художественного образа средствами живописи, графики и пластики.
    3. Развивать умения выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
    4. Научить выделять главное из общего потока информации.
    5. Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определённой ситуации.

    Наибольший эффект интегрированные деятельности дают, когда это не единичные экспериментальные деятельности, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированной деятельности параллельно с образовательной программой ДОУ.

    Виды интегрированной деятельности:

    • Ознакомление с окружающим миром - изобразительная деятельность
    • Художественная литература – рисование
    • Ознакомление с окружающим миром – музыка – изобразительная деятельность

    Сообщение воспитателя Озеровой О.В. на тему: «Система общих дидактических методов и приемов обучения, используемых в  интегрированной деятельности»

    Интегрированная деятельность планируются один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста (до 35 минут). На интегрированной деятельности используется система общих дидактических методов обучения, предложенная доктором педагогических наук И.Я. Лернер. Эти методы классифицированы по характеру деятельности:

    1. Информационно – рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение

        восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации.

    2. Репродуктивный метод – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов

        оперирования знаниями.

    3. Эвристический метод – направлен на операционное и поэтапное обучение элементам и

        процедурам творческой деятельности (сравнительный анализ, решение проблемных вопросов,

        сопоставление, поиск).

    4. Исследовательский метод – предполагает самостоятельное решение целостных задач.

    5. Игровой метод - направлен на повышение интереса детей занятию, воспитания чувства

        уверенности в своих силах (разнообразные игровые приемы, игровые  ситуации, элементы

        соревнования, дидактические игры и т.д.).

    Сообщение старшего воспитателя на тему: «Методика проведения интегрированной деятельности»

    Важно заметить, что методика проведения интегрированной деятельности существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

    Структура проведения интегрированной деятельности.

    Первый вариант проведения занятия:

            Деятельность начинается с ведущей деятельности. Например, на интегрированной деятельности «Художественная литература – рисование» - ведущей деятельностью будет ознакомление дошкольников с художественной литературой», а на интегрированной деятельности «Ознакомление с окружающим миром – изобразительная деятельность» - это будет ознакомление с окружающим миром. Тогда как изобразительная деятельность – будет являться вспомогательным видом деятельности. Интегрированная деятельность состоит из двух частей и проводится одним педагогом.

    Примерная структура

    Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Дети, что произойдет, если на нашей планете не будет воздуха?»).

    Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воздуха в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.

    Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (аппликация, лепка, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

    Второй вариант проведения интегрированной деятельности:

            Если структура интегрированной деятельности состоит из трёх частей, то оно проводится двумя (и более) педагогами. На занятии «Ознакомление с окружающим миром – музыка – изобразительная деятельность» ведущим являются преподавание музыки и ознакомление с окружающим миром, а изобразительная деятельность – вспомогательным.

            Смена ведущего педагога способствует меньшей утомляемости детей и переключению внимания. На занятии происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре. Имеется возможность раскрыть способности каждого ребёнка в определённом виде творчества и помочь развить их. Например, на интегрированной деятельности на тему «Зима» используется эвристический метод для систематизации у детей знаний о зиме, её характерных признаках и периодах. В первой части, воспитатель предлагает разгадать ребус для того, чтобы узнать тему деятельности. Далее педагог проводит беседу о зиме, её характерных признаках, дети отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации картин известных художников, решают проблемные ситуации, проводят опыты, самостоятельно определяют периоды зимы.

            Во второй части, которое проводит музыкальный руководитель, звучит музыка А. Вивальди «Зима» – она вводит детей в мир зимних звуков.

            В третьей части воспитатель предлагает детям нарисовать зимние пейзажи.

            Такая интегрированная деятельность способствует расширению знаний к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.

    Требования к структуре интегрированной деятельности

    • Четкость, компактность, сжатость учебного материала (и вместе с тем его большая информационная емкость).
    • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
    • Взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности (деятельность строится на основе определённого авторского замысла, поэтому все его части должны быть логически взаимосвязаны)
    • Доступность изложения материала (деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей и должно быть ориентировано на «зону ближайшего развития воспитанников»).
    •  Необходимость соблюдения временных рамок деятельности.

