Семинар-тренинг "Как подготовиться к выступлению на родительском собрании"
учебно-методический материал на тему

Леднева Татьяна Васильевна

Задачами  данного семинара-тренинга являются: осознание основных проблем возникающих при взаимодействии педагогов с родителями в ходе публичного выступления, и обозначение путей и способов их решения, повышение личностной компетентности педагогов в общении с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-trening.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Задачами  данного семинара-тренинга являются: осознание основных проблем возникающих при взаимодействии педагогов с родителями, и обозначение путей и способов их решения, повышение личностной компетентности педагогов в общении с родителями. Число участников тренинга может быть различным — от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 14-20 человек.

Для успешной работы необходимо:

  • достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение.
  • Стулья желательно расставить кругом либо полукругом в зависимости от количества участников.
  • Наличие доски, блокнота, магнитофона, зеркала.

Также необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом.

Структура семинара-тренинга:

  1. Приветствие. Организационные моменты. (раздача необходимого материала, обозначение основных целей и задач тренинга, распределение ролей)
  2. Мини-лекция «Эффективное общение: основные компоненты».
  3. Упражнения, направленные на создание необходимой атмосферы, на сближение.
  4. Упражнения на взаимодействие
  5. Упражнения
  6. Рефлексия.

1. Визитная карточка «Будем знакомы».

Чтобы лучше узнать друг друга давайте познакомимся. Заполните свою визитную карточку, на которой напишите свое имя и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, цветок, тучку и т.д.)

2. Упражнение «Комплимент»

Мы должны демонстрировать свою готовность общаться с родителем. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка. Имя человека – самый важный для него звук. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Кроме того вы должны уметь похвалить родителя или его ребенка, чтобы войти в доверие.

Итак улыбнитесь, назовите соседа по имени и сделайте ему комплимент.

3. Основной традиционной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.

Искусство словесной импровизации достигается большой практикой. Говорят, Бернард Шоу, потерпев неудачу при первой попытке выступить перед аудиторией, присоединился к Фабианскому обществу, где использовал любую воэможность произнести речь до тех пор, пока к нему не пришло умение говорить легко и свободно. Многие ораторы специально запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление звучало более естественно и непринужденно. Тот, кто говорит слишком уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории. Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замешательство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах. Вот почему слишком самоуверенное и бойкое начало речи часто вызывает враждебность аудитории.

4. Тренируйте голос. 

В простом разговоре люди говорят гораздо быстрее, но для публичного выступления перед группой людей такой темп голоса не подходит. Аудитория должна иметь возможность следить за холодом вашей речи, у слушателей должно оставаться время на то, чтобы проанализировать ее смысл.

  • Постарайтесь говорить медленнее и осторожнее, чем при обычном разговоре. Обязательно делайте паузы между различными идеями или особенно важными темами, чтобы публика могла понять и осмыслить сказанное вами.

5. Упражнение «Скажи по-разному»

Скажите с заданной интонацией фразы: Наступила осень (весело – грустно).

На улице идет дождь (зло – испуганно).

Надень кофту (приказ – просьба).

Вот тебе подарок (похвала – наказание).

Ты съел кашу (вопрос – восклицание, удивление).

Не трогай кошку (предупреждение – требование).

Закрой дверь (приказ – просьба).

Начинаем занятие (весело – грустно).

  • Тренируйте правильную артикуляцию и произношение, вам необходимо быть уверенным в том, что вы правильно произносите слова, и обладаете достаточным опытом в произнесении особенно сложных слов.
  • Исключите из речи мычание и слова-паразиты, такие как "э…". Эти слова обычны для простых разговоров, но при использовании их во время выступления на публике они создают впечатление, что вы не знаете того, о чем говорите.

6. Упражнение «Чтение скороговорок»

7. Выучите собственное выступление.

  • Перед выступлением вы должны максимально близко к тексту запомнить свою речь.
  • Перепишите свою речь несколько раз. Этот метод помогает лучше запомнить речь. Чем больше вы ее пишите, тем легче вам будет ее вспомнить. После того, как вы перепишите речь много раз, проверьте себя, насколько хорошо вы ее запомнили.
  • Поделите речь на более мелкие части и запомните каждую из них в отдельности.
  • Используйте письменную заготовку речи, главным образом для того, чтобы не потерять нить выступления. Но иногда время от времени отрывайте взгляд от текста, чтобы создать видимость импровизации.

8. Упражнение «Испорченный телефон».

Повторите друг за другом следующий текст: «Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится.

9. Практикуйте выступление. Это крайне важно, если вы хотите хорошо выступать на публике. Недостаточно просто знать материал, который вы пытаетесь донести людям. Вам необходимо потренироваться выступить с речью несколько раз, чтобы начать комфортно себя ощущать во время выступления. Это аналогично разнашиванию обуви. Когда вы надеваете новую пару обуви в первые несколько раз, вы получаете мозоли, но вскоре уже начинаете ощущать себя комфортно в хорошо посаженной по ноге обуви.

