Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации.
методическая разработка на тему

Шепенева Анжелла Николаевна

Материал направлен на повышение качаства подготовки педагогов к осуществлению педагогической деятельности, мотивации к самообразованию.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации педагога, развитию его творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации.

Подготовила:

Шепенева Анжелла Николаевна

Старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 1

ст. Старощербиновская

Качество образования и его эффективность - одна из  актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

        Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации педагога, развитию его творчества.

        Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование  активных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным активным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что активные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии активного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия,  мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе  познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998)

    «Коучинг–сессия» или «коуч-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций,   а   только   отвечает   на   вопросы,   которые   ему   задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Коуч-сессия – это периодическая и особым образом структурированная беседа Коуча (старшего воспитателя, например) с Клиентом (воспитателем, педагогом), задача которой состоит в продвижении к поставленной цели Клиента (аттестация).

Основные характеристики коуч-сессии:

- периодичность (1-2 раза в неделю), продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут, продолжительность самого коучинга в среднем от 2 месяцев до 1 года, бывает и дольше (в зависимости от целей и задач Клиента)
- самостоятельная работа Клиента между сессиями (домашнее задание)
- структурированность (есть определенный план беседы, контролируемый коучем, если Клиент отходит от темы, Коуч вернет беседу в нужное русло, ведь Вы встретились не для того, чтобы поговорить)
- после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей.

Коуч не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к ранее изучаемой Клиентом проблемы с другой стороны. Искусство Коуча – это содействовать развитию творческого потенциала клиента.


Условно работу Коуча (старшего воспитателя) с Клиентом (педагогом) можно разделить на следующие этапы (перед прохождением Клиентом - воспитателем) аттестации:

Этап

Действия Коуча (старшего воспитателя)

Действия Клиента (воспитателя)

Возможные вопросы Коуча (старшего воспитателя)

1. постановка задач и целей, расстановка приоритетов на эту Коуч-сессию

Вместе с воспитателем уточняет и детализирует задачи на данную Коуч-сессию

 

Воспитатель определяет тему каждой Коуч-сессии, формулирует свою задачу на эту сессию и ожидаемые результаты.

- Что Вы хотите достичь?
- Что для Вас идеальный результат?
- Для чего Вам нужно достижение этой цели?

2. анализ реальности (текущей ситуации): существующие ресурсы, ограничения, возможности; изучение внутренних и внешних препятствий

Путем задавания вопросов и активного слушания старший воспитатель пытается понять сложившуюся ситуацию. Потом идет обратная связь, чтобы убедиться, правильно ли понял старший воспитатель.

 

Описывая вслух сложившуюся ситуацию и обращая внимания на какие-то моменты, уточняемые старшим воспитателем (для понимания старшим воспитателем всей ситуации) Воспитатель анализирует также и свое отношение к сложившейся ситуации, внутренние и внешние препятствия

-   Как выглядит ситуация на данный момент?
-   В чем состоит текущая ситуация, если её представить более детально?
- Кто знает о вашем желании что-то сделать в изучаемом направлении?
- Кто еще кроме вас может повлиять на сложившуюся ситуацию?
-  В какой мере вы лично контролируете результат?
- Кто еще контролирует результат, и в какой степени? -  Какие действия вы предприняли в данном направлении до сих пор?
- Что не позволило вам сделать больше?
-   Какие возможности есть для достижения цели?
- Какие ресурсы у вас уже есть (знания, мастерство, время, энтузиазм, деньги, поддержка и т.п.)?
- Какие еще ресурсы могут вам понадобиться? Каковы их источники?
- Какие препятствия потребуется преодолеть в достижении цели?
- Какие (если они есть) внутренние препятствия или личное сопротивление имеют место в связи с намечаемыми действиями?

3. поиск решения: рассмотрение вариантов, выбор варианта достижения задачи и цели;

 

 

-  Что Вы можете сделать, чтобы достичь цели?
- Какими способами Вы можете достичь цели?
- Что еще можно было бы сделать?
- Что вы могли бы сделать, если бы имели больший бюджет, больше времени или больше полномочий (были начальником)?
-  Какая из возможностей даст лучший результат?
-   Какое из рассматриваемых решений Вам больше всего нравится? Принесет вам наибольшее удовлетворение?
-   Какую возможность или возможности Вы выбираете для реализации?

4. составление пошагового плана достижения цели;

 

 

- Каким будет ваш первый шаг для достижения цели?
- Что вы собираетесь делать?
- С чего бы вы хотели начать?
- Какие будут следующие шаги?
-  В какой степени выбранные варианты обеспечат достижение поставленных целей?
-   Каковы ваши критерии и способы измерения успеха?
-   Когда точно вы намереваетесь начинать и заканчивать каждое действие?

5. Сопровождение и поддержка во время движения к цели

Старший воспитатель активно слушает, уточняет о проделанных шагах, обсуждает, правильно ли была поставлена задача, возможно, ее надо разбить на две или наоборот объединить. Ставят дальше задачи для достижения главной цели, изучают ситуацию и составляют новый план действий на следующий период.

Воспитатель описывает, что было сделано за период между сессиями, что получилось, а с чем были трудности, каких инструментов ему не хватило.

- Что было сделано после нашей последней коуч-сессии? Все ли успели?
- Что не успели? И почему?
- Каковы результаты?
- С какими трудностями столкнулись? Как Вы думаете, почему это было трудностью для Вас?
- Что можно сделать, чтобы все трудности исчезли?

