Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка»
проект на тему

Ольга Алексеевна Краева

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  № 33 «Земляничка»

Проект

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка»

Разработан

старшим воспитателем ДОУ

Краевой О. А..

Актуальность проекта.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В  соответствии  с  ФГОС  ДО  воспитательно  -  образовательная деятельность  должна  строиться  с  учётом  принципа  интеграции образовательных  областей.  Решение  программных  образовательных  задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но  и  в  самостоятельной  деятельности  детей,  а  также  при  проведении режимных  моментов.  Интегративным  результатом  реализации  указанных требований  является  создание  развивающей  предметно-пространственной среды  (далее  –  РППС),  так  чтобы  каждый  компонент  РППС  был предназначен  для  детского  коллектива  в  целом,  но  при  этом  окружающая среда  давала  возможность  каждому  ребенку  заниматься  любимым  делом, проявлять  и  демонстрировать  свою  индивидуальность  и  творчество.  Как известно,  основной  формой  работы  с  дошкольниками  и  ведущим  видом деятельности  для  них  является  игра.  Правильная  организация  и  умелое включение  ребенка  в активное  взаимодействие  с  окружающим  предметным миром  является  одним  из  условий  эффективности  организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.

Проблема

Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ детский сад комбинированного  вида № 33 «Земляничка» в полном объеме не отвечает требованиям ФГОС ДО, не в полной мере реализуется образовательный потенциал пространства группы.

Тема проекта:  «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада комбинированного  вида № 33 «Земляничка»

Тип проекта: практико – ориентированный.

Вид проекта:  внутренний (долгосрочный).

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.

Предмет  проекта:  совместная  деятельность  педагогов   с  родителями  по организации РППС в группе.

Продукт  проектной  деятельности: 

 РППС,  соответствующая  условиям ФГОС  ДО,  основной  образовательной программе  дошкольного образования Муниципального  бюджетного  дошкольного  образовательного  учреждения детский сад комбинированного вида  № 33 «Земляничка» (далее ДОУ).

Продолжительность проекта: сентябрь 2017г. – май 2018 г.

Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:        

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.

    2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.  Изучены  новые  подходы  в  организации  РППС,  обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.

2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному  развитию  детей  с  учетом  их  возрастных  индивидуальных особенностей.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.

Нормативно-правовая база проекта:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. «Санитарно эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации  режима  работы  дошкольных  образовательных  организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.

3. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013  г  N  1155  «Об  утверждении  федерального  государственного образовательного  стандарта  дошкольного  образования»  Зарегистрирован  в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384.

5.  Письмо  Минобрнауки  от  17.11.2011  г  №  03-877  о  реализации  приказа  Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования  для  учебно-методического  обеспечения  дошкольных образовательных учреждений».

6.   Письмо  Минобразования  России  от  17.05.1995г.  №  61/19-12  «О психолого-педагогических  требованиях  к  играм  и игрушкам  в современных условиях».

   Организационные условия:

  • среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
  • оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
  • все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
  • предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
  • размещение материалов должно быть функциональным;
  • предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
  • среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
  • среда должна иметь подвижные границы.

Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в  детском саду

Шаг 1. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Условная схема пространства группового помещения.

Социально-коммуникативное развитие

Уголок ролевых и режиссерских игр

Мини-музей

Патриотический уголок

 Познавательное развитие

Уголок познавательно-исследовательской деятельности

Математический уголок

Сенсорный уголок

Уголок конструирования

Речевое развитие

Уголок речевого развития

Книжный уголок.

Художественно-речевое развитие

Уголок изобразительной деятельности

Музыкальный уголок

Уголок театрализованной деятельности.

Физическое развитие

Спортивный уголок

Уголок уединения

Уголок ЗОЖ

Основная идея:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  •  охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

   Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

  Этапы и мероприятия по реализации проекта

Этапы проекта

Цели этапа

Мероприятия

Предполагаемый результат

Подготовительный

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Анализ нормативных документов

Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития.

Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

Анализ РППС в группе ДОУ

Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ.

