Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
консультация на тему

Матвеева Людмила Олеговна

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Майский детский сад «Солнышко»

        Утверждаю:

        Заведующий МДОУ

___________Л.Г. Рыбак

«____»_________20__ г

Консультация для воспитателей

Тема:

Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников

и работа с родителями по  нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Составил воспитатель:

первой квалификационной категории

Матвеева Людмила Олеговна

Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Мое Отечество Россия.

Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное  «Я».

Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты, и если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей. Отрицательные эмоции понижают жизненный тонус человека и ведут к эмоциональной отстраненности, т.е. к разрыву межличностных отношении.  Поэтому учет данного состояния  ребенка лежит в основе  любого педагогического воздействии.  И раннем возрасте в центре внимания детей находимся мы взрослые. Возникающая у младенца потребность в нашем внимании и доброжелательности не исчезает с возрастом, в 2 года ребенку необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь ему, поддержать и защитить. Кроме того, дети этого возрасти стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им  взрослый  (воспитатель, мама, папа): мыть посуду, сгребать снег, играть с куклой, строить башню из кубиков.

Чтобы сформировать у малышей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы, нужно поставить такие задачи:

  • развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;
  • формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу;
  • закрепить умение проявлять внимание, сочувствие к сверстнику (делиться игрушками, лакомством, уступать), отзываться на просьбу, помогать;
  • воспитывать отрицательное отношение к грубости и  жадности;
  • учить здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет показать ребенку всю страну.

   Такую задачу он сможет решить, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей.

Основная форма работы — тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в различного рода походы поездки и путешествия Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

     Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно - образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовым предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, организация специальных помещений в детском саду (по типу «избы» из методического пособия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).  Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобных помещениях расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений (через «Домовенка Кузю», героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, создавая положительные традиции в группе, вселяя в детей веру в свои силы, способности и душевные качества, мы достигаем хороших результатов в формировании у них комплекса культурных эмоций и корректируем недостатки эмоциональной сферы. Иными словами, в группе создана атмосфера психологического комфорта, которая положительно влияет на эмоциональное состояние и психическое здоровье детей.

При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Интересно можно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще,  а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей  "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...

Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»

Важная тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Охотно делимля опыто с коллегами....

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Консультация для воспитателей на тему:" Кейс-технология как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей на тему:" Кейс-технология как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Основные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

В современных условиях проблема нравственно - патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном г...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников»

В материале представлены формы работы воспитателей с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию....