Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду
учебно-методический материал на тему

Москвина Надежда Васильевна

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду»

Подготовила

Москвина Надежда Васильевна

старший воспитатель

МБДОУ «Путинский детский сад»

Принцип психологической комфортности

Является основопологающим, предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Общение должно быть доброжелательным, ориентированным на ребенка, его интересы и потребности. Взрослый может выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – побуждать и поддерживать живой интерес детей, развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным, активным участником в больших и малых общих делах.

Дети не должны бояться ошибок, неудач. По возможности необходимо принимать все ответы детей. При это, если предложенный ребенком ответ или решение проблемы «не подходят», взрослый старается подвести его к тому, чтобы он сам убедился в этом.

Психологический комфорт обусловливается также грамотным расположением детей в пространстве, возможностью их свободного перемещения, чередованием видов деятельности.

В контексте реализации принципа психологической комфортности важно, чтобы дети видели свою «детскую» цель (открывали смысл) – никакая деятельность не должна им навязываться. Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, свободно рассуждает, находит и исправляет свои ошибки, при чем вся эта деятельность сосредоточена в русле его собственных интересов.  Взрослый придумывает такие ситуации, когда у дошкольника возникает внутренняя  потребность в деятельности, а затем, в  процессе этой деятельности, - мотив обучения.

Принцип психологической комфортности отнюдь не ограничивается отношениями «взрослый – ребенок». Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволит каждому ребенку ощутить себя в психологически безопасных, комфортных условиях. Это подразумевает прежде всего ненавязчивое внимание к занятиям других людей, для начала – в ближайшем окружении. Все участники общения говорят не на повышенных тонах, высказывают свое положительное отношение к каждому и создаваемым им поделкам, рисункам, так, чтобы все чувствовали защищенность и поддержку. Так, взрослый объясняет детям, что неуместно смеяться над не очень удачным рисунком или выступлением.

Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников,  направленного на эмоциональное сближение детей  и близких им взрослых в радостной совместной деятельности ( праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество и др.). Включение семьи в жизнь детского сада  позволяет родителям посмотреть на других детей. На своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним.

Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).

Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований возможно только в деятельности (Л.С. Выготский, С.Л Рубинштнейн). Давно замечена высокая эффективность «открытий», которые делает человек в любой сфере деятельности, для усвоения им культурного опыта и развития его творческого потенциала. «Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой» (Д. Дьюи).

Поэтому очень важно коренным образом изменить позицию взрослого: педагог перестает быть транслятором знаний, информатором, а становится организатором и помощником детей в их познавательной деятельности.

Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого нужно поощрять детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создавать условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что они сами чего-то достигли и сами сделали открытие. «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка – высший пилотаж современного педагога.

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.

Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, характер и условия жизни? Поиски путей решения данной проблемы были начаты еще во времена Аристотеля «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди. И не ждать тех, кто сзади», Подтверждения этого тезиса можно найти в теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, в идее А.В. Запорожцаоб «амплификации» развития, в концепции Н.Н. Подьякова о «горизонтах развития».

Чтобы всем детям было интересно, им предлагаются проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»). В ходе их разрешения воспитатель опирается на наиболее подготовленных детей, но при этом находит такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Таким образом, каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В этой совместно работе обязательно создание в группе психологически комфортной образовательной среды и обеспечение для каждого ребенка ситуации успеха. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «моральные силы для своего движения вперед ребенок черпает в своих успехах».

В результате в образовательный процесс включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат – максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. Каждый ребенок, пытаясь сам дотянутся до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития.

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только  и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники. Самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты жизнедеятельности дошкольника, сохраняя свою специфичность, взаимообогащают друг друга, раскрывают явления окружающего мира в их взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной картины мира.

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки.

Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками предполагает выслушивание всех ответов детей. Выступая в роли партнера, взрослый не оценивает ответы, а комментирует их разные варианты, поощряет высказывание различных точек зрения, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Послушайте, что сказала Оля», «Как хорошо придумал Петя!», «Спасибо, Галя, за интересную идею!». Если ребенок ошибся, воспитатель может сказать: «Машенька, ты сейчас приняла такое решение, давай послушаем, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; или «Объясни, почему так думаешь?».

В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных!) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты  решения, но старались обосновать свой выбор.

