Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ "Развитие педагогической рефлексии молодого педагога"
статья по теме

Палагина Елена Александровна

Развитие рефлексиыных качеств педагога должно стать важнейшей целью его профессионального роста, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности. Всвязи с этим, целью моей педагогической работы, как старшего воспитателя, создание условий и организация педагогических мероприяттий, способствующих развитию педагогической рефлексии воспритателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pedagogicheskoy_refleksii_molodogo_pedagoga.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы старшего воспитателя

МАДОУ № 208 г. Хабаровск

Палагиной Е.А.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема рефлексии в последние десятилетия стала занимать видное место в психологии профессиональной деятельности. Рефлексия рассматривается как важнейший фактор развития высокого профессионализма, проявляющийся в способности субъекта к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и творческому росту на основе психологических механизмов самоанализа и саморегуляции.

Решение задачи реформации отечественной системы образования происходит на принципах гуманизации её содержания и отношений её субъектов. Что в свою очередь приводит к зарождению новой идеологии дошкольного воспитания, которая ознаменовала концепция дошкольного воспитания, созданная коллективом учёных Академии педагогических наук под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского. В ней прописаны две модели педагогического процесса в ДОУ. Исходя из характеристик моделей, становится очевидным, что только в рамках личностно-ориентированного подхода может полноценно проявить себя такая черта профессии воспитателя, как педагогическая рефлексия.

Поэтому развитию рефлексивных свойств педагога должно стать важнейшей целью его профессионального роста, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности. Тем более, как свидетельствуют результаты исследований, стихийного нарастания рефлексивности вследствие приобретения профессионального опыта у взрослого человека не всегда наблюдается.

В связи с тем, целью педагогической работы явилось создание условий и организация педагогических мероприятий, способствующих развитию педагогической рефлексии воспитателей.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  • определить компоненты в структуре педагогической рефлексии воспитателей ДОУ;
  • выявить и внедрить в работу ДОУ педагогические условия, способствующие развитию педагогической рефлексии;
  • разработать и апробировать педагогические мероприятия по развитию педагогической рефлексии молодых педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд педагогических условий, способствующих развитию педагогической рефлексии:

  • вовлечение педагогов в ситуацию сотрудничества и взаимодействия;
  • создание ситуаций, требующих анализа и осмысления собственного опыта, в сравнении с опытом коллег;
  • организация и построение работы с учётом направленности педагогов, их личностных мотивов и интересов.

В работе принимали участие педагоги, стаж работы которых составлял от трёх месяцев до трёх лет.

Были использованы следующие методики:

  • тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдера), позволяющий определить уровень коммуникативного контроля;
  •  «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко);

- личностно-коммуникативные установки «дружелюбие-агрессивность», «доминирование-подчинение» определяла с помощью методики диагностики личностных отношений (Т. Лири);

  • степень включённости в профессию, направленность определяла, используя «Методику диагностики направленности личности» (Б. Басса).

Использованный комплекс методик позволил:

  • сделать процесс развития педагогической рефлексии у воспитателей целенаправленным и гуманным, поскольку диагностика даёт возможность учитывать индивидуальные особенности молодых педагогов;
  • установить отношения сотрудничества и взаимопонимания между воспитателями;
  • объективно определить уровень развития педагогической рефлексии;
  • составить и апробировать систему педагогических мероприятий, направленных на развитие педагогической рефлексии.

Для развития высокого уровня педагогической рефлексии создала группы, исходя из следующих принципов:

  1. принцип дополнения - в группу вошли педагоги с разным уровнем развития педагогической рефлексии, с разным опытом работы (педагог – психолог и пять молодых педагогов);
  2. количественный принцип - небольшой по численности состав группы является одним из условий результативного протекания тренингов; позволяет проследить динамику изменений достижений участников;
  3. возрастной принцип - семь педагогов, с которыми велась работа, находились на начальном этапе профессиональной деятельности (по мнению психологов, это создаёт благоприятное условие для развития рефлексии).

Предлагаемые мероприятия были рассчитаны на 14 встреч («Знакомство», «Детский сад - открытая система», «Игра - это серьёзно», «Рисунок - способ самопознания», «Рождественские посиделки», «Как я вижу себя и как меня видят другие», «Модульное обучение», «Семь навыков высокоэффективных людей» 2 занятия, «За что меня ценят дети», «Я глазами ребёнка», «Модель педагога ДОУ или каким мне быть», «Межличностные отношения: навыки слушания, понимания другого человека. Конфликты в общении», «Я и мой внутренний мир»), каждая из которых имела своё назначение. Занятия проводились 2 раза в месяц.

Каждая встреча логически продолжала предыдущую. Использовались различные формы групповой и индивидуальной работы: лекции, семинары-практикумы, тренинги, консультации. Также были включены задания на самостоятельное проведение занятий участниками Школы Молодого Педагога.

На протяжении всей работы были проведены индивидуальные консультации по проблеме общения: «доверие к окружающим», «как выйти из конфликтной ситуации», «развитие профессиональной гибкости», а также консультации по организации воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществление индивидуального подхода.

Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия была обязательной процедурой, которая использовалась на каждой встрече.

Были выделены основные методы работы:

  • групповая дискуссия - позволяла сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, развивать умение слушать и взаимодействовать;
  • анализ ситуаций - стимулировал обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
  • информирование - заключалось в раскрытии в доступной форме понятий и их обсуждений; через описание случаев из собственной практики и анализа материала «здесь и сейчас», т.к. оно наглядно и актуально для участников группы.

Таким образом, в ситуации совместной работы возникали и развивались рефлексивные моменты деятельности, действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). В процессе анализа своей работы воспитатели пришли к мысли о прямой зависимости успеха от своих личностных качеств, способностей. Осознали необходимость своего дальнейшего развития, профессионального совершенствования. Участницы Школы Молодого Педагога научились отслеживать изменения в себе, осознавать динамику своего развития. Активная позиция, личная заинтересованность проявилась в пожеланиях Школе Молодого Педагога, советах, предложениях к дальнейшей совместной работе, определении цели дальнейшего самосовершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание экологических центров в группах ДОУ. Из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ № 102 г. Миасс

В материале отражается значение экологического воспитания для дошкольников, представлено содержание экологических центров в группах  нашего ДОУ в соответствии с видами детской деятельности: позна...

Обобщение опыта работы старшего воспитателя ДОУ

Статья заключает в себе размышления о профессии старшего воспитателя, актуальности и направлениях методической работы в современном детском саду.  В статье затронуты различные стороны  взаим...

Из опыта работы старшего воспитателя Всероссийский урок - занятие «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»

Конспект «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»Цель: способствовать развитию и популяризации здорового образа жизни и Олимпийского движения среди педагогов и воспитанников ДОУ.Задачи:1.  Формирова...

«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов» (из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)

Актуальность.В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации де...

Представление опыта работы старшего воспитателя в рамках освоения и внедрения ФГОС ДО

Наш детский сад является пиллотной площадкой по освоению и внедрению ФГОС ДО в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. Ежегодно я представляю практический опыт внедрения ФГОС ДО на муни...

Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ «Индивидуальный образовательный маршрут педагога»

Главная цель методической работы – повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ, достижение которой зависит от профессионализма и компетенции педагогов. Поэтому, задача старшего...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...