Запомните основное правило – никогда НЕ ИЗВИНЯЙТЕСЬ за то, что чего-то не знаете, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово. Будьте скромны, но постарайтесь не внушить публике ощущение, что вас принудили к выступлению, что выступаете против своего желания.

  • Потренируйтесь выступать перед зеркалом. Это отличный способ выявить свои сильные и слабые стороны. Вы можете заметить свои нервные тики (например, переступание с ноги на ногу или поглаживание волос руками) и сможете поработать над их истреблением или сведением к минимуму.

 

10. Упражнение перед зеркалом (сказать «Я самая обаятельная и привлекательная»).

11. Справьтесь с волнением. Практически каждый человек начинает немного нервничать перед тем, как ему предстоит предстать перед людьми для выступления с речью. Главное, чтобы на данном этапе ваша речь была уже готова, и вы знали, как ее преподносить. А для управления волнением, к счастью, существуют некоторые специальные методы.

  • Перед тем как предстать перед публикой и начать говорить, несколько раз сожмите и разожмите кулаки, чтобы справиться со скачком адреналина. Сделайте три глубоких и медленных вдоха. Это очистит вашу дыхательную систему, и вы будете готовы правильно дышать во время произнесения речи.
  • Встаньте прямо в уверенную, но расслаблено позу, поставив ноги на ширине плеч. Это заверит мозг в вашей уверенности, и вам будет легче произносить речь.

12. Упражнение «Концентрация на медитативном дыхании».

Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный темп дыхания, а только следите за ним. Повторяйте про себя «Я чувствую вдох, я чувствую свой выдох».

13. Улыбнитесь своей аудитории. Улыбайтесь людям, когда они входят в помещение (если вы присутствуете там), или улыбайтесь тогда, когда сами предстанете перед публикой. Это создаст у людей впечатление о вашей уверенности и разрядит атмосферу, как для вас, так и для них.

  • Улыбайтесь, даже если вы в смятении (особенно, если вы в смятении). Это продолжит обманывать ваш мозг, заставляя ваш организм чувствовать себя увереннее и расслабленнее.

14. Игра «Влюбленный взгляд».

Выбирается из группы один человек, на которого будут смотреть. Он выходит из комнаты. Оставшаяся группа выбирает еще одного участника, который будет смотреть на первого «необычным, влюбленным взглядом». Задача первого участника, определить, кто на него смотрит по-особенному. Задача второго участника – сделать свой взгляд выразительным, многозначительным.

15. Сделайте выступление интересным представлением. Выступление любого рода на публике всегда является представлением. Вы можете сделать свою речь интересной или скучной в зависимости от данного вами представления. Во время речи вы, своим образом, должны натянуть на себя театральную маску.

  • Расскажите историю. Частью вашего представления является подача речи таким образом, как будто бы вы рассказывайте историю. Люди любят истории и больше проникнутся к вам, даже если вы будете говорить о чем-то основанном на фактах.
  • Используйте руки для выделения ключевых заявлений. Хорошо использовать контролируемые жесты, чтобы акцентировать свои заявления во время речи.
  • Варьируйте тон голоса во время произнесения речи. Публика заснет в течение 10 секунд, если вы будете монотонно говорить.  
  • Сделайте родителей своими собеседниками. Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем. Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.
  • Посмотрите на публику. Разделите помещение в уме на секции,  найдите глазами человека или лучше несколько человек, которые вам нравится, приятных вам и попеременно устанавливайте зрительный контакт с одним человеком из каждой секции.
  • Во время произнесения речи задавайте публике вопросы. Вы можете открывать каждую отдельную часть своего выступления вопросами, на которые люди должны постараться ответить, прежде чем вы поделитесь с ними своей информацией. Это заставит их почувствовать себя частью вашего выступления.

16. Упражнение «Песня».

Выбирается всем знакомая детская песня. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.

17. Правильно завершите речь. Люди хорошо запоминают начало и конец выступления, они редко помнят то, что было в середине. Поэтому вам необходимо позаботиться о том, чтобы заключение вашей речи было запоминающимся.

Закончите речь историей, иллюстрирующей главную мысль вашего выступления.

  • Если можете, закончите речь призывом к действию. Например, если вы говорили о важности рисования, закончите подачей идеи о том, что хорошо детям дома предоставить.

19. Упражнение «Какие они – современные родители?»

Цель: создание рабочего настроения, диагностика отношения педагогов к данной проблеме.

Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя»

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

20. Игра «Ассоциации».

Один участник выходи из комнаты, остальные загадывают слово. Игрок возвращается. Ему говорят ассоциации с загаданным словом. Его задача – угадать загаданное слово (телевизор, кошка, детский сад, самолет, воспитатель, арбуз, шуба).

21. Упражнение «Общение с родителями – это…».

Группа делится на две команды. Первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы слова «Общение». Вторая группа перечисляет критерии , используя первые буквы слова «Родители».

22. Практикум «Составь план родительского собрания».

23. Выставка поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании

конспект выступления на родительском собрании  Социальная успешность ребенка...

Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Выступление на родительском собрании «Родительская компетентность»

Рекомендации родителям  детей дошкольного возраста  о «кризисах развития в жизни ребенка»....