ФГОС ДО введение и реализация в дошкольной образовательной организации
статья на тему

Из опыта работы ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_do_2017_god_konferentsiya.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Шкитина А.А., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 25 Калининского района

Санкт-Петербурга

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной организации

(из опыта работы детского сада).

С 1 сентября 2013 года система дошкольного образования в Российской Федерации переживает серьёзные преобразования. Дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь образование в ДОО рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт.

В соответствии с этим в нашей дошкольной образовательной организации  были определены основные задачи по совершенствованию образовательного процесса.  Такие как:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по теоретическому знанию ФГОС ДО и его практической реализации в образовательный процесс;
  • Организация психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников;
  • Обновление материально-технического обеспечения ДОО;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Одним из важных направлений, на наш взгляд, являлось организационно - управленческое обеспечение введения и реализации ФГОС ДО.

Именно поэтому необходимо было обеспечить методическое сопровождение педагогов в рамках реализации стандарта, грамотно организовать образовательное пространство ДОО в новых условиях. Возник вопрос, как сделать это, чтобы педагогам было наиболее просто перейти с ФГТ на ФГОС ДО. Тем более, что до этого момента отсутствовали утверждённые примерные общеобразовательные программы дошкольного образования. В этот переходный период нашей задачей стало – оказать квалифицированную помощь воспитателям. Для методической работы с воспитателями были спланированы мероприятия, реализующие системно - деятельностный подход. Основные формы работы – это не обычные консультации, где роль педагога достаточно пассивна, а постоянно действующие семинары, семинары-практикумы, круглые столы, работа в рабочих группах и т.д.

Поэтому в детском саду была создана творческая группа, которая и  выступила  инициатором новых идей, нацелила педагогический коллектив на активное участие в запланированных мероприятиях.

Перед рабочей группой были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать степень готовности педагогических работников к внедрению Стандарта;
  • Проанализировать соответствие необходимых требований для его реализации, в том числе и требований к развивающей предметно-пространственной среде;
  • Разработать основную образовательную программу  дошкольного образования, которая обеспечила бы развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
  • Оказать помощь педагогам в создании рабочих  программ для каждой возрастной группы;
  • Разработать перспективный план работы с семьями воспитанников.

Немаловажным направлением деятельности по реализации стандарта является работа с кадрами. У педагогов возникли некоторые трудности при переходе с ФГТ на ФГОС. Но самые важные концептуальные положения ФГТ и ФГОС одинаковы: комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, принцип развивающего образования, принцип интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, работы специалистов детского сада, сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. Поэтому на первом этапе введения стандарта был проведен сравнительный анализ основных положений ФГТ и ФГОС ДО, а также тестирование педагогов в целях системного анализа профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям ФГОС ДО.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребовало от работников дошкольного учреждения больших изменений в своей работе: личностной и профессиональной готовности каждого педагога, новых методов в управлении и контроле, оптимального методического и дидактического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, преобразования предметно-пространственной среды.

В нашем детском саду была создана модель развивающей предметно-пространственной среды, которая бы способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей, что позволило организовать в группах нашей образовательной организации такую среду, которая соответствует реализуемой основной образовательной программе дошкольного образования и учитывает индивидуальные особенности детей, отвечает принципам организации образовательного пространства.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В нашей ДОО была разработана образовательная программа, основанная на принципах ФГОС дошкольного образования, содержание которой выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой.

Образовательная программа ДОО нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

Немаловажным условием реализации ФГОС дошкольного образования  является материально – техническое обеспечение детского сада. Состояние материально-технической базы ДОУ, обеспечивает организацию жизни детей в детском саду и соответствует приоритетным направлениям деятельности нашей образовательной организации. Насыщенность среды образовательной организации должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. В нашей ДОО создаются и поддерживаются условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, и на развитие индивидуальных возможностей детей.

Сейчас перед педагогическим коллективом детского сада на данном этапе реализации ФГОС ДО стоит задача - создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии детского сада и семьи через использование современных интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Только при условии, что детский сад и семья открыты друг другу, открыты для диалога, мы вместе сможем раскрыть способности и возможности каждого ребѐнка.

Подводя итоги, можно сказать, что в нашей дошкольной образовательной организации введен и реализуется ФГОС ДО:

  • созданы условия для работы педагогов с детьми в контексте современных требований;
  • Осуществляется систематическое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
  • имеется развивающее оборудование, методический и дидактический материал для организации образовательной деятельности;
  • имеется бессрочная лицензия нового образца на право ведения образовательной деятельности.

Но в тоже время нам есть куда и к чему стремиться. В планах у нас - продолжить пополнять материально-техническую базу дошкольного учреждения, скорректировать содержание ООП ДО в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования

В заключение можно сказать, что невозможно достигнуть положительных результатов в создании комфортных и безопасных условий в детском саду, повышении качества предоставляемых услуг без взаимодействия всех участников отношений в сфере образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

РОЛЬ ЛИДЕРА В ОПРЕДЕЛЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Роль лидерства интересова философов и историков со времен античности, однако предметом научных исследований эта тема стала только в 20 веке. Существует более 350 определений лидерства. Слово "Лидер" м...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"

КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...