Основной

Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста и мониторинг РППС материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах. Анализ РППС в группах ДОУ.

Проведение мониторинга РППС, материально-технической базы ДОУ в соответствии с условиями ФГОС ДО.

Проведение общего родительского собрания.

Проведение общего родительского собрания на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях».

Определение отношений родителей к необходимости изменений в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Разработка перспективного плана обогащения РППС с учетом ООП ДОУ.

Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства групп.

Банк педагогических идей «Построение РППС в группе в соответствии с тематическим планированием»

Разработать паспорт организации

группового пространства,

отвечающего современным

критериям.

Создание РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей

Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей.

Заключительный

Создание развивающих центров в группах ДОУ

Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения РППС

Создать РППС группы в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом ООП ДОУ, согласно требованиям ФГОС ДО.

Подвести итоги работы над проектом

Отчеты воспитателей на тематическом Педагогическом совете

Презентации и методические рекомендации к ним «Моделирование РППС в соответствии с ООП ДОУ и требованиям ФГОС ДО»

План повышения профессиональной компетентности педагогов 
в области создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Мероприятие

Содержание

1-й этап – подготовительный

Консультация

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований

Цикл педагогических чтений

Изучение  материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области.

Педагогическая гостиная

Знакомство с опытом работы детских садов России.

Сайт-экспедиция

Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

Бюро находок

Обсуждение возможных компонентов среды.

2-й этап – основной

Мини-презентация. 

Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом.

Электронный методический банк

Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)

Наглядно-дидактический материал в  методическом кабинете

Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды.

Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики)

Выступление на Педагогическом совете

Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм

3-й этап – рефлексивный

 Диагностика

Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта

Календарный план реализации проекта

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

Ст.воспитатель

Сентябрь –январь 2018 г.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Ст.воспитатель

Январь 2018 г.

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Ст.воспитатель

воспитатели

Январь-февраль 2018 г.

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям

Ст.воспитатель

Январь-март 2018 г.

Основной этап

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основы ее построения"

Ст.воспитатель

Февраль 2018 г..

Практикум «Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО»

Ст. воспитатель

Январь 2018 г.

Консультации на темы:

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Характеристика построения развивающей предметно-пространственной среды» (для молодых педагогов)

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ»

Ст.воспитатель

воспитатели

Декабрь-февраль 2018 г. г.

Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ

Ст.воспитатель

В течение года

Семинар-практикум «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды».

Ст.воспитатель

воспитатели

Февраль2018 г.

Мозговой штурм «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с тематическим планированием»

Ст.воспитатель

воспитатели

Февраль  2018 г.

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

Ст.воспитатель

Март 2018 г.

Педагогический совет на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с реализуемой основной образовательной программой МБДОУ детского сада комбинированного вида № 33 «Земляничка»

Заведующий, старший воспитатель

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Заведующий ДОУ,

Ст.воспитатель

По мере финансирования

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

Ст.воспитатель

воспитатели

В течение учебного года

Проведение смотров-конкурсов

ст.воспитатель

В течение учебного года

Предварительный контроль по организации предметно-развивающей среды

Ст.воспитатель

Апрель 2017г

Проведение мастер-классов по организации РППС

В течение уч.года

Старший воспитатель

Специалисты

Создание ландшафтного дизайна детского сада

Ст.воспитатель

воспитатели

Май июль 2018г

Заключительный этап

Тематический контроль «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствие с ФГОС».

Ст.воспитатель

Март 2018г

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Апрель 2018 г

Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

Ст.воспитатель

воспитатели

Апрель 2018 г.

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

Ст.воспитатель

воспитатели

Апрель-май

2018 г.

Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды: 

1. Открытость среды для преобразований: 

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности. 

2. Современность среды: 

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.). 

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности;

- наличие уголка по валеологии. 

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр. 

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей. 

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы). 

9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

10. Безопасность среды:

-обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации

- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ НА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 -6 ЛЕТ НА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...

Приказ" О доработке основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №40"

Приказ" О доработке основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №40"...