Семинар-практикум для воспитателей "«Психологическое здоровье воспитанников и педагогов в ДОУ»
статья на тему

Белова Элина Валерьевна

Цель семинара - практикума:  повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов ДОУ.

Задачи:

- Знакомство с понятиями «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»;

- Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.

- Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.

- Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevoy_seminar.docx687.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевой семинар-тренинг

 «Психологическое здоровье воспитанников и педагогов в ДОУ»

МКОУ «СОШ № 31 им.Нури Цагова»-дошкольный модуль (д/с№ 73)

Цель семинара - практикума:  повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов ДОУ.

Задачи:

- Знакомство с понятиями «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»;

- Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.

- Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.

- Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Семинар - практикум состоит из двух частей:

1.Теоретическая часть.

2.Практическая часть.

1.Теоретическая часть.

Актуальность

Старший воспитатель:

       В настоящее время модернизация системы образования вступила в период адаптации к рыночным отношениям, что предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений, их целевым ориентирам и результатам. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольных образовательных учреждений как первой ступени в системе непрерывного образования. Государственная политика в этой области отражена в Законе РФ «Об образовании», ориентирующая на построение новой системы дошкольного образования, в центре которой находится личностное развитие ребенка.  

       В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование.

       Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

У педагога – разноплановая социальная ответственность: за обучение, воспитание и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения, за безопасность и здоровье ребенка. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, педагоги  буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».

По мнению Е.С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

      От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.
В настоящее время организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
 Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и  факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда.  Воздействие этих факторов  неблагоприятно влияет на психическое здоровье  педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.

Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:

Внешние источники:

•        незнание способов саморегуляции;

•        снижение физической активности, сидячий образ жизни;

•        нерациональный режим труда и отдыха.

Социальные источники:

•        преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;

•        высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.

Внутренние источники:

•        личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.

•        интеллектуальные, психоэмоциональные и физические  перегрузки;

•        факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь,  перенесенные инфекции и длительные заболевания.

При работе с педагогическим коллективом нами было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное,  негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится  негибким и стереотипным.

Для оптимизации психологического здоровья нами была разработана система тренинговых занятий для педагогов ДОУ.

Данная система  включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.

1.Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

2.Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.

3.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию.

Каждый педагог может выбрать для себя самое подходящее и приемлемое средство для нормализации своего психического состояния и  использовать его в повседневной жизни.  

Теория вопроса - определение сущности понятия понятие «психологическое здоровье» . 

Психолог:    

-Уважаемые коллеги! Как вы считаете, что же такое психологическое здоровье? (выслушивание  мнения педагогов).

В «Психологическом словаре» (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского)  психологическое здоровье рассматривается как состояние (или характеристика) душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Митина Л.М.  рассматривает понятие «психологическое здоровье» как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности педагога.                                                       

Психологическое здоровье – это баланс между внешней и внутренней гармонией человека.                                                                                

Психологи сходятся во мнении, что «психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно…Жизнь их полна смысла, имеет цели. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большей самостоятельностью и независимостью.

Психолог:

- Коллеги, опишите портрет психологически здоровой личности.

-  Какой это человек?

Портрет психологически здоровой личности  выглядит так: это человек – жизнерадостный, познающий мир не только разумом, чувствами, но и интуицией.

Психологически здоровые люди  - большие жизнелюбы. Они умеют получать удовольствие от жизни в большом и в малом количестве. Даже в самой катастрофической ситуации  они не теряют надежды, и это нередко дает силы найти выход. Это личности необычайно активные - не боятся рисковать, не боятся неудач - умеют спокойно пережить их и не сломаться. У психологически здоровых людей - положительная самооценка.  Они не преувеличивают собственных достоинств, а стремятся каждую минуту стать лучше, преодолевать свои недостатки.  Уважают в себе личность. Именно такие люди способны глубже и полнее любить.                                               

Теория вопроса - определение сущности понятия понятие «эмоциональное благополучие».

      В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. Все  стрессовые факторы оказывают негативное влияние на  эмоциональное благополучие педагога.

Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое?

Психолог:

- Коллеги, опишите эмоционально - благополучного человека.

- Какой это человек?

Упражнение 1 «Незаконченное предложение»

«Эмоционально-благополучный человек - это...» (выслушивание  мнения педагогов).

Это уверенный в себе человек, удовлетворенный своей жизнью и работой, с позитивным настроением, хорошим здоровьем, работоспособный.

Психолог:    

- Коллеги, что же такое эмоциональное благополучие? (выслушивание  мнения педагогов).