На примере поведения взрослого, заинтересованного в самовыражении каждого ребенка, дети учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимыми к иным точкам зрения.

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не просто повседневная реальность жизни детского сада. Это необходимые условия развития творческих способностей , воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но  и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во всех её проявлениях, а также развития способностей к самореализации и саморазвитию.

Рефлексивный практикум (Анкета в приложении)

Принципы системно-деятельностного подхода

Принцип субъектности воспитания:

Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, в процессе которой осуществляется его самореализация.

Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития.

Принцип учета сензитивных периодов развития:

Ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые дети наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий.

Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:

Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:

« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня…»

Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:

Основной путь развития ребѐнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребѐнка, специфическими детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:

Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности:

Главный стимул любой деятельности, организуемой педагогом - ее результативность. Ребенок стремится к немедленному результату, и этот результат – источник новых потребностей, стимул новых стремлений к деятельности.

Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности :

Любую деятельность необходимо мотивировать, чтобы ребенок хотел действовать.

Принцип обязательной рефлективности деятельности:

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ собственных переживаний.

Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности:

В дошкольном возрасте происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности:

Понятия «организация» и «управление» трактуются как организация воспитательного процесса и управления развитием личности через создание для него благоприятных условий, к которым относится воспитательная среда.

Принцип активности ребенка в образовательном процессе:

Ребенок целенаправленно, активно воспринимает, перерабатывает и применяет изучаемые явления.

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования

Характеристики

Концепция ФГОС ДО

Системно-деятельностный подход

Целевая

направленность

 Формирование личности.

Развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности.

Позиции

участников

Взрослый и ребенок –

субъекты образовательного

процесса. Они взаимодействуют

в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле

слова, но равноценны (равны по качеству).

Педагог и ребенок – субъекты образовательного процесса . Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Доминирующая составляющая

Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития ребенка.

принцип СДП-принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

Основная деятельность

Специфические детские виды деятельности.

Принцип СДП -принцип обогащения, усиления, углубления детского развития– это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребѐнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности

Основные мотивы участия детей

Интерес ребенка. Удивление ребенка.

Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

Стиль поведения взрослого

Демократический, уважительный (дети-собеседники и партнеры).

Личностно-ориентированный, демократический. Педагог организатор и помощник в познавательной деятельности детей, партнер.

Модель организации ОП

Совместная деятельность взрослого и детей.

Совместная деятельность взрослого и детей в реализации вместе выработанных целей и задач.

Основной принцип организации содержания образования

Смысловой. (Объединение темой, проектом, проблемой, событием и др.).

Принцип СДП-принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

Преобладающие методы

Поискового, проблемного характера.

Поисково-исследовательского, проблемного характера.

Основной путь и характер образования

Преобладает развитие мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение.

Мотивация деятельности, целеполагание, усвоение в процессе деятельности.

Основные формы организации детей

Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными.

Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными.

Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и обучения при деятельностном подходе

Основные характеристики

Традиционный процесс обучения

Образовательная деятельность при деятельностном подходе

Задействованная сторона мышления

Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная)

Творческая сторона мышления (продуктивная)

Деятельность педагога

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку

Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем

Деятельность ребенка

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции

Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий

Основная задача ДОУ

Подготовить ребенка к обучению в школе, дать хорошие прочные знания, объем знаний, развить умения и навыки

Развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. Научить учиться.

Система обучения

Знаниевый подход:

Педагого-центризм-> знания-> деятельность-> ЗУНЫ

Деятельностный подход:

Дето-центризм-> деятельность-> знания-> ключевые компетентности

Результат обучения

Совокупность знаний, умений , навыков

Совокупность знаний, практических умений и навыков, способность к их использованию в разных видах деятельности

Уровень контроля в образовательной деятельности

Формальные, не индивидуализированные формы контроля Жесткий контроль

Гибкие индивидуализированные формы контроля, формирование у ребенка себя умения контроля и самоконтроля, рефлексии

Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

1. Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

2. Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить еѐ с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

3. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всѐм» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).

4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).

5. Играйте с детьми каждый день.

6. Темы образовательных ситуаций: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».

7. Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса…, бумаги…, карандаша…»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

1. Выслушайте каждого желающего.

2. Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.

3. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.

4. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

5. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.

6. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

7. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Источник: Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2013г.