Воспитывать дошкольника, как?
статья на тему

Богданова Татьяна Юрьевна
Дошкольный возраст – удивительный период, в котором жизненные рамки ребенка стремительно расширяются от собственной семьи до целой вселенной. Ребенок познает мир, вступает в отношения с людьми, осваивает разные виды деятельности. Дошкольник стремится к самостоятельности, пытается включиться во взрослую жизнь, но не имеет возможности. Личность ребенка дошкольного возраста стремительно развивается: появляется осознание себя, формируются мотивационная и эмоциональная сферы. Каждый дошкольник имеет свою особенность и индивидуальность, которые свидетельствуют о задатках личностных характеристик. Дошкольное детство – важный этап в становлении личности человека, а личностное развитие самого дошкольника целиком зависит от семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитывать дошкольника, как?

Дошкольный возраст – удивительный период, в котором жизненные рамки ребенка стремительно расширяются от собственной семьи до целой вселенной. Ребенок познает мир, вступает в отношения с людьми, осваивает разные виды деятельности. Дошкольник стремится к самостоятельности, пытается включиться во взрослую жизнь, но не имеет возможности.   Личность ребенка дошкольного возраста стремительно развивается: появляется осознание себя, формируются мотивационная и эмоциональная сферы. Каждый дошкольник имеет свою особенность и индивидуальность, которые свидетельствуют о задатках личностных характеристик. Дошкольное детство – важный этап в становлении личности человека, а личностное развитие самого дошкольника целиком зависит от семьи.

Семья – главный фактор личностного становления дошкольника

Роль семьи в развитии дошкольника переоценить просто невозможно. Семья заменяет дошкольнику мир. Здесь он учит первые правила, осваивает ценности, понимает себя. Гармоничное развитие ребенка в семье возможно только при условии правильного семейного воспитания, которое включает в себя целый ряд важных компонентов:

  • Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование у ребенка нравственных ценностей, которые развиваются от простых пониманий «хорошо» и «плохо» до осознания высших чувств.

Маленький ребенок не хочет быть плохим, потому что родители радуются, если он хороший. Он не хочет огорчать их и рад своим успехам вместе с ними. Со временем он учится радоваться успехам других членов семьи и переживать неудачи. Дошкольник понимает, что семейное благополучие важно, осознает ценность здоровья, заботясь о больных близких. Он часто слышит о том, что его любят, и пытается осознавать смысл этого важного чувства. В этом периоде ребенка впервые знакомят с понятиями веры, добра, честности, справедливости. И пусть пока эти понятия соответствуют оценке «хорошо-плохо», важно, что дошкольник стоит на пути своего нравственного становления.

  • Социальное воспитание подразумевает включение дошкольника в социум – отношения с окружающими людьми. 

Дошкольнику приходится осваивать сразу несколько важных социальных ролей. Он: сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), сосед, друг, воспитанник детского сада, пассажир в транспорте, пациент больницы, покупатель и т.д. Каждая роль требует соблюдение правил и выполнение определенных функций.   Ребенку дошкольного возраста сложно усвоить целый спектр разных правил. Тем более, что они часто противоречат друг другу. Например, в больнице нужно вести себя тихо, а в цирке разрешается громко смеяться. Дома у бабушки можно баловаться, но в присутствии гостей этого делать нельзя. Социальное воспитание – это непросто усвоение ролей, но и разграничение функций и особенностей поведения. Последнее дается ребенку с трудом.

  • Эстетическое воспитание призвано формировать у ребенка вкус.

 

Эстетика – наука о прекрасном. Умение создавать в себе красоту формируется с детства. Очень важно окружать себя эстетичными вещами: одежда, обувь, оформление комнаты, игрушки, предметы интерьера не должны быть безвкусными. Все это должно нести в себе воспитательную нагрузку. Следует также прислушиваться к мнению ребенка в выборе вещей, если только они не пытаются подражать сверстникам или не проявляют капризов.   Очень часто дети вполне логично объясняют некоторые свои поступки. Отказ надеть платье может быть мотивирован тем, что оно не соответствует случаю, похоже на платье подруги или просто не нравится. При этом родители не должны «давить своим авторитетом», они должны предъявить свои доводы в пользу этого наряда или предложить альтернативу. Именно с мелочей воспитывается вкус. Правда, для этого вкус должен присутствовать у родителей.

  • Физическое воспитание – одно из самых важных компонентов, так как от него зависит здоровье ребенка.

 

В дошкольном возрасте активно развиваются все виды движений, формируются физические качества: выносливость, гибкость, ловкость, сила. При неправильном построении двигательного режима, ошибках подбора мебели, неправильном питании в дошкольном возрасте могут быстро появляться нарушения опорно-двигательного аппарата, мышечной массы и веса в целом. Важное значение для физического воспитания имеет личный пример родителей.

Очень часто можно наблюдать за родителями, которые, придя на детскую площадку, запрещают ребенку активно двигаться. Связано это и с опасением за здоровье ребенка («упадешь», «разобьешься» и т.д.), и за внешний вид («испачкаешься», «порвешь»). В дошкольном возрасте нужно создавать условия для детского движения.

В дошкольном возрасте родители являются для ребенка идеальными. Дети не понимают недостатков взрослых, а воспринимают их поведение как правильное, стремясь подражать родителям. Совсем необязательно быть профессиональными педагогами, чтобы воспитать гармоничную самодостаточную личность. Гораздо важнее соответствовать всем требованиям, которые мы предъявляем к личности наших детей, создавая при этом условия для детского развития.

Ведите здоровый образ жизни, соблюдайте нравственные ценности, выполняйте свои социальные роли, уважайте окружающих, делайте мир вокруг себя прекрасным даже в мелочах и вы увидите, как ваши дети, путем проб и ошибок, идут вашим путем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать культуру чтения у дошкольника?

Зачем, спросят многие? В наш-то век информационных технологий, тотального наступления Интернет и т.п. И, тем не менее, самые развитые страны все больше и больше обращают внимание на то, чтобы ...

Консультации для родителей старших дошкольников по соблюдению правил дорожного движения "Воспитываем пешехода".

Дать рекомендации родителям о совершенствовании культуры поведения детей на улице и в транспорте....

Воспитываем дошкольника как читателя

Данная консультация адресована родителям. Представленный материал поможет понять важность приобщения ребенка к кругу юного читателя, как организовать домашнюю библиотеку и чтение в кругу семьи. Раскро...

Воспитываем у дошкольников силу, ловкость и выносливость.

Данный материал знакомит с основными физическими качествами:выносливостью, ловкостью и силой....

Понимаем и воспитываем дошкольника.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.Личность ребенка начинает форми...

Статья «Воспитываем дошкольников патриотами своей страны»

   Для современной образовательной системы проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно важна. Будущее-это наши дети,  и именно их нужно воспитывать в духе традиций, ува...