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные  психологи, например,  Слободчиков И.М. считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Под эмоциональным благополучием Урунтаевой Г.А. понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Психолог:    

Итак, исходя из трактовки понятия «эмоциональное благополучие», можно сказать, что эмоциональное благополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.                                                                                           

 -Давайте выделим факторы, влияющие на эмоциональное благополучие.

- Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)? (выслушивание  ответов  педагогов).

Психолог:    

- Коллеги,  в  результате ваших ответов мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:

  • Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (воспитанниками, коллегами, родителями, администрацией).
  • Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
  • Результативность (успешность) педагогической деятельности.
  • Учебная нагрузка.
  • Способность противостоять стрессу.
  • Умение решать конфликтные ситуации.

Таким образом, коллеги, получается, что понятие «эмоциональное благополучие» характеризует, прежде всего, сферу наших чувств и эмоций. Поэтому, говоря об эмоциональном благополучии, мы не можем не затронуть, понятие «эмоциональный педагог».

- Как вы думаете, что означает  понятие «эмоциональный педагог».  Какой это педагог? (выслушивание  ответов  педагогов).

Итак, исходя из вышесказанного вами,  эмоциональный педагог -  это  прежде всего, человек, который:

  • умеет выражать свои чувства,
  • обладает навыками саморегуляции,
  • понимает себя и свое эмоциональное состояние,
  • понимает чувства и эмоции детей.

Получается, что равнодушный к чувствам и переживаниям педагог столкнется с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем чувственнее  и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом, и каждому ребенку в отдельности.

 Слово ведущего: Характеристика психологически здорового педагога

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой и всегда уверен, что: ВСЁ БУДЕТ ЗДОРОВО!

А теперь представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.

Статистика: 60% работников системы образования ежегодно обращаются за медицинской помощью по проблемам, связанным с симптомами эмоционального выгорания

Немного теории: Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – проявляется нарастающим эмоциональным истощением. Выгорание — это психологическая размолвка человека со своей работой в ответ на продолжительный стресс или разочарование.

Существуют внешние и внутренние причины СЭВ:

Внешние причины, провоцирующие выгорание у педагогов:

• специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость постоянного общения, сопереживания, ответственность за жизнь и здоровье детей, стаж работы)

• служебные неприятности; неудовлетворенность работой;

• неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав (преобладающее большинство женщин), наличие конфликтов и непонимание.

Внутренние причины СЭВ

• отсутствие умения выходить из трудных ситуаций при взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, администрацией; неумение регулировать собственные эмоции.

• тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личная неустроенность, сложные внутрисемейные отношения.

Типы личности, которым угрожает СЭВ:

«ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)

«ЭМОТИВНЫЙ» ТИП ЛИЧНОСТИ, состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

«ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ, стремящийся быть первым во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы.

1. «Эмоциональное выгорание» чаще всего наступает у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет, и от 7 до 10 лет.

2. У профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается.

3. У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10 – летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой.

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления:

Проявления СЭВ в физическом плане:

• Повышенная утомляемость

• Хроническая усталость

• Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

• Тошнота, головокружение

• Головные боли

• Изменения аппетита (отсутствие/ «переедание»)

• Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

• Обострение хронических болезней

Эмоциональные симптомы проявления СЭВ

• Безразличие и усталость

• Агрессивность, повышенная раздражительность

• Тревога, беспокойство, чувство вины

• Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни

• Нервные рыдания, истерики, душевные страдания

• Постоянное чувство неудачи, ощущение придирок со стороны других, переживание несправедливости

• Подавленное настроение, утрата чувства юмора

Поведенческие симптомы проявления СЭВ

• Нежелание выходить на работу

• Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть

• Откладывание дел «на потом», нежелание заполнять документацию;

• Уединение, нежелание видеть коллег и детей

• Импульсивное эмоциональное поведение

Интеллектуальное состояние при СЭВ

• Мысли о смене профессии, уходе с работы.

• Сомнения в полезности работы

• Предпочтение в работе отдается стандартным шаблонам, нежели творческому подходу

• Безразличие к новшествам, нововведениям

• Малое участие или отказ от участия в семинарах, мероприятиях

• Формальное выполнение работы

Социальные симптомы проявления СЭВ

• Падение интереса к развлечениям, увлечениям, потеря вкуса к жизни

• Ухудшение отношения к коллегам

• Озабоченность собственными проблемами

• Ощущение изоляции , непонимания других и другими

• Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

 Стресс-тест на профессиональное выгорание

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).

