Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОО.
проект на тему

Эльвира  Степановна  Зухович

Описывается обоснование актальности проекта, цель, задачи, технологическая  схема  опыта, поэтапная  реализация поставленных  задач, план мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Проект

«Методическое сопровождение внедрения

проектной технологии в ДОО»

        Составитель:

старший  воспитатель

МАДОУ «Детский  сад № 8

комбинированного  вида» г. Емвы

Зухович .Э.С.

г. Емва,2014г.

1. Обоснование актуальности проблемы.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания,  приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя,  ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Об актуальности использования  метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.

Целью проекта является:

Организация в дошкольном учреждении системы работы по  внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: 

  1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
  4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников,  с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.  

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

  • построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
  • создание единого образовательного пространства;
  •  постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
  • создание банка данных;
  • обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
  • активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
  • вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектный совет, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит:

  • руководство образовательными проектами,
  • консультирование педагогов,
  • утверждение проектов,
  • контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Проектным советом разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях  на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического сборника, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

1.

Разработка нормативно-правовой базы:

  • Положение о Проектном совете или Проектной деятельности;
  • Положение о Временных творческих группах

Создание нормативно-правовой базы

Зухович Э.С.

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

  • Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.
  • Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Ст. воспитатель,

педагоги ДОУ

3.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Ст. воспитатель,

педагоги ДОУ

4.

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

Механизмы реализации проектов

Ст. воспитатель,

педагоги ДОУ

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

5.

  • Консультация «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
  • Семинар-практикум «Разработка проектов образовательного процесса».
  • Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ – фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса»
  • Повышение уровня теоретических знаний педагогов.
  • Появление интереса к проектной деятельности

Кондратенко О.В., воспитатель

6.

Составление перспективного плана детских проектов на 2 года

  • Создание творческих групп педагогов.
  • Накопление педагогами практических навыков проектирования

Педагоги

7.

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности  

воспитатели и специалисты ДОУ

8.

Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на ближайшие 2 года

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ

9.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ

10.

Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города (библиотекой)

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Ст. воспитатель,воспитатели и специалисты ДОУ

11.

Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам):

  • нормативные материалы;
  • методическая и справочная литература;
  • методические материалы, рекомендации.
  • Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.
  • Подбор материалов по проектной деятельности

Ст. воспитатель, Зухович Э.С.

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

12.

Мониторинг проектной деятельности

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Внесение корректив в планирование и организацию работы

Ст. воспитатель, Зухович Э.С.,воспитатели и специалисты ДОУ

13.

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Ст. воспитатель, Зухович Э.С., воспитатели и специалисты ДОУ

14.

Представление опыта работы ДОУ на РМО города.

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Обобщение и распространение опыта

Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
  4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
  5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.