 

Каждый Коуч работает по-своему, но обычно все эти этапы присутствуют на каждой коуч-сессии, ведь на каждую коуч-сессию Клиент приходит с какой-то задачей, которую необходимо решить для достижения главной цели, а значит,  есть сложившая ситуация, есть ресурсы и можно составить план, чтобы изменить к лучшему то, что есть.

Важно выделить следующие обязательные условия организации интерактивных форм работы, в том числе проведения коуч-сессии:

  • доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между участниками;
  • демократический стиль;
  • сотрудничество в процессе общения участников между собой;
  • опора на личный («педагогический») опыт педагогов, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации  участников.

    Интерактивное обучение в процессе методической работы в ДОУ и повышения педагогической компетентности воспитателей является достаточно эффективным, так как дает возможность  совершенствования профессиональных знаний, мастерства педагога,  оценивания и использования удачных технологий обучения и воспитания детей.

Активные методы  обучения активизируют мышление и поведение участников, обладают высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами образовательного процесса.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через активные методы помогает как начинающему, так и  опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий.


Примерный план

коуч-сессий при подготовке педагога к аттестации.

План является примерным. Количество и содержание сессий зависит от личности, работоспособности и самостоятельности педагога.

Примерный запрос педагога

Примерные вопросы старшего воспитателя

Примерное «домашнее задание»

  1. ВСТРЕЧА

Хочу аттестоваться.

  • Что Вы знаете о порядке аттестации?
  • Какие документы определяют порядок аттестации педагогических работников?
  • Принимали ли Вы какие-либо действия, что бы узнать порядок аттестации?
  • Как Вы думаете, где Вы сможете найти информацию по данному вопросу?
  • Что Вы собираетесь сделать, чтобы узнать больше информации по процедуре аттестации педагогических работников?

Изучить порядок аттестации и критерии  для оценки профессиональной деятельности. Провести анализ изученной информации, выделив критерии, имеющие гриф «обязательные».

  1. ВСТРЕЧА

Проведя анализ полученной информации я понял …, не понял…

  • Что было сделано с нашей последней встречи? Всё ли успели?
  • Каковы результаты проведённого анализа?
  • С какими трудностями столкнулись, как думаете, почему?
  • Что можно сделать, чтобы трудности исчезли?
  • Есть ли в Вашей профессиональной деятельности те мероприятия (с грифом «обязательные»), которые определены в «Перечне критериев и показателей …», имеются ли подтверждающие документы?

Составить список проведённых мероприятий, (обязательных) согласно «Перечня критериев и показателей…», отметить те, на которые имеются подтверждающие документы.

  1. ВСТРЕЧА

У меня есть  небольшое количество мероприятий  из перечня с грифом «обязательные»

  • Все ли пункты с грифом «обязательные» из «Перечня» имеются в Вашем списке? Каких нет?
  • Какие есть возможности для заполнения остальных пунктов с грифом «обязательные»? кто Вам может в этом помочь?
  • Какие ресурсы у Вас есть?
  • Какие ресурсы Вам могут понадобиться?
  • Какие есть препятствия для достижения поставленной цели?
  • Что Вы собираетесь сделать?
  • Каков Ваш первый шаг?

Составить список пунктов с грифом «обязательные», которых нет в активе,  и определить мероприятия по каждому пункту.

  1. ВСТРЕЧА

Я не знаю, где ещё можно набрать баллы.

  • Что было сделано с нашей последней встречи? Всё ли успели?
  • Каковы результаты проведённого анализа?
  • С какими трудностями столкнулись, как думаете, почему?
  • Что можно сделать, чтобы трудности исчезли?
  • Есть ли в Вашей профессиональной деятельности те мероприятия, которые определены в «Перечне критериев и показателей …»,  имеются ли подтверждающие документы?

Составить список проведённых мероприятий, согласно «Перечня критериев и показателей…», отметить те, на которые имеются подтверждающие документы.

  1. ВСТРЕЧА

Баллов не хватает…

  • Что было сделано с нашей последней встречи? Всё ли успели?
  • Каковы результаты проведённого анализа?
  • С какими трудностями столкнулись, как думаете, почему?
  • Что можно сделать, чтобы трудности исчезли?
  • Какие мероприятия Вы можете провести по остальным пунктам, на каких мероприятиях Вы можете набрать большее количество баллов?

Составить список пунктов, которых нет в активе,  и определить мероприятия по каждому пункту.

  1. И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВСТРЕЧИ

В последующие сессии старший воспитатель контролирует выполнение плана мероприятий. По каждому мероприятию проводится анализ, который может включать следующие вопросы:

  • Что было сделано с нашей последней встречи? Всё ли успели?
  • С какими трудностями столкнулись, как думаете, почему?
  • Что можно сделать, чтобы трудности исчезли?
  • Какие ресурсы помогли Вам исполнить намеченное?
  • Каковы дальнейшие планы по прохождению аттестации?
  • Какой будет следующий шаг?
  • Каковы критерии успешность данного шага?
  • Что нужно сделать, чтобы он был успешным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, ле...

Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Работа  с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисован...

Методические рекомендации по использованию дидактического синквейна в словарной работе педагога.

Методические рекомендации по использованию дидактического синквейна в словарной работе педагога....

Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации

Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование  активных ме...

Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности

1.Оформление РППС по теме (подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических  игр)2.Просмотр обучающего видеоролика, презентации, виртуальная экскурсия.3.Созда...

Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации

Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование  активных ме...

Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы наставника и молодого педагога

Коуч-сессия – это периодическая и особым образом структурированная беседа Коуча (наставника) с Клиентом (воспитателем, педагогом), задача которой состоит в продвижении к поставленной цели Клиент...