ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья на тему

Илюхина Ирина Валерьевна

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс в качестве активных участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilyuhina_i.v.-metodicheskie_rekomendatsii.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4 г.о. Сызрань

ФОРМИРОВАНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ  РОДИТЕЛЕЙ,  ВОСПИТЫВАЮЩИХ  ДЕТЕЙ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ,  ЧЕРЕЗ  СОВМЕСТНУЮ  ПРОЕКТНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подготовил:

методист Илюхина И.В.

г.Сызрань, 2016 г.

        Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного развития дошкольников, в установлении контактов между педагогами и родителями принадлежит  детскому саду.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования серьезное внимание направлено на партнерство с семьей. Стандарт предполагает решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

        В нашем детском саду накоплен многолетний практический опыт взаимодействия с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В сложившейся системе коррекционно-образовательной и воспитательной работы педагогический коллектив относится к сотрудничеству с семьей как к стратегическому направлению деятельности детского сада.

         Основной целью работы с семьей ребенка с ОВЗ является создание единого коррекционно-развивающего пространства в дошкольном учреждении и семье на основе раскрытия потенциала взаимодействия и с пониманием взрослыми самоценности детства.

         Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха, речи, зрения, РАС, ЗПР, УО и другие сочетанные патологии) имеет различные уровни проблем: проблемы со здоровьем ребенка, социальные, психологические проблемы детей и родителей. Система помощи таким семьям представляет собой комплекс медицинской, социальной, психолого-педагогической помощи.

Проектная деятельность выступает как один из методов нормализации детско-родительских отношений. В ходе реализации проектов родители учатся относиться с пониманием к поведению и поступкам своих детей, создавать в доме атмосферу принятия ребенка таким, каков он есть, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Групповые эффекты работы  во время этапов проекта дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и от взрослых и от детей.  Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с отклонениями в развитии к себе и миру, что требует от взрослых, как «активных» строителей этих отношений, целенаправленных и осознанных усилий. Предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей - основной смысл метода проектов.

Педагоги нашего структурного подразделения определили задачи взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ через проектную деятельность:

-установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональный взаимоподдержки и взаимопомощи друг другу;

-повысить компетентность родителей в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своим ребенком;

-формировать навыки наблюдения за ребенком и умения делать выводы, видеть проблемы и маленькие «победы» своего сына или дочки;

-помочь родителям в усвоении уверенного, доброжелательного и спокойного стиля общения с целью обеспечения ребенку с ОВЗ чувства комфортности, грамотной поддержки в домашних условиях;

-предоставить консультативную и практическую помощь в решении проблем взаимодействия между членами семьи;

-формировать желание родителей обращаться за профессиональной помощью к специалистам СП по вопросам коррекции и воспитания.

Работа с семьей ребенка с ОВЗ в нашем детском саду строится на принципах:

-принцип партнерства, взаимопонимания и доверия;

-принцип «Активного слушателя»;

-принцип согласованности действий;

-принцип самовоспитания и самообучения;

-принцип жизненного опыта;

-принцип безусловного принятия особенностей своего ребенка. 

        В работе с нашими детьми используются следующие виды проектов: творческие (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника с обязательным активным участием родителей), информационные (дети собирают информацию и в детском саду и дома с помощью родителей и близких и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы - оформление группы, комнаты дома, отдельных уголков и пр.), игровые (проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи) и исследовательские (дети проводят опыты в саду, а потом и дома, после чего результаты оформляют с педагогами и родителями в виде газет, книг, альбомов, выставок). 

        Опыт работы нашего СП показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести время вместе с детьми.

На первоначальном этапе в нашем детском саду реализуются в первую очередь совместные проекты  педагогов и родителей по направлению «Особые дети – особые потребности», где родителей обучают совместным действиям с детьми по сбору,  обобщению информации и материалов по теме.      

Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе, нам удалось посредством следующих форм сотрудничества с родителями:

  • Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста», на котором родители познакомились с методом проектной деятельности, осознали значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
  • Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирали информацию, предлагали разнообразные темы проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
  • Мастер-классов, на которых родители делились собственным опытом, высказывали свои предположения, предлагали пути реализации будущих проектов.

На информационном стенде для родителей размещалась информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.

Родители оказывали детям поддержку при сборе информации, проводили необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты которых оформляли совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги, альбомы, сообщения, модели и т.д. Многие родители с интересом помогали детям презентовать собранную информацию в группе.

Данные формы позволили:

-установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития детей;

-создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи в отношениях «родители – дети – педагог»;

-активизировать готовность и желание родителей воспитанников участвовать в реализации проектного метода;

-поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, осознать свою роль в образовательном процессе.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. А ребенок с проблемами в развитии  тем более не может обойтись без помощи взрослого.  

              Очень важна помощь родителей в изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Родители с ребёнком посещают библиотеки, музей, выставки, помогают сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

Еще один положительный  момент  вовлечения родителей в работу над проектом -  совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим  подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию «семья».

Проекты с участием родителей позволяют объединить интересы и усилия педагогов, детей и родителей, направить их на достижение общей цели, особенно когда темы проектов интересны и познавательны («Овощи и фрукты – полезные продукты», «Кто у нас в лесу живет?», «Праздники нашей семьи»).  

Проектная деятельность носит краткосрочный характер в группе детей с нарушениями слуха и организуется не во время изучения определенной темы, а после нее, где материал еще раз закрепляется и отрабатывается, т. к. в работе со сложными детьми приходится возвращаться к пройденному материалу не единожды.

В развитии познавательных интересов слабослышащего ребенка работа над проектом имеет особое значение. Тема, выбранная для проекта «проецируется» на все образовательные области через различные виды детской деятельности, и получается целостный, а не разрозненный образовательный процесс, который находит свое продолжение и в домашних условиях. Это позволяет ребенку с нарушенным слухом усвоить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

В этот период происходит интеграция между общими способами решения обучающих и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Среднесрочные проекты реализуются в группах для детей с нарушениями зрения и нарушениями речи.

Работа в малых группах, подгруппах и коллективе, совместно с родителями дает детям с ОВЗ возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Объединение одним делом развивает у них коммуникативные и нравственные качества и способствует социальной реабилитации и максимальной адаптации в социуме. Именно метод проектов включает в себя комплекс исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов, в основе которых лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления («Спасибо деду за Победу!», арт-проект «Весна», «Край родной навек любимый!, «Что такое осень».

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

         Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.

Многолетний практический опыт нашего детского сада позволяет сделать вывод, что активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс помогают ребенку с ОВЗ сформировать позитивную социальную ситуацию развития.

Участие в совестных проектах позволяет  педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти необычные способы взаимодействия с детьми и родителями.

В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.