Семинар-практикум "Занимательные блоки"
методическая разработка на тему

Семинар-практикум поможет педагогам как можно использовать блоки Дьениша в развитии детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_pkartikum_bloki_denisha.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Умка» г. Павлово

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

для педагогов на тему:

«Формирование элементарных математических представлений

 о геометрических фигурах

 с помощью блоков «Дьениша»

Выполнила: Нефедова И.В.

2017 г.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросе, влияния   блоков Дьениша на развитие логического мышления у детей.

Задачи:

1.Уточнить знания педагогов о  Блоках Дьениша.

2. Формирование у педагогов понимания о роли влияния блоков Дьениша на развитие логического мышления у детей.

3.Развивать творческую активность педагогов

4.Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь друг другу при выполнении заданий.

Оборудование: блоки Дьениша, три обруча: синий, красный, жёлтый, карточки схемы

1 часть. Вводная часть.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

 • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• Развития творческих способностей.

Блоки Дьенеша – универсальны дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в комплексных программах «Детство», «Развитие», «От рождения до школы» и других.

Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.

  1. часть:  Для опытных педагогов: Придумать дидактическую игру, используя  блоками Дьениша и научить играть всех педагогов.

Вопрос – ответ ( Для молоых специалистов)

1.Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?

Ответ: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»

2.Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьениша.

Ответ: Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.

3. Что развивают у ребёнка блоки Дьениша?

Ответ: развивают  логического мышления.

4. Как вы считаете, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?

Правильный ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.

5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьениша речевому развитию ребёнка?

Ответ: Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др.,  охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.

6. Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

Ответ: В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

В настольно-печатных играх (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).

В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд», «Автобус» билеты, места).

3часть. Практическая

Ведущий: предлагаю вам поиграть:

1.Игра «Змейка»

Задание: Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку, так, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине)

2.Игра «Поиск»

Задание:

-найдите фигуры такие же, как эта по цвету,(Жёлтый круг),  но другой формы.

-найдите  фигуры  такие же по форме, как (синий прямоугольник),  но другого размера.

3. Задание: Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

4. Задание. 

Для опытных педагогов предложить придумать задание – игру , используя три обруча.

Игра с одним обручем (для молодых педагогов)

 На полу лежит обруч. У каждого педагога в руке один блок. Педагоги по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Ведущий задаёт вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

Игра с двумя обручами (для молодых педагогов)

 На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий даёт задание : расположите  блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков педагоги  отвечают на четыре вопроса:- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?- Внутри синего, но вне красного обруча?- Внутри красного, но вне синего?- Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Игра с тремя обручами ( для опытных педагогов)- мой вариант

Блоки раскладываются в три обруча. На пересечении двух кругов будут находиться блоки с пересекающимися свойствами. Например, сложите в первый обруч треугольные блоки, во второй – красные, в третий – квадратные. Педагоги убеждаются, что красные треугольные блоки нужно расположить на пересечении первого и второго обруча.

4часть. Заключительная. Рефлексия

- А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам достать из моей коробочки небольшие листочки - записки, на которых написана фраза, которую нужно продолжить.

Перечень фраз:

сегодня я узнала…

было интересно узнать…

мне понравилось…

мне не понравилось…

мне запомнилось…

теперь я могу применять…

я научилась применять…

я попробую сама…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Методическая разработка. Конспекты занятий для детей с РАС. Блок I Осень. Блок II Зима. Блок III Весна.

Ребенок с аутизмом часто не осознает свою потребность в эмоциональное общение. Как же достучаться до него и восполнить данную потребность? Для этого существует игротерапия, которую во в...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...