- Меня тяготит педагогическая деятельность.

- У меня нет желания общаться после работы.

- У меня в группе есть "плохие" дети.

- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.

- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.

Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;

9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;

13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания.

6. Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?

ПРАКТИКУМ 

«Час психологической разгрузки».

1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

1-ый хлопок – за руку

2-ой хлопок – плечами

3-ий хлопок – спинами.

2. Упражнение «Я люблю…».

Цель: Узнать больше друг о друге.

Педагоги передают мячик по кругу и, говоря о себе (я люблючитать, рисовать, шить и т. д.)

3. Упражнение «Скажи хорошее, доброе о коллеге»,

Цель: Способствовать позитивным взаимоотношениям между коллегами.

Ты самая красивая, ты самая добрая, ты самая умная и т. д.

 4.Упражнение «Карусель» 

Все участники образуют два равных по численности человек круга -внешний и внутренний, и встают лицом друг к другу, образуя пары. В течение 1 минуты, стоящие во внешнем кругу, говорят своим партнерам: «Я хочу тебе пожелать ........» Участники во внутреннем кругу молча слушают. Через минуту, стоящие во внешнем кругу, делают один шаг в одну сторону, тем самым, меняя партнера, и продолжают такую же фразу. И так далее, пока не возвратятся к первому партнеру. Затем дается слово участникам во внутреннем кругу. Они также движутся по кругу, меняя партнеров и продолжая фразу: «Я тоже хочу тебе пожелать......»

5.Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»

Цель: установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.

Психолог: А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.

После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.

Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только самого педагога, но и учащихся. Все мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса.

6. «Калейдоскоп полезных советов»

Предлагаю Вам в течение 3 минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.

Оказывается, каждый из нас прекрасно знает, каким образом снимать стрессовое состояние, как жить полной жизнью и “не сгореть” на работе. Поэтому давайте обобщим все вышесказанное

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

• Главный секрет – улыбка, смех, юмор!! Начните свой день со смеха и улыбки. Проснувшись, покривляйтесь и похихикайте перед зеркалом. Улыбнитесь своему отражению, близким и новому дню.

• Действуйте!

• Наведите порядок дома или на рабочем месте (Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите)

• Устройте прогулку по городу пешком

• Пройдите по магазинам

• Побейте мяч или подушку.

• Отвлекайтесь! Много пользы приносит прогулка на природе, на свежем воздухе. Чаще общайтесь с природой, с животными.

• Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь.

• Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.

• Не забывайте, что массаж, баня, сауна – прекрасные средства для расслабления и отдыха

• Творите! Любая творческая деятельность может исцелять от переживаний: Рисуйте, Пойте, Шейте, Лепите, Конструируйте, Готовьте новые блюда и т.д.

• Движение, танцы, музыка – это ЖИЗНЬ!

• К естественным способам регуляции организма относится также вкусная и полезная еда, фрукты и фруктовые соки.

РЕЛАКСАЦИЯ

• Глубоко и медленно дышите. Когда люди испытывают стресс, они дышат поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов.

• Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способы, связанные с использованием образов

Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку.

• Поддерживайте хорошую физическую форму

• Правильный отдых – залог хорошей работоспособности!

Выводы

• Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.

• Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

• Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Выполнение задания участниками.

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.

- Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого

Участники семинара выдвинули следующие предложения:

  1. Продолжить развитие системы информационного обмена и сотрудничества между участниками, расширять сферу взаимодействия заинтересованных специалистов.
  2. Авторским коллективам провести разработку проектов «Паспорта психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения»

F:\Фото ДС\фото дс 73 14-15\фото дс 73\P1040360.JPG F:\Фото ДС\Семинары пед советы и пр\фото педсовет\P1040383.JPGF:\Фото ДС\фото дс 73 14-15\фото дс 73\P1040375.JPGF:\Фото ДС\Семинары пед советы и пр\фото педсовет\P1040384.JPGF:\Фото ДС\фото дс 73 14-15\фото дс 73\P1040348.JPGF:\Фото ДС\фото дс 73 14-15\фото дс 73\P1040363.JPG

   F:\Фото ДС\фото дс 73 14-15\фото дс 73\P1040368.JPG 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар - практикум для родителей средней группы "Здоровая семья -здоровый малыш!"

Обогащать занания родителей о укреплении и сохранении здоровья детей....

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ"

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата докшкольного учреждения"

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Подвижная игра-путь к здоровью» для педагогов

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  «Подвижная игра-путь к здоровью»  для педагогов...