    Методика подготовки интегрированной деятельности (рекомендации):

    1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения (музыка, изо, художественная литература и т.д.).
    2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. ( Например, на интегрированной деятельности по теме «Весна» вы можете систематизировать знания дошкольников о данном времени года через музыку, поэзию, изо)
    3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
    4. Продумать развивающие задачи.
    5. Использовать разнообразные виды деятельности (Например, драматизацию сказки с аппликацией, музыкальным оформлением).
    6. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
    7. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).
    8. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий (социоигровые методы и приёмы, педагогика сотрудничества: не «над», а «вместе» с ребёнком).

    II часть. Практическая.

    • Просмотр интегрированной деятельности. Познавательно- творческий проект в подготовительной группе «Большое космическое путешествие»
    • Защита домашнего задания.
    • Мастер-класс воспитателя Лукашовой И.О. «Способы лепки фигуры человека в ДОУ»

    III часть. Организационные вопросы:

     IVчасть. Вынесение решений педсовета.

    1. Разнообразить дидактические методы и приемы обучения, используемые в  интегрированной деятельности.

    1. При организации интегрированной деятельности придерживаться структуры

    1. Включить в календарно-тематическое планирование познавательно-творческие проекты, созданные на основе перспективного планирования НОД по изодеятельности.

    Анализ интегрированной деятельности в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию детей.

    Специфика анализа

    (по С.В. Кульневичу)

    1. Объект интеграции (культура, наука, человек,  и др.).
    2. Тема интегрированной деятельности, цель, проблема, поставленная для детей.
    3. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников (сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)).
    4. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированной деятельности (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).
    5. Формы проведения интегрированной деятельности, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).
    6. Количество педагогов, участвующих на интегрированной деятельности. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. (Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими деятельности. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах).
    7. Результаты деятельности детей в интегрированной деятельности. (Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему).

    Установка на работу. Педагогам предлагается заполнить карту анализа по просмотренной деятельности.

    Карта анализа интегрированной деятельности

    1.Дата проведения___________________________________________________________________

    2. Место проведения:_________________________________________________________________

    3.Группа (возраст и количество детей):______________________________________________________________________________

    4.Кем проводится (Ф.И.О. педагога)

    _____________________________________________________________________________________

    5.Протокол посещённой деятельности:

    6. Анализ интегрированной деятельности

    6.1) Тема интегрированной деятельности:

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.2) Цели и задачи:

    _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6.3) Подготовка к деятельности:

    А) Умение составлять конспект интегрированной деятельности в соответствии с поставленными

    целями, рациональность структуры деятельности.

    _____________________________________________________________________________________

    Б) Оценка рациональности использования и размещения наглядных средств (раздаточного и демонстрационного оборудования)

    _____________________________________________________________________________________

    В) Предварительная работа с детьми (цель, объём, характер)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6.4.) Выполнение санитарно-гигиенических требований:

    А) Удовлетворение двигательной активности детей:

    _____________________________________________________________________________

    Б) Соотнесение длительности деятельности санитарно-гигиеническим нормам:

    _____________________________________________________________________________________

    В) Использование разнообразных форм организации детей на деятельности, оправданность выбранных форм (разумность сочетания):

    6.5) Количество педагогов, участвующих на интегрированной деятельности, осуществление сотрудничества между ними на интегрированном уровне

    _____________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.6.) Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми

    А) Активизация познавательной деятельности детей (игровые методы и приёмы, приёмы активизации самостоятельного мышления и речи детей и т.д.)

    Б) Поведение детей на деятельности, умение регулировать поведением в процессе деятельности

    _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Г) Усвоение детьми программного содержания (достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление))

    И) Выводы и предложения:

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Деятельность посетил (ФИО, должность)______________________________________________

    Дата составления анализа                                        Подпись

    Время на анализ занятия  – 15 минут.

    Выступления педагогов/

    Подведение итогов семинара

    Педагогам предлагается заполнить анкету с целью получения обратной связи.

    1. Какие задачи решались в ходе семинара?

    2. Время, проведённое на семинаре, потрачено зря, с пользой (нужное подчеркнуть)

    4. Будете ли использовать полученную информацию в работе? Как?

    5. На какие вопросы Вы ещё хотели бы получить ответы

    Список, использованной литературы.

    1. Е.П. Климова «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» Волгоград: Учитель, 2007.

    2. Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. ( Приложение к журналу «Управление ДОУ»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

    Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...

    выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

    сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

    Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

    Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...

    Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.

    В статье описываются результаты  изучения компетености педагогов в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста и система методической работы по созданию условий обеспечивающего целен...

    Издательская деятельность как способ повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

    Одним из условий модернизации образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров....

    Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

    Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

    Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."

    Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...